|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные теории происхождения языкаДве точки зрения на происхождение языка: 1) язык не от человека и 2) язык от человека Внечеловеческое происхождение языка первоначально объяснялось как божественный дар. Возникла формула: Бог дал человеку дар речи, но не открыл названия предметов. Со времен античности сложилось много теорий происхождения языка: 1. Теория звукоподражания идет от стоиков, и получила поддержку в 19-20 веках. Суть теории в том, что безъязычный человек, слыша звуки природы, старался подражать этим звукам речевым аппаратом. В любом языке есть некоторое количество звукоподражательных слов (ку-ку, куковать, кукушка). Но, во-первых, таких слов очень мало, во-вторых, звукоподражать можно только звучащему, безгласное так называть нельзя. 2. Теория междометий идет от эпикурийцев, противников стоиков, и заключается в том, что первобытные люди инстинктивные животные вопли превратили в междометия, откуда якобы произошли все слова. Междометия входят в состав любого языка, но таких слов очень немного. Кроме того, причина возникновения языка сводится к экспрессивной функции, но в языке есть много слов, не связанных с эспрессией. К тому же, данная теория предполагает наличие человека без языка, который пришел к языку через страсти и эмоции. 3. Теория трудовых выкриков возникла в 19 веке в трудах вульгарных материалистов и сводилась к тому, что язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Но эти выкрики - только средство ритмизации труда, они ничего не выражают, даже эмоций, а являются только внешним средством при работе. Ни одной функции, характеризующей язык, в этих выкриках обнаружить нельзя, т.к. они не коммуникативны, не номинативны, не экпрессивны. 4. Теория социального договора появилась в середине 18 веке и опиралась на некоторые мнения античности и во многом отвечала рационализму самого 18 в. В этих рассуждениях зерно истины состоит в том, что в позднейшие эпохи развития языков возможно договориться о тех или иных словах, особенно в области терминологии. Но для объяснения первобытного языка нужно уже иметь язык, кроме того, данная теория предполагает сознательность у человека до становления этой сознательности, развивающейся вместе с языком. Беда всех этих теорий состоит в том, что вопрос о возникновении языка берется изолированно, вне связи с происхождением самого человека и образованием первичных человеческих коллективов. Нет языка вне общества и нет общества вне языка. Теории, объясняющие происхождение языка из жестов ничего не объясняют и являются несостоятельными. Жесты всегда выступают как нечто вторичное для людей, имеющих звуковой язык. Среди жестов нет слов, и жесты не связаны с понятиями. Жесты не могут выражать понятия, а лишь сопровождают язык слов, обладающий этими функциями. Так же неправильно выводить происхождение языка из аналогии с брачными песнями птиц или пения человеческого или забавы. Подобные теории игнорируют язык как общественное явление. Энгельс: формировавшиеся люди пришли к тому, что у них явилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неклонно преобразовалась путем модуляции для все более развитой модуляции, а органы тра постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим. Таким образом, потребность в разумном сообщении, где осуществляются сразу и коммуникативная, и семасиологическая, и номинативная функции языка вызвала появление языка. И язык мог возникнуть только как коллективное достояние, необходимое для взаимопонимания, но не как индивидуальное свойство той или иной особи. Общий процесс развития человека Энгельс представляет как взаимодействие труда, сознания и языка. Энгельс: благодаря совместной деятельности руки, органов речи и мозга не только у каждого в отдельности, но также и в обществе, люди приобрели способность выполнять все более сложные операции, ставить себе все более высокие цели и достигать их. Главные положения, вытекающие из учения Энгельса: 1) нельзя рассматривать вопрос о происхождении языка вне происхождения человека. 2) происхождение человека научно нельзя доказать, а можно только построить гипотезы. 3) одни лингвисты не могу решить этот вопрос, он подлежит решению многих наук (языковедения, этнографии, антропологии, археологии, палеотологии и общей истории) 4) если язык родился вместе с человеком, то не могло быть безъязычного человека. 5) язык появился как одна из первых примет человека. Без языка человек не мог быть человеком. 6) если язык есть важнейшее средство человеческого общения, то он и появился тогда, когда возникла потребность человеческого общения. 7) язык призван выражать понятия, которых нет у животного, но именно наличие понятий наряду с языком и отличает человека от животных. 8) факты языка в разной мере с самого начала должны обладать всеми функциями настоящего языка: язык должен сообщать, называть вещи и явления действительности, выражать понятия, выражать чувства и желания, без этого язык не язык.
16. Синонимия и антонимия. Типы синонимов и антонимов Синонимия отмечена во всех языках мира. Уже в санскрите слон назывался разными словами. Аристотель сделал вывод, что синонимы – разные слова, обозначающие одно и то же. Однако не всегда одна и та же вещь обозначается разными словами. Но, тем не менее, такое понимание сохранилось и до наших дней. Другие исследователи полагают, что синонимами являются слова, обозначающие не одно и то же, но обозначают близкие понятия. Сходство понятий обуславливает и сходство значений. Например, хороший – недурственные – неплохой и т.д. Итак, современное определение синонимов. Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение. Синонимы образуют синонимичный ряд, при этом разные ряды устроены неодинаково и в связи с этим выделяют различные типы синонимов: · Смысловые (идеографические) – синонимы, отличающиеся оттенком значения. Например, красный-алый-пунцовый. · Стилистические – синонимы, которые имеют разную сферу употребления или различную стилистическую окраску, отличаются разным отношением к обозначаемому предмету, но означают одно и то же явление действительности. Например, лоб – чело, продавец – торгаш, юноша – юнец. Это так называемые эмоционально-экспрессивные синонимы. · Абсолютные – значения слов полностью совпадают. Часто встречаются в терминологии. Например, лингвистика - языкознание; бегемот - гиппопотам. · Контекстуальные – сближение по значение происходит лишь в пределах определенного контекста.
Слово, стоящее в начале синонимичного ряда называется доминантой. Значение доминанты, как правило, более абстрактно и входит в смысл всех остальных синонимов.
Антонимы - слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, обозначающие противоположные, но соответствующие понятия. Они также могут быть однокоренными и могут не быть. Разные значения многозначных слов имеют свои антонимы (свежий хлеб - черствый хлеб; свежие огурцы – соленые огурцы). Виды антонимии: · Дополнительная. Когда антонимы покрывают всё родовое понятие. В это случае третьего понятия не дано или не может быть, и отрицание первого ведет к автоматическому утверждения второго, или наоборот. Например, вредный - безвредный. · Градуальная. Антонимы не покрывают родовое понятие, то есть между ними возможны другие слова. Например, (отличный) хороший – плохой (ужасный). · Конверсная. Антонимы обозначают одну и ту же ситуацию с разных сторон. Например, продать – купить, давать - брать. · Контекстуальная. Происходит лишь в пределах какого-либо контекста.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |