|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Империя и папство в 11-12 вв. Борьба за инвеституру
Церковь в Германии была сообщницей императора, епископы и аббаты — его верными приспешниками. За поддержку, которую они оказывали императору, им давались земли, власть над населением; в свою очередь, высшие сановники католической церкви предоставляли в распоряжение императора свои обширные материальные средства и свое религиозное влияние. Папство, которое переживало в X в. пору глубокого упадка и стало игрушкой в руках феодалов Папской области, подчинилось германскому «покровителю».
Между тем феодальная анархия чрезвычайно губительно сказывалась на многочисленных и богатых владениях церкви. Ни постановления соборов, провозглашавших «божий мир», ни отлучения не могли служить для нее достаточной защитой от хищных соседей. А католическая церковь, являясь крупным землевладельцем, была наиболее «передовым» хозяином того времени. Церковные учреждения, особенно монастыри, нередко занимались торговыми делами: они сбывали на рынок зерно, вино и другие продукты своего хозяйства.
Все это делало необходимым для церкви установление сильного органа классового принуждения, который бы охранял ее интересы. Не находя соответствующей поддержки у светских государей, церковь с X в. укрепляла свою собственную организацию, а затем пыталась сплотить феодальную Европу под своим управлением, и даже более того — навязать ей свое политическое верховенство. Для этого у церкви имелись готовые организационные формы, которые необходимо было лишь усилить и централизовать. У нее в руках были мощные средства религиозного воздействия; она располагала многочисленным штатом служителей, которые в невежественной и безграмотной Европе могли считаться сравнительно образованными людьми. Надо было только их дисциплинировать и подчинить единой воле. Эти цели поставило перед собою так называемое клюнийское движение, развернувшееся в X — XI вв. Оно получило свое название от монастыря Клюни в Восточной Франции.
Клюнийцы новели решительную борьбу против всех проявлений господства светской власти над церковной. Под воздействием клюнийского движения был проведен ряд церковных реформ; поедала централизованное объединение монастырей, а в них введен новый суровый устав, установлен строгий контроль за соблюдением безбрачия духовенства (целибат) и запрещена продажа и покупка церковных должностей.
Одним из важных результатов клюнийского движения было укрепление позиций папства. Во второй половине XI в. папство выступило с притязаниями на объединение под своей властью всей феодальной Европы. И империя, и папство выступали со своими притязаниями в обществе, где еще не было ясных национальных и государственных границ, потому что не было еще ни наций, ни сложившихся государств. В таких условиях объединительная политика империи и папства прилила «универсалистский» («вселенский») характер. Императоры, как и паны, стремились утвердить свою власть над всем христианским миром и даже за его пределами. В этом стремлении обе эти силы за каждой из них стояли определенные группировки господствующего класса — неизбежно должны были столкнуться между собой. В конфликте одержало верх папство. Однако поставленные как империей, так и папством политические цели были несбыточными». Они отражали неразвитость; центростремительных сил в феодальном обществе на известной стадии его развития. Универсалистские идеалы, к достижению которых стремились имцераторы и папы, остались пустой фантазией. Сплочение феодального мира и на Западе, и на Востоке пошло иными путями, совсем не теми, которые рисовались папам и императорам в эпоху их борьбы за гегемонию. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |