|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СОТНЯ ТРЕТЬЯ,коей акростих таков:
1. О Том, Кто благ по естеству, благо умствуй; и о всяком человеке доброе помышляй. 2. В день суда должны будем дать ответ пред Богом о словах, делах и помышлениях. 3. Навык к доброму или худому заставляет нас думать, говорить и делать доброе или худое. 4. Ум, одержимый страстями, помышляет неподобающее; обнаруживаются же его мысли словами и делами. 5. Худой мысли предшествует страсть, страсти причина чувства, а худого употребления их причина, явно, есть ум. 6. Заключай чувства, поборай помыслы и оружием заповедей потребляй свои страсти. 7. Зло устаревшее и подвига требует продолжительного; ибо укоренившаяся привычка скоро не сдвигается с места. 8. Продолжительный подвиг воздержания и любви, при терпении и безмолвии потребляют надлежашую страсть. 9. Чаще воздвигай ум на молитву, и разгонишь помыслы, вращающиеся в сердце. 10. Подвижничество требует терпения и мужества; потому что сластолюбие изгоняется не иначе, как долговременным и охотным самоутруждением. 11. Удобно совершишь подвиги подвижничества, если все будешь делать в меру и по правилу. 12. Держи всегда одинаковую меру в подвигах, и без крайней нужды не нарушай положенного правила. 13. Как любовь и воздержание очищают помыслы; так созерцание и молитва – всяко возношение воздымающееся (2 Кор. 10, 5). 14. Совесть чистою делают труды подвижнические, именно: пост, бдение, терпение, великодушие. 15. Кто благодушно претерпевает удары невольных искушений, тот делается смиренномудрым, искусным (в духовном) и благонадежным. 16. Терпение стоит на душевном желании самоутруждения; состоит же оно в подъятии произвольных трудов и невольных искушений. 17. Благодушное перенесение страшных напраслин рождает незлобие; терпение же до конца искореняет из души все худое. 18. Удары тяжелых случайностей раздирают сердце, и порождаемая тем печаль прогоняет сластолюбие. 19. Есть четыре страсти главнейших, из которых одной против другой премудро пользуется Провидение. 20. Ибо сластолюбие уничтожается наведением печали, а похоть увянуть понуждает страх адских мук. 21. Ум благоразумный душу научает духовным деланиям, а тело приучает ко всякому телесному подвигу. 22. Ревнуй показать монахом не внешнего только человека, но и внутреннего, – чрез очищение их от страстей. 23. Первое отречение есть освобождение от вещей (имущества), второе и третье есть освобождение от страстей и неведения. 24. Кто захочет, удобно отрешится от вещей; но не малый потребен труд для отрешения от пристрастия к ним. 25. Держащий в руках похоть и с гневом управится; ибо в той причина раздражения гнева. 26. Что же? Очистились ли мы от страстных помыслов и вкусили ль вследствие того чистой и невещественной молитвы, или еще нет? 27. Ум велик, если он освободился от страстей, отрешился от всего тварного, и в Боге пребывает. 28. Преуспевающий любомудрствует о следующих трех предметах, – об исполнении заповедей, о познании догматов и о вере во Святую Троицу. 29. Ум, освободившийся от страстей вот в чем вращается, – в тонких помышлениях, в созерцании тварей, и в вечном Свете. 30. В душах наших скрываются худейшие страсти; явными же они делаются, когда обличатся дела их. 31. Бывает, что ум невозмущенным себя имеет, и малость некую улучив бесстрастия; но остается не искусным, по причине отсутствия вещей (или предметов для деятельного упражнения). 32. Страсти приходят в движение от следующих трех вещей, – от воспоминания о предметах их, от довольства и покоя плоти, и от чувств, как сказано. 33. Ум, чувствами добре правящий и плоть в порядке установивший, одну только имеет брань, – брань с памятью. 34. Чрез чувства тогда приходят в движение страсти, когда нет воздержания и любви духовной. 35. Умеренный пост, бдение и псалмопение обыкновенно упорядочивают устроение тела. 36. Следующие три вещи явно изменяют на худшее устроение тела, беспорядочность диеты, изменение воздухов, и приражение бесов. 37. Страстные памятования умаляются следующим, – молитвою, чтением, воздержанием и любовью. 38. Прежде чувства заключи безмолвием, и потом поборай воспоминания оружиями добродетелей. 39. Грех мысленный есть употребление на зло помыслов, – а грех деятельный есть употребление на зло вещей. 40. Помыслами и вещами злоупотребление есть нечестивое и неправедное обоих их употребление – на зло. 41. Предосудительные страсти суть узы, держащие ум в чувственности. 42. Тот имеет совершенное бесстрастие, у кого нет пристрастия ни к делам и вещам, ни к воспоминанию о них. 43. Душа благая благотворит ближнему, и, если встретит неблагодарность, великодушною является к нему, и терпеливо сносит, если что постраждет от него. 44. Помыслы злые суть сущее зло, и не очистившийся от них не научится истинному ведению. 45. Слушающий Христа световодит себя, и подражающий Ему исправляет себя. 46. Злопамятство есть проказа души; случается же оно по поводу или бесчестий, или потерь, или подозрительных помыслов. 47. Господь ослепляет ум завистливого за то, что он не праведно печалится о благах ближнего. 48. Душа клеветливая имеет трехлезвийный язык, ибо уязвляет и себя, и слышащего, а бывает, что и оклеветываемого. 49. Незлобив, кто искренно молится об оскорбившем; и избавляется от злопамятства, кто не щадит даров ему. 50. Ненависть к ближнему есть смерть души; и вот что имеет и что причиняет себе душа клеветника. 51. Разленение от вознерадения души; нерадит же душа сластолюбием болящая. 52. Любящий Господа Иисуса предается трудам подвижническим; постоянство же в сих трудах прогоняет леность. 53. Душа крепнет от подвижнических трудов, – и делая все в меру отгоняет леность. 54. Властвующий над чревом иссушает похоть, и блудным помыслам не раболепствует ум его. 55. Ум воздержного Храм есть Святого Духа; а ум чревоугодника жилище вранов (Ис. 34, 11). 56. Пресыщение рождает похотение разных яств, а голодание сладким делает и один хлеб. 57. Избавляется от зависти скрытно сорадующийся тому, кому завидуют; и избавляет от зависти укрывающий то, чему завидовать можно. 58. Удаляйся от живущего нерадиво, хотя имя его велико у многих. 59. Возимей другом мужа трудолюбивого, и найдешь в нем покров своих погрешений. 60. Нерадивый продал себя многим господам; и как они ведут его, так он и живет. 61. Нерадение, как друг, благоволит к тебе во время мира; а во время искушения, как враг, восстает на тебя. 62. Душу свою полагает оно за тебя, прежде восстания страстей, а когда восстанут, твою душу берет себе. 63. Земля заброшенная зарастает терниями, а душа нерадивая наполняется страстями нечистыми. 64. Ум разумный обуздывает душу свою, измождает тело и порабощает себе страсти. 65. Видимые движения суть указания невидимых внутренних, как приносимые плоды указывают, какое древо приносит их. 66. Слова и дела обличают лицемера, как они же обнаруживают и скрытного лжепророка. 67. Ум обезумевший не обучает души своей, и удаляет ее от любви и воздержания. 68. Причиной непотребных помыслов бывает худой нрав, поддерживаемый тщеславием, гордостью и надмением. 69. Обладаемому указанными страстями свойственны лицемерие и лукавство, равно как злохитрость, насмешливость и непотребнейшая ложь. 70. Такие лица раболепствуют также зависти и рвению, гневу и ярости, печали и злопамятству. 71. Таков путь живущих в нерадении, и таковы сокровища сокрытые во мне. 72. Злострадание (строгие подвиги телесные) и смирение спасают душу, и от указанных выше страстей избавляют ее. 73. Разумного ума признак слово полезное, доброй же души признак дело доброе. 74. Ум просвещенный износит мудрые слова, а душа чистая возделывает Божественные помыслы. 75. Помыслы ревностного поучаются премудрости, и слова его просвещают слышащих. 76. Когда в душу заложены добрые расположения, тогда она возделывает благие помыслы, а когда в ней заложены худые склонности, тогда она порождает помыслы непотребные. 77. Страстная душа есть детелище худых помышлений и из сокровищницы своей износит она худое (Мф. 12, 35). 78. Благое сокровище – добродетелный навык, и ум благой износит из него благое. 79. Ум, Божественной любовью движимый, возделывает благие о Боге мысли, движимый же самолюбием порождает противное тому. 80. Ум, движимый любовью к ближнему, непрестанно доброе о нем помышляет (1 Кор. 13, 5); движимый же противным тому, предполагает в нем худое. 81. Благих помышлений причина добродетели, добродетелей заповеди, а их исполнения – произволение благое. 82. Добродетели и пороки, – бывая в душе, и отбывая из нее, – добре или зле настраивают душу, подвигая ее на помышления, враждебные одни другим. 83. Злых помышлений причина страсти, страстей – преслушание заповедей, преслушания прельщение чувствами, прельщения – небрежение ума о хранении чувств. 84. В преуспевающих добрые расположения могут еще удобно прелагаться на противоположное; а в совершенных расположения сии бывают неудобопреложны. 85. Сила души – навык в добродетели неудобопреложный, которого достигший говорил: кто ны разлучитъ отъ любве Божия? (Рим. 8, 35). 86. Предшествует всем страстям самолюбие; после же всех их следует гордость. 87. Три главнейшие страсти греховные порождение свое имеют из страсти самолюбия. 88. Эти три суть – чревоугодие, тщеславие и сребролюбие, из которых исходят все другие страсти. 89. За чревоугодием следует блуд, за тщеславием – гордость, прочие же – за всеми тремя. 90. За всеми тремя последуют – печаль, гнев, злопамятство, зависть, леность и прочие.... Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.) |