|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
А. Борьба с чревоугодиемИоанн Лествичник,преп. О борьбе с восьмью главными страстями // Добротолюбие. В 5т.Т.2.М.: Паломник, 1998. а. Борьба с чревоугодием. 1. Чудно было бы, если бы кто нибудь, прежде сошествия своего во гроб, освободился от нападений со стороны чрева. 2. При страсти многоядения, чрево, и будучи насыщено, вопиет: алчу! и будучи наполнено и разседаясь от излишества, взывает: я голодно. Страсть сия, имея яства пред глазами, подстрекает все пожрать за один раз. 3. Кто ласкает льва, тот часто укрощает его; а кто угождает телу, тот усиливает его свирепость. 4. Раб чрева изыскивает, какими снедями почтить праздник; а раб Божий помышляет, какими бы дарованиями ему обогатиться. 5. Когда пришел гость, чревоугодник подвигается на любовь, подстрекаемый чревонеистовством; и думает, что случай сделать пришедшему утешение есть и для него разрешение на все. Посещение другаго принимает за предлог разрешающий пить вино; и под видом скрытия добродетели, делается рабом страсти. 6. Часто тщеславие враждует против объядения: и сии две страсти воюют между собою за беднаго монаха, как за купленнаго раба. Объядение понуждает разрешать, а тщеславие внушает показать свою добродетель; но разумный человек избегает той и другой пучины; и умеет пользоваться удобным временем для отражения одной страсти другою. 7. Если плоть буйствует еще, то должно укрощать ее воздержанием, во всякое время и во всяком месте. Когда же она утихла (чего впрочем не надеюсь дождаться прежде смерти), тогда можем скрывать пред другими свое воздержание. 8. Если духовный отец тебе - юному разрешит пить вино, на пиршествах, то смотри, каков он сам: если он богобоязнен, то можешь не много разрешить, а если он не совсем радив, то лучше тебе, не обращая внимания на его благословение, хранить воздержание, особенно когда еще борешься с огнем плотской похоти. 9. В укрощении чрева употребим благоразумную постепенность: отсечем прежде всего утучняющую пищу, потом, разжигающую, а после и услаждающую. Давай чреву своему пищу мерную и удобоваримую, чтоб умеренным насыщением отделаться от его алчности, а чрез скорое переварение пищи избавиться от разжжения, как от бича. 10. Для не падавших особенное воздержание потребно только при движении похоти; а для падавших оно необходимо даже до смерти; до самой кончины пусть они не дают утешения телу своему и борются с ним без примирения. Первым предлежит только охранять всегда чинное благоустроение ума; а последним надлежит еще умилостивлять Бога душевным сетованием и истаяванием (от глада и жажды). 11. Будем укрощать чрево помышлением о будущем огне. Повинуясь чреву, некоторые (по причине разжжения от того похоти) отрезали наконец свои члены, - и умерли двоякою смертию. Присмотрись и увидишь, что объядение есть единственная причина потоплений (в море похоти), с нами случающихся. 12. Ум постящагося молится трезвенно, а ум невоздержнаго исполнен нечистых мечтаний. Насыщение чрева изсушает источники слез, а чрево изсушенное воздержанием, раждает слезныя воды. 13. Кто служит своему чреву, и между тем хочет победить духа блуда; тот подобен угашающему пожар маслом. 14. Когда чрево утесняется, тогда смиряется и сердце; если же оно упокоено пищею, то сердце возносится помыслами. 15. Утесняй чрево воздержанием, - и заградишь тем себе уста; ибо язык берет силу от множества снедей. 16. Наполняющий чрево свое разширяет внутренности; а у того, кто томит его воздержанием, оне мало-по-малу суживаются; суженныя же, оне не требуют уже и не принимают много пищи. 17. Знай, что часто бес приседит чреву, и не дает человеку насытиться, хотя бы он пожрал все снеди Египта, и выпил всю воду в Ниле. 18. Если ты обещался Христу идти узким и тесным путем, то утесни утробу свою. Пространен и широк путь чревоугодия, вводящий в пагубу блуда, и многие идут по нему, но узки врата и тесен путь воздержания, вводящий в живот чистоты, и немногие входят им (Мф. 7, 14). 19. Сидя за столом исполненным кушаньев, представляй пред мысленными очами твоими смерть и суд; ибо и таким образом едва возможешь хоть немного укротить страсть объядения. Когда пьешь, всегда воспоминай уксус и желчь Господа твоего; и таким образом, или пребудешь в пределах воздержания, или но крайней мере, возстенав, смиришь помысл свой. 20. Чревообъядение есть причина всех падений и нарушений (обетов) в иноческих общежитиях. Если ты победишь сию госпожу, то всякое место будет тебе способствовать к достижению безстрастия; если же она будет обладать тобою, то до самаго гроба везде будешь бедствовать. 21. Живая память смерти пресекает невоздержание в пище; а когда невоздержание в пище пресечено со смирением, то и другия страсти отсекаются в тоже время. 22. Однажды, когда я был еще молод, пришел я в один город или селение, - и там во время обеда напали на меня вдруг помыслы объядения и тщеславия; но, боясь исчадий объядения, я разсудил лучше быть побежденным тщеславием. В мирянах корень всех зол есть сребролюбие, а в монахах - объядение. 23. Видел я мужественных деятелей, которые, по некоторой нужде, давши утробе малое послабление в пище, вслед за тем утомляли сие окаянное тело всенощным стоянием; и тем научали его с радостию отвращаться от насыщения. 24. Невозможное дело - в начале иночества быть совершенно чистыми от объядения и тщеславия. Но против тщеславия не должно нам бороться услаждением чрева. 25. Как преступник, которому объявили приговор, и который идет на казнь, не беседует о народных зрелищах; так и тот, кто истинно оплакивает грехи свои, не будет угождать чреву. 26. Как во множестве навоза раждается много червей, так и от множества яств происходит много падений, лукавых помыслов и сновидений (срамных). 27. Если крайний предел чревоугодия есть - понуждать себя на принятие пищи, когда и не хочешь есть, то крайний предел воздержания будет - воздерживать естество свое, когда она алчет, не смотря на то, что оно ни чем в это время не провинилось. 28. Как тучныя птицы не могут высоко летать, так и угождающему своей плоти невозможно взойти на небо. 29. Изсохшая тина не угодна бывает свиньям, так и плоть, увядшая от подвигов, не упокоевает более бесов. 30. (Исповедь чревоугодия). Как вы хотите отделаться от меня, когда я связана с естеством вашим? - Дверь моя - потребность снедей, ненасытным же делает меня привычка, - которая потом вместе с нечувствием души и непамятованием смерти служит основанием страсти ко мне. - Первородный сын мой есть блуд, второе после него исчадие есть ожесточение сердца, а третье, - сонливость. Море злых помыслов, волны скверн, глубина неименуемых нечистот - также от меня происходят. Дщери мои суть: леность, многословие, дерзость, смехотворство, кощунство, прекословие, жестоковыйность, непослушание, нечувствие, пленение ума, самохвальство, высокомерная и безумная самонадеянность, любовь к миру, за которою следует оскверненная молитва, парение помыслов и часто злоключения нечаянныя; и за всем этим следует отчаяние - самая лютая из всех страстей. - Память согрешений возстает против меня, но не побеждает. Мысль о смерти сильно враждует на меня, но нет ничего в человеках, чтобы могло меня совершенно упразднить. Кто приял Утешителя, тот молитвенно жалуется Ему на меня, и Он умолен будучи, не дает мне действовать в нем страстно. Не вкусившие же Его всячески ищут услаждаться моею сластию. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |