|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПОНЯТИЕ, ГЕНЕЗИС, СПЕЦИФИКА ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСОДЕРЖАНИЕ
Введение 1. Понятие, генезис, специфика эстетической деятельности 2. Формы эстетической деятельности Заключение Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа написана по науке эстетика, которая изучает становление и развитие человеческой чувственности, чувственном познании, чувственной культуре общества. Термин «эстетика» (от греческого слова «aisthetikos» - относящийся к чувственному восприятию) был введен немецким философом А. Баумгартеном в ХVIII в. Им же было определено место этой науки в системе философии. Он полагал, что эстетика – низшая ступень гносеологии, наука о чувственном познании, совершенной формой которого является красота. История эстетики насчитывает тысячелетия. Однако, она сформировалась гораздо раньше, чем появился сам термин эстетика. Эстетика изучает чувственное познание окружающей действительности и имеет дело с разными ее сторонами: с природой, обществом, человеком и его деятельностью в жизненных различных сферах. Основным предметом изучения эстетики является эстетическое знание и его действительность, его законы и нормы, формы и типы, отношение к природе и искусству, происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении. Цель изучения работы – на основе общественных явлений выделить сущность, специфику и многообразие форм эстетической деятельности, как исторической реальности, меняющейся согласно перемен всего комплекса общественно-исторических условий человека и общества. Как известно, способ существования человека состоит, прежде всего, в предметно-практической деятельности, в результате которой создано два продукта – мир культуры, в котором протекает жизнь человека, и раскрытое богатство творческих возможностей и потребностей индивида. Общественно-историческая практика послужила, таким образом, основой возникновения и развития способности человека преобразовывать мир по законам красоты, а тем самым формировать в себе собственные эстетические чувства и переживания, вкусы и идеалы. Поэтому, очевидно, что в жизни человека нет такой области или сферы, где бы ни присутствовала эстетическая деятельность. Другое дело, что она может реализовываться как самоценная, самодостаточная, или быть лишь моментом других форм деятельности. ПОНЯТИЕ, ГЕНЕЗИС, СПЕЦИФИКА ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Во всякой деятельности человека, индивидуальной и коллективной, помимо ее прямого утилитарного назначения есть хотя бы элементы, крупицы общечеловеческого, выражающиеся в ее значимости для всего человечества. Можно сказать, что эстетическая деятельность — это деятельность человека, связанная с искусственным возбуждением эмоций, деятельность в ее общечеловеческой значимости, хотя общечеловеческое не исчерпывается эстетическим. Эстетическое необходимо человеку, чтобы справляться с препятствиями. Универсальной формой эстетической деятельности является творчество по законам красоты [2,22]. Эстетическую деятельность рассматривают как историческое, меняющееся явление, связанное со всем комплексом общественно-исторических условий жизнедеятельности человека и общества. То есть эстетическая деятельность в разные исторические эпохи представлена в различных формах, она по-разному реализовывала себя в общей деятельности людей, поэтому имеет неодинаковые достижения в мире культуры. Материалистическое понимание истории позволило оценить роль труда в становлении различных форм деятельности, в том числе эстетическую. В процессе труда человек формирует природу в соответствии со своими потребностями. Оформленная человеком часть природы – культура – обладает особым смыслом, особой ценностью для человека, она есть закон его общественной жизни. Между сущностью вещи и формой образуется глубокая взаимозависимость: совершенство формы позволяет наиболее адекватно представить, сделать очевидной общественную сущность. Поэтому поиск и создание совершенной формы является эстетическим моментом любой человеческой деятельности [1,26]. Конечно, нельзя утверждать, что первые предметы трудовой деятельности человека (каменный топор, наконечники для стрел, глиняные сосуды и др.) обладают эстетической ценностью. Однако нельзя не признать, что они принципиально отличаются от предметов природы тем, что человек способен обнаружить заключенный в форме такого каменного предмета общественный смысл, увидеть цель, для которой предназначается такой предмет [2,28]. Процесс выработки у человека способности действовать целесообразно растянулся на долгие тысячелетия, однако развивался по восходящей, позволившей человечеству создать богатство мира культуры, многообразие ее форм. Этот процесс не осознавался человечеством достаточно долго, так как человек творил, прежде всего, для удовлетворения своих материальных потребностей. Этим и объясняется то, что искусство, культивировавшее только эстетическую потребность, выделилось из материальной практики сравнительно поздно — относительная бедность общества не позволяла ему содержать людей, работающих только на удовлетворение духовной потребности. Только в труде вырабатывается сознание, способность воспринимать продукты эстетической деятельности. Ребенок, выпавший из людского лона, не обретет ничего человеческого. Он так и останется животным. Продукты эстетической деятельности могут быть либо полезными, либо вредными. В древних цивилизациях предметы, созданные для удовлетворения материальных потребностей человека, но обладающие совершенной формой, ценились за свои эстетические качества. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас захоронения племенных вождей, царей и фараонов, предметы обихода, одежды, утварь, мебель и оружие, которые должны были служить умершим в загробном мире. Это предметы высочайшего художественного мастерства, хотя и способны выполнить утилитарную функцию. Они ценились не только потому, что их можно было использовать: по прямому назначению, а прежде всего - что олицетворяли богатство и могущество их владельцев, умение их талантливых создателей; они радовали людей своими уникальными эстетическими качествами: совершенством, своеобразием, неповторимостью, тончайшим исполнительством [2,28]. Таким образом, на начальных этапах развития общества производительный труд не только не исключал эстетический компонент, а наоборот предполагал его. Когда человечество, выйдя из периода -собирательства и охоты, занялось производящим хозяйством, были изобретены технические приспособления, применение которых значительно увеличивало производительность труда, что, в свою очередь, высвобождало время в трудовом процессе для совершенствования мастерства и фантазии. Предметы ремесленной деятельности становились все разнообразнее, утонченнее. Они начали дополняться элементами, прямо не влияющими на утилитарную функцию предмета, т.е. соответствующего практическому значению данного предмета. Излишества формы, орнамент на сосудах и тканях, украшения оружия и конской сбруи, отделка стен зданий мозаикой и фресками и т. д.- все это дополняло утилитарную функцию эстетической, а часто последнюю ставило выше первой. Этому способствовало социальное расслоение общества, где предметы с определенными эстетическими качествами становились знаком особого социального статуса человека, владеющего ими. Следует заметить, что произведения искусства в наше время используются как способ накопления богатства, когда на аукционах в их покупку вкладываются баснословные капиталы. Однако, основная масса эстетических объектов являются не полезными и не вредными, сюда можно отнести, например, некоторые произведения искусства. В то время, когда искусство отделялось от ремесла, художники выходили из ремесленных цехов. В процессе труда они соединяли 2 функции: духовную деятельность по созданию замысла произведения (поиск оригинальной формы, подбор соответствующего материала, палитры красок, приемов обработки) и физическую работу по непосредственному производству предмета. Таким образом, ремесленник являлся художником. Такой процесс деятельности, где еще не было разделения физического и умственного труда и закрепления его за различными индивидами, обладал значительным творческим потенциалом, поднимавшем значительную часть ремесла на уровень искусства. Именно такой характер труда создал предпосылки для расцвета искусства в античной Греции и Риме [1,30]. Физический труд в условиях классового общества всегда считался уделом эксплуатируемого класса и не обладал в общественном сознании ценностью. Но до тех пор, пока он носил ремесленный характер, ему присуще было творчество, стимулирующее развитие личности. Формирование буржуазного способа производства с разделением труда на отдельные операции и последующей передачей их машинам в корне изменило характер труда, исключив из него эстетический момент, сделав рабочего простым придатком к машине. Труд на капиталистической фабрике тех времен был полностью лишен творческого элемента и в силу этого обретал форму антипода искусству, в котором творчество, как известно, является основной его характеристикой. Именно капиталистический способ производства развел труд и искусство на разные полюса, противопоставив одно другому и укрепив над искусством ореол исключительности. Традиционное разделение в современном производстве творческой и репродуктивной функций – одна из существеннейших причин сохранения непрестижности, непривлекательности работы на промышленном предприятии, особенно в условиях конвейерного производства. Объясняется это существующим уровнем развития техники и технологии. С одной стороны, узкая специализация, т. е. закрепление за рабочим определенной операции, позволила значительно повысить производительность труда. С другой стороны, такой труд начал превращать человека в автомат, отнимать у него возможность развиваться, реализовывать в процессе труда богатство заложенных в нем способностей. Технический прогресс, таким образом, носит противоречивый характер, создавая богатство материальное и обедняя самого человека [1,30]. Эстетическая деятельность охватывает и труд, и быт, и культуру, например область садово-парковой культуры. Сады и парки — продукт культурной деятельности, стремящейся к гармонии, к породнению облагороженной природы с добрым к ней человеком. Не являясь в строгом смысле слова собственно искусством, садово-парковая культура развивается вместе с ним и под его влиянием, что сказалось в развитии стилей садов и парков вслед за развитием художественных направлений в искусстве. Существуют сады и парки ренессансные, барокко и рококо, сады классицизма и романтизма. Например, парк французского классицизма в Версале, сады голландского барокко в Московском Кремле огораживались стенами, украшались беседками, сады с уклоном в рококо есть в Царском Селе. В пределах каждого стиля есть свои национальные особенности, а внутри национального стиля — почерк отдельных садоводов (Джон Эвелин писал в конце XVII в.: «Каков садовод, таков и сад»). Существовавший в садах барокко и рококо иронический элемент свидетельствовал о том, что эстетическое освоение мира также опирается на все многообразие эстетических свойств действительности (возвышенное, трагическое, комическое и т. д.). Эстетическая деятельность включает в себя выработку эстетических взглядов, идеалов, личного вкуса, представления, оценки. Так, эстетические вкусы – система эстетических представлений и ориентаций, регулирующих поведение человека, основанные на исторически обусловленных эстетических впечатлениях, так называемая эмоциональная память. Эстетический идеал – представление о высшей гармонии, образ возможности и совершенстве в действительности и в культуре, которое становится целью, критерием и вектором деятельности человека по преобразованию мира. Идеал – это то, чего не существует. Эстетические оценки – существуют в виде чувств, это суждение о действительности на основе эстетического чувства. Специфика эстетической деятельности состоит не просто в познании на уровне чувственных образах, специфической особенностью эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека. В структуре эстетической деятельности: цель-действие-операция-эстетическая деятельность, развертывается универсально, так как она идет от индивидуальности к обществу.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |