АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мемориальная плита №42

Читайте также:
  1. IMG – это отечественный ответ плитам WEDI, DO IT и BARLIGHT.
  2. Кухонная плита
  3. Мемориальная доска Кичигину
  4. Мемориальная плита № 36.
  5. Мемориальная плита №12.
  6. ОРИЕНТИРОВАННО-СТРУЖЕЧНАЯ ПЛИТА ОСП 3 (OSB 3)
  7. Перфорированная древесноволокнистая плита.
  8. Плита декоративная

Лагерь смерти для военнопленных у д. Масюковщина, северо-западнее Минска. Его официальное немецкое название – «Шталаг-352».

Режим лагеря был направлен на систематическое истребление советских военнопленных. Бывший узник лагеря Г.А. Воронов рассказал: «Помещения, в которых мы были размещены, представляли собой два темных полуразрушенных сарая, именуемые немцами бараками №21 и №22. В отверстия вверху сараев вовнутрь врывался холод. Они служили источником дневного света. В сараях не было отопления, пол земляной, жуткая грязь, вонь и темнота. Холод сковывал истощенных и измученных людей.

Вода в бараке совершенно отсутствовала. Люди собирали смешанный с грязью снег и утоляли жажду. Кормили военнопленных раз в сутки. Рацион состоял из 100 – 120 г. хлеба, содержащего 50 % древесных опилок, 0,75 литра теплой воды с примесью картофельных очисток, гнилого картофеля или затхлой муки. Это вызывало желудочно-кишечные заболевания и, наконец, смерть.

В то же время военнопленных принуждали работать по 14 – 16 часов в сутки. Смертность от голода и холода, побоев, изнурительной работы была очень высокой.

В конце 1941 г. по распоряжению командующего 4-ой армией Клюге в лагерь для военнопленных под Минском заключалось и гражданское население. Об условиях в этом лагере министерский советник Дорш докладывал Розенбергу: «В лагере для военнопленных под Минском, на территории размером с площадь Вильгельмплац находится около 100 тысяч военнопленных и 40 тысяч лиц гражданского населения. Пленные, которые согнаны на эту маленькую территорию, почти не могут двигаться и вынуждены отправлять свои естественные надобности на том месте, где стоят… и уже много дней не получают никакого питания…» [60]

Однако обреченные на смерть узники не прекращали борьбы. Эта борьба велась в самых разнообразных формах – от помощи ослабшим товарищам до разносторонних форм подпольной деятельности, широкого саботажа и диверсий.

Одной из самых массовых форм этой борьбы были побеги военнопленных. В 1943 году из лагеря совершили побег 15 автослесарей из лагерного гаража-мастерской, куда немцы привезли и поставили на ремонт две бронемашины. Они были отремонтированы. Их решили использовать для побега из лагеря. Пленные распределились на двух машинах и направились к воротам лагеря. Часовой, увидев машины руководства лагеря, открыл ворота. Машины выехали на дорогу в поле. Через 6-8 километров машины одна за другой вышли из строя, их пришлось бросить и врассыпную уходить в лес. Немцы организовали погоню, прочесали лес. Им удалось схватить двоих беглецов. Обезображенных до неузнаваемости, их принесли в лагерь и бросили на «плац» для всеобщего обозрения, для устрашения. Но побеги из лагеря продолжались. Остальным беглецам удалось найти партизан: Владимир Кладкевич стал радистом, Винник – оказывал помощь раненым, как медик.

Сейчас на том месте, где фашисты закапывали умерших и убитых пленных, создано мемориальное кладбище. 197 могил хранят останки замученных и расстрелянных людей. Здесь же стоит мемориальный знак (автор Волчек). На нем слова: «Сучаснiкi i патомкi! Схiлiце галовы – тут пахаваны тыя, хто не стауў на каленi перад ворагамi».

С июля 1941 года по июль 1944 года в этом лагере было уничто­жено более 80 тысяч советских военнопленных.

В последние годы белорусские ученые провели ряд исследова­ний, найден еще ряд братских могил, в результате число жертв в концлагере Масюковщина увеличилось до 110 тысяч человек[61].

Много таких лагерей было создано осенью 1941 г. в тыловых районах оккупированных областей.

Одним из крупнейших лагерей для военнопленных являлся цен­тральный пересыльный лагерь №121 в г. Гомеле – мемориальная плита №18.

Здесь одновременно уничтожалось до 30 тысяч военнопленных. В летнее время ежесуточно умирало 300 – 500 человек, а в зимнее – до 1000 человек. В лагере №121 было уничтожено около 100 тысяч человек.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)