АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ. Пьеса Александра Гетмана по одноименному роману

Читайте также:
  1. I. ДЕТСТВО. ПЕРВОЕ ИСКРЕННЕЕ ОБРАЩЕНИЕ
  2. I. Детство. Первое искреннее обращение
  3. II. БРОСОК В ДЕЙСТВИЕ
  4. IV. — Действие призрака субъекта на другого субъекта.
  5. MS EXCEL. Использование электронного табличного процессора excel: построение графиков. Взаимодействие excel с другими приложениями windows.
  6. VII. — Действие призрака на материю.
  7. XV. СВЕРХЗАДАЧА. СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ
  8. Автор прицеливается из 75-миллиметровой французской пушки в гору Сьюпи-риор. Это было первое артиллерийское орудие, примененное для борьбы с лавинами в Западном полушарии.
  9. Акустическое воздействие транспорта, проблемы ослабления шума
  10. Альным взаимодействием. Вот почему эту качественно новую ступень природного феномена следует выделить как социальный импринтинг.
  11. Биологическое действие радиации.
  12. Биологическое действие радиоактивных лучей

Владимир Набоков

 

КАМЕРА ОБСКУРА

 

 

Пьеса
Александра Гетмана
по одноименному роману

Сценическая версия романа
Александра Гетмана

 

 

Санкт-Петербург

Год


 

Действующие лица

 

 

Кречмар

Магда

Горн

Макс

Аннелиза

Ирма

Фрида
Роли исполняются одной актрисой
Эмилия

Первый официант
Роли исполняются одним актером
Отто

Второй официант
Роли исполняются одним актером
Слуга


ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Черное замкнутое пространство. Кинотеатр
В глубине зловеще белеет квадрат экрана. Немногочисленные зрители уставились на него в ожидании.
Третий звонок. Свет постепенно гаснет.
Молоденькая капельдинерша светит фонариком, держит за руку опаздывающего мужчину — провожает его к месту. Посадив, быстро уходит. Мужчина долго смотрит ей вслед.
Слышен стрекот киноаппарата. На экране появляется мелкий черный дождь, затем — титры.

 

Небольшое кафе. Появляется благообразный мужчина лет сорока — Кречмар. С ним — молоденькая девушка, почти девчонка — Магда. Идут к столику под деревом, скорее всего, декоративным.

Кречмар. Пальто...

Магда. Что?

Кречмар. Снимите пальто.

Магда. Мм... Нет, здесь прохладно.

Кречмар. А мне кажется тепло. (Озирается, снимает макинтош, шляпу, кладет их вместе с зонтом на свободный стул.) Что же вы стоите? Садитесь... Вот так. (Садится, протягивает ей меню.) Прошу вас — выбирайте, что вам угодно.

Магда. О, нет! Я ничего не буду.

Кречмар. Как!

Магда. Мне ничего не угодно.

Кречмар. Но почему же?

Магда. Мм... просто не хочу.

Кречмар. Выпейте чего-нибудь: шампанского, коньяку...

Магда (смеется). О, коньяку! Нет-нет-нет.

Кречмар. Может, вы хотите поесть?

Магда. Ах, нет, я на диете — мне надо беречь фигуру.

Кречмар. По-моему, вам рано заботиться об этом. Да! Как вас зовут?

Магда. Магда.

Кречмар. Магда. Магдалина. Евангельское имя. Вы очень красивая девушка, Магда... (Берет ее руку.)

Магда (высвобождаясь). Охо-хо-хо, извините, сударь.

Кречмар. Ну, может быть, кофе, соки... чего-нибудь.

Магда. Ни-че-го... Говорят, она была блудницей.

Кречмар. Кто? (Пытается незаметно снять с руки обручальное кольцо.)

Магда. Ну эта... Магдалина.

Кречмар. Хм, в некотором роде. Одержимая бесами. Но Иисус Христос ее исцелил. После этого она всюду следовала за ним, служила ему, делилась своим достоянием...

Магда. Ах, неужели... (Смеется.)

Кречмар. Что?

Магда. Неужели и Христу это было надо?

Кречмар. Что — это?

Магда. Ну... ее достояние, разумеется.

Кречмар. Как тебе сказать... Он, конечно, был Богом, но и он нуждался... в сострадании.

Магда. Ах, вот что: он ее вылечил — она его пожалела. Понятно... А вас как зовут?

Кречмар. Миллер. Господин Миллер.

Магда. Ну вот — опять! (Смеется.) Везет же мне на Миллеров. Если вы не обманываете, конечно, что вы — Миллер.

Кречмар. То есть?

Магда. У меня в школе учитель математики был Миллер. Все норовил меня ущипнуть. Как проходит мимо, так — цоп! цоп! — за задницу. А однажды зажал в углу и схватил за сиськи. Так я ему так двинула ногой по... в одно место, что у него очки слетели.

Кречмар (натянуто смеется). М-да... Ты — коварная девушка, Магда.

Магда. Если что, постоять за себя могу. Мороженое!

Кречмар. Что?

Магда. Если вы не передумали меня угостить, то купите мне мороженое.

Кречмар. Конечно. Пожалуйста. И бутылку шампанского!

Магда. Нет, напоить меня не надейтесь. Вы, кажется, вообще на мой счет заблуждаетесь. (Смотрит на него.) А, сударь?

Кречмар. Ну что ты... что вы. Нет-нет. (Кричит в сторону.) Официант!

Магда. Нет, принесите мне сами.

Кречмар. С удовольствием.

Магда. Да! Прихватите сюда телефонную книгу.

Кречмар. Хорошо. (Уходит.)

Магда (берет оставленный им портсигар, читает на нем инициалы). Бэ... Ка... (Берет его шляпу, заглядывая в нее, читает.) Бруно Кречмар... Ах ты, врунишка, Бруно Кречмар... Миллер!

Кречмар (появляется). Вот твое мороженое. С клубникой!

Магда. Спасибо, господин Миллер. Вы необычайно любезны. Дайте-ка мне эту книжицу. (Берет телефонную книгу, листает.) Так-так-так...

Кречмар. Ты где живешь?

Магда. Да здесь, неподалеку. А вы?

Кречмар. Я живу за городом, с мамой. А ты — с родителями, конечно?

Магда. С тетушкой. С очень строгой тетушкой. А родителей у меня нет, я — сирота. (Вздыхает.) Ах... Папа был художником... Он рано умер.

Кречмар. Вот как... Стало быть, мы с ним почти коллеги.

Магда. Не может быть! (Смеется.) Неужели и вы — художник?

Кречмар. Не совсем. Я — искусствовед. Занимаюсь классической и современной живописью.

Магда. Вы, конечно, всех писателей, режиссеров и артистов знаете...

Кречмар. Да, очень многих знаю.

Магда. Здорово!

Кречмар (пытается взять ее за руку). Магда...

Магда (закрывая телефонную книгу). Понятно. Теперь и мы кое-что про вас знаем.

Кречмар. Что же?

Магда. Что вы искусствовед. Что живете с мамой.

Кречмар. Ну да, конечно. Скажи, а ты давно работаешь в кинотеатре? Тебе нравится это?

Магда. Ах, уже месяц. Тоска, конечно, работать билетером, но это временно. Надо же как-то зарабатывать на жизнь честной девушке. Одна радость: можно бесплатно смотреть все фильмы с Гретой Гарбо. Сколько угодно, хоть с утра до вечера. Я все ее роли наизусть знаю. Я от нее умираю!

Кречмар. А я — от тебя... Магда...

Магда. Подожди. Особенно в этом фильме, где она говорит ему: “Арман, любимый, оставь меня, я недостойна тебя... Оставь меня, о мой любимый, о мое счастье!..” Вот тут я просто писаю кипятком.

Кречмар (смеется). Да?!.. Интересно. Я вижу, ты хочешь быть артисткой.

Магда. Я родилась, чтобы быть артисткой. Я обожаю кино. Вот где жизнь!

Кречмар. А я обожаю тебя. У тебя такое лицо! Как на картинах старых мастеров. (Гладит ее руку.) Сними пальто. У тебя прелестная фигурка.

Магда. Нет, я не сниму пальто. И вообще, — веди себя хорошо. Будь пай-мальчиком.

Кречмар (смеется). Ты сведешь меня с ума!

Магда. По-моему, ты и так слегка чокнутый.

Кречмар. Хм... Ты так считаешь?

Магда. Не обижайся, тебе это даже идет. Говорят, с искусствоведами это бывает.

Кречмар. И много ты видела искусствоведов?

Магда. Ты — первый. В жизни. В кино видела всяких там людей искусства, похожих на педиков.

Кречмар. Скажи, а у тебя есть... жених?

Магда. Нет.

Кречмар. А друг? Друг есть?

Магда. Я вообще держусь подальше от мужчин. Тетя говорит, у мужчин одно на уме: как половчее обмануть бедную девушку.

Кречмар. Ну, не все мужчины одинаковы. Молодые, конечно, легкомысленны, тут твоя тетя права. Но зрелые мужчины — люди ответственные...

Магда. Ой, не знаю, не знаю, — врут и те и другие одинаково. Спасибо за мороженое. Я пойду. (Встает.)

Кречмар. Как?! Не уходи еще, постой.

Магда. Уже поздно, тетя будет сердиться.

Кречмар. Магда... (Подходит к ней, берет за кисти рук, хочет поцеловать.)

Магда. Ах, оставьте... Это нехорошо.

Кречмар. Прошу: не уходи, у меня никого нет, кроме тебя. Побудь еще со мной.

Магда. Нет, мне надо идти.

Кречмар. Один поцелуй, только один...

Магда. Нельзя, нельзя. (Уходит.)

Кречмар (идет за ней). Завтра я опять тебя буду ждать у кино.

Магда. Не провожай меня.

Кречмар. Но почему?

Магда. Нельзя. Прощай! (Шлет ему воздушный поцелуй.) Забудь меня, Арман. (Скрывается.)

Кречмар. Хм, глупышка...

Слышен свист. Появляются два официанта, похожих на фрачных киногероев. Они искусно высвистывают мелодию знойного танго. Исполненные достоинства, убирают, бесцеремонно разглядывая при этом Кречмара, словно примеривая его к чему-то. Вдруг обнявшись, начинают танцевать, любовно глядя друг на друга.

Первый. О, моя Маргарита, побудь со мной еще!

Второй. О нет, Арман, забудь меня, любимый! Ах! Я недостойна тебя...

 

Квартира Кречмара. Прихожая. Роскошное трюмо. Служанка Фрида помогает Кречмару раздеться. На пороге гостиной стоит Аннелиза — жена Кречмара.

Аннелиза. С удовольствием, дорогой, хоть два!

Кречмар. Что?.. Что — хоть два?

Аннелиза. Ты сказал: только один поцелуй, дорогая.

Кречмар. Ах, да! (Целует ее.) Добрый вечер, дорогая. У нас гости?

Аннелиза. Как всегда — только Макс. Фрида, ужин хозяину.

Фрида. Все уже остыло давно.

Аннелиза. Значит, надо погреть.

Фрида. Слушаюсь, мадам. (Уходит.)

Кречмар. Как Ирма, поправилась?

Аннелиза. Бруно, она уже неделю ходит в школу!

Кречмар. Вот как... Ты сделала новую прическу? Тебе идет.

Аннелиза. Спасибо. Я старалась тебе понравиться.

Кречмар. Очень, очень...

Вбегает Ирма — девочка лет десяти.

Ирма. Папа!.. Пришел!

Кречмар (обнимает ее). Моя дорогая... моя сладкая девочка! Как твои дела?

Ирма. Хорошо. Что ты мне принес?

Аннелиза. Ирма!

Ирма. Но папа сам обещал.

Кречмар. Папа обещал и папа принес. (Дает ей пакет.) Вот.

Ирма, развернув, достает мягкую игрушку — странного зверька, похожего на морскую свинку.

Ирма. Ой! Чипи!

Кречмар. Ты рада?

Ирма. Очень. Спасибо, папочка. (Убегает.)

Гостиная. На стене — старинный гобелен. Дородный мужчина, сидя в кресле, читает газету. Это Макс — брат Аннелизы.

Макс (не отрываясь от газеты). Ты что так раскудахталась?

Ирма. Смотри, дядя! (Показывает игрушку.)

Макс. Ага...

Ирма. Ну посмотри же! Это Чипи!

Макс. О-о! Я тебя поздравляю... Наконец-то...

Кречмар (входя). Привет, Макс.

Макс, Привет, Бруно. Извини, я тебя не дождался и поужинал сам.

Кречмар. Известное дело, с обжорами только так и бывает. Надеюсь, ты хотя бы выпьешь со мной?

Макс. Чего-нибудь легкого — с удовольствием. Как твои дела? О тебе тут в хронике пишут.

Кречмар. В уголовной, конечно?

Макс. Пока только в светской.

Кречмар. Значит, у меня все впереди.

Аннелиза. Ну и шутки же у вас, господа!

Кречмар. Анхен, тебе налить твоего винца?

Аннелиза. Пока нет, спасибо. Ирма, в постель.

Ирма. Ну мама, мы еще с Чипи не доели мороженое.

Аннелиза. Без разговоров. Поцелуй папу, попрощайся с дядей.

Макс, Вот! А потом удивляются: откуда и как это рождаются диктаторские режимы. Детка, я тебе сочувствую. (Целует ее в макушку.) Спокойной ночи.

Ирма. Спокойной ночи, дядя. Спокойной ночи, папочка.

Кречмар. Спокойной ночи, дорогая.

Ирма. Приходи завтра пораньше. Чтобы успеть еще порисовать. Хорошо?

Кречмар (выразительно глянув на Аннелизу). Я постараюсь. Иди спать.

Аннелиза. Напрасно ты смотришь на меня, я ее этому не учила. (Уводит Ирму.)

Фрида (появляясь с подносом). Ваш ужин, господин Кречмар.

Кречмар. Спасибо, Фрида.

Фрида. Пожалуйста. (Уходит.)

Кречмар берет недоеденное Ирмой мороженое, машинально ест.

Макс. Как твоя тяжба? О ней пишут сегодня в вечерней газете.

Кречмар. Да, ты говорил. И что же пишут?

Макс. Вот. (Берет газету, читает.) «Известному знатоку живописи Бруно Кречмару придется быть экспертом в скандальном деле об авторстве. Модный художник Кок написал портрет артистки кино Дорианны Карениной. Косметическая фирма приобрела у нее право помещать ее портрет на плакатах рекламы губной помады. На плакате Дорианна держит в одной руке помаду, другой прижимает к плечу плюшевую Чипи — симпатичного зверька, модную игрушку. Автор игрушки — художник Горн — тотчас из Нью-Йорка предъявил фирме иск». Ты его знаешь, этого Горна?

Кречмар. Лично — нет. Откуда же мне его знать? Он живет постоянно в Америке. Хотя некоторое время, говорят, жил здесь, у нас. Но мы с ним не встречались. А что?

Макс. Я думаю, он это дело выиграет. Нет?

Кречмар. Если я докажу, что взоры глядящих на рекламу привлекаются больше его зверьком, чем киноактрисой, то — да, он это дело выиграет, конечно.

Макс (смеется). Представляю себе реакцию Дорианны Карениной.

Аннелиза (появляясь). Это какое же дело вы обсуждаете?

Кречмар. Ты что, с луны что ли свалилась?

Аннелиза. Бруно... Что с тобой?

Кречмар. Прости.

Молчание.

Макс. А в общем-то, выиграли все — шума вокруг дела много, газеты пишут: и о рекламе, и об актрисе; помаду покупают, Чипи нарасхват. Что еще надо!.. Пожалуй, я пойду, дорогие мои. (Помолчав.) Может, вам съездить куда-нибудь отдохнуть. На юге уже тепло — купаются... И Ирме было бы полезно.

Кречмар. По-моему, у нас все в порядке... Как ты считаешь?

Аннелиза. Да, конечно...

Кречмар. Просто у меня сейчас много нервной работы...

Аннелиза. Я понимаю тебя, дорогой.

Кречмар. А что касается Ирмы, то она, действительно, много болеет в последнее время. Может быть, тебе с ней поехать куда-нибудь на курорт?

Аннелиза. Может быть... Я посоветуюсь с ее врачом.

Телефонный звонок. Кивнув, Макс уходит.

Кречмар (берет трубку). Алло...

Голос Магды. Здравствуй, Бруно Кречмар... Ну, что ты молчишь, врунишка?

Кречмар. Кто говорит?

Голос Магды. Ты прекрасно знаешь, кто.

Кречмар. Алло...

Голос Магды. Нехорошо было меня обманывать, Бруно. А еще солидный человек. Но я тебя прощаю. Я хотела только тебе сказать...

Кречмар. Вы ошиблись, это другой номер. (Кладет трубку.)

Аннелиза. Кто это был?

Кречмар. Ты же слышала — ошиблись номером.

Аннелиза. А отчего ты такой красный?

Кречмар. Какая-то дичь! (Размахивает письмом.) Совершенная дичь. Он пишет, что скоро приедет и хочет со мной познакомиться.

Аннелиза. Кто пишет?

Кречмар. Ах, господи, никогда ничего сразу не понимаешь! Ну вот этот самый Горн из Америки.

Аннелиза. Какой Горн?

Кречмар (обессиленно). Анхен, иди спать. Пожалуйста.

Телефонный звонок. Аннелиза уходит. Перепустив несколько звонков, Кречмар разъединяет связь. Тишина.

Перемена света. Из-за гобелена является Магда. Плавно раскачиваясь, идет к нему.

Магда. Нехорошо, Бруно, обманывать бедную девушку, нехорошо...

Кречмар. Отвяжись, я тебя умоляю.

Магда. При этом вот что интересно: ты ведь считаешь себя порядочным человеком! Да?

Кречмар. Тебя надо истребить, изничтожить!

Магда. Ладно, я тебя прощаю, хотя ты и заврался кругом. Иди — я тебя поцелую. Знаешь, как я умею ласкать? Так, что ты с ума сойдешь... Ну, иди же...

Кречмар. Сгинь! Сгинь! (Выхватывает браунинг, стреляет в нее.)

Магда. Ах, Арман, ты сделал мне больно. Любимый мой, я умираю. (Падает.)

Кафе. Насвистывая, официанты накрывают столик. Появляются Кречмар и Магда.

Первый официант. Столик занят, господа. Резервирован.

Второй официант. Да. Спецобслуживание.

Кречмар. Что?

Второй официант. Спешлсервис.

Кречмар. Что это значит?

Первый официант. Мой коллега говорит, что столик заказан.

Кречмар. Так ведь я его и заказывал — по телефону.

Первый официант. Ах, извините, вы и есть господин Кречмар! Прошу. Садитесь, господа.

Перемигнувшись официанты уходят. Кречмар и Магда молчат; видно, между ними уже было объяснение.

Кречмар. Поешь.

Магда. Я не буду.

Кречмар. Почему?

Магда. Не хочу.

Кречмар. Не валяй дурака, ты после работы. Ешь.

Магда. Ладно. Но это ничего не значит. (С жадностью ест.)

Молчание.

Кречмар. Если я тебе не сообщил моей фамилии, значит, были к тому основания.

Магда. Еще бы! Я и не сомневаюсь, что были.

Кречмар. Но не те, о которых ты думаешь. Я не так примитивен, как тебе кажется.

Магда. Ну да, ты ведь этот... живо-письковед. (Смеется.) А это очень сложная штука...

Кречмар. Хм, черт знает что такое. Ладно, дело не в этом. Послушай, Магда, я тебе запрещаю звонить мне. Категорически.

Магда. Так. (Встает, одевается.) Всего лучшего, господин Кречмар-Миллер. Гуд бай. (Уходит.)

Кречмар. Магда! (Догоняет ее.) Прости меня. Не нужно на меня сердиться, Магда. Я без тебя не могу.

Магда. Хм...

Кречмар. Да, это правда. Я вот что думаю: тебе надо бросить службу, это так утомляет тебя. Я богат. У тебя будет своя квартира и... все, что хочешь.

Магда. Бедный ты, бедненький. (Возвращается на место.) Я ведь понимаю, в чем дело. Ты, вероятно, все-таки женат, как я и думала сначала. Иначе ты не был бы со мной так груб по телефону.

Кречмар. А если я женат, то что... Ты со мной больше не будешь встречаться?

Магда. Мне какое дело? Надувай ее как хочешь, ей должно быть полезно.

Кречмар. Магда, не надо!

Магда. А ты меня не учи. Я уже взрослая.

Кречмар. Магда, послушай, это правда — у меня жена и ребенок, но я прошу тебя, эти насмешки лишние, нельзя так, это грубо...

Магда. Иди ты к черту со своими нравоучениями. (Встает.)

Кречмар. Магда, прости. Обещаю впредь вести себя хорошо.

Магда. Посмотрим.

Кречмар. Я на тебя, конечно, не в претензии за то, что ты мне звонишь, но я прошу и даже умоляю тебя больше этого не делать, моя прелесть, мое сокровище, мое счастье... Ты меня слышишь?

Магда. Слышу. Говори, говори.

Кречмар. Скажи мне, как ты узнала мою фамилию?

Магда. Очень просто. Одна моя знакомая знает тебя в лицо, она встретила нас вместе на улице.

Кречмар. Кто такая?

Магда. Ну, простая женщина, родня кухарки или горничной, служившей у тебя когда-то. Я, впрочем, сказала ей, что она обозналась.

Кречмар. Вот это правильно, вот это ты молодец.

Магда. Я вообще умная девочка.

Кречмар. Да. Теперь насчет твоего переселения. Найди себе квартирку в две-три комнаты с кухней. Я за все заплачу. С условием, что ты мне позволишь к тебе заглядывать.

Магда. Слушай, когда твоей жены не будет дома? А?

Кречмар. Не знаю, а что?

Магда. Я хочу к тебе прийти на минутку.

Кречмар. Зачем?

Магда. Ах, боже мой, хочу посмотреть, как ты живешь. Потом, одна в своей квартирке, буду тебя вспоминать и думать: вот на том кресле он сейчас сидит, вот на той кровати он лежит со своей...

Кречмар. Я понял. Это на самом деле опасно. Мало ли... жена вдруг вернется... Прислуга.

Магда. Ну и что? Я — молодая художница, которой нужно помочь устроить выставку, дать совет.

Кречмар. А что... В самом деле, что ж это я...

Магда. Ты — трус. Запомни: все в жизни всегда можно объяснить.

Кречмар. О, если бы... К сожалению, это не так.

Магда. И потом, когда я к тебе приду, то я... я тебя так поцелую, что ты забудешь все на свете.

Кречмар. Завтра. С шести до девяти вечера я буду дома один.

Магда. Наконец-то. Давно бы так.

Кречмар. Я жду тебя, счастье мое.

Дом Кречмара. Кречмар ходит по квартире, поглядывая то в зеркало, то на часы. Пробуя то мягкость дивана, то удобство кресла. Раскладывает диванные подушки на полу.
Звук колокольчика. Кречмар скрывается в прихожей.

Кречмар. Входи скорей, ты опаздываешь.

Магда. Опаздываю? Неужели? Куда? (Смеется.) Ну, ты скажешь еще...

Кречмар. Ты на лифте поднялась?

Магда. Нет, пешком.

Она в коротком красном платьице с открытыми рукавами. Оценивающе разглядывает квартиру.

Ага, вот где ты живешь...

Кречмар. Тебя никто не видел на лестнице?

Магда. Не знаю. Ты роскошно живешь! А там что?

Кречмар. Кабинет, библиотека... Магда, куда ты? (Идет за ней.)

Магда. Ну покажи, покажи мне все, будь же хозяином.

Кречмар. Ты все, все увидишь, любимая... (Целует ее в плечо.)

Магда. Ну вот: у тебя одно на уме. А там что?

Кречмар. Там кухня, столовая и все такое. Я тебе потом все покажу...

Магда. Нет, сейчас!

Кречмар (пытается ее обнять). Но Магда, прелесть моя...

Магда. Нет-нет, я так сразу не могу. А надушился-то, господи!

Кречмар. Ну хорошо, пойдем присядем, выпьем вкусного винца.

Магда. Ты чего дрожишь, как цуцик? От страха или от желания?

Кречмар. Магда, я ждал тебя, я не спал всю ночь...

Магда. Напрасно. Ночью надо спать. А там что?

Кречмар. Детская.

Магда. Ага, интересно. (Скрывается.)

Кречмар. Я тебе говорю: детская! И ничего там интересного нет.

Магда (появляясь с Чипи в руках). Хорошо живется твоей девочке. А там... там что?

Кречмар. Магда, ну что ты скачешь? У нас не так много времени. Все это и так страшно рискованно.

Магда. А ты выпей для храбрости. Куда ты дел жену?

Кречмар. Она с дочкой поехала к родственникам. Ну посиди же минуту.

Магда. Однако я не знала, что ты так богат. Какой ковер... как в музее.

Кречмар. Это гобелен. Шестнадцатый век!

Магда. Лошадь с рогами не бывает.

Кречмар. Хм, бывает... Это Единорог, верней «Девушка и Единорог», есть такой замечательный миф...

Магда. Моя квартирка скромная, но уютная.

Кречмар. Ты уже сняла! Вот это ты молодец. А где? И когда мне можно прийти?

Магда. Это будет сюрприз. Я тебе сообщу. Пока я ее прихорашиваю. Надо заменить диван...

Кречмар. Замени. С расходами не скупись. А знаешь, закажи хорошую оттоманку — широкую, с подушками и валиком... (Обнимает ее.)

Магда. Пожалуйста, оставь. (Отбегает, показывая язык.)

Кречмар. Но Магда... (Пытается ее поймать.)

Магда. А где спальня?

Кречмар. Туда не надо ходить.

Магда. Это что ж, для тебя святое?

Кречмар. Просто, не стоит...

Магда. Нет, покажи мне, где ты со своей законной... (Смеется.) Там?.. Там?..

Некоторое время игра. Она бегает по всей квартире, он ее ловит.

Кречмар. Ну все! Магда, перестань наконец дурачиться. Иди ко мне!

Магда. О! Да ты, оказывается, строгий папаша.

Кречмар. Иди сюда. Слышишь?

Магда. Я боюсь тебя. Ой!

Кречмар. Иди, не бойся... Ты забыла, что обещала?

Магда. Я тебя поцелую. Но только в спальне.

Кречмар. Но это... это нехорошо, Магда.

Магда. Наоборот: это очень возбуждает, глупый.

Кречмар. Ах, какая ты... (Идет на нее.)

Магда. Какая?

Кречмар. Такая, что если сейчас не будешь моей, то я сойду с ума... Ну иди же ко мне.

Убегая, она скрывается за дверью комнаты. Он — за ней. Тут же выскочив обратно, она закрывает дверь на ключ. Притаившись, тихо смеется.

Голос Кречмара. Магда, открой!.. Открой сейчас же дверь! Ты слышишь?! Магда, открой дверь!

В прихожей появляется Макс. Магда мигом скрывается в недрах квартиры.

Открой дверь, наконец-то. Слышишь?!

Макс (входит в гостиную, озирается). Бруно! Ты где?

Пауза.

Голос Кречмара. Я здесь. Открой дверь, пожалуйста.

Макс открывает дверь. Кречмар выходит.

Макс. Что случилось? Почему ты заперт?

Кречмар. Черт знает что!.. Глупейшая история...

Макс. В чем дело, Бруно?

Кречмар (оглядываясь по сторонам). Я сейчас тебе расскажу... Давай выпьем чего-нибудь...

Макс. Еще хорошо, что я зашел. Анхен сказала, что будет от дядюшки поздно и оставила мне ключи... Так кто же тебя запер?

Кречмар. Ты никого не встретил на лестнице?

Макс. Нет, я поднялся на лифте.

Кречмар. Понимаешь, какая штука... Этого не следует сообщать Аннелизе, но в квартире был вор. Наверное, он думал, что никого нет дома, знал, что ушла прислуга. Вдруг слышу шум. Выхожу в коридор, вижу: бежит человек — вроде рабочего. Я за ним. Хотел его схватить, но он оказался ловчее и запер меня. Потом я слышал, как стукнула дверь — вот я и думал, что ты его встретил.

Макс (с испугом). Ты шутишь.

Кречмар. Нет, совершенно серьезно.

Макс. Но ведь он, вероятно, успел стащить что-нибудь. Нужно проверить. Нужно заявить в полицию.

Кречмар. Нет, он не успел. Все это произошло мгновенно, я его спугнул.

Макс. Но как же он проник? С отмычкой, что ли?.. Невероятно! Пойдем посмотрим.

Оглядывают квартиру. Вдруг Кречмар замечает уголок красного платья, торчащий из-за гобелена. Быстро заправляет его.

Кречмар. Оставь, Макс, довольно. Ясно, что он ничего не взял.

Макс. Ты прав, сестре лучше об этом не знать. Но что-то предпринять надо, это опасное дело.

Кречмар. Разумеется. Но и лишний шум поднимать ни к чему.

Макс. Какой у тебя вид... Я понимаю, такие вещи сильно бьют по нервам. Чем я могу помочь тебе?

Кречмар. Спасибо, Макс, я подумаю.

Макс. У меня есть знакомый — очень хороший сыщик...

Кречмар. Нет! Вот этого не надо...

В прихожей шум. Появляются Ирма, Аннелиза, Фрида.

Ирма. Папочка, мы приехали на большой красной машине.

Кречмар (целует ее). А почему ты не здороваешься с дядей?

Ирма. Здравствуй, толстый Макс.

Макс (сгребает ее в охапку). Кто я? Кто? А ну, повтори! (Дурачатся.)

Кречмар. Как вы съездили, дорогая?

Аннелиза. Как всегда. Был долгий и скучный обед. Все, конечно, объелись. Дядюшка Тео, конечно, подвыпил — и рассказал все свои старые анекдоты. Порой он их забывал, но все дружно ему подсказывали.

Макс (смеется). Именно поэтому я и не поехал туда. Хотя тетушка кормит отменно. (Целует пальцы.) Мм!..

Аннелиза. На этот раз я это оценить не смогла — у меня разыгралась мигрень. Больше всех были довольны дети. За свои стишки и песенки они получили четыре торта, два из которых наша Ирма съела одна.

Ирма. Нет, нет, нет...

Макс (хохочет). Красавица, вся — в дядю. Будешь толстая, мягкая!

Ирма (кричит). Нет, не хочу быть толстой!

Аннелиза. Ирма, не кричи, у меня болит голова.

Кречмар. Может, тебе надо прилечь? Прими чего-нибудь. И ляг.

Аннелиза. Да, пожалуй, я так и сделаю.

Кречмар. Хорошо, я тебя не буду будить, дорогая.

Аннелиза (смотрит на него). Бруно... В самом деле, не поехать ли нам куда-нибудь? В горы, скажем, или к морю?

Кречмар. Поезжай, если хочешь, я же сказал. У меня дела по горло, ты ведь знаешь.

Аннелиза. Да нет, я просто так... Фрида, уложите Ирму спать.

Фрида. Слушаюсь, мадам. Не понимаю, почему подушки должны лежать на полу. Не понимаю.

Аннелиза. Они и не должны там лежать, их место на диване. Не правда ли, Ирма?

Ирма. Мамочка, это не я. Честное слово.

Макс переглядывается с Кречмаром.

Макс. Да это я... дурака валял. Извините, Фрида, я уберу.

Аннелиза. Ирма, в постель. Спокойной ночи, дорогие мои.

Фрида. Спокойной ночи, господа. Ирма...

Ирма. Спокойной ночи всем.

Все, кроме Кречмара и Макса, уходят.

Кречмар. Кажется, она ничего не заподозрила.

Макс. По-моему, нет. Но зачем он разбросал подушки?

Кречмар. Может, что-то искал... не знаю. Разве вора поймешь.

Макс. Странно. Во всяком случае, если что-то вдруг случится — звони мне сразу. Прощай, Бруно.

Кречмар. До свидания, Макс. Спасибо тебе.

Макс уходит. Кречмар гасит верхний свет. Озираясь и прислушиваясь, ходит по квартире.

Магда (появляясь из темноты). Бруно...

Кречмар (вздрагивая). Магда... Сумасшедшая... Ты — сумасшедшая.

Магда (тихо смеется). А ты ничего... не растерялся, молодец. (Целует его.)

Кречмар. Девочка моя... пойдем ко мне, пойдем в кабинет...

Магда. Нет. Я хочу здесь... (Увлекает его за собой на пол.) Иди, иди ко мне.

Кречмар (задыхаясь). Ты совсем с ума сошла — сюда могут войти. В любую минуту.

Магда. Вот смеху то будет.

Кречмар. Мне будет совсем не до смеха.

Магда. Зато — и страшно, и сладко! А? Интересно ведь...

Кречмар. Тс-с! (Замирая, прислушивается.) Фрида еще не легла... Сюда идет...

Магда. Если что, — я молодая художница, которой нужен твой совет. (Смеется.)

Кречмар. Молчи! (Закрывает ей рот рукой.)

Фрида — в ночной сорочке — идет в прихожую. Слышен звук задвигающегося засова и звяканье цепочки.

Фрида (возвращаясь, бурчит). Никогда двери не закрывают как надо. Никогда. (Скрывается в темноте.)

Кречмар. Ушла... Слава Богу...

Магда. Что, перетрусил?

Кречмар. Мне уже все равно, только бы до тебя добраться.

Магда. Вот я... вот.

Кречмар. О-о, Магда, счастье мое... Сладость моя...

Магда. Ты мне нравишься, Бруно...

Кречмар. О, я с ума сойду... Моя девочка... Плевать на все! Потом застрелюсь!

Магда. Зачем стреляться, я тебя задушу — любовью.

Кречмар. Задуши, задуши меня любовью! (Берет ее на руки, несет в глубину.)

Магда. О, ты меня несешь на руках, как Рудольф Валентино. Любимый, я твоя!

Кречмар. Моя, моя, моя... (Скрываются в темноте.)

Квартира Магды. На видном месте — портрет Греты Гарбо. Листая журнал, в томной кинопозе Магда лежит на оттоманке в кимоно. Кречмар стоит у входа.

Кречмар. О-о! (Сдерживая смех.) Вот мы какие...

Магда (протягивая лениво руку). Ну, здравствуй, дорогой.

Кречмар. Ты как будто знала, что я сегодня приду. А ты спроси, как я узнал твой адрес.

Магда. Я же тебе написала адрес.

Кречмар. Нет, это уморительно... Как я разговаривал с твоей бывшей хозяйкой... Это даже не комедия, это — фарс!

Магда (напрягшись). С какой хозяйкой?

Кречмар. Она мне все про тебя рассказала. И ты очень гадкая, что выдумала тетку. Никакой тетки у тебя нет.

Магда. Зачем ты ходил туда?

Кречмар. Тебя искал, разумеется.

Магда. Ведь я же написала тебе мой адрес. Справа наверху совершенно отчетливо.

Кречмар. Наверху? Отчетливо? О чем ты говоришь?

Магда. Да ведь письмо ты получил?

Кречмар. Какое письмо?

Магда. Я сегодня утром послала тебе письмо. Я так рассчитала, что ты с вечерней почтой получишь его и сразу придешь ко мне.

Кречмар. Не может быть...

Магда. Ах, я могу тебе пересказать. «Дорогой, любимый Бруно, гнездышко свито, и я жду тебя. Только не целуй слишком крепко, а то у твоей девочки может закружиться голова». Все.

Кречмар. Магда... Магда, что ты наделала... Ведь я ушел раньше. А почта приходит в половине восьмого. А сейчас... Все. Уже пришла.

Магда. Опять я виновата. Не смей на меня сердиться! Я ему так мило пишу, а он... прямо обидно. (Отворачиваясь, листает журнал.)

Кречмар. Ты же меня погубила... Ты меня... Что же это такое, господи... Я не успею... Нет, не успею. (Хватает телефон. Набрав номер, в трубку.) Фрида! О, слава Богу! Фрида, почта уже была?.. Была. Ага, Фрида, там должно быть письмо — мне...

Магда. В голубом конверте!

Кречмар (в трубку). В голубом конверте... Было такое?.. Ага. Фрида, у меня к вам просьба... Что?.. Госпожа уже взяла?!.. Понятно... Нет, ничего передавать не надо... (Кладет трубку.) Поздно.

Магда. Перестань! Может, она и не прочитает еще.

Кречмар. Она читает все мои письма, ты ведь это знаешь...

Магда. Ты бы ей запретил!

Кречмар. Ах, Магда, что ты понимаешь в этом... Так было заведено, так было всегда... Как ты могла... Я просто не знаю, что она сделает теперь.

Магда. А я знаю... Ты только не выходи в прихожую, когда она придет сюда. Я одна к ней выйду.

Кречмар. Кто? Когда?

Магда. Когда? Вероятно, сейчас. У нее ведь теперь есть мой адрес. Я сама с ней поговорю.

Кречмар. Ах, ты вот о чем. Боже мой, какая же ты глупая. Вот как раз это никак не может случиться. Все — но только не это.

Магда. Хм, тем лучше. (Потягиваясь.) Поди сюда, Бруно... Обними же меня... Уж так и быть — я тебя утешу.

Кречмар. Ох, Магда... (Обнимает ее.)

Дом Кречмара. Беспорядок, какой бывает при переезде. Посреди всего неподвижно стоит Кречмар. В глубине, глядя на него исподлобья, стоит Фрида.

Фрида (после долгого молчания). Госпожа с маленькой барышней уехали.

Кречмар. Когда?

Фрида. Еще вчера вечером уехали.

Кречмар. Куда?

Фрида. К брату... К господину Максу. (Подбирает с пола игрушки. Вдруг плачет.) Госпожа так кричала, так кричала... У нее был обморок. Маленькая барышня перепугалась... (Пауза.) Вы будете пить кофе?

Кречмар (снимает макинтош и шляпу, передает их Фриде). Да, все равно, кофе...

Появляется Макс. Зыркнув на Кречмара, идет к Фриде.

Макс. Я приехал за вещами, Фрида.

Фрида. Чемоданы в прихожей. А сундук я собрать еще не успела. Извините...

Макс. Ничего. Я помогу вам.

Макс и Фрида торопливо наполняют сундук. Кречмар, засунув руки в карманы, ходит. Молчание.

Кречмар. Макс, на два слова. (Отходит в сторону.)

Макс (следует за ним). Слушаю.

Кречмар. Макс, это катастрофа. Боюсь, что мне не выпутаться...

Молчание.

Макс. Одно могу вам сообщить, Аннелиза едва ли выживет. Вы... Она... Она все равно, что мертвая. Вы ей... вы с ней... Собственно говоря, вы такой подлец, каких мало!

Кречмар. Ты очень груб... Я полагал, что ты как мужчина...

Макс. Но ведь это же чудовищно! Где ты подцепил ее? Почему эта паскудница смеет тебе писать?

Кречмар. Но-но, потише. Зачем же так?..

Макс. Я тебя ударю, честное слово, ударю!

Кречмар. Постыдись Фриды, Макс!

Макс (хватает его за лацкан). Отвечай же, почему эта потаскушка... эта, эта дрянь тебе дороже...

Кречмар (высвобождаясь). Отстань! Я не желаю допроса... все это крайне оскорбительно. Может быть, это недоразумение. Может быть, ничего такого нет...

Макс. Ты лжешь! Ты лжешь. Я только что у нее был. Продажная девчонка, которую следует отдать в исправительный дом. Я знал, что ты будешь лгать. Как ты мог, негодяй! Ведь это даже не разврат, это...

Кречмар. Довольно, довольно. Ты ничего не понял...

Макс (спокойно). Эх ты... Кто бы мог подумать...

Появляются двое рабочих.

Уносите чемоданы в машину. Потом — этот сундук. (Уходит.)

Кречмар отфутболивает валяющуюся игрушку, собирает чемодан.

Фрида (приносит кофе). Ваш кофе, господин Кречмар.

Кречмар. Спасибо... Фрида, я съезжаю отсюда.

Фрида. Как, и вы?! А как же?..

Кречмар. Я прошу вас — остаться здесь хозяйкой, пока... пока все не образуется... На все телефонные звонки отвечайте, что...

Фрида. Что же?

Кречмар. Что господин Кречмар — с семьей — неожиданно отбыл... в Италию.

Фрида. Слушаюсь, господин Кречмар.

Кречмар. Прощайте. (Уходит.)

Фрида потерянно бродит по разоренному дому.

Квартира Магды. Музыка. Холодно-загадочная Магда стоит перед зеркалом. Кречмар ставит чемодан, раздевается.

Кречмар. О, ты купила граммофон!.. Молодец. У меня есть прекрасные пластинки: Шуман, Шопен... Я очень люблю Брамса. Я принесу их тебе, будем по вечерам слушать хорошую музыку... Что ты молчишь?

Магда. Я люблю другую музыку.

Кречмар. Ну хорошо, будем слушать другую... Какая тебе нравится. Негритянскую.

Магда. Я не намерена по вечерам сидеть дома.

Кречмар. Так, мы сегодня не в духе... Что случилось, прелесть моя?

Магда. Вот, ведь кажется, тонкий человек, искусствовед! А не понимает простых вещей.

Кречмар. Чего, радость моя?.. Чего я не понимаю? Ну, объясни мне.

Магда. Эта квартира, собственно говоря, рассчитана на одного человека. Неужели не ясно?

Кречмар. Но... пожалуйста, я прошу тебя...

Магда. Да, живи, конечно. Но все это странно, Бруно, странно.

Кречмар. В конце концов, какие проблемы! Давай снимем большую квартиру. Или, хочешь, я сниму номер в отеле? Там тебе будет не так скучно, как дома. Там есть кафе, ресторан. Снимем рядом с кинотеатром, по вечерам ты сможешь ходить в кино...

Магда. А ты?

Кречмар. И я, конечно. Но иногда же мне надо работать, писать статьи... Все будет хорошо! Ты только потерпи, дай мне отдышаться, сообразить, обвыкнуть. У меня всякие планы... Мы еще махнем куда-нибудь, вот ты увидишь. Хочешь к морю? Купаться, лежать на горячем песочке... Моя красавица загорит, будет как шоколадка... Ты можешь сейчас уже покупать себе всякие летние тряпочки. Во-первых, красивый купальник. И не один, конечно, а несколько, да таких, как у киноартисток, как у твоей Греты Гарбо, в этих журналах... (Смотрит на нее.) Что с тобой?

Магда (вдруг плачет). Ах, Бруно, ничего этого не будет...

Кречмар. Что случилось, Магда?

Магда. Ты меня теперь бросишь.

Кречмар. Что за вздор? Почему?

Магда. Я обманула тебя, Бруно...

Кречмар. Что?! Как — обманула?

Магда. Мой отец — вовсе не художник, а бывший слесарь, теперь швейцар, мать моет лестницу, брат — простой рабочий. У меня было тяжелое, тяжелое детство, меня как собаку колотили, меня терзали. А брат до сих пор преследует...

Кречмар. Боже мой, успокойся... Ты напугала меня, я решил уже, что ты изменила мне и что я убью, застрелю тебя... Счастье мое, я тебя никому не дам в обиду... Ну... Ну же, иди ко мне...

Магда. Нет, не целуй меня, Бруно. Ты должен все знать. Я сбежала из дому...

Кречмар. Еще бы! Я тебя понимаю.

Магда. Я служила сначала натурщицей. Меня эксплуатировала одна страшная старуха. Затем у меня была несчастная любовь. Он был художник, я его безумно любила, но... Но он бросил меня и уехал в Америку... Затем меня преследовал старик банкир, предлагал мне все свое состояние, и тогда пошли грязные сплетни, но, понятно, — вранье, он ничего не добился от меня. Он умер от разрыва сердца. И я пошла служить в кинотеатр — билетершей. Ты понимаешь, — он обещал меня сделать звездой экрана, а я выбрала честный путь... И потому только встретила тебя...

Кречмар. Боже мой, Магда, как ты страдала, бедняжка!

Магда (улыбаясь сквозь слезы). Ты не презираешь меня?

Кречмар. Что ты, я тебя еще больше обожаю...

Магда. Это хорошо, Бруно, что ты меня не презираешь, иначе бы я себя... я бы себе... перерезала вены.

Кречмар. Магда, не пугай меня так.

Магда. Теперь слушай самое страшное: брат меня выследил, он требует у меня денег, будет теперь нас шантажировать... Ты понимаешь, когда я увидела его и подумала: мой бедный доверчивый Бруно не знает, какая у меня семья, — тогда, знаешь, тогда мне стало стыдно уже от другого — от того, что я тебе не сказала всей правды, — так стыдно, Бруно...

Кречмар. Глупая... Какая же ты смешная! Совсем еще дитя. Теперь я боюсь тебя выпускать одну. Ведь не обращаться же в полицию?

Магда. Нет, только не это! Он, конечно, явится сюда, чтобы встретиться с тобой, чтобы порассказать тебе кое-что, а на самом деле, чтобы оболгать меня, чтобы выманить у тебя денег...

Кречмар. Не беспокойся, радость моя, я его спущу с лестницы!

Магда. Нет, он — спортсмен, он сильный. И не один, а с компанией.

Кречмар. В крайнем случае — дам ему денег. Пусть. А лучше всего съехать отсюда, мы ведь все равно собирались, а?.. Решено: завтра же переедем в отель. А хочешь, поедем прямо сейчас?

Магда (сухо). Это, конечно, хорошо... Но ты понимаешь, Бруно, так не может долго продолжаться.

Кречмар. Ты боишься, что он все равно тебя выследит?

Магда. Я сейчас не об этом.

Кречмар. А о чем же?

Магда. Я не понимаю, зачем жить в отеле, когда пустует своя замечательная квартира. То есть, я хотела сказать, — твоя замечательная квартира.

Кречмар. Но... Я полагал, что это ясно... Я не смогу там жить... Во всяком случае, сейчас... и некоторое время еще.

Магда. Почему?

Кречмар. Ах, боже мой... еще сутки назад я там жил с женой... там еще ее запахи...

Магда. О-о, какие мы чувствительные!..

Кречмар. Неужели ты этого не понимаешь?

Магда. Куда уж мне... девушке из простой семьи — понять такие тонкости.

Кречмар. Семья твоя тут совершенно ни при чем.

Магда. Теперь я жалею, что рассказала тебе о ней. (Садится на край дивана, закрывает лицо руками.) Ах, Бруно, я все понимаю.

Кречмар (хочет обнять ее). Магда...

Магда. Не тронь меня!

Кречмар. Ну прости, я не хотел тебя обидеть.

Магда. Все дело в том, что ты... ты стыдишься меня.

Кречмар. Что за глупости ты говоришь!

Магда. А я не желаю прозябать с тобой на задворках и смотреть, как ты боишься ходить со мной по улицам, как ты скорей запихиваешь меня в таксомотор, чтобы не увидели нас вместе твои знакомые... Нет, не смей меня трогать... Я все отлично чувствую. Если ты меня стыдишься, можешь меня бросить и вернуться к своей Анхен, пожалуйста, пожалуйста... (Бросается на диван, плачет.)

Кречмар. Магда, перестань.

Магда. Я... я не хочу больше выслушивать грубости от твоих родственников — толстых, жирных идиотов. Он меня назвал... назвал... я даже не могу повторить как...

Кречмар. Я с ним объяснился. Больше он не подойдет к тебе. (Хочет обнять ее.) Магда...

Магда. Не трогай меня.

Молчание.

Кречмар. Ну хорошо. Чего же ты хочешь, Магда?

Магда. Я хочу жить открыто, у тебя. На своей собственной квартире — и видеть людей, жить вовсю и ничего не бояться.

Кречмар. Хорошо. Умоляю тебя больше не плакать.

Магда. Ах, Бруно... (Обнимает его.) Я так люблю тебя...

Кречмар. Магда, ты меня сводишь с ума... Скажи, а тот художник, которого ты...

Магда. Молчи. Его нет, я забыла его давно, он — негодяй. Я люблю только тебя... только тебя, мой Бруно...

Кречмар. Со мной никогда такого не было, Магда... Я с тобой делаюсь зверем. Я так хочу тебя!

Магда. Так ведь мужчина и должен быть зверем... Иди, иди ко мне... мой зверь.

Жаркое объятие. В темноте слышен рык льва и вообще — звуки джунглей.

Дом Кречмара. Мебель переставлена. На видном месте портреты Греты Гарбо и Рудольфа Валентино. Всюду — цветы. Официанты накрывают стол, зажигают свечи. Магда, принимая томно-трагические позы, репетирует перед зеркалом роль. Официанты, наблюдая за ней, перемигиваются и пародируют ее молча.

Магда. Ах, Дэнис, мои родители — тупые мещане. Я никогда не буду твоей... (Заглядывая в роль.) Увези меня, милый, отсюда... Но я не могу, дорогая... Тогда лучше убей меня! (Повторяет, интонируя на разные лады.)

Появляется Кречмер с цветами.

Кречмар. Моя красавица еще не одета. (Целует ее в плечо.)

Магда. Ах, Дэнис, я никогда не буду твоей.

Кречмар. Меня зовут Бруно. Кончай репетировать, гости уже на пороге. (Отдает цветы официанту.)

Магда. Боже мой, как я устала! Помоги мне одеться, Бруно. Режиссер такая скотина — орет на меня как на собаку. Одно и то же движение заставляет повторять по сто раз. А эти огромные лампы! Они так слепят, что у меня болят глаза.

Кречмар (помогает ей одеваться). Ну что ж, милая, ты ведь сама этого хотела...

Магда. Я не думала, что это так трудно... Осторожно, у меня все тело болит.

Кречмар. Отступать уже поздно, Магда. Я оплатил весь фильм твоему режиссеру. Кругленькая сумма, между прочим. Хорошо, что отец мне оставил капитал. (Застегивает платье.)

Магда. Как ты неловок, Бруно!

Кречмар. Прости, прости. Что-что, а капризы у тебя уже как у звезды экрана. Кстати, Дорианна Каренина очень тебя хвалила. Сказала, что ты хорошо репетируешь, что ты хороша собой. Я думаю, сегодня она сама тебе об этом скажет.

Магда. Твоя Каренина — бездарная старая кобыла.

Кречмар. Тут я не буду тебе возражать.

Магда. Она мне завидует.

Кречмар. Однако она самая популярная артистка у нас.

Магда. Да. Пока не вышел на экраны мой фильм.

Кречмар. Конечно, счастье мое. (Целует ее.) Сокровище мое...

Магда. Перестань меня все время целовать. Ну, как я?

Кречмар. Ты — неотразима!

Магда. А кто кроме Карениной и режиссера будет у нас?

Кречмар. Доктор Ламперт с Ольгой Вальдхейм. Мой школьный товарищ — писатель. Кстати, он пишет и киносценарии. Затем один художник-карикатурист, он только что приехал из Америки. Все люди — известные, как ты хотела.

Магда. Только учти — я буду сидеть рядом с тобой. А то в прошлый раз...

Кречмар. Хорошо, но помни, мое сокровище, я не хочу, чтобы все знали, что ты у меня живешь.

Магда. Ах, это все знают.

Кречмар. Ты пойми, это ведь тебе неловко, а не мне. Мне-то, конечно, все равно, я условностей не люблю, так что ты, Магдочка, опять как в прошлый раз сделай: уйдешь со всеми, а потом вернешься. Пожалуйста, это важно для тебя же, для твоей репутации.

Магда. Но это глупо... И главное, вообще эти неприятности можно было бы избежать.

Кречмар. То есть как — избежать?

Магда. Очень просто. Но если ты не понимаешь... Думаешь, я не слышу, как ты по телефону говоришь друзьям: «Мы временно с Анхен живем отдельно». Что значит — временно? Ты что, разводиться с ней не собираешься?

Кречмар. Ах, Магда, будь благоразумна. Ты подумай, я и так делаю все, что ты хочешь, — вот теперь с этим фильмом! Сценарий, режиссер, костюмы — я все оплатил...

Звук колокольчика.

Боже мой, мне ведь надо было встретить Каренину! Неужели это она...

Уходит в прихожую, оттуда слышны слова приветствия. Услышав их, Магда вдруг напрягается. Появляются Кречмар и Горн — мужчина с выразительным лицом, на котором все время блуждает насмешливая улыбка.

Кречмар. Проходите, господин Горн. (Представляет.) Фрейлейн Петерс — моя гостья, актриса... Роберт Горн — художник, создатель знаменитой Чипи.

Магда. Это... что же такое...

Кречмар. Как?! Ведь это ваша любимая игрушка, по-моему.

Горн. Это морская свинья, которая мне порядком надоела.

Кречмар. Но которая принесла вам славу и деньги.

Горн. Какие там деньги... (Подходит к Магде.) Очень приятно, фрейлейн Петерс. (Целует ей руку.) Вы в самом деле актриса?

Магда. Да, я в самом деле актриса.

Горн. Театра? Или кино?

Магда. Кино.

Горн. С тех пор как у меня случился скандал с Дорианной Карениной — кстати, из-за тех же славы и денег — я с опаской отношусь к артистам. Особенно к артисткам кино. И где же вы снимаетесь?

Кречмар. Господин Горн, я очень рад вас видеть у себя. Извините, но я должен встретить как раз Дорианну Каренину... и привести ее сюда.

Горн (смеется). О Боже, она будет здесь!

Кречмар. Не огорчайтесь, у нее, насколько я знаю, никаких претензий к вам нет.

Горн. Только благодаря вам, иначе бы она меня съела с потрохами. Особа она ведь хищная, как все кинозвезды.

Кречмар. Извините, я вас покину на пять минут.

Горн. Не беспокойтесь, я не дам скучать фрейлейн Петерс.

Кречмар (к Магде). Фрейлейн Петерс расскажет вам, где и как она снимается. (Уходит.)

Некоторое время Магда и Горн молча смотрят друг на друга. Магда в оцепенении.

Горн. Однако... Не надеялся так легко тебя разыскать. Я прямо глазам своим не поверил... Как ты попала сюда?.. Посмотри же на меня... Ты, знаешь, стала такой красавицей... Ты отсюда куда идешь? (Берет ее за локоть.)

Она бьет его по руке.

Какая ты дрянь, однако... Ответь мне что-нибудь! Как тебе удобнее — ко мне или к тебе?.. Да что ты, право, как немая?

Магда. Ты... ты меня бросил!

Горн. Да, но я же вернулся. И сразу тебя нашел.

Магда. Это и ужасно, что ты вернулся. Только все испортишь.

Горн. Ах вот оно что — ты, значит, с этим... И давно ты с ним?

Магда. Учти: он на мне женится.

Горн. Какая чушь. Неужели ты серьезно думаешь, что он женится на тебе!

Магда. Если ты не будешь мешать.

Горн. Нет, Магда, он этого никогда не сделает.

Магда. А я тебе говорю, что сделает.

Горн. Не будь дурой, пойдем ко мне после ужина.

Магда. Боже мой, теперь я знаю, что все будет испорчено!

Горн. Пустяки, пустяки, мы будем крайне осторожны. (Привлекает ее к себе.)

Магда. Ты с ума сошел. Я рисковать не намерена. Я его столько обрабатывала! Ты же по сравнению с ним нищий. Неужели я стану рисковать?

Горн. Он не женится. Иди сюда, не ломайся... (Обнимает ее.)

Магда. Нет, Роберт, нет...

Горн. Ты же знаешь, что это все равно случится...

Магда. Нет, нет, нет...

Горн (целует ее). Послушай, где здесь спальня? Я думаю, мы успеем... (Тянет ее за руку в глубину.)

Магда. Ах, Роберт, ты погубишь меня... ты погубишь меня.

Горн. Детка, побереги эти жесты для кино. Пошли. (Скрываются.)

Появляются официанты. Провожая их взглядом, комично повторяют их позы и жесты. Постепенно их движения переходят в танец — стэп, известный номер в кино.

 


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.145 сек.)