|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
VII. Оркестры русских народных инструментов1. У истоков оркестрового музицирования. 2. Великорусский оркестр В.В.Андреева. 3. Оркестр хроматических гармоник Н.И.Белобородова. 4. Оркестровые традиции В.Андреева и Н.Белобородова при Советской власти. 5. Ленинградские (петербургские) оркестры. 6. Оркестры народных инструментов Москвы. 7. Академический русский народный оркестр Новосибирской телерадиокомпании. 8. Оркестры при хоровых и танцевальных коллективах. 9. Современные русские народные оркестры.
Истоки оркестрового исполнительства на русских народных инструментах были заложены во времена скоморошьего искусства, когда ансамбли могли насчитывать не один десяток музыкантов. Знаменитые роговые оркестры включали в себя до ста исполнителей. И всё же разговор о русских народных инструментах следует начать с двух творческих коллективов - Великорусского оркестра, под руководством В.В.Андреева и оркестра гармоник Н.И.Белобородова, прежде всего из-за той выдающейся роли, которую сыграли оба коллектива в истории русской народно-инструментальной музыки.
Как известно, после успешного дебюта В.В.Андреева как солиста-балалаечника в октябре 1887 года был создан "Кружок любителей игры на балалайках". Игра производилась без разделения на мелодическую и аккомпанирующую партии, пьесы разучивались по слуху, нотная запись не применялась. Все играли на балалайках примах (как их впоследствии стали называть). Однообразие звучания привело к мысли о создании разных балалаек, что и осуществил Ф.Пасербский. Им были созданы при активном участии В.В.Андреева четыре вида балалаек: пикколо, прима, альт, виолончель (бас), а первыми исполнителями на этих инструментах стали: В.В.Андреев, А.А.Волков, Н.П.Штибер, Д.Д.Фёдоров, А.Ф.Соловьёв - балалайки-примы; Ф.Е.Ренике - балалайка-пикколо; В.А.Панченко - балалайка-альт; А.В.Паригорин - балалайка-виолончель (бас).
20 марта 1888 года в зале городского кредитного общества состоялся первый концерт "Кружка". Концерт шёл в пользу лечебницы для хронически больных детей. Документальные свидетельства: "Вчера Андреев, во многих домах петербургского света известный как талантливый и оригинальный артист и остроумный и весёлый собеседник, появился в зале кредитного общества со своим кружком учеников" ("Гражданин", № 82, 22 марта 1988); "Первый концерт Кружка любителей игры на балалайке... был целым рядом самых восторженных оваций. Все, что игралось на балалайках по программе, было только третью того, что было исполнено на бис. После каждого нумера, исполненного кружком, подымался невероятный рев, который был выражением восторга" ("Новости и Биржевая газета", 23 марта 1888); "Кто не слышал художественной игры на балалайке В.В.Андреева и его товарищей, тому не придёт в голову, до какой степени совершенства эта игра у них доведена! Правда, что балалайки, на которых играют члены кружка г. Андреева, значительно усовершенствованы и по своей звучности настолько отличаются от балалаек, продающихся в наших табачных лавочках, как хорошая скрипка от грошевой-игрушечной" (М. Петухов.- "Баян", - 1888, "11). Программа концерта: русские народные песни "Во пиру была", "Во саду ли, в огороде", "Я вечор в лужках гуляла", "Научить ли тя, Ванюша", "Барыня", "Выйду ль я на реченьку", "По улице мостовой", "Камаринская". Как солист В.В.Андреев впервые показал свое сочинение - "Сводно-гвардейский марш". Концерт принес чистого дохода - 600 рублей. 10 апреля 1888 года в этом же зале состоялся второй концерт "Кружка", и снова - огромный успех.
В.В.Андреев организует за свой счет гастроли по России (Москва, Тула, Курск...), но везде - мало народа на концертах и большой успех у присутствующей публики. В 1889 году состоялась первая зарубежная поездка ансамбля в Париж, где выступал в Русском павильоне Всемирной выставки. Коллектив был встречен сочувственно, но не так, как хотелось Андрееву. 1890-1891 годы - новые гастроли по России, чрезвычайно полезные для пропаганды балалайки.
На одной из беляевских пятниц произошла знаменательная встреча "Кружка" с русскими композиторами - П.Чайковским, Н.Римским-Корсаковым, А.Лядовым, А.Глазуновым (1890). Во время гастроли в Тифлисе - встреча с А.Г.Рубинштейном: "Я не думал, чтобы можно было когда-либо достичь подобных результатов на таком несложном инструменте. Вы внесли новый элемент в музыку; вам честь и хвала".
1892 год. Новая гастроль во Францию. Успех был бесспорным. Министерство изящных искусств Франции наградило В.В.Андреева знаком Palmes Academiques. Гастроли не обошлись без курьезов, когда дельцы под влиянием успеха Андреева и его ансамбля стали выпускать различную продукцию под названиями "Эй, ухнем", "Балалайка", "Андреев" и т. п.
Постепенно "Кружок" преобразуется в Великорусский оркестр (введены домры, духовые и ударные инструменты). С приходом в народно-инструментальную область Н.П.Фомина развитие русского народного инструментального искусства пошло по более качественному руслу: все участники оркестра стали изучать нотную грамоту, был введен квартовый строй в инструментарии, инструментовки стали выполняться более сложно, с элементами симфонизма, а репертуар - очищаться от всего наносного. 1898 год - официальная дата рождения Великорусского оркестра.
Десятилетие деятельности В.В.Андреева праздновалось 22 марта 1898 года в зале Дворянского собрания. Успех был ошеломляющим. "Великорусский оркестр г. Андреева играл превосходно и кроме чудных русских песен в прекрасном переложении г. Фомина, укажем на рапсодию, ловко и чрезвычайно музыкально составленную тем же г.Фоминым из мелодий и разных музыкальных эпизодов второй симфонии, фортепианного концерта и "Евгения Онегина" Чайковского" [Биржевые ведомости. - № 81. - 1898, 24 марта). В.В.Андрееву "высочайше" пожалован орден Святого Станислава III-й степени.
Под влиянием деятельности В.В.Андреева и его оркестра создаются сотни подобных оркестров в России, Германии, Франции, Канаде, США, Англии. Один из них, носящий имя Трояновского, существует и в наше время; русские инструменты появились в Норвегии, Швеции, Иране, Японии... Пример необыкновенного трудолюбия и дерзости В.В.Андреева: в 1912 году он организовал турне оркестра Рига - Псков - Двинск - Лодзь - Гродно - Вильно - Минск - Смоленск - Могилёв - Калуга - Тула - Орёл - Елец - Тамбов - Курск - Сумы - Харьков - Екатеринослав - Полтава - Кременчуг - Елизаветград - Кишинёв - Одесса - Киев - Витебск. В.В.Андреев умело находил таланты, среди которых - Б.С.Трояновский и Н.П.Осипов.
2 апреля 1913 года - итог 25-летия деятельности В.В.Андреева. В Мариинском театре двойной состав оркестра исполнил народные песни, сочинения юбиляра, "Колыбельную" А.Танеева, "Менуэт" Падеревского, "Весенние голоса" Штрауса, "Анданте кантабиле" Чайковского, "Русскую фантазию" Глазунова. Андреев получил чин надворного советника, а оркестр - название "Императорского Великорусского оркестра". Слова Шаляпина: "Ты пригрел у своего доброго тёплого сердца сиротиночку-балалайку. От твоей заботы и любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир". Телеграммы прислали: Горький, Куприн, Немирович-Данченко, Леонковалло, Тосканини, Сен-Санс, А.Никиш, С. Бернар, Ершов, Савина и многие другие знаменитости того времени. Заключительные слова Андреева: "Можно смело сказать, что корабль оснащён надёжно. Кормчии на местах, […] готовый к плаванию корабль двинется с попутным ветром к заветной цели - народным берегам!"
Октябрь В.В.Андреев встретил с открытым сердцем. С помощью А.В.Луначарского Великорусский оркестр (Первый народный оркестр) получил невиданную аудиторию: он выступил в самой гуще народа и, прежде всего, перед фронтовиками. Так, например, коллектив совершил длительные поездки по Северному и Восточному фронтам. Известны сочувственные отзывы В.И.Чапаева о концертах оркестра. А.В.Луначарскому были направлены альбомы с отзывами командиров и бойцов. Во время одной из таких поездок В.В.Андреев простудился, был перевезён в Петроград, где в ночь с 25 на 26 декабря скончался. Похоронен в некрополе Александро - Невской лавры.
Значение деятельности В.В.Андреева велико не только в области игры на балалайке, домре, великорусского оркестра: он оказал большое влияние на развитие многонациональной культуры страны (во многих республиках возникли свои народные оркестры).
Наряду с Великорусским оркестром, состоящим из разнотипных инструментов, в музыкальной российской истории выделился оркестр гармоник.
Организатором такого оркестра был талантливый русский самородок, музыкант-самоучка, создатель хроматической гармоники Николай Иванович Белобородов. После создания первой хроматической гармоники по его заказу были выполнены ещё две копии и появилось трио в составе: Н.И.Белобородов и его дочери - Софья и Мария.
Удачный опыт совместной игры убедил Н.И.Белобородова в возможности создания оркестра. Друзья поддержали гармониста. Мастера Тулы изготовили оркестровые гармоники, которые были названы вначале: прима, секунда, флейта-пикколо, альт, виолончель, бас, контрабас. После ряда выступлений на неофициальных вечерах власти города разрешили репетиции в помещении Дворянской гимназии. Точная дата организации оркестра неизвестна (разные исследователи приводят разные цифры: Рогаль-Левицкий - 1885, Алексеев - 1886, Благодатов - 1897).
Деятельность оркестра потребовала значительных средств. Белобородову даже пришлось заложить собственный дом. В репертуаре оркестра кроме популярных народных песен включались попурри на темы из опер М.И.Глинки "Иван Сусанин", увертюра Ф.Герольда "Цампа", фрагменты из оперетт Ф.Зуппе, вальс из оперы Гуно "Фауст", "Полонез" Огинского. Популярность оркестра росла, но для увеличения средств требовались гастроли, которые и начались после отхода от управления Н.И.Белобородова (по болезни) и передачи руководства его ученику Владимиру Петровичу Хегстрему.
В.П.Хегстрем существенно реорганизовал оркестр: заменил гармоники системы Белобородова новыми инструментами, имеющими трёхрядную клавиатуры и большие возможности аккомпанемента. Увеличил число гастролей (Петербург, Воронеж, Калуга, Пенза, Сумы, Курск и т.д.). Зимой 1907 года (10 декабря) состоялся концерт оркестра в Москве. Успех был полный. И как результат признания - крупная фирма граммофонных пластинок "Бр. Патэ" пригласила оркестр на запись. В 1908 году было выпущено несколько пластинок.
В 1912 году умер Н.И.Белобородов, а через два года из-за начала мировой войны оркестр прекратил своё существование. Лишь после Октября В.П.Хегстрем вновь собрал оркестр, который в 1919 году находился на государственном обеспечении. После смерти в 1920 году В.П.Хенгстрема руководителем оркестра стал его сын - Михаил. Оркестр просуществовал до Великой Отечественной войны под названием Тульский оркестр оружейного завода.
В годы Советской власти оркестровое музицирование заметно расширилось и активно развилось по двум направлениям - любительском и профессиональном. До 40-х годов и три послевоенных десятилетия самодеятельные оркестры русских народных инструментов или оркестры баянистов-аккордеонистов существовали почти в каждом клубе и доме культуры. Смотры художественной самодеятельности разного уровня (от городских, районных до Всесоюзных) выявляли сотни творчески одарённых и хорошо подготовленных коллективов. Некоторые оркестры (Челябинский, Ростовский, Ленинградский) насчитывали до 100 музыкантов и существовали не один десяток лет.
Профессиональные оркестры организовывались в крупных городах при развёртывании по стране местной радиотрансляции (до 1952 - 1954 годов ансамбли или оркестры народных инструментов существовали в штате почти каждого областного или республиканского радиокомитета). Наибольшее значение в музыкальной жизни СССР и России приобрели такие крупные коллективы, как ленинградский - имени В.В.Андреева, московские оркестры и оркестр Новосибирского радио и телевидения.
Судьба ленинградского народного оркестра в первые десятилетия Советской власти оказалась сложной, неустойчивой.
После смерти В.В.Андреева "… над оркестром всё больше сгущались тучи. Концертные выступления в Петрограде в начале 1919 года практически прекратились, сокращалось и количество репетиций в неотапливаемой квартире Андреева […]. И всё же в марте и апреле 1919 года состоялись три концерта "Первого народного великорусского оркестра В.В.Андреева" под управлением Н.П.Фомина, а 13,14, и 15 декабря - концерты под управлением В.Н. Маркузе, после чего до середины июля 1920 года оркестр прекратил свою деятельность [11, 57]; многие музыканты устроились в другие ведомства из-за пайка, некоторые - уехали в Москву.
В июле 1920 года руководство оркестром взял на себя профессор Ленинградской консерватории Ф.А.Ниман, который занимал этот пост около 15 лет. В 1920 году оркестру присвоили имя В.В.Андреева, а в 1936 - он вошёл в штат Ленинградской филармонии.
Война притормозила деятельность оркестра, т.к. многие оркестранты в первые дни войны ушли на фронт. Но уже через несколько месяцев в условиях блокады 6 музыкантов организовали при Ленинградском радио ансамбль под руководством балалаечника Н.И.Васильева, и 11 апреля 1942 года состоялся первый их радиоконцерт. Услышав в эфире ансамбль, бывшие андреевцы, служившие в ленинградских частях, получив разрешение своих командиров, стали участвовать в радиопередачах. Таким образом, деятельность оркестра возобновилась, но уже в новых условиях - он стал одним из ведущих коллективов радио.
В 1951 году оркестру вновь вернули имя его создателя. И сегодня коллектив носит название "Академический русский народный оркестр им. В.В.Андреева Санкт-Петербургского телерадиокомитета". Статус радио- и телеоркестра - это систематические выступления перед микрофоном с постоянно обновляющимися программами, что требует большой и напряжённой работы, особенно при озвучивании новых сочинений советских композиторов (оркестр стал первым исполнителем сочинений В.Бояшова - "Конёк Горбунок", "Северные пейзажи"; Б.Глыбовского - симфония, сюита "Превращение Петрушки"; Б. Кравченко "Русские кружева", "Красный Петроград"; Л.Балая - "Русская симфония"; Ю.Зарицкого - "Ивановские ситцы"; концерты для народных инструментов с оркестром А.Репникова, Ю.Зарицкого, Б.Кравченко…).
Но наряду с "заочной" встречей со слушателем оркестр охотно идёт на прямой контакт со зрителем (например, участие оркестра в фестивалях советской музыки в Красноярске, гастроли во Францию и ФРГ, десятки отчётных концертов на фабриках и заводах, в студенческих аудиториях и на колхозных станах). И обязательно - юбилейные концерты (100-летие Великорусского оркестра, 125-летие со дня рождения В.В.Андреева и др.). Среди дирижёров оркестра в разные годы были Павел Нечепоренко и Сергей Ельцин, Карл Элиасберг и Эдуард Грикуров, Леопольд Стоковский и Асен Найдёнов, Владимир Попов и Равиль Мартынов. Сейчас за дирижёрским пультом - Дмитрий Хохлов.
Памятными событиями в жизни коллектива стали программы с известными вокалистами - Николаем Геддой, Ламарой Чкония, Анатолием Соловьяненко, Ириной Богачёвой, Марией Биешу, Виргилиусом Норейкой, Борисом Штоколовым и др. Об оркестре снят фильм. В 1988 году коллективу присвоено звание "Академический". Сегодня, следуя андреевским традициям, оркестр не забывает и о своём обновлении, прежде всего, репертуарном, тем более что коллектив получил статус "Государственный" (1998), чем обеспечил свою материальную базу необходимыми финансовыми средствами.
В 80-е годы XX века в Петербурге появились ещё два штатных оркестра - Государственный концертный русский оркестр под управлением заслуженного деятеля искусств России В.П.Попова и оркестр русских народных инструментов "Метелица" под управлением Игоря Тонина. Оркестр "Метелица" - камерного состава. Создан в 1989 году из выпускников и педагогов Петербургской консерватории в составе 21 человека (семеро из них - дипломанты и лауреаты различных конкурсов). Особенность инструментального состава коллектива - участие в нём скрипки и электронного синтезатора. С 1990 года "Метелица" активно гастролирует за рубежом (Япония, Норвегия, Германия, Швейцария, США). В июле 1992 года оркестр стал государственным. С большим успехом коллектив выступил на II Всероссийском фестивале профессиональных оркестров народных инструментов в Туле и во время первой творческой лаборатории дирижёров студенческих и профессиональных оркестров русских народных инструментов в Москве (1995-1996 годы).
Несколько раньше организовался концертный оркестр, руководимый Владимиром Павловичем Поповым. Петербург - многомиллионный город, и иметь в нём только один штатный оркестр, "привязанный" к тому же к микрофону, каковым является оркестр им. В.Андреева, крайне мало.
В.П.Попов сплотил вокруг себя на первом этаже камерный состав, увеличив его в дальнейшем до 40-50 человек. "Концертность" оркестра заключается в его гибкости, мобильности и высочайшем профессиональном мастерстве. Коллектив взял на себя обязанности полноценного раскрытия традиционной и современной народно-инструментальной музыки, чем выгодно отличается от оркестра им. В.Андреева. Концертный оркестр вскоре получил статус государственного. В настоящее время большую часть концертов музыканты дают гостям города, активно участвуют в крупных мероприятиях - фестивалях, ассамблеях.
Широкой известностью в России и за рубежом пользуется Санкт-Петербургский оркестр баянистов им. П.И.Смирнова. Оркестр возник в 1943 году на базе ремесленного училища № 12 и превратился в Ленинградский оркестр баянистов учащихся профтехобразования. Павел Иванович Смирнов (заслуженный артист РФ) неоднократно представлял свой коллектив на различных конкурсах и фестивалях. Так, в 1949 году оркестр занял второе место в творческом конкурсе, международного фестиваля в Будапеште; в 1957 на таком же конкурсе в рамках международного фестиваля в Москве он поделил вторую премию с оркестром тембровых гармоник музыкального училища им. Октябрьской революции. В последующие годы коллектив дал сотни концертов в родном городе и за его пределами, воспитал много профессиональных музыкантов (например, В.Федосеева и А.Беляева). В инструментальном составе оркестра - баяны, аккордеоны, ударные инструменты. В настоящее время им руководит заслуженный деятель искусств РФ, профессор Ю.П.Смирнов.
Москва - центр оркестровой народной музыки. Здесь были организованы десятки профессиональных творческих коллективов, многие из которых существуют до настоящего времени, принося стране всемирную славу. Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н.П.Осипова, Академический оркестр русских народных инструментов Всероссийской телерадиокомпании, Государственный академический камерный оркестр "Баян", Государственный народный оркестр "Россия", оркестр "Русские узоры" - вот лишь часть из общего количества нынедействующих московских оркестров. Такое обилие коллективов обусловлено как объективными, так и субъективными причинами, среди которых: крупномасштабность города, множество музыкальных учебных заведений, туристическая привлекательность, финансовые возможности столицы… 16 августа 1919 года в саду "Эрмитаж" (Москва) выступил московский профессиональный ансамбль русских народных инструментов, организаторами которого были Пётр Иванович Алексеев и Борис Сергеевич Трояновский. Ансамбль, в основном, состоял из военнослужащих. Коллектив иногда в шутку называли "Оркестр Трояновского под управлением Алексеева". Оркестр играл без дирижёра, причём П.И. Алексеев, сидя с малой домрой на подставке, показывал взмахами головы вступления и окончания пьес. Если с оркестром играл Б.С.Трояновский, то Алексеев уступал ему своё место.
В начале 1920 года ансамбль перешёл в ведение Политуправления Реввоенсовета республики, и командование направило оркестр в действующую армию. Там группа оркестрантов и П.И.Алексеев заболели тифом. Из-за осложнений с Г.П.Любимовым оркестр вынужден был прослушиваться в соревновании с оркестром Г.П.Любимова в Малом зале консерватории (19 июля 1920 года). Мнение комиссии: оба оркестра жизнеспособны. В 1921 году оркестр прекратил своё существование из-за ликвидации Главполитпросвета. Но П.И.Алексеев вновь организовал ансамбль из артистов оркестра и по несколько раз в году давал концерты в больших залах Москвы. В 1924 году ансамбль активно включился в радиопередачи, а наряду с этим - выступал в открытых концертах.
21 декабря 1924 года был отмечен 5-летний юбилей оркестра. В Малом зале консерватории состоялся концерт оркестра под управлением П.И.Алексеева; солисты - С.Юдин, Л.Скавронский, Л.Ставровский, Н.Лукавихин. Следует отметить концерт 26 декабря 1928 года, где Н.П.Осипов сыграл соло "Фантазию на русскую и украинскую темы" Н.Выгодского, а с оркестром - "Русский концерт" З.Фельдмана. В этот же вечер с оркестром пела Н.А.Обухова.
В конце 1929 года - 10-летний юбилей оркестра. Украшение программы - 2-я симфония Бородина (принимал участие Н.П.Осипов с "Забытыми мотивами" Метнера). В феврале 1930 года коллектив зачислили в штат радиокомитета, что позволило упрочить формирование коллектива, улучшить его профессиональные качества.
24 сентября 1934 года в Колонном зале Дома Союзов праздновалось 15-летие оркестра. Программа: Василенко "Итальянская симфония", Римский-Корсаков "Пляска скоморохов из оперы "Снегурочка"", концерты для фортепиано Грига, Рахманинова (второй), Аренский "Фантазия на темы Рябинина", Римский-Корсаков "Фантазия на русские темы для скрипки", Чайковский "Вариации на тему рококо". За достигнутые успехи П.И.Алексееву было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР, а многие оркестранты получили грамоты и денежные премии.
В 1936 году оркестр из системы Всесоюзного радиокомитета был передан в Комитет по делам искусств РСФСР и стал называться Государственным оркестром народных инструментов Союза ССР. Состав коллектива достиг 60 человек. 3 марта 1937 года оркестром впервые дирижировал Н.С.Голованов, а в мае 1939 - его назначили художественным руководителем. Благодаря ему значительно обновился репертуар; в концертах участвовали выдающиеся певцы.
Вскоре Н.С.Голованов перешёл в Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио, а на его место был назначен Н.П.Осипов, который расширил инструментальный состав оркестра (ввел гармоники, рожки). В это же время за дирижерский пульт встал и Виктор Сергеевич Смирнов. С 30 июня 1941 по сентябрь 1942 года оркестр не существовал. Но правительство сочло нужным коллектив восстановить. Он получил название "Государственный русский народный оркестр". Н.П.Осипов явился тем руководителем-реформатором, который смело выдвигал солирующие инструменты (А.Симоненков и А.Александров - домра, дуэт балалаечников Н.Хаврошин и Б.Колеватов, а впоследствии Н.Котов и Б.Колеватов, дуэт гуслей О.Никитина и В.Городовская, гусляр В.Беляевский, дуэт баянов С.Колобков и Ю.Чеканов). Большое внимание Осипов уделял репертуару (С.Василенко, М.Ипполитов-Иванов, Р. Глиэр, Н.Будашкин). Все военные годы шла интенсивная концертная работа (гастроли в Горьком, Куйбышеве, Чапаевске, Сталинграде, Ярославле, Вологде, Архангельске).
9 мая не стало Н.П.Осипова. Руководителем оркестра назначили Д.П.Осипова. При нем пели с оркестром И.Козловский, В.Барсова, А.Пирогов, С.Лемешев, М.Максакова и др. Состоялись гастроли, в том числе и зарубежные - ГДР (1949), Чехословакия (1949). С 1952 года вместе с Д.П.Осиповым оркестром дирижировал Виталий Дмитриевич Гнутов. Под его управлением прозвучали многие произведения П.Куликова, А.Мосолова, А.Муравлева, А.Холминова, Н.Чайкина; состоялись авторские вечера Д.Шостаковича, Т.Хренникова, А.Хачатуряна, С.Туликова. За период художественного руководства Д.П.Осипова оркестр дал около 450 концертов. После его смерти оркестр возглавил В.С. Смирнов (1954-1960).
15 января 1955 года. Концертный зал им. Чайковского. 35-летний юбилей оркестра. Дирижеры - А.В.Гаук, Н.П.Аносов, П. И.Алексеев, В.С.Смирнов, В.Д.Гнутов, П.В.Куликов, С.М.Колобков. Пели - А.Пирогов, А.Яковенко, Е.Беляев, играли - П.Нечепоренко, А.Александров, В.Беляевский, В.Городовская, С.Никитина. Вступительное слово - А.С.Илюхин.
С 1962 года художественным руководителем оркестра был Виктор Павлович Дубровский, при нем за оркестром закрепилась слава коллектива 70 музыкантов-солистов. Гастроли: Австралия, Новая Зеландия, Австрия, ФРГ, Англия, США, Канада, Ирландия, Швейцария. Оркестр стал "Академическим". За время руководства В.Н.Дубровского (до 1978) оркестр освоил несколько тематических композиций ("Сергей Есенин", "Шел солдат", "Старинная русская народная песня", "Тебе, женщина"), исполнил ряд произведений крупной формы (оратория Ю.Шишакова "Песни села Шушенского", "Русские фрески" Б.Кравченко, оратория В.Пикуля "Во славу Отчизны", "Курские песни" Г.Свиридова и др.).
1978 - 1980 годы - художественный руководитель А. Полетаев. Последние двадцать лет оркестром руководит Н.Н.Калинин, народный артист РСФСР, профессор. Оркестр в настоящее время стал лабораторией народного оркестрового исполнительства, обладая крупной нотной и методической библиотекой, уникальной коллекцией народных инструментов, большим историко-архивным фондом. Отсюда настоятельное требование коллектива и всех любителей народно-инструментального искусства - иметь свое здание с залом, репетиториями, хранилищами фондов. Оркестр заслужил это своей творческой биографией.
Под эгидой оркестра в 1994 году состоялся I Фестиваль профессиональных русских народных оркестров России, в котором участвовало 14 коллективов из Москвы, Екатеринбурга, Астрахани, Майкопа, Орла, Тамбова и других городов. На базе коллектива была создана ассоциация дирижёров - руководителей оркестров. Началось объединение всей оркестровой культуры вокруг наиболее авторитетного в России коллектива - оркестра им.Осипова, а это позволит решать многие и крупные задачи оркестрового музицирования в перспективе.
"В один из декабрьских дней 1945 года в Москве, в школьном здании в одном из тихих переулков, примыкающих к нынешнему проспекту Мира, собрались музыканты с домрами, балалайками, гармониками. Многие в эту первую послевоенную зиму были еще в солдатских гимнастерках. Так начал свою жизнь один из прославленных наших художественных коллективов, который ныне называется академическим оркестром русских народных инструментов Всесоюзного радио и Центрального телевидения" [В.Блок. - Советская культура. - 1979. 3 марта].
У истоков организации оркестра был П.И.Алексеев, который и руководил им последующие шесть лет. Несколько лет за дирижерским пультом стоял Н.С.Речменский. Большой вклад в становление коллектива внес В.С.Смирнов.
В 1959 году оркестр выдвинул из своей среды на должность художественного руководителя и главного дирижера баяниста Владимира Ивановича Федосеева. "В.Федосеев представляется мне глубоким, думающим музыкантом, остро чувствующим национальную природу исполняемых произведений" (А.Пахмутова). Игра в микрофон заставила молодого дирижера обратить серьезное внимание на качество звучания инструментов, особенно - щипковых. Бесчисленные, многочасовые репетиции принесли свои плоды. Пожалуй, ни у одного из российских оркестров нет такого чистого звука, такого "пиано", "пианиссимо". За высокое исполнительское мастерство оркестру было присвоено звание "Академический", а В.И.Федосееву - звание Народного артиста РСФСР и Государственная премия им. М.И.Глинки.
В 1974 году, в связи с уходом В.М.Федосеева на пост главного дирижера и художественного руководителя Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения, его сменил Николай Николаевич Некрасов, ныне - народный артист СССР. В 1957 году студентом II курса ГМПИ им.Гнесиных он стал лауреатом-балалаечником на Международном фестивале молодёжи и студентов. В этом же году возглавил оркестр хора им. Пятницкого, а через три года стал главным дирижёром оркестра ансамбля народного танца СССР. С приходом Н.Н. Некрасова в оркестр радио и телевидения художественная культура, авторитет и популярность коллектива необычайно возросли. В значительной степени расширился репертуар. Свежо и ярко зазвучали обработки русских песен С.Прокофьева и фрагменты из его балета, "Сказ о каменном цветке", "Русские народные мелодии" А.Н.Александрова, "Итальянская симфония" С.Василенко, "Русская фантазия" А.Глазунова, "Фантазия на русские темы" Н.Римского-Корсакова (солист - Д.Ойстрах), "Русский концерт" Л.Сидельникова, сочинения Ю.Шишакова, А.Рыбникова, Б.Троцюка, В.Кравченко. Из вокалистов, певших с оркестром, отметим Валентину Левко и Ламару Чкония, Бибигуль Тулегенову и Беллу Руденко, Евгения Беляева и Артура Эйзена... "Примечательно, что в репертуаре оркестра, классическом и современном, находят отражения не только русская музыка, но и сочинения композиторов союзных и автономных республик, пьесы Равеля, Сибелиуса, Свенсена, де Фалья, Хименеса, Пуленка и народные мелодии многих стран мира" (В.Блок). В 1987 году после долгих лет поиска и восстановления партитуры в Колонном зале Дома Союзов было исполнено редчайшее произведение: А.Гречанинов музыка к спектаклю А.Островского "Снегурочка" (оркестр, Большой академический хор Всесоюзного радио и телевидения, солисты - певцы и драматические актёры). Это весьма показательный пример постоянного поиска оркестром своего "я", неуклонного повышения профессионализма.
Основателем русского камерного оркестра "Боян" стал известный советский баянист, лауреат международных конкурсов Анатолий Иванович Полетаев. Коллектив составился из выпускников и студентов ГМПИ им.Гнесиных в 1967 году. "Мы ставили себе задачу, - говорит А.И.Полетаев,- создать вначале ансамбль, а потом оркестр - фольклорного плана, но с позиций современных требований к исполнителю, к репертуару. Создать оркестр народных инструментов камерный по своему составу, но отнюдь не по возможностям. Так как размеры современных концертных залов весьма велики, а звуковые возможности инструментов ограничены, мы решили использовать электроусиление" [На смену. - Свердловск. - 1974. 16 мая]. Поэтому каждый инструмент оснащен звукоснимателем и усилителем. Усиление звука требует высокого профессионализма в технике звукоизвлечения - отсюда сложность оркестровой работы. Но успех пришел сразу.
Уже в 1969 году на фестивале русской музыки в Москве и на Международном фестивале молодёжи и студентов в Берлине (1973) ансамбль (в то время) был удостоен звания лауреата. Впоследствии оркестр получил собственное здание - бывшую церковь Св. Власия близ Старого Арбата, где и начались его регулярные концерты. Оркестр нередко гастролировал за рубежом (Югославия, Болгария, ГДР, Польша, Швеция, Япония), много выступлений прошло в СССР.
В программе "Бояна" наряду с народной музыкой есть произведения Глинки, Балакирева, Мусоргского, Глазунова, Чайковского, Сметаны, Дворжака, советских композиторов - Будашкина, Холминова, Чайкина, Свиридова... "Исскусство "Бояна" неповторимо. И не только благодаря высокому профессионализму, исполнительской культуре, но прежде всего особой душевной проникновенности, свойственной русскому характеру, запечатлённому народом в мелодиях, передающихся из века в век" [Советская культура. - 1934. - 1 апр.]. В 1985 году А.И.Полетаеву было присвоено почётное звание "Народный артист РСФСР". В настоящее время в оркестре играет 35 музыкантов.
Ансамбль "Русские узоры" Московской областной филармонии официально стал профессиональным коллективом в 1970 году, возник же он в 1964 году на базе Московского областного культпросветучилища. Вначале ансамбль состоял из традиционных инструментов: балалаек, домр, баянов, флейты и гобоя; затем руководитель В.А.Зозуля реконструировал состав в сторону подлинной народности - появились жалейки, брелки, свирели, рожки, разнообразные ударные инструменты. Стал складываться свой репертуар (вначале - на основе библиотеки оркестра хора им. Пятницкого, вскоре появились сочинения Ю.Шишакова, А.Курченко, Е.Дербенко, В.Попонова...).
Кроме исполнения на инструментах участники ансамбля поют в народной манере, проводят в программах элементы народной хореографии (например, в композиции "Праздник скомороха"). Синтез музыки, пения, танца, костюма, пантомимы очаровывает публику своей многокрасочностью, дает яркое представление о народном быте. Оркестр стал не только концертирующим художественным ансамблем, но и уникальной лабораторией по внедрению редких народных музыкальных инструментов в живую практику. С помощью воспитанников этого ансамбля [...] Московская экспериментальная фабрика музыкальных инструментов наладила выпуск старинных духовых инструментов. В коллективе получают методическую и практическую помощь руководители научно-методических центров народного творчества и самодеятельных оркестров. Ансамбль совершил зарубежные поездки. С ним пели А.Иванов, А.Эйзен, Л.Сметанников, М.Мордасова. Ансамбль перспективен в пропаганде русского наследия, но синкретическое народное искусство в лице "Русских узоров" требует и всестороннего образования (не в пример высшего музыкального, получаемого в консерваториях и институтах искусств). Ансамбль давно перешагнул условную ансамблевую цифру участников коллектива, превратившись в полноценный оркестр народных инструментов. Помимо обычной концертной жизни Государственный академический оркестр солистов "Русские узоры" под управлением народного артиста России В.Зозули проводит активную просветительскую работу, особенно в контакте с салоном музыкальных инструментов "Аккорд": это и циклы концертов "Народные музыкальные инструменты России", и мастер-классы, и презентации новых программ. На базе оркестра существует несколько ансамблей, позволяющих ещё шире представить яркую палитру русских инструментов.
Государственный республиканский русский народный оркестр "Россия" возник как ансамбль в 1977 году по инициативе Л.Г.Зыкиной. Руководителем ансамбля-оркестра многие годы был народный артист России, баянист Виктор Фёдорович Гридин.
Вначале основной функцией ансамбля считалось аккомпанирование Л.Зыкиной, но затем музыканты поставили перед собой большую, сложную задачу - пропагандировать не только русскую песню, но и русскую инструментальную музыку. В настоящее время в репертуаре оркестра есть произведения, написанные специально для "России": "Концерт для оркестра" А.Рогалёва, "Русская Фантазия" В.Подгорного… С коллективом играли и играют в концертах и делают записи известные солисты-инструменталисты: М.Рожков, Б.Феоктистов, Ш.Амиров, Б.Михеев, А.Соболев, В.Смолий, В.Нестеренко, В.Смоляницкий. Говоря о программах, следует также отметить, что их отличает большое жанровое разнообразие, они народны, классичны, вбирают в себя сочинения и прошлого, и современные. Оркестр гастролирует по многим странам, записал десятки грампластинок и компакт-дисков, при этом постоянно наращивает свой творческий потенциал, не останавливается на достигнутом.
До середины 80-х годов в России, помимо ленинградских и московских оркестров, был всего один провинциальный коллектив - оркестр русских народных инструментов Новосибирского радио и телевидения. Попытки организовать профессиональные оркестры в других городах завершились неудачей из-за нежелания министерских чиновников "обременять" государственный бюджет; местная же власть такими средствами не располагала.
Начало творческого пути оркестра русских народных инструментов Новосибирского радио и телевидения - 1927 год. Инициатор и первый руководитель - балалаечник В.А.Гирман. Сперва коллектив состоял из 17 человек (инженеры, рабочие). До 1932 года оркестр выступал два раза в месяц по радио. Звучала только народная песня и лёгкая музыка (не было профессионалов).
В 1932 году оркестр был реорганизован и зачислен как профессиональный коллектив в новый комитет по радиовещанию. Его возглавил П.И.Панфилов (из Томска). В 1935 году был приглашён дирижёр симфонического оркестра Н.М.Хлопков (впоследствии - доцент Уральской консерватории, преподаватель Краснодарского музыкального училища). Коллектив вырос до 21 человека. В программе: монтажи русских опер ("Снегурочка" Римского-Корсакова, "Сорочинская ярмарка" Мусоргского).
В августе 1941 года оркестр прекратил своё существование, восстановился в июне 1944 (снова руководитель - П.И.Панфилов). С сентября 1945 года оркестр возглавил - Иван Матвеевич Гуляев, много сделавший для пополнения оркестра ценными кадрами. При нём зазвучали: "На посиделках" Ипполитова-Иванова, "Венгерские танцы" Брамса, пьесы Хачатуряна, Грига, Чайковского, Шуберта. Первые связи с местными композиторами (В.Левашов "Русское интермеццо").
В конце 60-х годов в оркестре появился второй дирижёр - Владимир Поликарпович Гусев, который в 1975 году, после ухода заслуженного деятеля искусств РСФСР И.М.Гуляева на пенсию, стал главным дирижёром и художественным руководителем.
В настоящее время в оркестре 51 человек. Основное стремление оркестра - показать в своих программах творчество сибирских композиторов, народное музыкальное творчество Сибири. В этом отношении характерно содружество сибирского оркестра с А.Новиковым, Г.Ивановым, К.Нечаевым, А.Муровым, Ю.Юкечевым, А.Лубенниковым. Обоюдный интерес: желание обогатить оркестровый репертуар и возможность услышать результат своего труда делают такой союз устойчивым и долговременным. Оркестр записал свыше десяти грампластинок и компакт-дисков, озвучил для "золотого фонда" сотни старых и новых произведений.
Оркестр заслужил почётное звание "Академический", а его руководитель - народного артиста России. Коллектив прилагает много сил для воспитания молодых дирижёров, являясь уникальной базой для выпускников и аспирантов Новосибирской консерватории, участвует в фестивалях оркестров Сибири и Дальнего Востока, выезжает на гастроли по городам сибирского региона.
Помимо оркестров русских народных инструментов как самостоятельных творческих единиц существуют оркестры с двойной ролью: главной - сопровождение песни и танца, побочной - сольные оркестровые или инструментальные номера в общей песенно-хоровой или танцевальной программе. Таковы оркестры Государственного Академического русского народного хора им. Пятницкого, Государственного хореографического ансамбля "Берёзка", оркестры Государственного ансамбля танца Сибири и другие (есть небольшие оркестровые коллективы при Воронежском и Уральском народных хорах, в Оренбургском хоре). Наиболее значительный среди них оркестр хора им.Пятницкого.
Официально оркестр как таковой существует с 1938 года, однако русские инструменты звучали в хоровой программе намного раньше (частушки под балалайку, гармонь, квартет гуслей, отдельные соло на свирели, жалейке, рожках). На должность руководителя оркестра был приглашён В.В.Хватов - один из участников Великорусского оркестра Н.И.Привалова, член домрового секстета А.С.Семёнова. Процесс становления оркестра продолжался до 1940 года. Оркестранты в обязательном порядке играли на нескольких инструментах по совместительству (вначале вынужденная мера стала впоследствии традицией). В оркестре звучали четырехструнные домры. В 1947 году оркестр насчитывал 47 музыкантов. В.В.Хватов работал до 1958 года, уступив свое место Н.Н.Некрасову. Его сменил А.С. Широков. За 20 лет работы он вывел оркестр в число ведущих профессиональных коллективов страны.
В настоящее время оркестром руководит П.Ф.Обликин. Артисты оркестра - подлинные виртуозы-универсалы: балалаечники, как правило, играют на духовых инструментах, баянисты на областных гармошках, домристы - на ударных инструментах. Отдельные музыканты выделились своими творческими работами: Н.Н.Солодихин основал школу игры на рожке; В.В.Воронков опубликовал ряд собственных пьес и обработок для брёлки; Н.З.Кудрявцев стал искусным мастером по изготовлению жалеек и свирелей.
Сейчас в оркестре играет 18 музыкантов. Особая забота руководителей и всего коллектива - репертуар. В этом, прежде всего, отличительная разница оркестра от подобных или самостоятельных коллективов. Репертуар оркестра хора им. Пятницкого насыщен народной тематикой (обработки, вариации, фантазии на народные песни и наигрыши). Если же сочинение написано композитором, то своей интонацией, ладом оно близко к народной песне, наигрышу. К таковым следует отнести пьесы В.Захарова ("Колхозная полька"), В.Хватова ("Тамбовская полька", "Хоровод", "Молодежная кадриль"). Оркестровые номера органично сливаются с хоровой программой, нередко объединяясь в единый цикл (П.Казьмин "У околицы", "Русская свадьба). Оркестром записано несколько грампластинок и компакт-дисков, телепередач, есть фильмы.
Несмотря на объективные трудности (прежде всего материальные), оркестр успешно выступает в концертах, оказывает содействие подобным коллективам в подборе репертуара, обеспечении необходимым инструментарием (музыканты тесно связаны с оркестром "Русские узоры", оркестрами Уральского и Воронежского государственных хоров). Руководит оркестром выпускник ГМПИ им. Гнесиных Игорь Громов [10, 1993, 23-24].
Наряду со "смешанными" оркестрами в России сохранилась традиция организации творческих коллективов из однотипных инструментов. Например, не без влияния оркестра хроматических гармоник Н.И.Белобородова возник профессиональный оркестр гармонистов, руководимый Леонидом Моисеевичем Бановичем (воспитанник Варшавской и Петербургской консерваторий, имел опыт работы с духовыми оркестрами). При организации оркестра большую помощь оказал Московский комитет комсомола [6, 99].
Оркестр рождался (1926) в борьбе и труде и менее чем через год начал регулярную концертную деятельность. Григ, Бизе, Ипполитов-Иванов, Бетховен, Шуберт, Россини, Чайковский, Лядов, Рубинштейн, Глиэр, Прокофьев - вот далеко не полный список композиторов чьи сочинения играл оркестр. Выступления оркестра получили заслуженную оценку у видных музыкальных деятелей - М.М.Иполитова-Иванова, Д. Р. Рогаль-Левицкого.
Каждый концерт начинался с рассказа Л.М.Бановича об оркестре и пояснений к исполняемым произведениям. Такие выступления, особенно - на периферии, имели большое воспитательное значение, способствовали популяризации гармоник. Оркестр играл на заключительном концерте III-го конкурса гармонистов в Колонном зале Дома Союзов и по договору с народным комиссариатом путей сообщения, обслуживал железнодорожные клубы и дома культуры от Москвы до Владивостока (1929), играл перед воинами Особой Дальневосточной армии.
В конце 1929 года в Государственном цирке оркестром дирижировал Н.С.Голованов (I-я часть "Неоконченной симфонии" Шуберта, увертюра Россини "Вильгельм Телль"). Состав оркестра - 25 человек. Был поставлен вопрос о государственной дотации, и после прослушивания особой комиссией (Л.П.Штейнберг, К.Н.Игумнов, Е.Ф.Гнесина и др.) коллектив был взят на государственное обеспечение, получив официальное название "Первый в СССР государственный симфонический оркестр гармонистов" (20 человек).
Период 1933-1934 годов был насыщен концертной деятельностью (гастроли по многим городам страны). В 1935 году оркестр внезапно распустили, и только после жалобы председателю ВЦСПС Н.Швернику коллектив вновь был собран. Летом 1936 года оркестровую программу оценил С.С.Прокофьев: "Слушая Ваш оркестр, прежде всего, должен отметить серьезность Вашего отношения к поставленной задаче [...]. Многое очень удачно и в техническом, и в художественном отношении. Желаю Вам дальнейших успехов в Вашей деятельности и не сомневаюсь, что эти успехи будут" [6, 59-60]. Однако с осени 1937 года оркестр вновь пережил неприятные моменты и в конце концов в 1939 году он был ликвидирован. Многочисленные протесты и запросы помогли бы окончательному восстановлению оркестра, но помешала Великая Отечественная война, а после войны, к сожалению, этот вопрос не возник.
Впоследствии оркестры баянов создавались в музыкальных училищах и вузах для учебной практики; в отдельных случаях такие коллективы добивались значительных результатов, как, например, оркестр ГМПИ им. Гнесиных, выпустивший даже грампластинку. Некоторое время существовал еще один оркестр однотипных инструментов - "Первый Государственный оркестр старинных русских инструментов", руководимый Григорием Павловичем Любимовым. Организованный в 1919 году при содействии Наркомпроса оркестр состоял целиком из четырехструнных домр. Примечательно, что и оркестр Г.П.Любимова, и оркестр П.И.Алексеева и Б.С.Трояновского в своих составах были во многом одинаковыми. Фамилии участников повторяются в обоих коллективах (материальная заинтересованность). Среди первых произведений оркестра - Глюк "Гавот", Григ норвежские танцы, Лядов "Протяжная и плясовая", "Вниз по матушке по Волге", "Эй, ухнем", Ипполитов-Иванов "В ауле" [9, 93]. С оркестром пел Ф.Шаляпин, охотно участвовал в программах С.Лемешев, сотрудничали Е.Катульская и М. Максакова.
До 1927 года оркестр жил на государственной дотации, а затем до 1934 (года смерти Г. П.Любимова) - на хозрасчете, что не помешало ему совершить успешную гастроль в 1931 году по городам Кузнецкого угольного бассейна и Дальнего Востока. На следующий год оркестр выехал на три месяца на Всесоюзную стройку - Днепрогэс. И везде был успех. Для финансового обеспечения оркестр много раз играл в московских кинотеатрах перед сеансами ("Авангард", "Уран", "Форум", Шторм", "Молот" и др.).
Оркестр, подобный любимовскому, был создан в 20-х годах А.С.Семеновым при московском учреждении "Сельскосоюз" на любительских началах. От него затем отпочковался секстет четырёхструнных домр, длительное время работавший при Московском радио.
80-90-е годы XX века стали периодом расцвета народной оркестровой культуры. В связи с тем, что регионы получили самостоятельное бюджетное финансирование, а в городах имелось большое количество профессионально подготовленных кадров, оркестровые коллективы стали возникать во многих краях и областях России, часть из которых получила статус государственных (уральский и смоленский оркестры, алтайский оркестр "Сибирь" и др.). Сбылась мечта земляков великого русского композитора М.И.Глинки о создании профессионального русского оркестра. Волею судеб на Смоленщине оказался известный советский дирижер, народный артист РСФСР В.Дубровский. Он сумел возглавить группу музыкантов-энтузиастов Смоленска, которые настойчиво искали пути к осуществлению своей мечты - играть в серьезном оркестре, доказывать в эпоху так называемой массовой культуры жизнеспособность русской народной и классической музыки. Смоленск встретил премьеру своего оркестра с восторгом. Значение этого события в культурной жизни города усилил и тот факт, что в этих концертах участвовали такие музыканты, как народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда Ирина Архипова и известный домрист, лауреат международных конкурсов Александр Цыганков. Так родился новый самобытный музыкальный коллектив, который продолжает настойчиво совершенствовать свое мастерство.
В оркестре 65 исполнителей - преподаватели и студенты Смоленского музыкального училища им. М.И.Глинки, участники коллективов художественной самодеятельности. Всех их объединяет преданность русской музыке. Самоотверженная работа коллектива оркестра увенчалась очередным и ответственным испытанием - выступлением в Колонном зале Дома Союзов в Москве. В этих концертах приняли участие народный артист СССР Артур Эйзен и лауреат международных конкурсов Наталья Ерастова" [Правда. - 1989. - 27 нояб.].
В декабре 1990 года в Барнауле рядом концертов состоялась презентация еще одного профессионального русского народного оркестра "Сибирь". В этих концертах приняли участие помимо местных вокалистов заслуженные артисты РСФСР балалаечник Владимир Аверин и домристка Тамара Вольская.
Оркестр организовался из барнаульских любителей и профессионалов под руководством энергичного и влюбленного в русскую народную музыку Евгения Ивановича Борисова. Завершающей точкой в презентации коллектива стали концерты оркестра в Колонном зале Дома Союзов (февраль 1991).
Таким образом, можно констатировать расширение географии профессионального оркестрового исполнительства и увеличение количества оркестров, что, несомненно, повлияет на усиление пропаганды русских народных инструментов и возрастание их роли в воспитании подрастающего поколения.
Итак, перечисленные оркестры - лишь малая толика от общего числа русских народных оркестров однотипных и разнотипных инструментов. В лекции не шёл разговор об оркестровых коллективах из сферы художественной самодеятельности или оркестрах, существующих в зарубежных странах. В последние десятилетия отмечается тенденция к сокращению общего количества любительских русских народных оркестров. Причины: отсутствие инструментов и подготовленных кадров, падающий интерес к самодеятельному музицированию, замена оркестров ансамблями и т.п. Энтузиазм отдельных лиц приносит положительные сдвиги в оркестровом исполнительстве, как, например, в Читинской области. Думается, через некоторый отрезок времени интерес к народной оркестровой музыке, игре в любительском оркестре возникнет вновь, тем более что каждый год ДМШ выпускают тысячи баянистов, домристов, балалаечников, "не востребованных" в музыкальных училищах, желание играть на родных инструментах, у которых с годами не исчезает, а, наоборот, возрастает. Что же касается профессиональных коллективов, то они со временем станут такой же неотъемлемой частью музыкального быта крупных городов, какой являются симфонические и камерные оркестры. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.032 сек.) |