АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет № 27. Организация работы древнерусских книгописных мастерских. Оформление древнерусской книги

Читайте также:
  1. A. Минимальный запас для одной ТТ на один день работы - не менее 50 бутылок
  2. A. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
  3. I. Задания для самостоятельной работы
  4. I. Задания для самостоятельной работы
  5. I.Религиозные книги
  6. II. Время начала и окончания работы
  7. II. ДВА МИРА В ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНОПИСИ
  8. II. ДВА МИРА В ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНОПИСИ
  9. II. ДВА МИРА В ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНОПИСИ
  10. II. ДВА МИРА В ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНОПИСИ
  11. II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЗАСТРОЙКА ТЕРРИТОРИИ
  12. II. Организация и проведение учебно-ознакомительной практики

Как производились и хранились книги?

Переписывали книги – белое духовенство, которое по долгу службы также должно было иметь дома книги; черное духовенство (монахи) – переписывали для спасения души. (очень большие аналогии с западноевропейской книгой). Это называлось «писать себе во спасение», это видно по припискам, которые остались.

Уже с 12 века на Руси появляется песец-профессионал, т.е. эти по сути дела ремесленники писали для заработка и книгописание с 12 века начало превращаться в светскую профессию.

Об устройстве скрипториев можно судить по многочисленным миниатюрам (одна из них в житии Сергия Радонежского). Отличая есть от Западной Европы. Все монахи сидят за длинным столом, перед ними чернильницы («песочницы»), свитки, инструмент для разлиновки, а некоторые изображены со свитками на коленях. Это коленное писание до 17 века применялось в русских монастырях.

Если почитать приписки, которые делали русские писцы, то увидим, что этот труд был очень тяжелым и есть приписки: «Господи, помоги рабу своему, научи писать, руки бы ему крепко…» и тому подобное.

 

Какое количество книг вращалось в Древней Руси?

Считается, что если в каждой церкви должно было находится до десяти названий самых разных книг, а церквей около 10 тысяч (условно), то где-то одновременно должны были вращаться до 100 тысяч рукописных книг. В настоящее время от 11 века сохранилось 33 книги, от 13 – 85, с 14 века начинается резкий рост и соответственно уже сотни книг остаются от каждого века.

Существовала практика записи как греческими буквами, так и ими же, но с добавлением специальных славянских графем (деревянный цилиндрики).

После принятия христианства (988 г.) распространились богослужебные книги на кириллице.

Надписи на монетах князя Владимира (конец 10 века) – графика кириллическая, язык болгарский.

Легенды на металлических печатях – греческий язык. Привеска печатей к официальным документам. Существенная роль греческой буквенной графики.

Эпиграфика – надписи на камнях и изделиях.

Граффити – записи, выцарапанные на стенах сооружений.

Самые древние граффити – в Киевском Софийском соборе. Там уже кириллическая графика. Глаголица встречается все реже.

Церы – небольшие дощечки с бортиками по краям, где углубление заполнялось воском, на поверхности которого делались записи (конец 11 века).

Абак – способ счета, при котором числовые записи производились посредством раскладывания по особым правилам мелких предметов.

Надписи на дереве – «дъска» - долговая запись. Деревянные бирки, на которых вырезались данные о величине долга в деньгах или натуре.

Деревянные календари – многогранные жезлы, на гранях которых зарубками обозначались дни, а особыми знаками – религиозные праздники.

Берестяные грамоты – (20-е года 11 века) – уникальные письменные источники. Новгородские – самые древние (11-15 века). Текст процарапан писалом, сделанным из металла или кости. С одной стороны заострение вроде шила, которым царапали текст, с другой стороны лопаточка вроде отвертки, которой продавливали буквы. Березовую кору предварительно вываривали, чистили, снимали белую пленку, обрезали и просушивали.

Содержание берестяных грамот – реальная жизнь человека, очень мало текстом религиозного содержания, чаще послания.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)