|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Билет № 16. Деятельность Франциска Скорины
Франциск Скорина - выдающийся деятель белорусской, славянской и мировой культуры, просветитель, гуманист, ученый, писатель, мыслитель, творчество которого оказало огромное влияние на развитие белорусского языка, литературы, книгопечатания.
Скорина родился в Полоцке, крупном торгово-ремесленном и культурном центре Беларуси того времени. Точных сведений о времени рождения Скорины не выявлено. В 1506 г. Скорина окончил Краковский университет, получив степень бакалавра. Осенью 1512 г. Скорина прибыл в знаменитый Падуанский университет, где блестяще выдержал экзамен на степень доктора медицины. На территории Великого княжества Литовского, в состав которого входили белорусские земли, в то время не было необходимой полиграфической базы, поэтому Скорина был вынужден искать другое место для начала своей книгоиздательской деятельности.
Он поехал в Прагу, столицу Чехии. В 1517 г. в Праге открылась славянская типография. В короткий срок Скорина осуществил перевод Ветхого завета на язык,близкий к старобелорусскому языку. Первой книгой, изданной Скориной 6 августа 1517 г. в Праге, была Псалтырь, напечатанная на церковнославянском языке кириллическим шрифтом. Эту книгу он напечатал не только с религиозными, но и с просветительскими целями. Эта книга была популярна среди славянских народов и бытовала преимущественно в рукописном виде. Печатная "Псалтырь" долгие годы служила пособием при обучении грамоте. Появление первой печатной книги на языке своего народа означало новую эпоху в его жизни. Следует заметить, что к этому времени белорусский язык вполне сложился. Развитие его проходило на основе культуры и литературы Киевской Руси. Прага для Скорины становится второй родиной. Не будучи религиозным фанатиком, он, как человек своей эпохи, первым делом переводит Библию на свой родной язык. Ф. Скорина избрал кириллический шрифт, который и сейчас лежит в основе современных азбук -русской, украинской, белорусской, сербской, болгарской. В Праге он развивает кипучую издательскую деятельность, к своим переводам пишет предисловия, послесловия и пояснения. С 1517 по 1519 Скорина издал 23 книги. Они были изданы лучше, чем церковнославянские книги, напечатанные издательствами Кракова и Венеции. Прежде всего, они были изданы "малыми книжицами" для удобного пользования ими. Шрифт Скорины был выразителен, имел сходство с церковнославянскими рукописями белорусского письма XV и начала XVI в. Книги были украшены выразительными гравюрами на дереве. В одной Скорина поместил и собственный портрет: типичное изображение писателя и ученого среди книг. Чтобы не было сомнения в его роли просветителя, Скорина помещает в гравюрах своих книг соединенные вместе Солнце и Луну - источники света для Земли. Пражские издания Скорины, оригинальные по содержанию, переводу, комментариям, предисловиям, по языку, художественному и типографскому оформлению, являются уникальными памятниками светской ренесансно-библейской письменности.
Около 1520 г. Скорина переехал в столицу Великого княжества Литовского - Вильно. Город Вильно в XVI в. был центром белорусской культуры, где в разные периоды проходила жизнь и деятельность многих белорусских писателей, общественных и государcтвенных деятелей. В виленской типографии Скорина издал две книги - в 1523 г. "Малую подорожную книжку" - сборник религиозных и светских произведений, а в 1525 г. напечатал свое последнее издание - "Апостол".
Скорина был одним из первых деятелей белорусской культуры, который воспользовался народным языком и ввел в литературу основные элементы белорусского языка; выступая в защиту родного языка. Предисловия и послесловия к книгам проникнуты стремлением Скорины поднять моральный дух белорусского народа, поддержать его в борьбе против национально-религиозного угнетения со стороны феодалов и католической церкви. Скорина учил помнить о своем гражданском долге перед родиной, писал, "что обязанность человека трудиться на благо родины, не жалеть всякого тружения и скарбов... для отчины своея". Патриот, гуманист, первый белорусский книгопечатник -o таким вошел в историю славный сын белорусского народа. Его деятельность дала мощный толчок развитию книгопечатания. Особенно велика роль Ф. Скорины в развитии белорусской культуры. Имя Скорины навсегда останется в истории благодаря его достижениям в области просвещения, книгопечатания и распространения книг. По своему количеству книги белорусского просветителя составляют более половины кириллических изданий в мире за XV-первую половину XVI веков. Христофор Плантен – Антверпен. Ввел гравюру на меди, использовал фронтиспис – выгравированное изображение или портрет перед титульным листом. Разбогател и впервые открыл типографии и книжные лавки в Африке и Америке.
Билет № 17. Деятельность Кристофа Плантена Из Нидерландов, основатель крупной издательской фирмы. Начал работать учеником переплетчика, затем построил крупнейшую в Европе печатную компанию. Родился в 1520 году, умер в 1589 в Антверпене. В середине 16 бега убежал из Франции в Антверпен. В 1549 открыл переплетную мастерскую, а в 1555 типографию. Был типографом 34 года, издал за это время больше 1600 книг (в среднем по 45 наименований в год). Его издания (научные труды, тексты классиков античности, литургические книги) отличались высоким качеством и содержали гравюры на меди. «Biblia polyglotta» - «многоязычная библия» - уже явно борочное оформление титульного листа (гравюра на меди). Пышная рамка, многофигурность (пейзажи, животные). Библия на многих языках, снабженная комментариями, легла тяжким финансовым бременем на плечи Плантена. Научное издание, были привлечены ученые со всего мира. Иллютраций нет, очень скромные инициалы. Одно из антверпенских изданий – титульный лист работы Рубенса. Эта работа привлекла внимание короля Филиппа II. По окончанию работы Плантен получил от Филиппа монополию на продажу духовных книг. Издательская марка – рука с циркулем. Девиз – с трудом и постоянством. Ввел гравюру на меди и использовал фронтиспис. Несколько раз разорялся и вновь восстанавливал фирму. Испанский король пожаловал ему почетное звание архитипографа. Позже открыл лавки во всех владениях Испании, Африке и Америке. Стал одним из отцов Антверпена – построил себе великолепный дворец, где теперь находится музей печатного дела. Плантен был крупнейшим издателем, его размах обеспечивался его неукротимостью, неистовостью, он три раза заново на новом месте начинал дело; в его типографии в разное время было до 25 станков. После его смерти остались тонны шрифта, тысячи заготовок ксилографических заставок и гравюр на меди; среди его нововведений – использование титульного листа гравюр на меди, его издания утвердили гравюру на меди как основную ее форму, широкое использование фронтисписов; Династия просуществовала до второй половины 19 века (более 300 лет). Именно у Плантена начинал подмастерьем (учеником переплетчика) Эльзевир.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |