|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Билет № 10. Организация работы средневековых западноевропейских скрипториев. Оформление средневековой книги
Скрипторий (мастерская по переписыванию книг) и библиотека стали обязательной частью любого средневекового монастыря. Скрипторий – большая комната со столом посередине, за ним монахи за специальными наклонными подставками. Запрещено пользоваться искусственным освещением (опасность пожара), особое внимание уделялось дневному свету, т.к. искажение цвета при искусственном освещении, богоугодное дело – надо заниматься при свете божьего дня.
В VII-X вв. в Западной Европе было построено множество монастырей, где усердно переписывались книги. Прекрасные каллиграфы и мастера книжного оформления создали там немало изумительных памятников книжного искусства. Располагая мастерскими, библиотеками, школами, монастыри естественным образом стали центрами культуры и религиозного просвещения. В основной массе из монастырских стен выходили скромно оформленные книги. Предназначались они для продажи. Для получения большого количества книг опытный чтец вслух произносил текст, а 30-40 переписчиков одновременно его копировали.
Чернила в скриптории хранили в больших рожковых чернильницах. Известно большое количество рецептов изготовления чернил. Существовало два совершенно разных вида чернил. Первые – это угольные чернила, сделанные из древесного угля. Второй вид чернил – из чернильных орешков. На средневековых изображениях писцов иногда можно заметить две чернильницы на правом краю стола. Вполне вероятно, что вторая емкость предназначалась для красных чернил. Красный цвет активно использовался в средневековых книгах для заголовков, колонтитулов и буквиц, для рубрик (отсюда и слово: ruber по-латыни - красный) в литургических книгах и для красных дней календаря (потому так и названных) в календарях. И образец книги, и копируемый список обычно помещались бок о бок на наклонном пюпитре. Пергаменная книга, если не придерживать ее открытой, имела склонность захлопываться сама собой. На средневековых миниатюрах видно, что копируемая книга фиксировалась в открытом положении при помощи грузиков.
Стадии производства: 1.выделка пергамента. Часто добывался из античных библиотек (соскребали текст со старинных книг). Широкое распространение получили так называемые палимпсесты –пергамены, с которых был стерт, соскоблен первоначальный текст, а затем написан новый.На ранних этапах пергамент красили – обычно в пурпур (до 13 века). 2.разлиновка. Использовали грифель, позже графит. Текст в два столбца. Размещению текста на листе придавалось большое значение. Линование – привычная черта средневековой книги. Чем наряднее книга, тем более искусно она разлинована. Обязательно оставляли места для миниатюр, инициалов. 3.переписывание. Черным цветом стали пользоваться только в 10-11 веке. Некоторые кодексы были полностью написаны золотом («золотые кодексы»). 4.оформление. Оформляли книгу миниатюры – (minium – красный сурик), рубрикаторы, иллюминаторы. Часто все эти функции выполнял один человек, поскольку было мало умеющих это делать. Рубрикаторы подкрашивали начала фраз, иллюминаторы художественно оформляли. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |