|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Билет № 9. Книга в Европе в средние века. Основные книжные центры
Средневековье характеризуется активным ростом городов, увеличением численности населения. Основную массу людей можно рассматривать как участников книжного рынка, для которых и создавались скриптории - средневековые мастерские по переписке книг. Возникали национальные языки. Наряду с этим господствующим международным языком науки и межличностного общения и книжной культуры была латынь. В поздней Европе подъем книгописания связан с распространением христианства. К увеличению производства рукописей привело распространение арабами дешевого писчего материала – бумаги. Большое значение имели монастырские скриптории, которые являлись центрами по переписке и распространению книг на протяжении всего периода Средневековья. Первым таким центром был монастырь Вивариум. Сенатор Марк Аврелий Коссиадор (485-580) создал при Вивариуме школу переписчиков, в основном она пополнялась за счет монахов, которые обладали познаниями в области грамматики, логики, риторики. Их обучение он проводил сам. По его примеру в Европе открывается множество монастырей, самые известные Монтекассибо и Боббио. В этих монастырях преобладал ручной труд и не было его четкого разделения. Каждый монах готовил рукопись от начала и до конца. Он самостоятельно списывал текст, вносил инициалы, заглавные буквы, делал переводы, т.е. книга от начала и до конца не выходила из рук одного мастера. Со временем мастерская по переписыванию книг, а затем и библиотека стали неотъемлемой частью любого монастыря. В Европе в эпоху позднего Средневековья было построено множество монастырей, в которых трудились прекрасные каллиграфы, мастера книжного оформления. Здесь же изготавливались оклады для книг. Переписывание книг считалось богоугодным делом. Многие переписчики имели духовный сан. Начиная с XI века в связи с ростом городов, торговых связей, развитием ремесел, требующих грамотных людей, открываются университеты. Старейший из них, Болонский, был открыт в 1119 г., Парижский в 1120 г. В начале XIII века открываются Кембриджский и Оксфордский университеты. При них были созданы мастерские по переписке книг, предназначенных в основном для обучения. 12-й век стал свидетелем зарождения светского кодекса, предназначенного для личного потребления читателем. На этом сказалось образование университетов. Нужды учащихся обслуживались тоже скрипториями. Возглавлял работу т.н. либрарий. На него возлагалась ответственность перед университетской корпорацией за хранение и выдачу рукописей для переписки, взимание платы за использование. Книги, создаваемые практически поэкземплярно, стоили дорого. Поэтому важное значение приобретают книжные хранилища, которые устраивались при светских и церковных заведениях. Университетские библиотеки создавались не только с целью хранения, но и использования книг.
В эпоху раннего Средневековья книжное дело практически всецело находилось в руках духовенства. Церковь осуществляла цензуру книг и строго следила за содержанием богословских трактатов. Сосредоточив в своих руках монопольное право на переписывание книг, она тем самым препятствовала широкому распространению знаний среди мирян. Многие "вредные" с точки зрения церкви книги были сожжены на кострах вместе со своими авторами и переводчиками.
Если ранее средневековые монастыри не изготавливали книги на продажу, то уже с 12 века возникают товарно-денежные отношения между монастырскими скрипториями и потребителями книг. Кроме того, к изготовлению переплета монахи вынуждены были привлекать ремесленников (резчиков печатей, золотых дел мастеров, граверов). Деньги становятся основой жизни, проникают и в монастырские стены. Книжные богатства, накопленные в монастырях, становятся статьей дохода, а с возникновением в 13 веке банков, монастыри начинают выполнять роль ссудных касс. Это наложило отпечаток на монастырское книгописание. В XIV веке во многих европейских странах производство книг постепенно перешло в руки мастеров-ремесленников. Среди них выделились специалисты по украшению книг. Их усилиями книга становится нарядной и начинает отвечать эстетическим вкусам своих заказчиков и потребителей. Вместе с тем книга превратилась в товар, а ее изготовление в доходное дело. Оживление книжного дела сопровождалось формированием книжного рынка.
Проникновение элементов светскости и мирского образа мыслей в сознание средневекового человека сказалось на внешнем уборе книг. Изящные и дорогие украшения, свойственные церковным книгам, постепенно сменяются простыми, но добротно выполненными образцами рукописных кодексов, содержание которых отвечало литературным вкусам нарождающегося бюргерства и дворянства.
Удешевление книг, ставшее возможным в результате внедрения в их производство бумаги, а также в результате развития художественных ремесел, расширило круг потребителей, содействовало формированию общественных и частных библиотек. Своими книжными собраниями славились библиотеки Ирландии, Англии, Франции, Германии. В конце XIV века в Англии был составлен общий каталог книг, учитывающий фонды 160 монастырских и церковных библиотек. Как правило, книги стоили достаточно дорого и отношение к ним было бережное. Средневековое общество относилось к книге, как к драгоценной реликвии. В домашних условиях они хранились наряду с драгоценностями, служили предметом украшения интерьера. Книга символизирует некую социальную принадлежность, и зачастую социальное положение человека обязывало его иметь определенную книгу.
Существуют различные художественные стили в оформлении орнамента, буквиц, инициалов. Уже в средние века формируются элементы оформления, которые со временем трансформируются и сохраняются до наших дней. Поскольку изготовление книг – трудоемкий процесс, то в монашеских общинах этот вид деятельности выделяется в самостоятельную структуру. Переплеты делались очень добротные, т.к. книги в силу своей дороговизны книги заказывались иногда вскладчину, делались на долго, передавались из поколения в поколение, дарились, завещались. Украшались чеканкой, драгоценными камнями, резьбой. Переплет, также как и миниатюра, орнамент, зародились в средние века. Переплет действительно становится неким новым направлением в искусстве книги. Работа в монастырских скрипториях шла очень медленно, потому что каждую рукопись нужно было тщательно выписать, почерки были очень сложные, витиеватые. Это было скорее даже рисование букв. Срок изготовления одной рукописи занимал несколько лет. За всю свою жизнь переписчик мог переписать всего несколько десятков книг.
В 11 веке господствовал основной почерк, которым записывались тексты – т.н. готический почерк. Он делится на две большие группы: каллиграфический – употреблялся при написание богослужебных книг; канцелярское письмо – для написание деловых бумаг, для светских кодексов и трактатов. Постепенно потребности рынка заставляли писцов все время совершенствовать сложный готический почерк и упрощать его. Увеличилась емкость книг, следовательно они стали меньше, соответственно удобнее и предназначались уже не всегда для стационарного чтения.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |