|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Билет № 8. Возникновение славянской письменности. Кирилл и Мефодий
Еще в языческие времена у славян существовало письмо, получившее название «черты и резы». Усовершенствованное славянское письмо появилось в середине IX века, а именно в 863 г. Его создателями считаются два греческих ученых монаха – Кирилл и Мефодий, которые занимались распространением христианства в Моравии. Известно существование двух азбук – кириллицы и глаголицы. Количество и звуковой состав знаков в них примерно одинаково, хотя графически, по начертанию букв, они очень непохожи. Глаголица более сложна по начертанию: буквы состояли из дуг и кругов. Кириллица же более строгая — это та азбука, на которой мы пишем сегодня. В ее основу тоже легло греческое письмо, но скорописное. Существует мнение, что Кирилл и его брат воспользовались для создания нового, более удобного алфавита, получившего название кириллицы, буквами глаголического письма для обозначения славянских звуков, отсутствовавших в греческом языке. Графическую основу протокириллицы составляли 24 буквы греческого алфавита. Как письмо простое и удобное, кириллица вскоре вытеснила глаголицу и стала родоначальницей современной письменности большинства славянских народов, их книжных почерков и стилей. Факт употребления кириллицы на Руси до 988 г. подтверждается находкой в Новгороде деревянных цилиндриков (70-е годы X века и позже) для запирания мешков. На цилиндриках делались краткие буквенные и цифровые записи. Они характеризуют содержание мешков, его стоимость, согласуясь с нормами и юридическими формулами «Русской Правды». Первая категория надписей представлена легендами на металлических печатях, принадлежавших русским князьям и церковным иерархам. Они привешивались к официальным документам, посланиям. Следующими по времени являются надписи на золотых и серебряных монетах князя Владимира конца X — начала XI века, которые стали чеканить сразу после введения христианства (графика кириллическая, язык болгарский). Следующую группу надписей образует эпиграфика (граффити, надписи на камнях и изделиях). Граффити — записи, выцарапанные на стенах сооружений. Самые древние датированные граффити кириллицей (1052 и 1054) встречаются в Софии Киевской — кафедральном соборе древнерусской митрополии. К граффити примыкают надписи на камнях и предметах (мечах, утвари). Древнейшей датированной каменной надписью является знаменитая Тмутараканская надпись 1068 г., зафиксировавшая по распоряжению князя Глеба Святославича ширину Керченского пролива. К рассмотренным выше памятникам древнерусской письменной культуры примыкают и такие виды, которые не оставили следов. К ним относятся записи по воску. Они недолговечны из-за свойств материала, на котором воспроизводились. Кроме того, сам способ предполагал уничтожение предыдущей записи для нанесения новой на той же поверхности. Археологи находят так называемые церы, представляющие собой небольшие дощечки с бортиками по краям. Углубление до краев бортиков заполнялось воском, две церы (дощечки) соединялись наподобие диптиха и могли закрываться наподобие книжки, восковыми поверхностями внутрь. Древнейшие церы, найденные в Новгороде, относятся к концу XI века. Еще одним почти не оставившим следов видом письменной культуры является запись чисел в системе абак а. Абаком называется способ счета, при котором числовые «записи» производились посредством раскладывания по особым правилам мелких предметов (камешков, плодовых косточек и пр.) на какой-нибудь ровной поверхности (земле, столе, доске и т. п.). На Руси для счета использовались сливовые и вишневые косточки; древнейшие захоронения, в которых находят счетные косточки, относятся к XI веку. Существовали и другие виды письменности, например, специального назначения надписи на дереве. Особыми знаками на небольшом деревянном бруске вырезались данные о величине долга в деньгах или натуре. Брусок раскалывался вдоль надписи на две части: одна оставалась у должника, другая — у взаимодавца. При возвращении долга его величина удостоверялась совпадением надписи на обеих частях при их складывании. Разновидностью письменности были резные деревянные календари. Они представляли собой многогранные жезлы, на гранях которых зарубками обозначались дни, а особыми знаками — религиозные праздники. Следующей по времени группой памятников древнерусской книжности являются берестяные грамоты. Новгородские берестяные грамоты — самые древние. Они относятся к XI-XV векам. Древнейшая из них – 20-е года XI века.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |