|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Первые русские рукописные книгиОстромирово Евангелие – самая ранняя рукописная книга на пергаменте (1056-1057). Написана дьяконом Григорием по заказу новгородского посадника Остромира за 8 месяцев. Содержит много иллюстраций, инициалов и заставок. Является памятником искусства не только древнерусской, но и болгарской культуры. Имя Григория стоит одним из первых в ряду русских книжников. Изборник Святослава – на пергаменте кириллицей написана двумя писцами, имя одного из которых дьяк Иоанн. Начали писать при Изяславе Ярославиче, затем перешла Святославу Ярославичу. Государственная реликвия того времени (1073). Изборник 1076 – составлена «из многих книг княжих». Резко отличается от двух предыдущих торжественных книг. Относится к типу обиходной книги небольшого размера, без цветных иллюстраций. Существуют данные о книгах, написанных раньше упомянутых выше. Дочь Ярослава Мудрого Анна вышла замуж во Францию, где впоследствии правила регентшей и привезла с собой евангелие на кириллице (первая половина 11 века). Сейчас в стране хранится 494 рукописи древнейших книг, написанных глаголицей и кириллицей на пергаменте.
В 14 веке некоторые книги стали писать на бумаге, но окончательно на нее перешли в 15 веке (3422 книги того периода сохранились). По содержанию книги в основном духовные, связанные с христианским вероучением. Но есть среди них и летописи исторического и научного характера. Существовала система книгописных мастерских при княжеских канцеляриях, монастырях и церквах. Перепиской и оформлением книг занимались монахи и светские люди. Книга была инструментом религиозной пропаганды, образования и духовно-нравственного воспитания.
Вв. Книголюбие – как христианская добродетель. Скриптории не были широко распространены, пользовались услугами грамотных иноков. Книгописные школы сложились при Чудове монастыре и Спасо-Андронникове монастыре. Книгописание было в Даниловом монастер, Симоновом. В 14 веке в число книжных центров влился Нижний Новгород, где главным центром просвещения был Успенский Печерский монастырь. В середине 14 века – книжная школа Переславля-Залесского. Сергий Радонежский – высоко ценил книжные знания. Книжное чление было уставным занятием монахов. Вначале в Троице-Сергиевом монастыре преобладали берестяные книги, затем книгописание приобрело там последовательный характер. В итоге дело Сергия Радонежского вылилось в богатую просветительскую книжную традицию. Перепиской книг занимались и при княжеских домах профессиональные писцы («доброписцы»). Основной их обязанностью было ведение канцелярских дел. Часто в переписи принимало участие несколько писцов. Мирские люди переписывали книги не только для светских лиц, но и для монастырей (складывалась потомственная профессия книгописца). Интересная иллюстрация работы над созданием книги представлена на окладе Евангелия Симеона Гордого (1344г). В центре – пластинка с Распятием, а по углам – евангелисты над работой над книгой: один разлиновывает пергамент, другой пишет текст, третий – посыпает его песком для просушки чернил, четвертый составляет тетради. Работа над одной рукописью занимала несколько месяцев. Нередко на полях писцами оставлялись записи и пометки в ходе работы, которые рисуют его своеобразный портрет, раскрывают процесс книгоделания. Скромные кодексы – предназначались для домашнего, келейного чтения, незатейливые украшения. Для создания торжественных книг привлекались «злотописцы», выполнявшие инициалы, орнаменты и миниатюристы. (Сийское Евангелие по заказу Ивана Калиты). Нередко в книгах приводились имена заказчиков. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |