|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Начало ХХ векаВозникает монополизация в книжном деле. Мы видим существование компаний, которые концентрировали в своих руках все звенья производства и реализации книги. К таким компаниям-монополистам в первую очередь можно отнести Сытина, Маркса и Суворина (о них выше). Маркс умер в 1904 году, но его дело продолжала его вдова. Потом и Маркса и Суворина фирмы были приобретены Сытиным. А перед революцией и фирма Вольфа контролировалась Сытиным. Надо иметь в виду не только экономическую характеристику, но и то, что акционирование компаний позволяло развивать технический прогресс в книжном деле. Как раз на примере Сытина можно в этом убедиться. После образования в 1895 году акционерного общества он сразу же смог оснастить свою типографию несколькими десятками новых печатных машин и потом каждый год новые в т.ч. иностранные печатные и другие машины им приобретались. Сытин каждый год выезжал за границу на отдых и использовал это время, чтобы модернизировать свое производство. Многие типографии, которые выросли в конце 19 начале 20 века существуют и до сих пор. И на протяжении этой сотни лет они считаются одними из лучших. Толчок, который был задан этой модернизацией был настолько силен, что все советские годы эти типографии сохранили свои традиции. В отличие от начала 19 века или от 18 века – идет интенсивное развитие книжного дела. Именно в это время заканчивают свою деятельность многие патриархальные мелкие предприятия, которые не ведут на мировом уровне свое хозяйство, они вынуждены закрываться. Особенностью русского капитализма в книжном деле было то, что наряду с крупнейшими компаниями продолжали существовать мелкие предприятия, которым удалось найти свою нишу. Они брали небольшие акцидентные заказы, специализировались на небольших работах (что неприемлемо для крупного предприятия). Существовала большая конкурентная борьба, в частности, Сытин будучи акулой капитализма, не останавливался перед тем, чтобы поглотить, разорить конкурента; Будучи крупнейшим издателем лубочной книги он таким образом разорил издательницу Коновалову – он уменьшил цену на 0,25 копейки, а поскольку тиражи у него были сотни тысяч он не пострадал, т.к. смог маневрировать на другой продукции. Личная уния – типичная для империалистического хозяйства – сращивание банковского, финансового капитала с промышленным. Деятельность Суворинской компанией «Новое время» контролировалось Волжским коммерческим банком. И председатель правления банком входил в правление «Нового времени», в то же время и Суворин был одним из акционеров банка. Сытин поддерживался Русско-Азиатским банком (крупнейшим в России). Бракгауз существовал на германский капитал. Т.е. книжное дело не было исключением из общей экономической картины, которая наблюдалась в начале ХХ века. Специфичен был издательский репертуар – в основном на буржуазного читателя, хотя существовало множество мелких и крупных издательств, ориентировавшихся на бедного читателя. 4К: киндер, кирхе, кюхе, кляйдер. Давалось то, что было наиболее интересно: воспитание детей, религиозная литература, домоводство и проч. ХХ век принес множество интересных изданий научного, гуманитарного, философского плана. Это объяснялось всплеском философской мысли на Западе и в России. Это и общественно-политическая литература также. Внешний вид был разнообразным – начиная от византийских эмалей и до простейших книг в обложке. В начале ХХ века появляются предприятия нового типа. Это во-первых, объединения авторов для издания своих трудов без посредства предпринимателей. К таким можно отнести «Книгоиздательство писателей в Москве». Кроме этого – издательство «За друга» - было больше в народнических позициях. Издательство «Знание», которое представляло собой товарищество, куда входили и авторы издаваемых сочинений (Горький был вдохновителем и руководителем). Каждый участник вносил пай (5000 рублей), и в пределах этого пая мог издавать книги на свой риск, чистую прибыль он забирал себе, за исключением 10% которые забирались на общие расходы. В годы НЭПа эти кооперативные издательства стали развиваться в достаточно высокой степени. Еще начало ХХ века характерно тем, что каждое более менее существенное литературно-художественное направление организовывало свое издательство. Поскольку они не хотели зависеть от прихотей издательства, они хотели воплощать свою издательскую форму самостоятельно. Их можно тоже называть идейными издательствами, т.к. они были очень закрытыми (символисты ни за что не будут издавать произведения акмеистов). Издательство «Скорпион» - издательство символистов. В начале ХХ века начало издавать поэтов без большого признания (Брюсов, Бальмонт, Иванов и др.), переводили западных символистов. «Гриб» - близко к «Скорпиону». Объединяло «младших» символистов – Блока, Волошина, Алексея Толстого, Северянина, Белого и других. «Мусагет» - тоже символисты, было организовано Андреем Белым вместе с другими соратниками. Тоже «младшие» символисты. Было известно тем, что издвало теоретическую литературу, философскую. «Сирин» - это издательство также выпускало Брюсова, Блока, Ремезова, Сологуба и других, причем продукция этого издательства большое место занимали собрания сочинений. «Альтеона» - «Сусагет» и «Альтеона» были братскими издательствами – славилась тем, что приглашала художников, которые делали иллюстрации. Там начинали Коненков, Гончаров и другие. Очень много издавалось переводной литературы. Вообще литературные издательства характеризовались тем, что это были не только издательские центры, но и центры культурной жизни. Это были клубы, кружки, которые не стремились к широкому распространению. Вообще было тяготение к замкнутости литературного круга. В начале 10-х годов Лазинский издавал журнал «Гиперборей», как-то ему сказали: «Ваш журнал постоянно запаздывает и не удобно перед подписчиками». Он сказал: «Действительно неловко, но ничего, я им скажу». Таков был круг герметичности. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |