|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Все берет свое начало в Боге, все существует благодаря Богу, все заканчивается и завершается в БогеТак, мы обнаруживаем, что в различных именах и титулах Бога содержится откровение вечной природы Бога. И размышляя над вечной природой Бога у нас создается истинная картина вечности. Вечность, правильно понимаемая, не является бесконечно длительным временем, скорее, вечность — это природа и способ существования Самого Бога, вечность — это несотворенная реальность, в которой существует Сам Бог. Из вечности, актом или процессом творения, Бог породил нынешний мир, а с ним тот временной порядок, который известен нам — прошлое, настоящее и будущее. Еще одним Своим актом Бог однажды приведет этот мир к концу; а вместе с ним и время, как оно нам известно. Время неотъемлемо связано с нынешним миропорядком. Время начало существовать с этим миром и прекратит свое существование вместе с этим миром. Под влиянием нынешнего миропорядка все творения подчинены временным процессам. Время — это тот единственный фактор в общем опыте человека, который он не может изменить. Все люди в этом мире — творения и рабы времени. Никто не может остановить течение времени или повернуть его вспять. Это безжалостное господство времени в делах человеческих всегда занимало ум и воображение мыслящих людей на протяжении всей истории человечества. Люди всячески пытались избежать господства времени разными способами, но напрасно. В последние годы теория относительности во многом способствовала пониманию человеком времени. Если кратко изложить, то эта теория утверждает, что обе категории, время и пространство, неразрывно связаны, так что ни та, ни другая не могут быть ни определены, ни объяснены должным образом, кроме как во взаимной зависимости. Мы не можем точно определить пространство вне соотношения со временем, ни время вне соотношения с пространством. Вместе они составляют то, что наука называет «пространственно-временным измерением». Если мы попытаемся соотнести эту современную теорию относительности с откровением Библии, то можно сказать, что это пространственно-временное измерение является той структурой, внутри которой существует весь нынешний миропорядок. Суверенным Божьим актом это пространственно-временное измерение начало существовать вместе с нынешним миропорядком; и еще одним суверенным Божьим актом этот современный миропорядок вместе с пространственно-временным измерением, в котором он существует, перестанет существовать. До, после и вне этого пространственно-временного измерения вечная природа и бытие Бога остаются неизменными. Библия раскрывает, что для современного миропорядка в целом наступит конец времени в момент, предопределенный Богом. И каждый отдельный человек, живя ныне, должен склониться перед этим Божьим вердиктом, что время прекратится. Как отдельным личностям нам не нужно ждать конца существования миропорядка. Впереди каждого из нас тот момент, когда времени больше не будет — тот момент, когда для каждого из нас завершится течение времени и мы вступим в вечность. В доме покойного Хаима Вайзмана, первого президента Израиля, стрелки часов остановились в момент его смерти. Это картина того, что ожидает каждого человека, независимо от его притязаний на славу и положение в жизни. Для каждого отдельно наступает тот час, когда стрелки часов останавливаются — тот момент, когда время прекращается и начинается вечность. Для каждого отдельного человека конец жизни является концом времени. Что ожидает каждую отходящую в вечность душу? Что находится по ту сторону времени? Два неизбежных события Вне всякого сомнения, в том, что ожидает каждого отходящего в мир иной, существует много таинственного и загадочного. Однако в Библии имеется откровение о тех двух событиях, которые обязательно предстоят всякой душе: воскресение из мертвых и суд в вечности. О том, что всем предстоит воскреснуть из мертвых, говорит Павел в 1-м Коринфянам 15:22: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут... Точно так же, как смерть является обязательной судьбой всех из-за нашего общего предка Адама, так и воскресение из мертвых является обязательным установлением Божьим для всех, а возможно оно благодаря смерти и воскресению Христа. Из этого всеобщего правила воскресения из мертвых есть только одно исключение, согласно Библии, и оно является совершенно логичным. Тем, которые не умрут, не нужно будет воскресать из мертвых. Павел говорит об этом в 1-м Коринфянам 15:51-53: Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся; ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие. Когда Павел говорит: «не все мы умрем», — он имеет в виду только христиан. Он подразумевает, что истинные христиане, которые будут живы в момент возвращения Христа за Своей Церковью, не умрут. Вместо этого их тела моментально чудесным образом изменятся, и они окажутся в совершенно новых и сверхъестественных телах. Тление заменится нетлением, смертное — бессмертным. После этого уже не будет возможным еще раз умереть. Кроме истинных христиан, которые будут живы в момент возвращения Христа, мы можем привести только два исключения из всеобщего правила воскресения мертвых. Это Енох и Илия, два ветхозаветных мужа, которые были перенесены с земли на небо, не увидев смерти. Нигде в Библии нет ясных и определенных деталей насчет того, какова окончательная судьба этих двух мужей. Но ясно одно: кто не умрет, тому не нужно будет и воскресать из мертвых. С другой стороны, Библия совершенно ясно утверждает, что все, кто умрут, воскреснут из мертвых. Еще одним великим предназначением Божьим в вечности для всех людей является суд. В Деяниях 17:30-31 Павел предупреждает афинян о том, что однажды весь мир предстанет перед судом Божьим: Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться; ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых. Бог предопределил суд для всего человечества. Потому сегодня и проповедуется покаяние, ведь в один определенный день всем предстоит попасть на суд. В Послании к Римлянам 14:10-12 Павел предупреждает христиан, что они также должны быть готовы предстать перед Божьим судом: А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: «живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога». Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. Здесь Павел обращается к христианам. «Брат твой» — брат во Христе. Подобным образом «все мы» означает всех христиан. Далее, то, что на суде нет исключения, ясно из фраз «всякое колено преклонится» и «всякий язык будет исповедовать Бога». Далее мы детально рассмотрим Божью программу суда всех людей и увидим разные аспекты суда и целей Божьих в зависимости от принадлежности людей к разным категориям. Одно совершенно ясно, что всем, кто умирает, предстоит и воскресение из мертвых, и суд. В Послании к Евреям 9:27 читаем: И как человекам положено однажды умереть, а потом суд... Здесь фраза «человекам положено» означает все человечество. Поэтому мы можем сказать, что для всякой человеческой души, переходящей через смерть в вечность, существует два всеобщих, неизбежных установления Божьих: воскресение и суд. Даже те христиане, которые будут восхищены, будучи живыми, для встречи со Христом в момент Его возвращения, все равно предстанут на суд, общий для всех христиан. Ибо Павел говорит в Послании к Римлянам 14:10: ...Все мы предстанем на суд Христов. Та же самая формулировка во 2-м Коринфянам 5:10: Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово... «Все мы» и «всем нам» означает всех христиан, без исключения. Воскресение и суд неразрывно связаны с логикой всего Писания. Всегда воскресение предшествует суду. Никто не явится пред Богом для суда в виде бестелесной души; но во всех случаях это будет цельный человек — полная человеческая личность, состоящая из духа, души и тела. Именно так человек предстанет перед судом Божьим. По этой причине воскресение из мертвых неизбежно предшествует последнему суду. Писание всегда представляет эти два события в таком порядке: сначала воскресение, затем суд вечный. Во 2-м Коринфянам 5:10 Павел указывает на причину такой очередности: ...Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое. Суд касается того, что человек делает, будучи в теле на земле. Так как люди ответят за дела, совершенные в теле, Бог и предусмотрел, чтобы они явились в теле пред Ним для ответа за эти вещи. Поэтому воскресение тела будет предшествовать суду вечному. В этом, как и во всем остальном, план Божий и логичен, и последователен. РАЗЛИЧНЫЕ СУДЬБЫ ПОСЛЕ СМЕРТИ
В этой главе мы начнем детальное рассмотрение библейского учения о воскресении мертвых. Прежде всего подчеркнем, что воскресение из мертвых предстоит телу человека, а не его духу или душе. Точнее, то воскресение, о котором говорит Библия, является воскресением тела. Для того чтобы это понять, необходимо кратко остановиться на библейском откровении о природе человека. Триединая природа человека В 1-м Фессалоникийцам 5:23 Павел приводит свою молитву за христиан в Фессалониках: Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. В первой части стиха Павел говорит: «да освятит вас во всей полноте...». Апостол озабочен всеми аспектами природы личности каждого отдельного верующего. Во второй части стиха Павел перечисляет те три элемента, которые все вместе и составляют природу человека или его личность: дух, душа и тело. Снова, в Послании к Евреям 4:12 мы читаем: Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов... И здесь речь идет о составных элементах человеческой личности: духе, душе и теле. Тело здесь называется «составами и мозгами» (составы — то же самое, что и суставы). Для дальнейшего рассмотрения устроения человеческой личности давайте обратимся к повествованию о сотворении человека, как представлено в начале Библии. В Бытии 1:26 мы читаем: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему... Для выражения тождественности человека, творения, к Богу, Творцу, используются два слова: образ и подобие. То древнееврейское слово, которое переведено здесь как «образ», во многих случаях в Ветхом Завете переводится как «тень». В современном еврейском языке эта же основа встречается в слове «фотографировать». Все эти ассоциации имеют отношение к внешнему виду человека. Даже во внешности человека имеется сходство с Богом, которого не имеет ни одно низшее животное. Однако соответствие между Богом и человеком гораздо большее, чем внешнее сходство. Второе слово, встречающееся в этом тексте и переведенное как «подобие», несколько более общего характера. Оно относится ко всей личности человека. Оно указывает, что соответствие существует между всей личностью человека и естеством, природой Самого Бога. Один из важных аспектов соответствия между природой Бога и природой человека содержится в откровении о трех элементах личности всего человека — духе, душе и теле. Так мы можем утверждать, что человек является триединым существом — единой личностью, которая, тем не менее, состоит из трех элементов — духа, души и тела. Также и Бог представлен в Библии как Троица — т.е. как один истинный Бог, в Котором мы различаем три Личности: Отец, Сын и Дух Святой. Итак, Библия расскрывает перед нами подобие или соответствие между целостной личностью человека и целостной природой Бога. Это соответствие между Богом и человеком можно кратко выразить так: Библия говорит о триединстве человека, сотворенного по подобию Божественной Троицы. В Бытии 2:7 мы находим дополнительные детали об исходном сотворении человека: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. Здесь мы видим, что вся личность человека берет свое начало из двух абсолютно различных и противоположных источников. Физическая, материальная часть человека — его тело — образована из праха земного. Невидимая, нематериальная часть человека берет свое начало в дыхании всемогущего Бога. Эта невидимая, нематериальная часть человека называется здесь «душею». Однако, как мы уже отметили, в других отрывках Писания она полнее определяется как комбинация духа и души вместе. Библия говорит, что дух и душа не одно и то же, но являются двумя различными элементами, которые вместе составляют нематериальную часть человека. Однако в цели нашего исследования не входит точное определение границы между духом человека и его душою. Сейчас для нас достаточно знать, что вся личность человека происходит из двух различных исходных источников. Физическая, материальная часть человека (его тело) — снизу, от земли. Невидимая, нематериальная часть человека (его дух и душа) — свыше, от Самого Бога. В момент смерти невидимый, нематериальный элемент человека (его дух и душа) высвобождается из своего земного сосуда. После этого, в процессе погребения, материальная часть человека (его тело) снова возвращается в землю, откуда она произошла, и в процессе распада тело снова разлагается на свои исходные элементы. Даже в том случае, когда нет погребения, тело человека после смерти всегда подвергается процессу разложения и распада, что, в конечном итоге, приводит к возвращению к исходным материальным элементам. После смерти именно тело человека распадается на те же материальные элементы, из которых оно было первоначально составлено. Следовательно, именно тело человека, через воскресение, восстановится из этих же самых элементов. Отделение духа человека от его тела Нигде в Библии нет и намека на то, что после смерти нематериальная часть человека — его дух и душа — подвергнется такому же погребению и распаду, которые ожидают его тело. Напротив, во многих отрывках Писания говорится, что судьба духовной части человека совершенно отличается от судьбы его тела. Давайте рассмотрим примеры из Книги Екклесиаста. Обратите внимание на то, что автор книги, Соломон, устанавливает определенные рамки для всех вопросов и выводов, содержащихся в книге. Это ясно подчеркивается употреблением одной особой фразы, постоянно повторяющейся на протяжении всей книги. Например, в Екклесиаста 1:3 Соломон вопрошает: Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Этот вопрос, с небольшими изменениями в формулировке, неоднократно повторяется на протяжении всей книги. В целом эта фраза «под солнцем» встречается двадцать девять раз. О чем она говорит? Эти слова «под солнцем» говорят, что Соломон сознательно суживает рамки своих вопросов и выводов. Он озабочен только теми событиями, которые происходят под солнцем, т.е. тем, что временно и материально — теми вещами, которые свойственны существующему ныне миропорядку. Мы сможем лучше понять это особое ограничение, обратившись к словам Павла во 2-м Коринфянам 4:18: ...ибо видимое временно, а невидимое вечно. Здесь Павел проводит четкое разграничение между двумя разными классами вещей: с одной стороны, тем, что видимо и временно, с другой стороны, тем, что невидимо и вечно. Если мы применим эту классификацию к Книге Екклесиаста, то обнаружим, что все содержание книги входит в первую группу явлений — тех явлений, которые видимы и временны. В своей книге Соломон никогда не выходит за пределы временной сферы в сферу вечного. Как только он подходит к этой границе, он останавливается и снова поворачивается к следующему аспекту временной сферы. На это указывает фраза «под солнцем». В этой книге нет ничего, что не находится под влиянием солнца — ничего, имеющего отношение к невидимому и вечному. Однако на эту невидимую и вечную сферу, которую Соломон не затрагивает в своей книге, многообразно ссылаются почти все остальные авторы Библии, да и сам Соломон в своих других произведениях. Осознание этого особого ограничения Книги Екклесиаста помогает нам лучше понять учение книги в целом, а также проясняет различные кажущиеся противоречия между выводами Екклесиаста и учением других книг Библии. Помня об этом, обратимся к тому конкретному отрывку, в котором идет речь о различии судьбы человеческого тела и духа в момент смерти. Это Екклесиаста 3:18-21: Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтоб испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе — животные: потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества пред скотом; потому что все — суета! Все идет в одно место; все произошло из праха, и все возвратится в прах. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю? В соответствии со всей темой этой книги, Соломон главным образом подчеркивает физическую, материальную часть человека — его тело. Совершенно правильно он указывает, что в этом отношении судьба и человека и самого низкоорганизованного животного в момент смерти не отличается. После смерти тело человека точно так же, как и тело любого животного, возвращается в землю, из которой оно произошло, где оно и распадается на свои составные элементы. Однако далее Соломон указывает, что на этом заканчивается сходство человека и животного в момент смерти. Судьба их тел одинакова, но судьба человеческого духа — его нематериальной части — отличается от судьбы духа низших животных. Об этом говорит стих 21: ...дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю? Соломон начинает этот стих вопросом: «Кто знает?» Он как бы говорит: «Мы признаем, что здесь есть различие между человеком и животным, но это выходит за рамки того, что нас интересует сейчас. Поэтому мы упоминаем это вскользь, и не будем на этом задерживаться». Как же нам понимать высказывание Соломона о духе человека в момент смерти тела? Он говорит: «Дух сынов человеческих восходит ли вверх..?» Прежде всего обратим внимание, что это не расходится с повествованием о сотворении человека в Бытии 2:7, где говорится, что тело человека произошло снизу, от земли, но его дух — свыше, от Бога. Поэтому в момент смерти дух человека высвобождается из тела и вновь устремляется ввысь — к Богу. В Екклесиаста 12:7 Соломон вновь возвращается к теме смерти: И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его. Так, учение Соломона в Книге Екклесиаста о судьбе человеческого духа в момент смерти является кратким, но четким и согласовывается с другими местами из Писания. В момент смерти тело человека возвращается в прах, а его дух направляется ввысь, к Богу. Что происходит, когда дух человека в момент смерти отделяется от тела и приходит в присутствие Бога, Творца? В Писании не говорится об этом совершенно открыто. Однако Писание таки помогает нам установить два важных принципа в связи с этим. Во-первых, это появление духа человеческого перед Богом не для цели последнего суда, который произойдет только после воскресения мертвых. Во-вторых, духи нечестивых и безбожных не имеют свободного доступа в присутствие Божье. Отсюда мы можем сделать вывод, что сразу же после смерти дух человека появляется перед Богом с единственной целью: услышать Божий приговор о том, какое место и положение ему предстоит занимать от момента смерти до момента воскресения и последнего суда. После этого каждый дух направляется в назначенное ему место и положение, и пребывает там вплоть до того момента, когда он будет снова вызван, в воскресение тела. Праведники отделяются от нечестивых В каком состоянии находятся отошедшие духи в этот период между смертью и воскресением? Вне всякого сомнения, Библия открывает нам далеко не все. Однако вот что совершенно ясно: во-первых, после смерти существует полное и постоянное разделение между отошедшими духами праведников и нечестивых. Во-вторых, место пребывания духов праведников, отошедших до смерти и воскресения Христа, отличается от места пребывания духов христиан, отошедших после воскресения. Помимо и сверх этих двух фактов Библия чуть-чуть приоткрывает завесу между сим миром и грядущим, давая нам, мгновенный взгляд на то, что сокрыто. Например, в Исайи 14:9-10 перед нами предстает картина суда Божьего над деспотическим царем Вавилона: Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В этом повествовании даются определенные конкретные факты о состоянии отошедших духов. Вряд ли они знают о событиях, ныне происходящих на земле. Однако ясно, что они помнят, в некоторой степени, что происходило на земле в то время, когда они были живы. Кроме этого, ясно, что индивидуальность личности не теряется и после смерти; что люди узнают друг друга; что они общаются друг с другом; и что отошедшие духи осознают то состояние, в котором они находятся. Далее, существует некоторое соответствие между положением человека в этом мире и его положением в мире ином. Ибо те, кто были царями в этом мире, имеют признание как цари и в мире потустороннем. У Иезекииля 32:17-32 мы находим похожий текст о сошествии в шеол (ад) отошедшего духа царя Египта. В 18-м и 19-м стихах этой главы Бог так обращается к Иезекиилю: ...Сын человеческий! оплачь народ Египетский, и низринь его, его и дочерей знаменитых народов в преисподнюю, с отходящими в могилу. Кого ты превосходишь? сойди, и лежи с необрезанными. Затем, в 21-м стихе, мы читаем о том приеме, который устроили царю Египетскому духи других великих мужей, сошедших в шеол прежде него: Среди преисподней будут говорить о нем и о союзниках его первые из героев; они пали и лежат там между необрезанными, сраженные мечем. При тщательном рассмотрении этого отрывка мы заметим, что в нем идет речь о тех же самых явлениях, что и в отрывке из Исайи 14:9-10. Индивидуальность личности не теряется; люди узнают друг друга; они сообщаются друг с другом; и отошедшие духи осознают то состояние, в котором они находятся. Давайте теперь обратимся к Новому Завету и посмотрим, какой дополнительный свет он проливает на судьбу духовной стороны человека после смерти. Сначала рассмотрим тот отрывок, где идет речь о нищем Лазаре, который лежал у ворот богача, в Евангелии от Луки 16:19-31. Нет и намека на то, что это просто притча. Сам Христос рассказывает об этом, как об эпизоде, произошедшем когда-то до начала Его земного служения — т.е. до Его смерти и воскресения. То, что произошло с Лазарем и богачом после смерти, описано в стихах 22-26: Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово; умер и богач, и похоронили его; и в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его, и возопив сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так-что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Многое в этом отрывке подтверждает то, что мы уже заметили из Ветхого Завета. В момент смерти тело через погребение возвращается в землю, но дух обретает новое существование. В этом состоянии после смерти сохраняется индивидуальность личности: люди узнают друг друга, осознается настоящее состояние. Также имеется воспоминание о прошедшей на земле жизни. Об этом говорят слова Авраама: «чадо! вспомни...» Все это не расходится с картиной, нарисованной в Ветхом Завете. Однако в повествовании от Луки содержится еще один весьма существенный факт. После смерти судьба отошедших праведников радикальным образом отличается от судьбы нечестивых. И Лазарь, и богач оказались в месте содержания отошедших духов, которое по-еврейски называется Шеол, а по-гречески — Гадес. Но судьба этих двух людей оказалась совершенно иной. Дух богача очутился в месте мучений; дух же Лазаря — в месте покоя. Между этими двумя местами находилась великая пропасть, которую нельзя было пересечь ни с одной, ни с другой стороны. Место покоя, отведенное для отошедших духов праведников, называется здесь «лоном Авраама». Это название говорит, что это место предназначено для духов всех тех, кто в своем земном странствовании следует по стопам веры и послушания Авраама, который по этой причине назван отцом всех верующих.
ХРИСТОС — ПРИМЕР И ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
До сих пор все обнаруженные нами факты из Писания о судьбе отошедших духов относятся к событиям, имеющим место до смерти и воскресения Христа. Теперь мы рассмотрим, что пережил Сам Христос между Своей смертью и воскресением. Между смертью и воскресением Во-первых, мы рассмотрим пророчество о смерти, погребении и воскресении Христа в Псалме 15:8-11: Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании; ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек. В Деяниях 2:25-28 Петр полностью цитирует эти стихи. В Деяниях 13:35 Павел цитирует один из этих стихов. И Петр, и Павел оба считают эти слова непосредственным пророчеством о смерти и воскресении Христа. Петр указывает, что, хотя эти слова были сказаны Давидом, они не относятся к Давиду, потому что душа Давида оставалась в шеоле, а его тело подверглось тлению. Это одно из многочисленных мессианских пророчеств в Ветхом Завете, произнесенное Давидом, но относящееся не к самому Давиду, но к обещанному Давиду Мессии, Иисусу Христу. Соотносимые таким образом со Христом, эти слова Давида в 15-м Псалме раскрывают два момента смерти Христа. Во-первых, Его тело лежало на месте погребения, но совершенно не подверглось процессу тления. Во-вторых, Его дух спустился в шеол (место отошедших духов), но находился там не больше промежутка времени между Его смертью и воскресением. Это подтверждается более детальным откровением Нового Завета. В Евангелии от Луки 23:43 мы читаем, что Иисус сказал раскаявшемуся разбойнику на кресте: ...истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. Слово «рай» буквально означает «сад» и является одним из названий того места в потустороннем мире, которое предназначено для отошедших духов праведников. И снова, в Евангелии от Луки 23:46 мы читаем: Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И сие сказав, испустил дух. Слова «Отче! в руки Твои предаю дух Мой», говорят нам о том, что здесь Иисус поручил судьбу Своего духа Своему Небесному Отцу. Он знал, что Его тело будет лежать в гробнице; но судьба Его духа должна была решиться Богом, Его Отцом. Во всем этом мы видим, что Иисус, взяв на Себя, в дополнение к Своей божественной природе, природу человека, прошел через все те переживания, которые ожидают каждую человеческую душу в момент смерти. Его тело было положено в гробницу в процессе погребения руками человека; но Его дух был отдан в распоряжение Бога для выяснения Его судьбы. Что произошло с духом Христа после того, как он был высвобожден в момент смерти из Своего тела? В Послании к Ефесянам 4:9-10 Павел говорит о Христе: А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. Также в 1-м Петра 3:18-20 мы читаем: ...Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, Которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедывал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя... Соединив вместе различные откровения этих отрывков мы можем представить, что произошло с духом Христа. Его дух спустился в шеол, место для отошедших духов. В день Своей смерти на кресте дух Христа направился туда, где содержались духи праведников, в рай или лоно Авраамово. Так как Евангелие свидетельствует, что Христос умер на кресте раньше двух разбойников, вполне естественно предположить, что Христос уже был в раю, когда дух раскаявшегося разбойника последовал туда за Ним. Христос также побывал там, где в шеоле находились духи нечестивых. Создается впечатление, что Его спуск в это место мучения был необходим для завершения искупления за грех человека, так как Ему предстояло перенести полностью не только физические, но и духовные последствия греха. В некоторый момент Своего пребывания в низших сферах шеола Христос проповедовал духам тех, кто нечестиво жил во дни Ноя, т.е. в допотопный период, и кто, следовательно, находился в особом месте заключения шеола. (Греческий глагол, переведенный здесь как «проповедал», происходит от существительного «вестник». Он, следовательно, не указывает на то, что Христос «проповедал Евангелие» духам в темнице; но просто то, что Он что-то возвестил им.) Затем, в назначенный Богом момент, когда все Божьи цели искупления были достигнуты, дух Христа снова восшел из шеола в настоящий преходящий мир. В это же самое время Его тело, которое безжизненно лежало в гробнице, воскресло; дух и тело снова соединились, чтобы образовать целостную личность. Павел так говорит о воскресении Христа в 1-м Коринфянам 15:20 и 22: Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших... Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут... Павел указывает, что воскресение Христа из мертвых является тем примером, которому последуют все люди. В этом примере мы можем различить два главных момента. Во-первых, нематериальная часть человека (его дух) оставит место пребывания отошедших духов. Во-вторых, его материальная часть (тело) воскреснет из мертвых. Таким образом, дух и тело снова соединятся, восстановив целостную личность человека, с его материальной и нематериальной частями — духом, душой и телом. Судьба христианина после смерти Для того чтобы завершить наше краткое рассмотрение этого вопроса, нужно проанализировать, что говорится в Библии по поводу истинного христианина после его смерти в нынешний период времени. Мы увидим, что Новый Завет указывает на одно важное различие в этом отношении между периодом, предшествовавшим Христову воскресению, и тем, который следует за ним. Как мы уже заметили, до Христова воскресения духи умиравших праведников направлялись в особое место в шеоле, преисподней, которое называлось раем, или лоном Авраамовым. Однако, когда полное искупление за грех было фактически завершено смертью и воскресением Христа, после этого для духов праведников был открыт непосредственный и прямой путь на небо, в присутствие Самого Бога. Это ясно из целого ряда отрывков Нового Завета. Например, в Деяниях 7:55-56, мы читаем повествование о побивании камнями Стефана, первого христианского мученика: Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Затем, в 59-м и 60-м стихах повествование завершается таким образом: И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колена, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил. Из этого текста ясно, что перед самой смертью Стефану было дано видение Христа во славе одесную Бога. После этого его молитва «Господи Иисусе! приими дух мой» — выразила его уверенность в том, что сразу же после смерти тела его дух взойдет на небо, в присутствие Божье. Это подтверждается тем, что говорит о смерти апостол Павел во 2-м Коринфянам 5:6 и 5:8: Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа... мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа... Павел подразумевает два момента. Во-первых, пока дух верующего остается внутри его тела, он не может быть в непосредственном присутствии Божьем. Во-вторых, как только дух верующего высвобождается из тела через смерть, то он имеет прямой доступ в присутствие Божье. Павел возвращается к этой же мысли в Послании к Филиппийцам, где он взвешивает относительные преимущества высвобождения из своего физического тела через смерть или же, с другой стороны, продолжения пребывания в своем теле для того, чтобы завершить земное служение. Обсуждая эти две возможности, Павел так говорит в Послании к Филиппийцам 1:21-24: Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас. Перед Павлом альтернатива: во-первых, оставаться во плоти — т.е. продолжать жизнь на земле, в своем физическом теле; во-вторых, разрешиться и быть со Христом — т.е. сразу попасть в присутствие Христа на небе, через высвобождение духа из тела посредством смерти. Из этих примеров Стефана и Павла ясно, что когда истинный христианин новозаветнего времени умирает, то его дух высвобождается из тела и сразу же попадает в непосредственное присутствие Божье на небе. Этот непосредственный доступ христианина в присутствие Божье на небе стал возможен только благодаря смерти и воскресению Христа, которыми было совершено полное и окончательное искупление за грех. До Христова искупления духи умерших праведников содержались в особом месте в шеоле, преисподней. Это было особое место отдыха и утешения, а не мучения или наказания. Тем не менее, оно было далеко от присутствия Божьего. Теперь мы можем подвести итог тому, что мы узнали о воскресении. Воскресение Самого Христа является прообразом воскресения всех людей. Отошедший дух для воскресения вызывается из того места, куда он был определен повелением Божьим, — то ли с неба, то ли из преисподней. В то же самое время тело воскресает из праха земного. Таким образом дух и тело человека вновь соединяются и восстанавливается вся личность человека. Воскресение восстанавливает первоначальное тело Что касается воскресения физического тела человека, то часто это камень преткновения для плотского ума. Предположим, что человек умер две или три тысячи лет тому назад, и что его тело за этот период времени распалось на свои исходные элементы. Или же предположим, что человек погиб на войне в результате взрыва бомбы или снаряда, и его тело полностью разрушилось от силы взрыва, так что от него не осталось и следа. В подобных обстоятельствах можно ли ожидать, что во время воскресения материальные элементы таких тел снова будут воссозданы и воскреснут во всей полноте? В ответ можно сказать, что для тех, кто признает неограниченную мудрость, знание и силу Божью, в этом учении нет ничего невероятного или невозможного. Более того, учитывая то, что Библия говорит о мудрости и знании Бога, проявленных при первоначальном сотворении человеческого тела, учение о воскресении является и естественным, и логичным. В 138-м Псалме Давид говорит об исходном процессе формирования Богом физического тела человека. Почти весь Псалом посвящен восхвалению неограниченной мудрости, знания и силы Божьей. В частности, в стихах 13-м и 16-м Давид говорит о том, как эти качества Бога проявились при сотворении его физического тела: Ибо Ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было. Здесь Давид говорит не о духе и душе, а о своем физическом теле — что он обозначает словами «кости» и «зародыш». Давид говорит о двух важных и интересных фактах создания Богом его физического тела. Во-первых, те земные элементы, из которых предстояло быть созданным телу Давида, были специально предназначены и приготовлены Богом заблаговременно еще тогда, когда эти элементы были в низших сферах земли (то, что переведено в русской Библии как «утроба», на самом деле в оригинале обозначено фразой, которая буквально переводится как «низшие сферы земли» — прим. переводчика). Во-вторых, Бог предусмотрел точное количество, размеры и состав всех элементов тела Давида задолго до того, как оно начало существовать. Повествование Давида о процессе, приведшем к образованию элементов его тела, удивительно подтверждается выводами, сделанными доктором Фужита, выдающимся японским фармацевтом, который многие годы искал ответ на вопрос: что такое жизнь? Его исследования были ограничены материальной сферой. Внутри этой сферы он проанализировал многие разные формы жизни, как животных, так и растений. В конце концов он пришел к выводу, что во всех этих формах жизни основными общими элементами являются минералы. Однако Писание говорит, что Бог полностью и подробно учитывает все элементы, которые составляют наше тело. Для Бога важны даже самые маленькие и кажущиеся незначительными части. В Евангелии от Матфея 10:30 Иисус говорит: ...У вас же и волосы на голове все сочтены... В свете откровения мы видим, что есть явное сходство между первоначальным процессом сотворения Богом физического тела человека и тем, как Он снова воскресит это тело из мертвых. В исходном процессе формирования человеческого тела Бог сначала предопределил и приготовил различные материальные элементы, пока они еще находились в земле. Затем, когда эти предопределенные элементы были собраны воедино, чтобы составить тело человека, Бог тщательно учел каждую частичку и каждый член «во чреве матери моей». После смерти тело снова распадается на свои материальные элементы. Но у Бога, Который предусмотрел особые элементы каждого отдельного тела, эти элементы «зарегистрированы». В момент воскресения, при помощи той же творческой силы, Он снова соберет все исходные элементы и таким образом восстановит то же самое тело. Главное отличие состоит в том, что первоначальный процесс формирования тела был, вероятно, постепенным, в то время как процесс восстановления тела будет моментальным. Однако учитывая верховный и суверенный контроль Бога как над временем, так и над пространством, это различие можно считать несущественным. Если мы не принимаем этого библейского повествования о судьбе тела человека, то мы не имеем права говорить о воскресении — т.е. процессе вторичного восстановления. Если элементы, которые составят тело человека при воскресении, не те же самые, из которых оно состояло первоначально, то между первым и вторым телом нет ни логической, ни причинной связи. Тогда оба тела не связаны друг с другом ни во времени, ни в пространстве. В таком случае, мы не можем говорить, что Бог воскресил или восстановил тело человека. Нам придется тогда сказать, что Бог, скорее, снарядит дух человека совершенно новым телом, никоим образом не связанным с предшествующим. Однако не этому учит Библия. Она учит, что существует непосредственная связь между исходным телом человека и тем телом, которое он получает при воскресении. Эта связь заключается в том, что в воскресении тела будут использованы те же самые материальные элементы, которые составляли исходное тело. Подтверждение этой чудесной истины мы находим в воскресении Самого Христа. Когда Иисус сперва явился группе Своих учеников после воскресения, они испугались, предположив, что видят привидение — бестелесного духа. Однако Иисус сразу же ободрил их и предоставил им положительное доказательство подлинности Своей личности и тела. В Евангелии от Луки 24:39-40 Он так говорит им: Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это — Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И сказав это, показал им руки и ноги. Так случилось, что один из учеников, Фома, отсутствовал в этот раз, и он не поверил тому, что ему рассказали другие ученики. Поэтому в Евангелии от Иоанна 20:27 мы читаем, как неделю спустя Иисус снова явился ученикам, Фома присутствовал при этом, и в этот раз Он обращается непосредственно к Фоме: Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Из этих отрывков видно, что Иисус предоставил Своим ученикам явное доказательство, что после воскресения у Него было реальное тело и что это было то же самое тело, которое было распято. Доказательством этого были Его руки и ноги, и ребра, которые все еще носили следы гвоздей и копья. Его тело претерпело определенные важные изменения в других отношениях. Оно больше не было ограничено возможностями смертного тела нынешнего миропорядка. Иисус теперь мог появляться и исчезать по своему желанию; Он мог войти в закрытую комнату; Он мог передвигаться между небом и землей. Однако, учитывая все эти изменения, это все-таки было то же самое тело, которое прежде было распято. Более того, Иисус пообещал Своим ученикам, что их собственные тела воскреснут в такой же полноте, как и его тело. В Евангелии от Луки 21:16-18 Иисус сперва предупреждает учеников о том, что им предстоит великое противление и преследование. В частности, Он предупреждает, что некоторых из них умертвят. Тем не менее Он далее ясно обещает им, что их тела воскреснут: Преданы также будете и родителями и братьями, и родственниками и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое. Но и волос с головы вашей не пропадет. Внимательно прочитайте этот отрывок. Учеников будут ненавидеть, преследовать, убивать. Но, тем не менее, «и волос с головы вашей не пропадет». Речь не идет о сохранности их физических тел в этой жизни. Мы знаем, что во многих случаях первые христиане, как и христиане последующих веков, перенесли насильственную смерть, увечья, сжигание и прочее, что калечило и уничтожало их физические тела. Поэтому обещание, что все волосы на их голове сохранятся, относится не к нынешней жизни, но к воскресению их тел из мертвых. При воскресении все элементы и члены наших исходных физических тел, предопределенные, учтенные и зафиксированные Богом, будут снова собраны вместе посредством Божьего всемогущества. Все это для того, чтобы составить совершенное тело — прославленное тело, но при всем том то же самое тело, которое перенесло смерть и распад. Такую картину Библия рисует о воскресении человеческого тела: чудесную по откровению неограниченной Божьей мудрости, знания и силы, но в то же время эта картина совершенно не расходится с логикой и принципами Писания.
ВОСКРЕСЕНИЕ, ПРЕДСКАЗАННОЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Давайте теперь посмотрим, как тема воскресения проходит красной нитью на протяжении всей Библии, как Ветхого, так и Нового Заветов. В 1-м Коринфянам 15:4 Павел говорит следующее о погребении и воскресении Христа: ...Он погребен был и... воскрес в третий день, по Писанию... Вспомним, что когда Павел писал эти строки, существовал только Ветхий Завет. Следовательно, когда он говорит, что Христос воскрес на третий день по Писанию, он подразумевает, что воскресение Христа исполнило то, что было записано в Ветхом Завете. Далее, Павел ссылается на Писания Ветхого Завета, как на первейший и основной авторитетный источник учения о воскресении. После этого он перечисляет свидетельства тех людей, которые еще были живы на то время и которые воочию видели воскресшего Христа. Однако, преподавая это учение, Павел ставит свидетельство очевидцев на второе место после Писаний Ветхого Завета. Давайте поэтому рассмотрим главные отрывки из Ветхого Завета, в которых имеются пророчества о воскресении. Псалмы В предыдущей главе мы уже убедились, что в Псалме 15:8-11 содержится ясное обещание о погребении и воскресении Христа. Мы указали, что хотя эти слова сказаны от первого лица Давидом, они фактически относятся не к самому Давиду, но к обещанному Мессии, семени Давидову, Иисусу Христу; и что в таком смысле они истолковываются Петром и Павлом в Новом Завете. В Псалме 70:20-21 имеется подобный отрывок о воскресении Христа. Здесь Давид обращается непосредственно к Богу, говоря: Ты посылал на меня многие и лютые беды, но и опять оживлял меня, и из бездн земли опять выводил меня. Ты возвышал меня и утешал меня. Это еще один пример мессианского пророчества. Эти слова высказаны от первого лица Давидом, но относятся они, в первую очередь, не к Давиду, но к обещанному Мессии — Иисусу Христу. В понимаемом таким образом тексте можно выделить пять последовательных ступеней, которые Христу предстояло пройти для искупления греха человека. Кратко их можно изложить так. Во-первых, «многие и лютые беды» — т.е. отвержение, страдание и распятие Христа. Во-вторых, Христу предстояло спуститься в бездны земли — в шеол или ад — место отошедших духов. В-третьих, Христу предстояло ожить, снова стать живым. В-четвертых, Христу предстояло быть выведенным из шеола — т.е. воскреснуть. В-пятых, после воскресения Ему предстояло возвыситься и утешиться — т.е. быть восстановленным в положении общения и верховного авторитета одесную Бога Отца. У нас не хватит времени и места, чтобы процитировать многочисленные отрывки в Новом Завете, которые подтверждают, что это пророчество совершенно и полностью исполнилось в жизни Христа. Однако эти два отрывка из Ветхого Завета, которые мы рассмотрели, Псалмы 15-й и 70-й, относятся прежде всего к воскресению Самого Христа как Мессии. Давайте обратимся к другим отрывкам Ветхого Завета, которые предвозвещают воскресение других людей, помимо Самого Христа. Бытие Начнем наш анализ с обетования, данного Богом Аврааму, в Бытии 17:8: И дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное... Обратим внимание на два важных момента в этом Божьем обетовании Аврааму касательно владения землей Ханаанской. Прежде всего важен порядок владения. Бог говорит: «...тебе и потомкам твоим после тебя». Иначе говоря, сначала землей должен овладеть Авраам, а затем его потомки после него. Во-вторых, важны продолжительность и размеры владения. Бог говорит: «...всю землю Ханаанскую, во владение вечное». Это обетование не может считаться исполненным если земля занята частично или временно. Во исполнение этого обещания должно наступить полное и постоянное владение всей землей. Посему ясно, что Божье обещание Аврааму никогда еще не было исполнено. До сих пор Авраамовым постоянным владением являлось пространство, достаточное для захоронения — пещера Махпела на поле Ефрона Хеттеянина, вблизи Хеврона. Что касается семени Авраамова, израильского народа, то до сих пор они занимали землю лишь частично или временно, но еще не знали полного и постоянного владения, обещанного Богом. В настоящее время государство Израиль упорно, при наличии большой и всевозможной оппозиции, держится за небольшой участок всего владения, обещанного Богом. Даже если в предстоящие годы Израиль расширит занимаемую им территорию так, что овладеет контролем над всей землей, обещанной ему Богом, то все равно это еще не будет полным исполнением Божьего обещания Аврааму: «...тебе и потомкам твоим после тебя». Сначала сам Авраам должен овладеть всей землей, а затем его потомки после него. Так что это обещание Божье неразделимо с воскресением. Сначала пещера Махпела должна отдать своих мертвецов. Авраам должен воскреснуть. Только так он сможет вступить в полное владение той землей, в которой он сейчас лежит захороненным. Если нет воскресения из мертвых, то Божье обещание Аврааму не может осуществиться. Очевидно, что Божье обещание Аврааму относительно вечного владения землей Ханаанской предполагает и зависит от воскресения, и включает в себя обещание воскресения из мертвых самого Авраама. Таким образом, истина о воскресении преподносится уже в Бытии, первой книге Ветхого Завета. Иов Обратимся теперь к другой книге Ветхого Завета, Книге Иова. Посреди ужасного горя и несчастья, когда земное будущее Иова не имело ни единого лучика надежды, он произносит потрясающее исповедание веры относительно вечной судьбы своей души и воскресения своего тела. В Иова 19:25-27 он говорит: А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Иов знает, что его физическое тело подвергнется процессу распада. Тем не менее, он с нетерпением ожидает конца времен, когда он снова облечется в тело плоти и когда предстанет в этом теле непосредственно перед Богом. Эта уверенность Иова основана на жизни Того, Кого он называет «мой Искупитель». Так, весь отрывок является ясным пророчеством об окончательном воскресении тела Иова, возможном благодаря воскресению Искупителя, Иисуса Христа. Исайя Обратимся теперь к пророку Исайи, жившему примерно за семьсот лет до Христа. В Исайи 26:19 пророк говорит о воскресении, подобно Иову: Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов. Исайя говорит о восстании из праха тех, кого называет «Твои мертвецы» в начале стиха, и «мертвецы» в конце стиха. Ясно, что Исайя размышляет об общем воскресении многих, если не всех мертвецов. Эта перспектива доставит радость тем, кто будет принимать участие в этом, ибо Исайя говорит: «Воспряните и восторжествуйте, поверженные во прахе». Создается впечатление, что слова Исайи относятся в первую очередь к праведным мертвецам, которые благодаря воскресению получат свою окончательную, вечную награду. Мы видим, что Исайя рассматривает воскресение, как явление, касающееся прежде всего материальной части человека — его тела. Он говорит о тех, кто повержен во прах. Он рисует картину восстания или пробуждения от сна из праха мертвых человеческих тел. Исайя также изображает сверхъестественную силу, которая будет задействована при воскресении, как росу: ...ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов. Мы как бы видим сухие семена, лежащие во прахе, которым нужна влага, чтобы они проросли. Этой влагой становится роса, оседающая на них. Во многих отрывках Писания роса — подобно дождю — является символом действия Святого Духа. Так, Исайя предвосхищает то, что воскресение мертвых тел верующих будет совершено силой Духа Святого. Павел подтверждает это в Послании к Римлянам 8:11: Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. Павел констатирует, что та же самая сила Святого Духа, которая воскресила мертвое тело Иисуса, воскресит и мертвые тела тех, в ком живет Дух Святой. Даниил Следующим пророчеством Ветхого Завета о воскресении, которое мы рассмотрим, будет Даниила 12:1-3. Эти стихи являются частью пространного пророческого откровения относительно последних дней, которое было дано Даниилу через ангела Гавриила, посланного к нему от Бога с этой особой целью. Вот что говорится здесь о воскресении: И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, во веки, навсегда. Первая часть этого откровения относится конкретно к собственному народу Даниила, Израилю, и говорит о времени тяжком, несравнимом ни с каким другим временем, пережитом Израилем. Об этом же периоде страданий, несомненно, говорит и Иеремия 30:7: О, горе! велик тот день, не было подобного ему; это — бедственное время для Иакова, но он будет спасен от него. Иеремия указывает, что, хотя это время испытания будет очень тяжелым и несравнимым ни с чем иным, Израиль не погибнет, но спасется. Это не расходится с высказыванием у Даниила 12:1: ...но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. В этот момент величайшего бедствия Сам Бог вмешается в конечном итоге и спасет избранный остаток Израиля, который Он предузнал по Своей милости и предопределил ко спасению. Вне всякого сомнения, это время бедствия Израиля является одной из главных фаз исключительно тяжелого времени, предстоящего всему миру, которое называется в Новом Завете великой скорбью. С этим последним периодом скорби непосредственно связано пророчество о воскресении, ибо Гавриил говорит в Даниила 12:2: И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. Язык Даниила очень похож на Исайю. Оба говорят о тех, кто спит во прахе; оба говорят о воскресении, как о пробуждении из праха. Однако откровение Даниила идет дальше откровения Исайи. Он указывает, что в воскресении будет две фазы — одна для праведных, которые будут введены в жизнь вечную, а другая — для нечестивых, которые обречены на позор и вечное посрамление. В Даниила 12:3 говорится о том, что награда праведников в воскресение будет зависеть от их преданности в служении Богу и распространении Его истины во время их земного существования: И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, во веки, навсегда. Здесь видно явное различие между теми, кто мудр в спасении своей собственной души, и теми, кто идет дальше и обращает многих ко праведности. И те, и другие войдут во славу, но слава последних будет больше, чем первых. Из рассмотренных нами отрывков ясно, что тема воскресения проходит через весь Ветхий Завет. Детали этого откровения становятся все более ясными: в Книге Даниила мы читаем, что воскресение будет тесно связано с периодом великой скорби, и что в нем будет две фазы, одна — для праведников, другая — для нечестивых. Осия В уже процитированном отрывке из 1-го Коринфянам 15:4 Павел говорит, что Христос воскрес на третий день по Писанию. В Ветхом Завете содержится пророчество не только о самом воскресении Христа, но и даже то, что Он воскреснет из мертвых на третий день. Это содержится у пророка Осии 6:1-3: ...пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил — и Он исцелит нас, поразил — и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его. Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря — явление Его, и Он придет к нам как дождь, как поздний дождь оросит землю. Это пророчество начинается с того, что Бог обещает прощение и исцеление тем, кто возвратится к Господу в покаянии и с верой. Затем, во 2-м стихе содержится ясное пророчество о воскресении на третий день: «в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его». Это обетование дается во множественном числе, а не в единственном: «восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его». То есть обетование относится не просто к воскресению Самого Христа, но также включает всех тех, кто подчиняется увещеванию предыдущего стиха возвратиться к Богу в покаянии и вере. Для того чтобы полностью понять весь смысл этого пророчества, давайте обратимся к полному откровению Евангелия, данного Богом Церкви через апостола Павла в Новом Завете. В воскресение Христа включены все верующие В Послании к Римлянам 6:6 Павел говорит: ...ветхий наш человек распят с Ним (т.е. со Христом). И снова, в Послании к Галатам 2:19 он говорит: Я сораспялся Христу... Из этих и других подобных отрывков видно, что, совершая искупление за человечество, Христос сознательно отождествил Себя с растленной и падшей природой человека: Он умер смертью грешника, Он понес наказание как грешник. После этого нам, как грешникам, предстоит верой принять наше отождествление с Ним. Когда мы это делаем, то обнаруживаем, что мы отождествляемся с Ним не только в Его смерти и погребении, но и в Его воскресении из мертвых и той новой бессмертной жизни воскресения, которую Он сейчас имеет. Павел говорит об этом аспекте нашего отождествления со Христом в Послании к Ефесянам 2:4-6: ...Бог... нас... оживотворил со Христом... и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе... Как только мы верой приймем свое отождествление со Христом в Его смерти за наш грех, то мы тут же узнаем, что мы также отождествляемся со Христом в Его воскресении и Его новой победоносной жизни на престоле Божьем. Входя через Христову смерть, мы также становимся участниками Его воскресения. Кратко, но весьма сильно, Иисус говорит об этом же Своим ученикам в Евангелии от Иоанна 14:19: ...ибо Я живу, и вы будете жить. Вот почему в пророчестве Осии 6:2 говорится: ...в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его. Это пророчество говорит, что не только Христос воскреснет на третий день, но, что также все верующие во Христа отождествляются с Ним в Его воскресении, согласно вечным Божьим евангельским целям. В этом отношении пророчество Осии является характерным ветхозаветным пророческим откровением не только о том, какое событие произойдет, но также и о той истинной духовной значимости этого события и его связи со всей целью Божьей в Евангелии. Однако Осия предупреждает нас, что эта тайна Божьей цели в воскресении Христа будет открыта только тем, кто желает искать истину с верой и усердием, ибо он говорит в следующем стихе: Итак познаем, будем стремиться познать Господа... Это откровение только для тех, кто «стремится познать Господа». Для тех, кто так поступает, как говорит Осия: «...как утренняя заря — явление Его...». То есть воскресение Христа из мертвых столь же верно и определенно в Божьих намерениях, как и восхождение солнца после тьмы ночи. Это очень связано с пророчеством о Христовом воскресении у Малахии 4:2: А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его... Опять-таки, обратим внимание на то ограничение, кому дано это откровение о воскресшем Христе: оно не для всех, «Солнце правды и исцеление в лучах Его» для тех, кто благоговеет пред Его именем. Наконец, Осия указывает, что за воскресением Христа последует излияние Святого Духа, ибо он продолжает: ...и Он придет к нам как дождь, как поздний дождь оросит землю. Дождь является символом излияния Святого Духа. Это пророчество именно так и исполнилось в день Пятидесятницы, когда через пятьдесят дней после воскресения Христа на ожидающих учеников излился дождь Духа Святого. * * * Оглядываясь назад на пророчества Ветхого Завета о воскресении праведников, процитированные в этой главе, мы замечаем во всех них одну общую черту: в него входят все святые Ветхого Завета. Мы видим, например, что Божье обетование о вечном владении землей Ханаанской было дано сначала Аврааму, затем его семени (потомкам) после него. В Послании к Галатам 3:29 Павел говорит христианам: «...вы семя (потомки) Авраамово». Воскресение новозаветных потомков Авраама не предвосхитит воскресение самого Авраама. Иов сказал о самом себе: «А я знаю, Искупитель мой жив... и я во плоти моей узрю Бога». Благодаря вере в своего Искупителя, он с нетерпением ожидал участия в воскресении мертвых. Подобным же образом в Исайи 26:19 говорится о радостном воскресении из мертвых праведников: Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов. В Даниила 12:2 Гавриил сказал Даниилу, что будет воскресение как праведников, так и нечестивых. Затем, в Даниила 12:13 ангел обращается лично к Даниилу: ...ты... упокоишься (в могиле) и восстанешь (воскреснешь) для получения твоего жребия в конце дней. Ясно, что Даниил входит в число участвующих в воскресении праведных. В пророчестве Осии 6:2 так говорится о воскресении: ...в третий день восставит нас, и мы будем жить перед лицем Его. Осия включает себя в число участников грядущего воскресения. Для подтверждения из Нового Завета, обратимся к словам Иисуса в Евангелии от Матфея 8:11: Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном... Иисус говорит о верующих из разных народов и времен, о том, как они соберутся во время воскресения вместе с тремя ветхозаветными патриархами: Авраамом, Исааком и Иаковом. Это говорит о том, что в воскресении праведников будут участвовать как ветхозаветные, так новозаветные верующие. У всех, кто будет участвовать в этом воскресении, будет одна общая черта: вера в искупительную жертву Христа. Однако есть разница между святыми Ветхого и Нового Заветов. Ветхозаветные верующие смотрели вперед — через различные пророческие откровения — на ту жертву, которой все еще предстояло быть принесенной. Новозаветные верующие оглядываются назад на исторические факты Христовой смерти и воскресения. На протяжении всего оставшегося нашего исследования мы будем учитывать, что воскресение праведников включает всех верующих — как Ветхого Завета, так и Нового.
ПЕРВЕНЕЦ ХРИСТОС
В предыдущей главе мы проанализировали некоторые отрывки Ветхого Завета, которые пророчествуют о воскресении. Мы увидели, что Ветхий Завет предсказывает следующие три главных события: во-первых, воскресение Самого Христа; во-вторых, участие в воскресении тех, кто верует во Христа; в-третьих, воскресение нечестивых для суда и наказания. Обращаясь теперь к Новому Завету, мы обнаруживаем, что откровение о воскресении из мертвых Нового Завета совершенно точно согласовывается с откровением Ветхого Завета. Кроме того Новый Завет добавляет некоторые детали, которые делают картину более ясной и подробной. Три последовательные стадии воскресения В Евангелии от Иоанна 5:25, Иисус говорит: Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут. Чуть дальше, в стихах 28-29, Иисус снова говорит: Не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.068 сек.) |