|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Результат: божественная сила
Опыт апостолов показывает, что спасение или возрождение и крещение в Духе Святом являются двумя разными и раздельными переживаниями. Первое состояние апостолы пережили в день воскресения Христа; второе же семью неделями позже, в день Пятидесятницы. Дальнейшее изучение книги Деяний показывает, что эти два переживания обычно раздельны. Более того, со дня Пятидесятницы термин «принять Духа Святого» применяется только по отношению ко второму переживанию — крещению в Духе Святом. Он никогда не используется для описания возрождения. Дальнейшие излияния Духа Кроме дня Пятидесятницы, у нас есть еще три примера того, что происходило, когда люди были крещены в Духе Святом. Речь идет о Самарии, Ефесе и доме Корнилия. Мы по порядку рассмотрим каждый из этих эпизодов. В Деяниях 8:5 говорится о служении Филиппа: Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа... Повествование продолжается в Деяниях 8:12: Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. Эти люди услышали истину Христову, проповеданную им Филиппом; они уверовали; они крестились. Нет никакого основания отрицать, что они были спасены. В Евангелии от Марка 16:15-16 Христос посылает апостолов благовествовать: И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Самаряне услышали проповедь Евангелия; они уверовали и крестились. Поэтому, основываясь на авторитете слов Самого Христа, мы знаем, что они были спасены. Тем не менее, те же самые люди до того времени еще не приняли Духа Святого. Это становится ясным из Деяний 8:14-17: Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышавши, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого: ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса; тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого. Мы видим, что самаряне приняли спасение благодаря служению Филиппа; а крещение в Духе Святом — благодаря служению Петра и Иоанна. Принятие Духа Святого было для них переживанием, наступившим после принятия спасения. Это второй библейский пример того, что люди могут обратиться к Господу и стать истинными христианами, но все еще не принять Духа Святого в том смысле, в каком эта фраза используется, начиная со дня Пятидесятницы. В этой связи интересно отметить, что в отрывке из 8-й главы Деяний, используются два разных речевых оборота. Один из них — принятие Духа Святого; второй — сошествие Духа Святого. Однако, из контекста становится ясным, что речь идет не о двух разных вещах, но о двух различных аспектах одного и того же явления. Обратимся теперь к Деяниям 19:1-6, где описывается, как Павел пришел в Ефес и встретил тех, кто назвались «учениками». В первую очередь, Павел задал им такой вопрос: ...приняли ли вы Святого Духа, уверовавши? Ясно, что эти люди представились как ученики Христа. Ясно также и то, что если бы они вовсе не были христианами, то вопрос Павла о Духе Святом не был бы и задан, потому что Он принимается только через веру во Христа. Однако расспрашивая далее, Павел обнаружил, что они были не учениками Христа, а только Иоанна Крестителя, и поэтому он проповедал им полное Евангелие Христово. Из этого эпизода ясно, что если бы люди получали Духа Святого автоматически, как непосредственное последствие уверования во Христа, то со стороны Павла было бы нелогично и глупо задавать вопрос: «Приняли ли вы Святого Духа, уверовавши?» Сам факт, что Павел задает этот вопрос, говорит о том, что он сталкивался с ситуациями, когда считавшие себя учениками, верующими во Христа, не были крещены в Духе Святом. Это подтверждается повествованием о событиях, о которых идет речь в следующих стихах. Вот что произошло после того, как Павел объяснил Евангелие Христово этим людям, Деяния 19:5: Услышавши это, они крестились во имя Господа Иисуса... Теперь они услышали и уверовали в Евангелие и крестились. Как мы уже убедились в случае с самарянами, на основании авторитета Слова Божьего они уверовали и крестились – так они спаслись. Тем не менее, ефесяне, подобно самарянам, еще не приняли Духа Святого. В Ефесе, подобно Самарии, это произошло, как отдельное и последовавшее за спасением переживание; и это описано в следующем стихе, в Деяниях 19:6: ...И, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать. Это третий пример из Писания тому, что возможны такие ситуации, когда люди искренне обращаются ко Христу, но все еще не имеют Духа Святого. Этот вывод, сделанный на основании свидетельства Книги Деяния, подтверждается словами Павла в Послании к Ефесянам. Будем помнить, что наученные Павлом ученики, о которых шла речь в Деяниях, были среди тех христиан в Ефесе, которым Павел позднее написал послание. В Послании к Ефесянам 1:13 Павел напоминает этим верующим о последовательных стадиях их обращения и принятия Духа Святого. Говоря об их уверовании во Христа, он пишет: ...В Нем и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом... Здесь Павел говорит о трех последовательных стадиях их опыта: во-первых, они услышали Евангелие; во-вторых, они уверовали во Христа; в-третьих, они были запечатлены Святым Духом. Это полностью согласовывается с историческим свидетельством Книги Деяния, глава 19, где говорится, что эти люди сначала услышали Евангелие; потом уверовали и крестились; наконец, когда Павел возложил на них руки, на них сошел Дух Святой. В обоих повествованиях — как в Деяниях, так и в Послании к Ефесянам — ясно видно, что эти люди приняли Духа Святого не одновременно с обращением, но после. В качестве четвертого примера, другого рода, мы кратко рассмотрим Деяния 10:34-48. Это описание того, что произошло в доме Корнилия в результате проповеди Петра. Создается впечатление, что как только Корнилий и его домочадцы услышали Евангелие и уверовали во Христа, они сразу же приняли Духа Святого и заговорили иными языками. Однако укажем, что хотя в этом примере оба явления произошли вместе, тем не менее это были два вполне различных переживания. Свидетельством того, что Корнилий и его домочадцы приняли Духа Святого, было не их уверование во Христа, а то, что они заговорили иными языками. В повествовании о том, что произошло в доме Корнилия, следующие три фразы использованы для описания одного и того же явления: «Дух Святой сошел на всех»; «дар Святого Духа излился» и «получили Духа Святого». И снова, в Деяниях 11:15-17, где Петр описывает то же самое событие, но употребляет следующие три фразы: «сошел на них Дух Святой»; «крещены Духом Святым» и «Бог дал им такой же дар» (Святого Духа). Ранее, в Деяниях 8:15-17, в описании самарян были использованы две похожие фразы: Дух Святой «не сходил еще на них» и «они приняли Духа Святого». Принимая во внимание все эти отрывки, мы обнаружили, что в Новом Завете в целом для описания одного и того же явления использовано пять выражений: «Дух Святой сошел на них»; «Дар Духа Святого излился» на них; они «приняли Духа Святого»; «они были крещены Духом Святым» и «Бог дал им дар» Духа Святого. Может быть, кое-кто из современных истолкователей скажет, что все эти фразы говорят о разных переживаниях. Однако это противоречит свидетельству апостолов, для которых речь шла об аспектах одного и того же явления. Человек переживает одно и то же, называется ли это принятием Духа Святого или принятием дара Духа Святого, или крещением в Духе Святом, или сошествием Духа Святого на этого человека, или излиянием Духа Святого. Итак, мы подробно рассмотрели четыре разных группы людей, описанных в Новом Завете: во-первых, это апостолы; во-вторых, самаряне; в-третьих, ученики из Ефеса, в-четвертых, Корнилий и его домашние. Из этих четырех групп, первые три — апостолы, самаряне и ученики из Ефеса — стали христианами до того, как они приняли Духа Святого. Для них это стало отдельным переживанием, последовавшим за уверованием. Тщательное исследование всего текста Нового Завета вроде бы говорит о том, что, кроме эпизода с Корнилием и его домашними, нет других примеров принятия Духа Святого одновременно с уверованием. Поэтому, с нашей стороны оправданным будет утверждение, что произошедшее с Корнилием, является, скорее, исключением, чем правилом. Итак, при внимательном изучении свидетельства Нового Завета мы приходим к следующим выводам: Во-первых, принятие христианами Духа Святого после уверования как отдельное и особое переживание является нормальным. Во-вторых, если человек принимает Духа Святого одновременно с обращением, это все равно логически остается переживанием, отличающимся от уверования. В-третьих, принимает ли человек Духа Святого одновременно с уверованием или после, свидетельство принятия Духа Святого, неизменно: говорение на иных языках, как Дух дает провещевать. В-четвертых, из всего вышесказанного логически следует, что факт истинного обращения и уверования во Христа сам по себе не является свидетельством того, что произошло крещение Духом Святым. Учение Иисуса Вывод об обращении и принятии Духа Святого, как о двух разных переживаниях, был сделан, главным образом, на основании Книги Деяния. Однако он не расходится с тем, чему учит Сам Иисус согласно свидетельству Евангелий. Например, в Евангелии от Луки 11:13 Иисус говорит Своим ученикам: Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него. Этот стих, усиленный примером предшествующих стихов, где сын просит своего отца поочередно хлеба, рыбу или яйцо, учит тому, что Бог, как Небесный Отец, желает дать Духа Святого Своим верующим детям, если они попросят Его об этом. Однако сначала человек должен обратиться и уверовать во Христа для того, чтобы стать дитем Божьим. Ясно, что Христос говорит не о принятии Духа Святого одновременно с уверованием, но скорее о том, что Дух Святой является тем даром, на который всякий возрожденный верующий имеет право, как дитя Божье. Поэтому утверждение, что христианин автоматически принимает Духа Святого при возрождении, не прося о Нем, противоречит Библии. Снова, в Евангелии от Иоанна 7:38-39 Иисус говорит: ...Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Эти «реки воды живой» представляют Дух Святой, ибо далее Иоанн говорит: Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него... Из этих обоих стихов ясно, что дар Святого Духа, который вызывает излияние живых вод изнутри верующего, принимается теми, кто уже является верующим во Христа. Это то, что им следует принять после уверования во Христа. Сам Иисус Христос развивает эту же мысль в Евангелии от Иоанна 14:15-17: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. В этом отрывке, Дух Святой назван Утешителем и Духом истины. Христос ясно учит тому, что дар Святого Духа предназначен не для неверующих людей мира сего, дар Святого Духа предназначен только для Христовых учеников, которые любят Его и подчиняются Ему. Это подтверждает то, что дети Божьи имеют привилегию получения Духа Святого, если они соблюдают Божьи условия, которые можно обобщить одной краткой фразой: послушание Христу в любви.
ВСЕ ЛИ ГОВОРЯТ ЯЗЫКАМИ?
Продолжим наше рассмотрение тех возражений, которые обычно выдвигаются против говорения на иных языках. Дар «разных языков» Одно из распространенных возражений основано на словах апостола Павла в 1-м Коринфянам 12:30, где он спрашивает: «Все ли говорят языками?». Внимательное изучение контекста показывает, что это риторический вопрос — для Павла совершенно очевидно, что не все говорят языками. Означает ли это, что в новозаветной Церкви были такие христиане, которые были крещены в Духе Святом без говорения иными языками? Нет, не об этом говорит Павел. Здесь речь идет не о крещении в Духе Святом, но о различных возможных служениях или сверхъестественных проявлениях Духа, которые предназначены для функционирования в Церкви, после начального переживания крещения в Духе Святом. Это согласовывается с тем, что Павел сказал двумя стихами выше, в 1-м Коринфянам 12:27-28: И вы — тело Христово, а порознь — члены. И иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Павел говорит о различных служениях, которые верующие могут нести в церкви. Среди прочего он упоминает «разные языки». Точно такое же выражение Павел использовал ранее, в этой же главе. В 1-м Коринфянам 12:7-11, Павел перечисляет девять возможных даров, или проявлений Духа Святого, которые могут быть даны тем верующим, которые крещены в Духе Святом. Вот этот список: Но каждому дается проявление Духа на пользу; одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Его угодно. Павел говорит о проявлениях или дарах Духа, которыми верующий может служить после крещения в Духе Святом. Это подтверждается тем, что он говорит двумя стихами позже, в 1-м Коринфянам 12:13: Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело... Или более дословно и яснее: «Ибо в одном Духе мы крестились в одно тело...» Здесь Павел говорит о крещении в Духе Святом как об уже пережитом теми, к кому он пишет. После крещения в Духе Святом верующие могут проявлять дары Духа, которые Павел перечисляет. Павел указывает, что, хотя исходное крещение в Духе Святом предназначено для всех верующих — «все мы одним Духом крестились в одно тело» — после этого различные дары, или проявления Духа, разделяются между верующими особо, согласно суверенной воле Самого Духа. Один верующий может получить один дар, а другой верующий — иной дар. Не все верующие получают все дары. Среди девяти даров Духа Павел упоминает «разные языки». Он имеет в виду особый духовный дар, позволявший верующему говорить на языке другого народа, не изучая его предварительно, а не исходное знамение крещения в Духе Святом. Рассмотрение действия этого дара выходит за пределы нашего настоящего исследования. Нам достаточно усвоить ту истину, что в 1-м Коринфянам 12:10 и 12:28 Павел говорит не о знамении крещения в Духе Святом, а об одном из девяти духовных даров служения некоторых верующих (но не всех), полученных в результате крещения в Духе Святом. Из этого следует, что в 1-м Коринфянам 12:30, когда Павел спрашивает: «Все ли говорят языками?», — то он не спрашивает: «Все ли заговорили на иных языках однажды?», т.е. когда они были крещены в Духе Святом. Напротив, его волнует вопрос: «Все ли верующие, крещенные в Духе Святом, регулярно практикуют этот дар разных языков?» Ответ на этот вопрос и во времена Павла, и сейчас определенно: нет. В этом отношении опыт современных верующих после крещения Духом совершенно совпадает с образцом, установленным в Новом Завете. Это различие между исходным даром Святого Духа, засвидетельствованного говорением на языках, и последующим даром разных языков, очень точно соблюдается словесным употреблением в Новом Завете. Для обозначения дара, когда речь идет о даре Самого Духа Святого, употребляется греческое слово «дореа». Когда же речь идет о даре как одном из девяти различных даров или проявлений Духа (включая дар «разных языков»), то мы встречаем слово «харизма». Эти два слова не взаимозаменяемы в лексиконе Нового Завета. Слово «харизма» никогда не используется для обозначения дара Самого Духа Святого, принимаемого при исходном крещении в Духе Святом. И, наоборот, слово «дореа» никогда не используется для обозначения любого из девяти отдельных даров Духа Святого, которые проявляются в жизни тех верующих, которые уже крещены в Духе Святом. Как лексикон, так и учение и примеры Нового Завета единогласно свидетельствуют о четком различии этих двух аспектов духовного опыта. Является ли плод свидетельством? Те, кто говорят, что говорение языками необязательно является свидетельством крещения в Духе Святом, по логике вещей должны предложить некое другое свидетельство, которое может убедить нас в том, что человек крещен Духом Святым. Одним из таких свидетельств, которое довольно-таки часто приводится, является плод Духа. Предполагается, что до тех пор, пока человек очень ясно и полно не проявил плод Духа Святого, его нельзя считать крещенным в Духе Святом. Павел дает полный перечень плода Духа Святого в Галатам 5:22-23: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Из этого отрывка как и из многих других ясно, что первичным плодом Духа, из которого вырастают все остальные, является любовь. Только очень неразумный и поверхностный христианин не согласится, что плод Духа в целом, и любовь в частности, имеют исключительную важность в жизни каждого христианина. Однако это не означает, что плод Духа можно считать библейским свидетельством крещения в Духе Святом. Фактически, эта проверка духовным плодом должна быть отвержена как противоречащая Писанию по двум главным причинам: во-первых, этого не было в практике апостолов; во-вторых, такой подход не учитывает четкой разницы между даром и плодом. Давайте сначала рассмотрим метод проверки плодами в случае с крещением апостолов. Когда группа из 120 учеников была крещена в Духе Святом в день Пятидесятницы с внешним свидетельством говорения на иных языках, апостол Петр не стал ждать недели или месяцы, чтобы убедиться, что это переживание дало прирост духовного плода в его собственной жизни или жизни остальных учеников по сравнению с тем, что они имели раньше. Напротив, сразу же после сошествия Духа он встал и без всяких колебаний провозгласил: ...Но это есть предреченное пророком Иоилем: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть...» Какое основание было у Петра для подобного заявления? Никакого иного, кроме того, что все они заговорили на иных языках. Этого было достаточно. Снова, в 8-й главе Деяний, мы читаем, что после того, как многие самаряне обратились ко Христу через проповедь Филиппа, апостолы Петр и Иоанн пришли к ним для молитвы о принятии Духа Святого. Об этом мы читаем в Деяниях 8:14-20: Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышавши, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого: ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса; тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого. Симон же, увидев, что чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги... Из этого повествования видно, что от момента уверования самарян до прихода Петра и Иоанна прошло всего лишь несколько дней, максимум несколько недель. Тем не менее они приняли Духа Святого через возложение рук апостолов. Это было единым и целостным переживанием. После этого никто не стал ждать недели или месяцы, чтобы увидеть достаточно духовного плода в жизни новообращенных, чтобы убедиться, что они действительно приняли Духа Святого. Нет, принятие ими Духа Святого было единым и целостным переживанием, после которого не требовалось ни доказательств, ни проверок. Иногда выдвигается возражение, что из Писания неясно, заговорили ли эти самаряне иными языками, когда приняли Духа Святого? Это так. Однако из Писания совершенно ясно, что при возложении рук апостолов было такое мощное проявление сверхъестественной силы, что Симон, который был профессиональным колдуном, был готов заплатить, чтобы с помощью этой силы добиться подобных сверхъестественных проявлений в тех людях, на которых он мог бы, в свою очередь, возложить руки. Если мы согласимся, что эти самаряне, в результате возложения рук апостолов, заговорили на иных языках, как Дух Святой давал им провещевать, это будет соответствовать всем деталям повествования, как оно преподнесено в Книге Деяния, а также не разойдется со всеми остальными примерами, где идет речь о крещении в Духе Святом. С другой стороны, если кто-то будет настаивать на том, что в этом конкретном случае с самарянами было какое-то иное сверхъестественное проявление, а не говорение на языках, то такой человек должен, по крайней мере, согласиться, что у нас нет возможности узнать, что это было. Поэтому, на основании подобного предположения нельзя сделать никакого положительного вывода касательно крещения в Духе Святом. Например, нельзя сказать: «Я не говорил языками; тем не менее я знаю, что я крещен в Духе Святом, потому что у меня такое же свидетельство, как у самарян». Если самаряне не говорили на языках, то нет никакой возможности узнать, что же с ними произошло вместо этого. Итак, предположение, что самаряне не говорили языками, ведет только к совершенно негативным и бесплодным выводам. Оно никоим образом не влияет на те позитивные выводы, которые мы были в состоянии сделать на основании других случаев, когда мы знаем, что крещенные в Духе Святом говорили на языках. Еще одним примером, который иногда приводится в связи с этим, является Савл из Тарса — позднее апостол Павел. Кульминационный момент обращения Савла и события, сопровождавшие это, описаны в Деяниях 9:17-18: Анания пошел, и вошел в дом, и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа. И тотчас как-бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел... Вот уже где следовало бы проверить плод: именно в случае с Савлом из Тарса, ставшим Павлом. До того момента Павел был, по его собственным словам, яростным противником Евангелия и гонителем Церкви. Но вот он принимает Духа Святого через возложение рук Анании, после чего нет ни малейшего намека на то, что ему предстояла какая-то проверка. Опять-таки, в этом случае с Савлом, некоторые оппоненты выдвигают тезис, что в Писании не сказано, что Савл заговорил иными языками, когда Анания возложил на него руки. Верно, что на этот счет в Писании нет деталей. Однако наряду с этим повествованием в 9-й главе Деяний, у нас есть личное свидетельство Павла в 1-м Коринфянам 14:18: Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками... Сравнивая свидетельство Павла с другими примерами Книги Деяния, мы приходим к такому логическому заключению: в первый раз Павел заговорил на языках тогда, когда Анания возложил на него руки, чтобы он исполнился Духа Святого. Этот вывод дополнительно подтверждается текстом из Деяний 19:6, где описано, что произошло, когда Павел в свою очередь возложил руки на новообращенных в Ефесе: ...И, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать. Несуразно предположить, что Павел возложил руки на этих учеников с целью передать им нечто, чего он сам не получил. Еще одним и решающим является случай Корнилия и его домочадцев, как это описано в 10-й главе Деяний. Петр и другие верующие иудеи неохотно пошли в дом Корнилия, против своего желания, только потому, что Бог явно повелел им. После того как Петр проповедал некоторое время, Дух Святой сошел на всех, кто слушал его слово. Петр и другие иудеи удивились, потому что услышали, как эти язычники заговорили языками. До сего момента Петр, подобно другим верующим иудеям, не понимал, что язычники, такие, как Корнилий, могут спастись и стать христианами. Тем не менее именно это свидетельство говорения на иных языках моментально убедило Петра и других иудеев, что теперь эти язычники стали точно такими же христианами, как и они сами. Петр нигде не говорит, что этих язычников следовало бы проверить дополнительно или подождать плода Духа, или иного какого-нибудь свидетельства. Напротив, он сразу повелел им креститься водою, что они и сделали. Они были приняты и удовлетворены как христиане. В 15-м и 17-м стихах 11-й главы Деяний Петр пересказывает этот случай другим руководителям Церкви в Иерусалиме: Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале... Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу? Из предыдущей главы мы знаем, что Корнилий и его домочадцы все заговорили языками. Тем не менее, Петр не считает нужным упомянуть это решающее свидетельство. Он просто говорит: «...сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале... Бог дал им такой же дар, как и нам...» Другими словами, свидетельство говорения языками в то время повсеместно считалось знаком принятия Духа Святого, и Петр даже не считает нужным упоминать его. Как он, так и другие руководители церкви считали это самим собой разумеющимся. Вывод приведен в следующем стихе, Деяния 11:18: Выслушавши это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь. Что убедило Петра и других апостолов в том, что и язычники могут переживать спасение столь же полноценно, как и иудеи? Только одно: тот факт, что те заговорили на иных языках. Во всем этом повествовании нет и малейшего намека на то, что Петру и другим апостолам нужно было еще какое-то свидетельство, кроме того, что они заговорили языками. Не было и речи об ожидании проявления духовного плода. В этом поведение апостолов было совершенно логичным. Не потому, что плод не имеет значения, но потому что плод, по самой своей природе, полностью отличается от дара. Дар Духа принимается единым актом веры; плод же Духа выращивается медленно и постепенно в процессе насаждения и заботы о нем. Крещение в Духе Святом является даром, единовременным переживанием, получаемым по вере. Свидетельством того, что человек получает этот дар, является знамение говорения на иных языках. После этого той единственной целью, для которой дается этот дар, — это сделать человека способным воспроизводить лучший духовный плод, который невозможно было бы воспроизвести без полученного дара. Подчеркивать важность плода — не является ошибкой. Заблуждение заключается в смешивании дара с плодом, свидетельства получения дара с той целью, с какой дар дается. В следующей главе мы продолжим рассмотрение целого ряда других недопониманий, связанных с языками, как свидетельством крещения в Духе Святом. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Очень распространенным на сегодняшний день является мнение, что крещение в Духе Святом — это, прежде всего, очень сильное эмоциональное переживание. В связи с этим употребляется слово с очень сильной эмоциональной окраской —«экстаз». Я бы выделил две причины возникновения такого мнения о крещении в Духе Святом. Во-первых, есть целый ряд богословов, которые сами не пережили это состояние, но теоретизируют о нем на основании отрывков из Нового Завета или писаний отцов ранней Церкви. По той или иной причине, эти богословы избрали слово «экстаз» или «экстатический» в качестве достойного богословского термина, суммирующего природу этого сверхъестественного переживания. Во-вторых, многие верующие действительно пережившие это состояние, свидетельствуют о нем, как это свойственно человеческой природе, подчеркивая главным образом свои собственные эмоции. В результате этого у тех, кто их слушает, непроизвольно создается впечатление, что это переживание по своей сути является эмоциональным. Возможно, чаще всего упоминается такая эмоция, как «радость». Место эмоций Рассматривая взаимосвязь эмоций и крещения в Духе Святом, установим два важных факта. Во-первых, человек — существо эмоциональное. Эмоции составляют неотъемлемую часть его личности. Поэтому эмоциям принадлежит важное место в поклонении и служении Богу. Истинное обращение к Богу не подавляет и не уничтожает человеческие эмоции. Наоборот, оно сначала высвобождает их, а затем дает им новое направление. Если эмоциональная сторона человека не стала участником его обращения — если эмоции человека не направляются Духом Святым, то обращение неполное. Во-вторых, мы должны признать, что в Писании слово «радость» часто ассоциируется с Духом Святым. Например, в перечислении плода Духа в Галатам 5:22 первой упоминается любовь, а затем радость и т.д. В этом списке радость следует непосредственно за любовью, которая является первостепенной формой плода Духа. Также в Деяниях 13:52 вот что сказано о первых христианах в городе Антиохии: А ученики исполнялись радости и Духа Святого. Таким образом, мы видим, что в Новом Завете радость часто ассоциируется с Духом Святым. Тем не менее, утверждение, что сильная радость или какая другая эмоция сама по себе является свидетельством крещения в Духе Святом, противоречит Новому Завету по двум главным причинам. Во-первых, в тех отрывках, где непосредственно идет речь о крещении в Духе Святом, нет упоминания об эмоциях. Нигде в Писании эмоции не приводятся в качестве свидетельства или непосредственного результата принятия Духа Святого. Отождествление принятия Духа Святого с эмоциональным переживанием не имеет библейского обоснования. Это совершенно противоречит естественному мышлению и обычно такое мнение бытует в уме среднего религиозного человека, который не основывает свое мнение непосредственно на Новом Завете. Вот что зачастую происходит: некоторые верующие, в поисках Духа Святого, получают ясное, библейское переживание говорения на иных языках, именно так, как об этом говорится в Новом Завете. Но, тем не менее, они не убеждаются полностью и разочарованы своим опытом просто потому, что не пережили какой-то сильной или чудесной эмоции, на которую их необоснованно настроили. Проиллюстрируем это на примере маленького мальчика, который попросил у своих родителей щенка спаниеля в качестве подарка на день рождения. И вот, в назначенный день подарок прибывает: это прелестный золотистый щенок, со всеми признаками породы. Тем не менее, к изумлению родителей, мальчик совершенно не выказывает восторга по поводу подарка. Когда родители начинают выяснять причину неудовлетворения, они обнаруживают, что друзья мальчика в течение многих недель говорили ему, что все спаниели черного цвета, и поэтому у него было очень сильное предожидание, что ему достанется именно черный щенок. И не имеет значения, что золотистый щенок прелестен. Мальчик не удовлетворен просто потому, что он был настроен на черного щенка. Тем не менее, его представление о том, что все спаниели черного цвета, было совершенно необоснованным, сформировавшимся в результате мнений друзей его возраста, которые являются такими же экспертами в спаниелях, как и он сам. Точно так же иногда обстоит дело с христианами, просящими своего Небесного Отца о даре Духа Святого. В ответ на свою молитву они начинают говорить на иных языках, что идеально согласовывается с примерами и учением Нового Завета. Тем не менее, они не удовлетворены этим библейским ответом на свою молитву просто потому, что нет сильных эмоций. Они не понимают, что ожидание ими сильной эмоции основывается, в первую очередь, на неправильных понятиях заблуждающихся братьев-христиан, а не на четком учении Нового Завета. Второй причиной, по которой мы не можем квалифицировать такие сильные эмоции, как радость, в качестве свидетельства принятия Духа Святого, является то, что в Новом Завете есть целый ряд примеров, когда люди пережили чудесную радость, но тем не менее это не означало, что они приняли Духа Святого. Например, вот что мы читаем в Евангелии от Луки 24:52-53 о первых учениках, в промежутке времени после вознесения Иисуса, но до дня Пятидесятницы: Они поклонились Ему, и возвратились в Иерусалим с великою радостью, и пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Здесь мы видим, что ученики даже до дня Пятидесятницы переживали сильную радость, поклоняясь Богу. Тем не менее мы знаем, что крещены в Духе Святом они были именно в день Пятидесятницы. Снова, в Деяниях 8:8, мы читаем такое описание города Самарийского, после того, как люди услышали Евангелие и уверовали в него, как это проповедовал Филипп. ...И была радость великая в том городе. Тем не менее, как видно позже, они были крещены в Духе Святом только тогда, когда пришли Петр и Иоанн. Эти два примера доказывают, что сильное эмоциональное переживание, такое как великая радость, не является главным в крещении в Духе Святом и не может быть принято в качестве свидетельства этого крещения. Физические факторы Очень часто с крещением в Духе Святом также ассоциируются мощные физические ощущения в теле. На протяжении целого ряда лет, спрашивая людей о том, на каком основании они считают себя крещенными в Духе Святом, я убеждался, что часто этим основанием является сильное физическое ощущение или реакция. Вот те некоторые примеры, которые были мне приведены в связи с этим: ощущение очень сильного электрического разряда; ощущение огня или сильного жара в каком-то ином виде; падение ниц под влиянием силы; сильное сотрясение всего тела; видение очень яркого света; слышание голоса Бога; видение небесной славы и т. д. Опять-таки, рассматривая эти теории, мы должны признать, что в них есть элемент истины. На протяжении всей Библии мы находим много примеров, когда непосредственное присутствие и сила всемогущего Бога вызывали сильные физические ощущения в телах тех, кого Он почитал достойными Своей близости. В Бытии 17:1-3 мы читаем, что когда Господь явился Аврааму и начал говорить с ним, Авраам пал ниц. Несколько раз в книгах Левит и Числа, когда Бог видимо являл Свою славу среди Своего народа, и Моисей, и Аарон, да и другие дети израилевы падали ниц. В 4-й Царств 18:39 когда на жертвоприношение Илии сошел огонь и весь народ увидел это, люди пали на лице свое. Во 2-й Паралипоменон 5:13-14 так сказано о посвящении храма Соломонова: ...тогда дом, дом Господень, наполнило облако, и не могли священники стоять на служении по причине облака; потому что слава Господня наполнила дом Божий. Пророк Иеремия приводит два примера на основании личного опыта, когда сила Слова Божьего и Его присутствие очень сильно повлияли на его физические ощущения. В Иеремии 20:9 он говорит: И подумал я: не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, — и не мог. Здесь Иеремия свидетельствует, что пророчество Господне внутри его сердца было, как бы горящим огнем в его костях. Немного дальше, в Иеремии 23:9, он снова говорит о пророках: ...Сердце мое во мне раздирается, все кости мои сотрясаются; я — как пьяный, как человек, которого одолело вино, ради Господа и ради святых слов Его... Опять-таки, присутствие Божье очень сильно влияет на ощущение Иеремии. У Даниила 10:7-8 мы читаем, что непосредственное видение Господа очень сильно повлияло на Даниила и его спутников: И только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них и они убежали, чтобы скрыться. И остался я один и смотрел на это великое видение, но во мне не осталось крепости и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости. В непосредственном присутствии Божьем Даниил и его спутники, подобно Иеремии, пережили сильные и необычные ощущения. Такие ощущения не ограничены Ветхим Заветом. В Деяниях 9:3-6 мы читаем о видении Господа, данного Савлу из Тарса на его пути в Дамаск. Савл увидел очень яркий свет; он услышал голос, говорящий ему с неба; он упал на землю; им овладела дрожь. И снова, в Откровении 1:10-17, Иоанн, описывая видение Господа, которое было дано ему на острове Патмос, заканчивает так: И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И здесь, в непосредственном присутствии Божьем, возникло очень сильное физическое ощущение. В некоторых традиционных деноминациях все подобные физические реакции рассматриваются как «эмоциональность» или «фанатизм» и поэтому не принимаются во внимание. Однако такое отношение явно не библейское. Вне всякого сомнения то, что временами такие проявления могут быть результатом «эмоциональности» или «фанатизма» или, возможно, плотского желания выделиться. Но кто осмелится выдвинуть подобные обвинения против таких людей, как пророки Моисей, Иеремия или Даниил, или апостолы Иоанн и Павел? Слишком часто тенденция отбрасывать всякие формы физических реакций на присутствие и силу Божью основывается на церковных традициях. Очень часто фальшивые, придуманные людьми церковные традиции подменяют истинную святость или то поведение, которое приемлемо в очах Божьих для поклонения Ему. Мы убеждаемся, таким образом, что Писание не отбрасывает различные формы сильных и необычных физических реакций у народа Божьего на непосредственное присутствие Божье и Его силу. Однако нигде нет и намека, что эти физические реакции или проявления являются свидетельством того, что человек принял крещение в Духе Святом. В случае ветхозаветных пророков, таких как Моисей, Иеремия или Даниил, мы знаем, что ни один из них не был крещен в Духе Святом, потому что это переживание не было никому доступно до дня Пятидесятницы. В случае с Иоанном и Павлом в Новом Завете, точно так же ясно, что те сильные физические реакции, которые они пережили в присутствии Господа, не были свидетельством того, что они приняли крещение в Духе Святом. В тот момент, когда Иоанну было дано видение на Патмосе, он был крещен в Духе Святом уже более пятидесяти лет. С другой стороны, то, что испытал Павел физически по дороге в Дамаск, случилось до его исполнения Духом Святым. Он исполнился Духом тремя днями позже, когда Анания возложил на него руки в Дамаске. Независимо от того, с какой стороны мы приближаемся к этому вопросу, вывод всегда один и тот же: существует одно и только одно физическое свидетельство того, что человек принял крещение в Духе Святом. И это говорение на иных языках, как Дух дает провещевать. Три библейских принципа Завершая это исследование, давайте кратко рассмотрим три разных, но существенных библейских принципа, которые подтверждают, что говорение на языках является адекватным свидетельством принятия Духа Святого. Во-первых, в Евангелии от Матфея 12:34 Иисус говорит: ...Ибо от избытка сердца говорят уста. Другими словами, человеческое сердце, когда оно переполнено, изливается речью через уста. Это применимо ко крещению в Духе Святом. Когда сердце человека переполняется Духом Святым, это проявляется в речи через уста. По той причине, что исполнение носит сверхъестественный характер, то излияние также сверхъестественно. Человек начинает говорить на том языке, который он никогда не учил и не понимает, используя его для прославления Бога. Во-вторых, в Послании к Римлянам 6:13 Павел побуждает нас как христиан: ...представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Божьи требования превосходят просто подчинение нашей воли Его воле. Он требует, чтобы мы фактически предоставили Ему свои физические члены для Его контроля согласно Его собственной воле как орудия праведности. Однако у Иакова 3:8 мы получаем предостережение, что в теле есть один орган, который никто из нас не может контролировать: ...А язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. В качестве окончательного свидетельства или печати того, что предоставление Богу наших физических членов стало полным, Дух Божий берет бразды правления над тем самым органом, который никто из нас не в состоянии контролировать — то есть языком — и затем использует этот орган сверхъестественным образом для славы Божьей. Третий принцип, который устанавливает взаимосвязь между языком и крещением в Духе Святом, основывается на самой природе Духа Святого. В различных местах Нового Завета Иисус подчеркивает, что Дух является действительной Личностью — настолько же реальной, как и Бог Отец и Бог Сын. Например, в Евангелии от Иоанна 16:13, Иисус говорит: Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит... То, что Дух Святой — Личность, выражается в Его способности говорить. Поразмыслив, мы поймем, что способность говорить является одной из решающих отличительных характеристик личности. Всех, кто способен говорить за себя, мы, естественно, называем личностью; но там, где речевых характеристик нет, не может быть и речи о личности. Тот факт, что Дух Святой говорит непосредственно за Себя, является одной из величайших характеристик Его истинной личностной природы. Наряду с этим мы можем привести слова Павла из 1-го Коринфянам 6:19: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа... Здесь Павел учит нас, что физическое тело искупленного верующего является храмом, в котором живет Дух Святой. Поэтому уместным свидетельством того, что Дух Святой как Личность приходит жить в этот физический храм, является то, что Он проявляет черты личности и говорит изнутри храма, используя язык и уста верующего для того, чтобы Его речь была услышана. Точно так же обстояло дело в скинии Моисея. В Числах 7:89 мы читаем, что когда Моисей приходил в скинию общаться с Богом, то он: ...слышал голос, говорящий ему с крышки, которая над ковчегом откровения... По той причине, что Моисей слышал этот голос — признак личности — он знал, что Личность Самого Бога присутствовала в скинии. Подобным образом и сегодня, когда мы слышим голос Духа Святого изнутри храма — тела верующего, мы знаем, что благодаря этому знамению лично Сам Дух Святой — третья Ипостась Троицы — живет внутри верующего. Таким образом, мы убеждаемся, что говорение иными языками как свидетельство крещения Духом Святым, согласовывается с тремя великими принципами Писания. Во-первых, содержание сердца верующего, сверхъестественно исполненного Духом Святым, изливается сверхъестественным образом в речи через уста. Во-вторых, свидетельством того, что верующий подчинил свои физические члены Богу, является то, что Дух Божий контролирует тот член — язык, который сам верующий контролировать не может. В-третьих, тем, что Дух Святой говорит изнутри храма верующего, Он показывает, что теперь Он там живет как Личность.
ОБЕТОВАНИЕ ДУХА
В предыдущих четырех главах мы внимательно проанализировали то, чему учит Новый Завет о крещении в Святом Духе. Мы рассмотрели следующие темы: природа этого переживания; то внешнее свидетельство, которым оно удостоверяется; как оно отличается от дара «разных языков»; место эмоциональных и физических факторов. Это естественно ведет к практическому вопросу. Какие условия должен исполнить желающий принять крещение в Духе Святом? К этому можно подойти с двух разных сторон. Во-первых, с точки зрения Бога, Который дает этот дар; во-вторых, с точки зрения человека, который принимает этот дар. В этой главе мы рассмотрим первую точку зрения — Божью. В следующей главе мы уделим внимание тому, как это выглядит с точки зрения человека. Стоящий перед нами вопрос поражает. На каком основании святой и всемогущий Бог может предложить членам падшей и проклятой грехом расы дар Своего собственного Духа, чтобы Тот обитал в их физических телах? Что сделал Бог, чтобы перебросить мостик через неизмеримую пропасть, отделяющую Его от человека? Ответ находится в плане искупления, который был порожден предвечным советом Троицы до начала времени. В центре всего этого плана находится жертвенная смерть Христа на кресте, за которой последовало Его победоносное воскресение и затем Его триумфальное вознесение. Десятью днями позже Он изливает Духа Святого на Своих ожидающих учеников. С этой точки зрения Крест является дверью, которая открыла дорогу для Пятидесятницы. Сам Бог начинает постоянно обитать внутри верующего О непосредственной связи вознесения Иисуса с излиянием Святого Духа на верующих в день Пятидесятницы говорится в Евангелии от Иоанна 7:37-39: В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие же сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен. В первых двух стихах этого отрывка содержится обещание Самого Иисуса о том, что всякая жаждущая душа, приходящая к Нему с библейской верой, наполнится и станет каналом рек воды живой. Последний стих является объяснением предыдущих стихов и добавлен автором Евангелия. В этом объяснении автор подчеркивает два момента: во-первых, обетование рек воды живой говорит о даре Святого Духа; во-вторых, этот дар не мог быть им дан, пока Иисус был на земле во плоти. Он стал доступен для верующих только после того, как Небеса вновь приняли Иисуса, Который вошел в Свою славу, одесную Отца. Что подразумевалось под тем, что Святой Дух не мог быть дан в то время? Конечно, это не означало, что Дух Святой мог присутствовать, двигаться или действовать на земле в той или иной форме только после вознесения Иисуса на Небо. Напротив, уже во втором стихе Библии — Бытии 1:2 — мы читаем, что Дух Святой действовал в мире: ...и Дух Божий носился над водою. С того времени на протяжении всего Ветхого Завета и во дни земного служения Иисуса, как мы читаем, Дух Святой постоянно двигался и многообразно действовал различными путями во всем мире и особенно среди верующего народа Божьего. Какова же разница между тем, как Дух Святой действовал до Христова восхождения во славу и даром Духа Святого, данного христианам после Христова вознесения, который в первый раз был дан ученикам в Иерусалиме в день Пятидесятницы? Этот дар Духа Святого особо отличается от всех предыдущих проявлений Духа в мире. Эту особенность можно кратко обобщить следующей фразой: Сам Бог постоянно живет внутри верующего! Что имеется в виду? Во-первых, дар Духа Святого является даром Личности Самого Бога. В Евангелии от Иоанна 16:7 в Своем прощальном обращении к ученикам Иисус указывает на предстоящий обмен Личностей Троицы: Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам... Фактически, Иисус говорит: «Вместо Себя Я пошлю другую Личность — Духа Святого. Так будет лучше для вас». Обетование прихода Духа Святого как Личности исполнилось в день Пятидесятницы. С того времени Дух Святой стремится прийти к каждому верующему индивидуально, как Личность. Уже не идет речь просто о влиянии или действии, или проявлении некой безликой силы. Дух Святой настолько же Личность, как и Бог Отец или Бог Сын; и именно так индивидуально и лично Он сейчас стремится прийти к каждому верующему. Переживая спасение или возрождение, грешник принимает Христа, Сына Божьего, вторую Личность Троицы. Переживая крещение в Духе Святом, верующий принимает третью Личность Троицы — Духа Святого. В обоих этих переживаниях налицо совершенно реальное и непосредственное взаимодействие с Личностью. Во-вторых, до искупительной смерти и воскресения Иисуса Христа народу Божьему было недоступно такое переживание, как «рождение свыше» — принятие вовнутрь себя новой божественной природы, некогда утраченной Адамом вследствии греха. Поэтому действие Духа Святого среди верующих во времена Ветхого Завета ограничивалось тем, что Дух Святой сходил на них, пребывал на них, действовал и говорил через них, исполнял их для какого-то специального действия и т.п., но обетование «вселюсь в них и буду ходить в них» ибо «вы храм Бога живого» (2Кор.6:16) явно относится ко временам Нового Завета. В-третьих, в Евангелии от Иоанна 14:16, Иисус обещает Своим ученикам, что когда к ним придет Дух Святой, Он будет обитать с ними постоянно. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек... Итак, мы можем охарактеризовать дар Духа Святого, обещанный в Новом Завете, следующим образом: это личное и постоянное обитание Духа внутри верующего. Благодаря этой характеристике, мы можем выделить те две причины, по которым дар Духа не мог быть дан верующим во Христа, пока Христос был на земле во плоти. Во-первых, пока Христос был на земле, Он Сам являлся личным и авторитетным представителем Троицы. Но после Христова вознесения на Небо был открыт путь для Духа Святого, чтобы Он, в свою очередь, пришел на землю как Личность. Сейчас именно Дух Святой является личным представителем Троицы на земле. Во-вторых, дар Духа Святого мог быть дан только после Христова вознесения, потому что право каждого верующего на Его принятие никоим образом не основывается на личных заслугах самого верующего, но исключительно на заслугах жертвенной смерти Христа и Его Воскресения. Поэтому никто из верующих во Христа не мог принять этот дар до того, как искупительный труд Христов был завершен и получил одобрение Бога Отца на Небе. Обещание Отца В Послании к Галатам 3:13-14 Павел непосредственно увязывает обетование Духа со Христовым искуплением. Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, — ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе», — дабы благословение Авраамово чрез Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою. Павел устанавливает здесь два интересных и важных факта относительно дара Духа Святого и христианина. Прежде всего, только благодаря искупительному труду Христа на кресте верующий теперь может получить обещанного Духа. Фактически, именно для этого Христос и пострадал на кресте. Иисус умер и пролил Свою Кровь, чтобы купить этим двустороннее законное право: Свое собственное право давать и право верующего принимать этот драгоценный дар Святого Духа. Так, принятие дара Духа Святого никак не зависит от заслуг самого верующего, но исключительно основывается на полноте Христова искупления. Это через веру, не по делам. Во-вторых, обратим внимание на слова Павла: «...чтобы нам получить обещанного Духа верою». Это согласовывается со словами Иисуса в Евангелии от Луки 24:49, где Он дает Своим ученикам окончательное наставление перед самым вознесением на Небо: ...И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. Иисус говорит ученикам о крещении Духом Святым, которое им предстояло в Иерусалиме в день Пятидесятницы. Для описания этого переживания Он употребляет две фразы. Он называет это «облечением силою свыше» и «обетованием Отца Моего». Вторая фраза, «обетование Отца Моего», чудесно раскрывает нам цели и намерения Божьи касательно дара Духа Святого. Кто-то подсчитал, что в Библии содержится семь тысяч ясных обетований Бога Своим верующим детям. Но среди этих семи тысяч обетований, Иисус особо выделяет одно-единственное как являющееся уникальным Божьим обещанием для всех верующих. Что это за уникальное и особое обещание? Павел называет это «обетованием Духа», «обещанным Духом». В день Пятидесятницы — в тот самый день, когда это обещание было исполнено — Петр употребляет подобный речевой оборот в Деяниях 2:38-39: ...покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа; ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. Петр употребляет два слова вместе — «дар» и «обетование». О каком особом даре он говорит? О том, о каком говорили Иисус и Павел — обещанном Духе. Это воистину обетование Отца, которое Он продумал и подготавливал на протяжении многих веков, чтобы дать его сейчас Своим верующим детям в Иисусе Христе. В Послании к Галатам 3:14 Павел также называет это обетование Духа «благословением Авраама». Так он увязывает главную цель Божью с избранием Авраама. В Бытии 12:2-3, когда Бог призывает Авраама в первый раз и повелевает ему покинуть Ур Халдейский, Он говорит: ...благословлю тебя... и будешь ты в благословение... и благословятся в тебе все племена земные. В Своих последующих действованиях с Авраамом Бог неоднократно подтверждал Свою цель благословить, например, в Бытии 22:17-18: ...Я благословляя благословлю тебя... благословятся в семени твоем все народы земли... О каком особом благословении говорят все эти обетования? Ответ в словах Павла в Галатам 3:14 – «обещанный Дух». Христос пролил Свою Кровь на кресте именно для того, чтобы купить это благословение, обещанное семени Авраамову. Небесное запечатление Христова искупления Окончательное завершение искупительного труда Христа произошло не на земле, а на Небе. Это ясно из Послания к Евреям 9:11-12: Но Христос, Первосвященник будущих благ, пришед с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть, не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Далее, в Евреям 12:24 мы читаем, что как новозаветные верующие, мы приступили ...к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева. Эти отрывки говорят о том, что искупленный труд Христа закончился не тогда, когда Он пролил Свою Кровь на кресте, на земле, но когда Он позднее вошел со Своею Кровью в присутствие Отца. Там Он представил эту Кровь в качестве окончательного и достаточного удовлетворения и искупления греха всего мира. Именно Кровь кропления на Небе говорит лучше, нежели Авелева. Кровь Христа отличается от крови Авеля в двух отношениях. Во-первых, кровь Авеля осталась на земле, в то время, как Кровь Христа была представлена для кропления на Небе. Во-вторых, кровь Авеля вопияла к Богу об отмщении убийце, в то время, как Кровь Христова говорит Богу на Небе о милости и прощении. Это откровение, содержащееся в Послании к Евреям о завершении Христом искупления посредством кропления перед Отцом на Небе, помогает нам понять, почему дар Святого Духа не мог быть дан, пока Христос не был прославлен. Дух Святой дается не на основании заслуг самого верующего, но на основании Христова искупления. Это искупление было окончательно завершено, когда Кровь Христа была представлена на Небе, и Бог Отец заявил о Своем совершенном удовлетворении этой искупительной жертвой. После этого дар Святого Духа верующим во Христа становится публичным свидетельством верховного Небесного Суда, что Кровь Христа принята как полное искупление за весь грех. Об этом же говорит апостол Иоанн в 1-м Послании Иоанна 5:6: Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию (и Духом), не водою только, но водою и кровию; и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Мы видим, что Дух Святой свидетельствует о Крови Иисуса. Другими словами, дар Духа Святого тем, кто верует в Иисуса, является совместным свидетельством Отца и Духа о вседостаточности Крови Иисуса для очищения верующего от всякого греха. Это согласовывается с тем, что Петр говорит в Деяниях 2:33 об излиянии Духа Святого в день Пятидесятницы. Сказав сначала о Христовой смерти и Воскресении, Петр продолжает: Итак Он, был вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. Христос сначала приобрел искупление для людей Своей искупительной смертью и Воскресением. Затем Он взошел к Отцу на Небо и там представил Кровь, которая является свидетельством и печатью искупления. По принятии Отцом Крови, Христос получил от Отца дар Святого Духа для излияния на верующих в Него. Мы можем подвести итоги того откровения, которое содержится в Писании относительно плана Божьего о даре Духа Святого для всех верующих. Бог недвусмысленно выразил Свое обещание благословить Духом Святым все народы земли через Христа, когда Он избрал Авраама. Пролив Свою Кровь на кресте, Иисус выкупил для всех верующих законное право на это благословение. После того как Христос представил Свою Кровь на Небе, Он получил от Отца дар Святого Духа. В день Пятидесятницы Дух Святой, Который является даром, был излит на ожидающих на земле верующих. Так, Отец, Сын и Дух Святой были все задействованы в подготовке, искуплении и обеспечении этого величайшего дара из всех даров для верующего Божьего народа. В следующей главе мы рассмотрим этот же дар Святого Духа с человеческой точки зрения, и проанализируем, какие условия должен соблюсти каждый верующий, желающий принять этот дар. 1 0 КАК ПРИНЯТЬ ДУХА СВЯТОГО?
Какие же условия должен исполнить тот человек, который желает принять дар Духа Святого? По благодати через веру Рассматривая, чему учит Писание на этот счет, мы обнаруживаем, что есть один существенный принцип, который в одинаковой степени относится ко всему, что дано нам по благодати Божьей. Об этом читаем в Послании к Римлянам 11:6: Но, если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатию. А если по делам, то это уже не благодать... В этом отрывке, как и везде в своих посланиях, Павел противопоставляет два слова: «благодать» и «дела». Он всегда подразумевает под словом «благодать» — бесплатное, незаслуженное благоволение и благословение Божье, данное по вере в искупительную жертву Иисуса Христа тем, кто не достоен его и даже являлся противником Богу. «Дела»— это все то, что человек делаем сам, чтобы заслужить благословение и расположение Божье. Павел утверждает, что Благодать и дела — эти два способа принятия от Бога взаимно исключают друг друга; они не могут сочетаться: Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.069 сек.) |