|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Такие люди очень религиозны и пытаются установить самоправедность (свой стандарт праведности), не покоряясь праведности Божьей, которая только по вере во ХристаПавел говорит об этой же истине в Ефесянам 2:8-9, обращаясь к верующим: Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Обратите внимание на формулу глагола «спасены» (прошедшее время). Это подтверждает, что можно быть спасенным именно сейчас и знать об этом. Спасение возможно сейчас и там, где мы находимся. Как быть уверенным в спасении сейчас? Спасение — это дар Божьей благодати — то есть бесплатная, незаслуженная милость Божья по отношению к тем, кто грешен и не заслуживает. Этот дар мы принимаем только через веру, «не от дел, чтобы никто не хвалился». Если человек мог бы сделать что-то, чтобы заслужить спасение, тогда он мог бы этим похвастаться. В таком случае он не был бы обязан своим спасением Богу, но имел бы его, частично или полностью, благодаря своим собственным делам или усилиям. Но когда человек получает спасение как бесплатный дар от Бога, просто по вере, тогда ему нечем хвалиться. Павел подчеркивает это снова в Послании к Римлянам 3:27-28: Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры. Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. В Послании к Римлянам 6:23 Павел снова говорит об этой поразительной противоположности между тем, что мы зарабатываем своими собственными делами, и тем, что мы получаем исключительно по вере: Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. Слово «возмездие» и «дар» совершенно противоположны. Слово «возмездие» происходит от славянского «мзда», что означает «награда, плата» (Словарь русского языка С. И. Ожегова). Это то, что мы получаем за свои труды. С другой стороны, «дар» (по-гречески «харизма») — определенно связан с благодатью (по-гречески «харис»). Итак, это слово явно означает бесплатное, незаслуженное проявление Божьей благодати или Его благоволение. Итак, перед всеми нами выбор. С одной стороны, мы можем избрать свою плату — то есть то, что нам полагается за наши труды. Но так как наши собственные труды греховны и неприемлемы в очах Божьих, то плата, нам причитающаяся — это смерть, не просто физическая смерть, но погибель — окончательное и вечное изгнание от лица Божьего. С другой стороны, мы верой можем принять Божий бесплатный дар. Этот дар — жизнь вечная, и она во Христе Иисусе. Иначе говоря, когда мы принимаем Иисуса как своего личного Господина и Спасителя, в Нем мы имеем дар вечной жизни. Павел снова говорит об этой дилемме в Послании к Титу 3:5: ...Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом... Разве можно сказать яснее? «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости...» Если мы желаем спасения, то оно никак не может основываться на наших добрых делах, делах праведности, но исключительно на основании Божьей благодати. Чтобы принять спасение по милости Божьей нам ничего не надо делать. Во второй части этого стиха Павел говорит нам о положительных аспектах проявления Божьего спасения в нас. Во-первых, это «баня», то есть — мы отмываемся от всякого греха. Во-вторых, это «возрождение» — то есть мы перерождаемся, мы становимся детьми Божьими во Христе. В-третьих, это «обновление», то есть мы становимся новыми творениями во Христе. В-четвертых, все это производит Дух Святой, то есть это действие Духа Самого Бога в нашем сердце и жизни. Ничто из вышеперечисленного не может быть результатом наших собственных трудов, но принимается просто и исключительно через веру во Христа. Отличие живой веры от мертвой Если спасение не по делам, но исключительно по вере, то возникает вопрос: а какую роль играют дела в жизни христианина? Самый полный и ясный ответ на этот вопрос дает апостол Иаков в Послании Иакова 2:14-26: Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: ты имеешь веру, а я имею дела: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, принявши соглядатаев и отпустивши их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. В этом отрывке Иаков приводит несколько примеров, иллюстрирующих связь веры и дел. Он говорит о христианине, который отсылает прочь брата, голодного и без одежды, уделив только словесное утешение, но не дав потребного для тела. Он говорит о бесах, которые верят в существование единого, истинного Бога, но их вера не доставляет им утешения, только страх. Он говорит об Аврааме, который был готов принести в жертву единственного сына Исаака. Упоминает Иаков и Раав из Иерихона, которая приняла и спрятала посланников Иисуса Навина. В 26-м стихе Иаков подводит итог тому, что он сказал о взаимоотношениях веры и дел на примере взаимосвязи тела и духа. Он говорит: «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва». Именно это упоминание духа, в связи с верой, дает ключ к правильному пониманию действия веры в жизни верующего. Во второй главе о природе веры мы обратились к словам Павла во 2-м Коринфянам 4:13: Но, имея тот же дух веры, как написано: «я веровал и потому говорил», и мы веруем, потому и говорим... Здесь Павел констатирует, что истинная библейская вера — это дух веры, это нечто духовное. Благодаря этому мы можем понять пример Иакова с телом и духом. В природе человек жив, пока его дух находится в нем. Каждый поступок человеческого тела является выражением находящегося внутри него его собственного духа. Так, фактически, характер невидимого духа внутри человека явно проявляется через поведение и поступки тела человека. Когда дух окончательно покидает человеческое тело, тогда тело перестает совершать поступки и становится безжизненным. Безжизненное, пассивное тело свидетельствует, что там больше нет духа. Точно так же обстоит дело с духом веры внутри истинного христианина. Этот дух жив и активен. Дух дитя Божьего во Христе имеет природу Самого Бога. Эта Божья жизнь внутри верующего направляет всю его природу — его желания, мысли, слова и поступки. Верующий начинает думать, говорить и действовать совершенно по-новому — иначе, чем он думал об этом раньше. Он говорит такие слова и совершает такие поступки, которые не мог и не хотел делать до того, как жизнь Божья пришла к нему через веру, чтобы направлять его. Новый образ жизни верующего, его новые дела, являются свидетельством и выражением веры внутри его сердца. Но если в жизни человека нет никакого внешнего проявления — нет тех дел, которые бы соответствовали вере, которую он исповедует — это доказывает, что внутри него нет истинной, живой веры. Без такой истинной, живой веры, проявляющейся в соответствующих поступках, христианское исповедание является мертвым. Давайте кратко, по порядку, проанализируем каждый из четырех примеров, которые приводит Иаков, и посмотрим, как они иллюстрируют наш принцип. Во-первых, Иаков говорит о том христианине, который, видя голодного и раздетого брата, говорит ему: «Иди с миром, грейся и питайся», — но не предлагает ему ни одежды, ни еды. Ясно, этот человек неискренен. Если бы он действительно хотел, чтобы брат согрелся и поел, то он бы дал ему еду и одежду. То, что он так не поступил, говорит, что ему безразлична судьба брата. Его слова пусты и бессодержательны. Точно так же обстоит дело с христианином, который верит на словах, но не поступает в соответствии со своей верой. Такая вера неискренна, бесполезна и мертва. Во-вторых, Иаков говорит о бесах, которые верят в единого, истинного Бога и трепещут. Эти бесы нисколько не сомневаются в том, что Бог есть. Но знают они и то, что они — вечные враги Божьи, обреченные Им ко гневу и приговоренные Им к суду. Поэтому их вера доставляет им не покой, а только страх. Из этого видно, что истинная библейская вера всегда выражается в подчинении и послушании Богу. Вера, которая остается упрямой и непослушной, является мертвой верой и не спасет от Божьего гнева и суда. В-третьих, Иаков приводит тот же пример веры, который Павел дает в Послании к Римлянам 4 — пример Авраама. В Бытии 15:6 мы читаем, что «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» *. В этот момент сердце Авраама приняло живую веру в Слово Божье. После этого его вера постоянно выражалась в подчинении и послушании Богу. Каждый поступок послушания Авраама развивал и укреплял его веру и готовил его к следующему поступку. В Бытии 22 говорится о последнем испытании веры Авраама, когда Бог сказал ему принести в жертву своего сына Исаака. Вот как это прокомментировано в Послании к Евреям 11:17,19: Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака... ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить... К этому времени, благодаря постоянному послушанию, вера Авраама настолько окрепла, что он начал на самом деле верить, что Бог может воскресить его сына из мертвых. Такая вера в сердце Авраама нашла свое внешнее выражение в его абсолютной готовности принести Исаака в жертву, и только непосредственное Божье вмешательство предупредило этот акт. Иаков говорит (Иак.2:22): ...вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства. Подведем итоги опыта Авраама: его хождение с Богом началось с веры в сердце в Слово Божье. Внешне эта вера проявилась в подчинении и послушании. Каждый акт послушания укреплял и развивал веру Авраама и готовил к следующему испытанию. Наконец, его вера достигла кульминационного момента — когда он был готов принести в жертву даже Исаака. Четвертым примером связи веры и дел в Послании Иакова является история блудницы Раав. Повествование об этой женщине мы находим во 2-й и 6-й главах книги Иисуса Навина. Раав была грешной хананеянкой, живущей в Иерихоне, обреченном Богом на уничтожение. Узнав о чудесном избавлении Богом израильского народа из египетского рабства, Раав уверовала, что Бог Израилев — истинный Бог и что он предаст Ханаан и его жителей в руки Своего народа Израиля. Однако Раав также верила, что Бог Израилев достаточно милостив и могуществен, чтобы спасти ее и ее семью. Это то, во что Раав верила всем своим сердцем. Эта вера Раав проявилась в двух ее поступках. Во-первых, она приняла в свой дом двух соглядатаев, посланных Иисусом Навином для разведки. Во-вторых, она помогла им убежать. Эти поступки могли стоить ей жизни. Позже, для того чтобы обозначить Божье покровительство над собой и своей семьей, она свесила со своего окна алую веревку, чтобы выделить свое жилище. Это было то же самое окно, через которое спаслись соглядатаи. В результате этих двух поступков сама Раав и ее семья избежали того ужасного разрушения, которое постигло весь Иерихон. Если бы Раав пассивно верила в Бога Израилева, но не совершила этих двух поступков, то ее вера была бы мертвой. Вера не спасла бы ее от суда Божьего над Иерихоном. Этот урок назидателен для христиан двояким образом. Во-первых, если мы исповедуем веру во Христа, то должны предоставлять себя Христу полностью в качестве его рабов, даже если для этого придется пожертвовать жизнью. Во-вторых, мы должны ясно и активно исповедовать свою веру, что будет выделять нас среди окружающих неверующих. Алая веревка говорит об открытом исповедании нашей веры в Кровь Христа, искупление и очищение наших грехов. И, завершая рассмотрение взаимосвязи веры и дел, обратимся еще раз к Послании Филиппийцам 2:12-13: ...со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению. Ясно видно, что сначала Бог вырабатывает в нас желание и действие, а затем мы выражаем своими поступками то, что Бог сначала вложил в нас. Важно усвоить, что сначала приходит вера, а потом мы совершаем дела. Мы принимаем спасение от Бога только через веру, без дел. Приняв спасение таким образом, мы затем активно выражаем его в своей жизни своими делами — тем, что мы делаем. Если мы не проявляем свое спасение таким активным образом после того, как уверовали, это говорит о том, что вера, которую мы исповедуем — мертвая вера. Настоящее христианство рождается только из истинной и живой веры, имеющей выражение в делах.
ЗАКОН И БЛАГОДАТЬ
В предыдущей главе мы пришли к следующему выводу: согласно Новому Завету, спасение принимается только верой — верой в полный искупительный труд Христа — без всяких человеческих усилий. Эта спасительная вера порождает соответствующие дела. Та вера, которая не подтверждается соответствующими поступками, является пустословием, мертвой верой, бесполезной для истинного спасения. Это вывод о взаимосвязи веры и дел приводит нас к следующему вопросу. Какие же дела мы должны ожидать от всякого, кто исповедует веру в Иисуса Христа во спасение? Более конкретно, какова связь между верой во Христа и требованиями закона Моисеева? Новый Завет дает ясный и четкий ответ: как только человек доверился Христу во спасение, его праведность больше не зависит от соблюдения закона заповедей, ни полностью, ни частично. Этот вопрос повергает в смятение многих христиан. Для того чтобы навести в нем ясность, давайте разберемся в основных положениях о законе, которые мы должны учитывать. Закон Моисеев — единая целостная система Писание с самого начала очень определенно утверждает, что закон был дан полностью и окончательно через Моисея. Об этом читаем у Иоанна 1:17: ...Ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Обратите внимание на эту фразу: «закон дан чрез Моисея...» Не то чтобы «некоторые законы» или «часть закона», но «закон» — весь закон — полностью и целиком — был дан в определенный момент истории и через одного-единственного человека в качестве канала, через Моисея. Во всем Писании, за исключением особых случаев, когда приводится какое-либо уточнение, слово «закон» означает всю систему закона, данного Богом через Моисея. Это подтверждается в Послании к Римлянам 5:13-14: Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона. Однакоже смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама... Обратим внимание на эти две фразы, которые означают определенный период времени: «до закона» и «от Адама до Моисея». Когда Бог создал Адама и поместил его в саду, Он дал ему не целостную систему закона, но одну-единственную заповедь-запрет (Быт.3:3): ...только плодов дерева, которое среди рая... не ешьте их... Когда Адам нарушил эту заповедь, грех стал неотъемлемым элементом человеческой природы. Свидетельством греховности всего человечества является то, что все люди подвержены смерти, которая является последствием греха. Однако со времени согрешения Адама против этой первой и единственной Божьей заповеди до времени Моисея не было системы закона, данной Богом всему человечеству. И поэтому эти обе фразы, «до закона» и «от Адама до Моисея» означают один и тот же период истории — период от согрешения Адама в нарушении той единственной заповеди, данной в саду, до того времени, когда Бог через Моисея дал целостную систему закона. В течение этого периода времени человечество не имело никакого данного Богом закона, который бы обязывал их соблюдать его. Это полностью согласовывается с уже приведенным отрывком из Иоанна 1:17: ...закон дан чрез Моисея... Закон, данный через Моисея, был единой и целостной системой заповедей, постановлений, уставов и судов. Все они полностью содержатся в четырех книгах Библии — Исходе, Левите, Числах и Второзаконии. До времени Моисея и тех событий, которые описаны в этих книгах, человечество не имело данного Богом закона. Далее, после тех событий, которые описаны в этих книгах, и после того, как эти книги были написаны, к этой системе закона ничего не было прибавлено. О том, что закон был дан раз и навсегда, во всей его полноте, ясно говорит Моисей во Второзаконии 4:1-2: Итак, Израиль, слушай постановления и законы, которые я научаю вас исполнять, дабы вы были живы, и пошли и наследовали ту землю, которую Господь, Бог отцов ваших, дает вам. Не прибавляйте к тому, что я заповедаю вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую. Эти слова свидетельствуют о том, что система закона, данного Богом Израилю через Моисея, была полной и окончательной. К ней ничего нельзя было прибавить, и убавлять от нее тоже было нельзя. Это естественно ведет нас к следующему значительному факту, который нужно твердо усвоить в отношении соблюдения закона: человек, принимающий закон, как средство достижения праведности перед Богом, обязан соблюдать всю систему закона, весь закон и всегда. Не имеет смысла соблюдать отдельные положения закона и пренебрегать другими частями. Бессмысленно также соблюдать закон одно время, нарушая его в другое. Любой человек, решившийся стать подзаконным, обязан соблюдать весь закон и всегда. Об этом же говорит Иаков 2:10-11: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: «не прелюбодействуй», сказал и: «не убей»; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. Это и ясно, и логично. Никто не может сказать: «Я считаю, что некоторые положения закона важны, поэтому я буду соблюдать их; а те постановления, которые мне кажутся неважными, я не буду соблюдать». Тот, кто пытается соблюсти закон, обязан соблюдать весь закон. И естественно, тот, кто нарушил одну заповедь, тот нарушил весь закон. Закон — это единая, целостная система, которую нельзя разбить на отдельные части и соблюдать одно, не соблюдая другое. В качестве достижения праведности нужно принять и соблюсти весь закон, полностью и целиком, как единую систему, иначе же это бесполезно и бессмысленно. Об этом совершенно ясно говорит Павел Галатам 3:10: ...А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона». Обратите внимание на фразу «исполняет постоянно все». Это говорит о том, что подзаконный человек должен соблюдать весь закон и постоянно. Тот, кто нарушает одну заповедь, нарушает весь закон, и потому подлежит проклятию, которое Бог налагает на всех нарушителей закона. Перейдем теперь к следующему, третьему, важному пункту, который нужно учитывать в связи с законом. Это факт исторического значения: система закона, данная Моисеем, была предназначена Богом только для одной небольшой части человечества, а именно Израиля, после их выхода из египетского рабства. Нигде в Библии нет и намека, что Бог предусмотрел соблюдение закона Моисеева язычниками, как народами, так и отдельными личностями. Единственным исключением из этого являются те некоторые представители из язычников, которые добровольно решились соединиться с Израилем и, таким образом, подчиниться всем тем положениям закона и религии, которые Бог возложил на Израиль. В Новом Завете такие язычники, обращенные в иудаизм, называются «прозелитами». Кроме этого случая Бог никогда не обязывал язычников соблюдать закон, данный через моисея. Итак, мы можем кратко подвести итог и перечислить те три важных факта, которые мы должны учесть, прежде чем приступить к детальному рассмотрению вопроса об отношении христианина к закону: во-первых, закон был дан раз и навсегда, как единая и целостная система, через Моисея; после этого к закону ничего нельзя было прибавить и ничего нельзя было убавить. Во-вторых, закон нужно соблюдать во всей его полноте, как единую и целостную систему; нарушение одной части закона означает нарушение всего закона. В-третьих, исторически этот закон никогда не был предназначен для язычников, но только для Израиля. Христиане не под законом Приняв вышесказанное за основу, давайте более подробно рассмотрим, чему учит Новый Завет об отношении христианина к закону. Этому вопросу уделяется внимание во многих местах Нового Завета, и везде вывод один и тот же: христианин независим от закона Моисеева. Давайте обратимся к тем отрывкам из Нового Завета, которые ясно говорят об этом: Послание к Римлянам 6:14: Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатию. Здесь идет речь о двух важных истинах. Во-первых, христиане не под законом, но под благодатью. Это два взаимоисключающие друг друга состояния: над человеком, который под благодатью, закон не довлеет. Никто не может быть одновременно и под законом, и под благодатью. Во-вторых, именно потому, что христиане не под законом, грех не имеет власти над ними. Тот человек, который находится под законом, все это время находится и под властью греха. Для того чтобы не быть под властью греха, человек должен выйти из-под закона. Это подтверждается в 1-м Коринфянам 15:56: Жало же смерти — грех; а сила греха — закон. Закон фактически усиливает господство греха над теми, кто подзаконен. Чем больше они пытаются соблюсти закон, тем больше они осознают внутри себя силу греха, который господствует над ними, даже против их собственной воли, и сводит на нет все их попытки жить по закону. Единственным решением этой проблемы греха является выход из-под закона и принятие благодати в Иисусе Христе. Об этом же говорит Павел в Послании Римлянам 7:5-6: Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить (Богу) в обновлении духа, а не по ветхой букве. Здесь Павел говорит, что те, кто под законом, подвержены греховным страстям своей плотской натуры, что приносит плод смерти в их жизни; но мы, как христиане, освободились от закона, чтобы служить Богу, не по букве закона, но в обновлении духа, получаемом через веру во Христа. Снова, в Послании к Римлянам 10:4, Павел говорит: Потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего. Как только человек начинает верить в спасение во Христе, то для этого человека это конец соблюдения закона, как средства достижения праведности. Павел очень осторожно и точно выражает свою мысль. Он не говорит, что закон перестает существовать как часть Слова Божьего. Напротив, Слово Божье пребывает вовек. Закон перестает существовать для верующего как средство достижения праведности. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.) |