|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Те, кто называют себя христианами, но ведут небрежный, плотской, эгоистичный (сосредоточенный на себе) образ жизни, не войдут в число тех, кого примет ИисусХристос грядет, воистину, как тать (вор), но совсем не для того, чтобы украсть. Он возьмет только тех, кто уже Его. Давайте рассмотрим, что произойдет во время этой второй фазы воскресения. Павел говорит, что это случится в пришествие Христа, ясно, что эта вторая фаза непосредственно связана с возвращением Иисуса. Возвращение же Христа является одной из главных тем всех библейских пророчеств. Кто-то подсчитал, что на каждое библейское обетование о первом пришествии Христа имеется, по крайней мере, пять о Его втором пришествии. Это свидетельствует о том, какую важную роль играет тема второго пришествия Христа во всем откровении Писания. Мы не можем детально рассмотреть все аспекты второго пришествия в рамках настоящего исследования. Однако полезно упомянуть, что по предвечному совету Божьему второе пришествие Христа достигает нескольких целей. Эти цели, в некотором смысле, отличаются друг от друга, но, тем не менее, все взаимосвязаны во всеобщем предвечном Божьем плане. Пять целей второго пришествия Христа Мы можем кратко перечислить следующие пять основных целей, ради которых Христос придет снова. Во-первых, Христос придет за Церковью. Он придет еще раз, как Жених, чтобы принять к Себе всех истинных верующих, как Свою Невесту. Они соединятся со Христом, либо через воскресение, либо через моментальное изменение своих тел еще при жизни. В Евангелии от Иоанна 14:3 Иисус обещает Своим ученикам: И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я. Во-вторых, Христос придет, чтобы спасти государство Израиль. Остаток народа Израиля, который переживет огонь великой скорби, признает Иисуса своим Мессией и, таким образом, примирится с Богом. Об этом пророчески говорит Исайя и повторяет Павел в Послании к Римлянам 11:26-27: ...И так весь Израиль спасется, как написано: «приидет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова; и сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их». В-третьих, Христос придет, чтобы свергнуть антихриста и самого сатану. Об этом говорится во 2-ом Фессалоникийцам 2:8: ...И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия (греч. — парусия) Своего... В-четвертых, Христос придет, чтобы судить языческие народы. Он Сам говорит об этом в Евангелии от Матфея 25:31-32: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов... В последующих стихах Иисус детально описывает процедуру суда. В-пятых, Христос придет для установления Своего тысячелетнего царствия на земле. Об этом и говорится в Евангелии от Матфея 25. Пророчество об этом содержится у Исайи 24:23: И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами его будет слава. Пророчествует об этом и Захария 14:9: И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его — едино. Отрезок времени, в который будет таким образом править Христос, обозначен в Откровении 20:4, где так говорится о мучениках периода скорби: ...Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет... Так мы можем кратко изложить пять основных целей второго пришествия Христа: 1) Христос придет за Церковью, чтобы принять к Себе всех истинных верующих. 2) Христос придет для спасения государства Израиль. 3) Христос придет, чтобы свергнуть антихриста и самого сатану. 4) Христос придет для суда над языческими народами. 5) Христос придет, чтобы установить Свое тысячелетнее царство на земле. Если по поводу этих главных целей второго пришествия Христа между евангельскими верующими существует определенное единство, то относительно деталей и точного соотношения между собой каждого из этих событий — много разногласий и мнений. Чаще всего задается вопрос: осуществятся ли все эти цели Христова возвращения в едином событии или же будут определенные интервалы между ними? Если так, то в каком порядке они будут происходить? Возможно ли, что некоторые из них совпадут друг с другом? Насколько это будет возможно, мы постараемся избежать этих спорных рассуждений и ограничимся только тем особым аспектом возвращения Христа, который непосредственно связан с воскресением праведников. Воскресение и восхищение истинных верующих В 1-м Фессалоникийцам 4:13-18 Павел описывает, как воскреснут христиане для встречи со Христом в Его пришествие: Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами. Павел старается утешить христиан о судьбе тех их близких или возлюбленных, которые умерли в Господе. Павлово утешение основано на той уверенности, что все истинные верующие воскреснут. Фактически Павел рисует следующую картину. Во-первых, это событие возвестят три эпохальных звука. Первым звуком будет возвещение (голос) Самого Господа Иисуса Христа, как Он и говорит об этом в Евангелии от Иоанна 5:28-29: Не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения. Только голос Христа имеет силу воззвать мертвых из гробов. Однако в этот конкретный момент Он воззовет только к праведным верующим — только к тем, кто умер в вере. Воззвание к нечестивым умершим произойдет позже. Двумя другими звуками будут голос Архангела и труба Божья. Под Архангелом, возможно, подразумевается Гавриил, так как создается такое впечатление, что провозглашать на земле предстоящее вмешательство Божье в дела людские является его особым служением. На протяжении всей Библии труба созывала народ Божий в особые кризисные моменты. Звук трубы в этот момент станет сигналом сбора всего Божьего народа вместе, когда Христос будет спускаться с небес для встречи с ними. На земле в очень быстрой последовательности произойдут два события. Прежде всего, все истинные верующие, умершие в вере, воскреснут. Во-вторых, тела всех тех истинных верующих, которые будут живы в этот момент, претерпят моментальные и сверхъестественные изменения. Затем обе группы верующих — воскресшие и те, чьи тела изменятся, не испытав смерти — сверхъестественной силой Божьей будут быстро подняты с земли в воздух. Там они попадут в облако, где и соединятся с Господом и друг с другом. После этого Господь и Его искупленный народ навечно соединятся в нерушимой небесной гармонии союза. Те два греческих слова, которые Павел употребляет в этом отрывке, имеют особое значение. Там, где он говорит: «мы... восхищены будем», употреблен глагол «харпадзо». Он обозначает неожиданное, быстрое, мощное хватательное движение. В Новом Завете он используется четыре раза для описания восхищения людей на небо. Также этот глагол используется в Деяниях 8:39, где мы читаем, что Филиппа восхитил Ангел Господень. Иисус употребляет это же слово в Евангелии от Иоанна 10:12 для описания волка, расхищающего овец. В Евангелии от Матфея 13:19 речь идет о семени слова, похищаемом лукавым. В 23-м стихе Послания Иуды говорится о людях, исторгаемых из огня. Традиционным переводом на русский язык слова «харпадзо» является «восхищение», довольно точно передающее смысл греческого оригинала. Как в греческом оригинале, так и в русском переводе имеется оттенок, берущий начало в корне слов «хищение», «хищный» — нечто имеющее отношение к краже, воровству. Неудивительно, что в других местах из Писания этот аспект Христова пришествия сравнивается с приходом вора. Например, в Откровении 16:15 Иисус говорит: Се, иду как тать (старославянское слово «вор»)... И снова, в Евангелии от Матфея 24:42-43 Он говорит: Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Поэтому пришествие Христа за Своей Церковью можно сравнить с приходом вора по следующим причинам: оно будет неожиданно — без предупреждения; оно будет заключаться в едином и резком хватательном движении. То, что будет схвачено, является самым ценным на земле — истинные христиане. Однако, как мы уже сказали, пришествие Христа будет отличаться от воровского в одном очень важном аспекте. Он заберет только то, что уже является Его собственностью по праву искупления. В 1-м Фессалоникийцам 4:17 есть еще одно важное греческое слово. Павел говорит, что мы встретим Господа «на воздухе». По-гречески это слово «аэр». Это одно из двух греческих слов, обычно переводимых как «воздух», второе слово — «аитер». Разница между двумя словами заключается в том, что «аэр» означает нижние слои атмосферы, соприкасающиеся непосредственно с земной поверхностью; «аитер» означает более высокие, разряженные слои атмосферы, на значительном расстоянии от земли. Так как Павел употребляет слово «аэр» в связи с пришествием Господа, то мы можем сделать вывод о том, что встреча Господа с Его святыми произойдет в нижних слоях атмосферы, на довольно близком расстоянии от земли. Павел говорит об этом же моменте воскресения и восхищения в 1-м Коринфянам 15:51-52: Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся... Здесь Павел раскрывает «тайну» — т.е. ранее скрытый секрет Божий о Церкви. Раскрываемый секрет заключается в следующем: все истинные верующие будут восхищены к Господу в Его пришествие, но не все восхищенные пройдут через смерть и воскресение. Те, кто будут живы в момент пришествия Господня, не умрут, но просто претерпят моментальные и чудесные изменения в своих телах. Их тела станут точно такими, как тела воскресших из мертвых. В следующем стихе Павел кратко подводит итоги природы предстоящего изменения: ...Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие. Тела всех верующих поменяют тление и смертность на нетление и бессмертие. Является ли Павлово описание полной картиной воскресения всех верующих перед установлением Христова тысячелетнего царствия? Ответ будет отрицательным. В книге Откровения описываются еще две стадии воскресения праведников. Свидетели и мученики В Откровении 11 мы читаем описание двух Божьих свидетелей во время периода скорби и их мученической смерти от руки зверя, выходящего из бездны. В стихах 9, 11 и 12 этой главы повествуется следующее: И многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною и не позволят положить трупы их во гробы... Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их. Из этого повествования ясно, что это было самое настоящее воскресение. Хотя тела этих двух мучеников не были захоронены, они были мертвы три с половиною дня. Затем, на виду у всех их врагов, их тела воскресли, и они были подняты на небо. Интересно заметить, что их восхождение на небо похоже на каждый из уже рассмотренных нами случаев в том, что оно происходит в облаке. Ясно, что это воскресение двух свидетелей отличается от воскресения христиан, описанного в 1-м Фессалоникийцам 4:16-17. Оно, прежде всего, не связано с нисхождением Христа с неба. Нет и упоминания других сопровождающих явлений, таких как труба или голос Архангела. Если мы теперь обратимся к книге Откровения 20:4-6, то обнаружим то, что можно назвать еще одной стадией воскресения праведных: И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божье, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет; прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом... Здесь описано воскресение тех, кто умер мученической смертью за Иисуса через обезглавливание во время правления антихриста. Воскресение этих святых эпохи скорби изображено в конце великой скорби, перед самым установлением тысячелетнего царствия Христова. Они, таким образом, разделяют с Самим Христом и всеми остальными воскресшими святыми привилегию правления и суда над народами во время тысячелетнего царства. Некоторые исследователи полагают, что эти мученики периода скорби входят в число воскресших христиан, о которых идет речь в 1-м Фессалоникийцам 4:16-17. Другие же полагают, что это иная и последующая стадия воскресения праведных. Разногласия по этому спорному вопросу не очень назидательны. Иоанн Богослов так завершает описание воскресения этих мучеников: ...Это — первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом... Очевидно, Иоанн подразумевает, что теперь первое воскресение закончилось. Все принявшие в нем участие названы блаженными и святыми. То есть это все праведные верующие. (До сего момента еще не воскрес никто из неправедных. Второе воскресение, в котором участвуют неправедные верующие, описано Иоанном в конце 20-й главы Книги Откровения.) Объединив откровения Павла и Иоанна, мы можем представить себе следующую картину воскресения праведников: Все воскресение праведников, от момента собственно воскресения Христа до воскресения мучеников периода скорби, называется Иоанном первым воскресением. Все, принимающие в нем участие, названы блаженными и святыми; т.е. это все праведные верующие. Однако внутри этого общего воскресения праведных можно различить, по крайней мере, четыре подгруппы. Во-первых, «первенец Христос» — Сам Христос и те ветхозаветные святые, которые воскресли во время Христова воскресения. Во-вторых, «Христовы в пришествие Его» — истинные христиане, которые готовы для встречи с Ним в момент Его возвращения, вместе с теми, кто умер в вере — все они будут вместе восхищены на облаке для встречи со Христом на воздухе. В-третьих, двое свидетелей периода скорби, которые были оставлены непогребенными в течение трех с половиной дней, а затем воскресли и взошли на небо в облаке. В-четвертых, остаток мучеников периода скорби, которые воскресают в конце скорби, чтобы разделить со Христом и остальными святыми привилегию правления и суда над народами во время тысячелетнего царствия. Такой, в сжатом виде, является картина воскресения праведных в Новом Завете. В следующей главе мы рассмотрим третью и последнюю фазу общего воскресения.
А ЗАТЕМ КОНЕЦ
Рассмотрим теперь последнюю, завершающую стадию воскресения. В 1-м Коринфянам 15:23-26 Павел говорит, что этой стадии будет предшествовать воскресение истинных верующих, тех, кто «Христовы, в пришествии Его», и что во времени последняя стадия воскресения совпадает с завершением тысячелетнего царствия Христова: ...Каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу; ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть... Завершение тысячелетнего царства В 24-м стихе Павел переходит к последней стадии воскресения. Об этом он говорит во фразе: «А затем конец». И указывает другие важные события, которые связаны с этой последней стадией воскресения. Тогда Христос завершит Свое земное тысячелетнее царствование, к концу которого Бог Отец подчинит Ему всех Его врагов. Истребится последний враг — смерть. После этого Христос Сын, в свою очередь, передаст царствие Богу Отцу. В соответствии со своим положением как Сына, Он добровольно подчинит Себя и Свое царствие Отцу. Это завершающее событие земного царствования Христа описано Павлом двумя стихами ниже, в 1-м Коринфянам 15:28: Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем. Изучая эту пророческую картину конца, мы обращаем внимание на ту совершенную гармонию, которая существует внутри Троицы, между Отцом и Сыном. Во-первых, Бог Отец во время тысячелетнего царства назначит Христа, Сына, Своим представителем и правителем над всем. В конце этого периода Отец подчинит Христу всех Его врагов, включая последнего врага — смерть. После этого Христос, Сын, в свою очередь, подчинит все Отцу, как Самого Себя, так и все то, что Отец подчинил Ему. Таким образом, как говорит Павел, Бог Отец через Христа будет все во всем. Это представление Христом полного царствия Отцу является наивысшей и кульминационной точкой плана Божьего для всех веков. Павел также говорит об этой славной кульминации Божьей цели в Послании к Ефесянам 1:9-10, где он показывает, что Бог открыл нам ...тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроение полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом... Этим соединением Богом Отцом всего во Христе, как говорит Павел, начнется период «устроения полноты времен» — т.е. тот период, который станет кульминацией и завершением плана Божьего, который постепенно раскрывался на протяжении всех предыдущих веков. Если мы теперь обратимся к 20-й главе Книги Откровения, то увидим, как завершение воскресения оставшихся мертвых будет связано с другими частями плана Божьего при окончании тысячелетнего правления Христа. В Откровении 20:7-10 Иоанн описывает последнюю попытку сатаны противостать авторитету Бога и Христа и возбудить бунт против Них; это произойдет в конце тысячелетнего царства. Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их — как песок морский. И вышли на широту земли и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков. Для описания города Иерусалима и окружающей его территории Иоанн использует фразы «стан святых» и «город возлюбленный». Во время тысячелетнего царства Иерусалим будет земным центром Христова правительства и правления над всеми народами земли. В течение этого периода сатана будет узником бездны, но в конце его он будет освобожден ровно на столько времени, чтобы возбудить это последнее восстание языческих народов, кульминацией которого будет попытка атаковать Иерусалим. Однако Бог вмешается огнем с неба; восстание потерпит полное поражение; а сам сатана будет брошен в озеро вечного огня, где будет мучим вместе со зверем (антихристом) и лжепророком, которые оба попадут туда еще в момент возвращения Христа на землю и начала тысячелетнего царствия. Завершение воскресения После этого в Откровении 20:11-15 Иоанн описывает последнюю стадию воскресения оставшихся мертвых: И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим, и смерть и ад повержены в озеро огненное. Это — смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. Заметим, что в этом повествовании сначала воскресение, затем суд. Этот же принцип на всех стадиях воскресения. Так как люди совершают добрые или злые дела, будучи в теле, то в теле же они и предстанут перед Богом, чтобы услышать Его приговор за все эти дела. Мы уже увидели, что все, кто доверились Христу во спасение, воскреснут до начала тысячелетнего царствия. Сюда войдут как святые Ветхого Завета, которые ожидали Христово искупление через пророчества и прообразы, так и новозаветные святые, которые оглядываются назад на это совершившееся искупление, как исторический факт. Поэтому очевидно, что в конце тысячелетнего правления Христа воскреснут те, кто умер в грехе и неверии. В связи с этим обратим внимание, что Иоанн называет этих воскресших «мертвыми». Он говорит: «...и увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом». Язык этого отрывка отличается от описания воскресших в начале тысячелетия, о которых Иоанн говорит в Откровении 20:4: «Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет». Так говоря о воскресении праведников, Иоанн показывает, что они не просто воскресли, но и ожили — они стали в полном и подлинном смысле живыми. С другой стороны, тех, кого Иоанн увидел воскресшими в конце тысячелетия, все еще мертвы. Хотя они и воскресли в теле из своих гробов, но духовно они мертвы — мертвы по грехам и преступлениям. Они отрезаны от присутствия и общения Божьего, и теперь призваны к Богу в последний раз, чтобы только услышать Его окончательный приговор для себя. После этого им дорога в озеро огненное, это — смерть вторая, место окончательного, вечного изгнания от лица Божьего, место, откуда уже ни убежать, ни вернуться. Однако среди всех них, как указывает Писание, будет, по крайней мере две категории людей, которые воскреснут для жизни, а не для осуждения. Одну такую группу составят люди, подобные царице Южной и ниневитянам, о которых говорит Иисус в Евангелии от Луки 11:31-32: Царица Южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Из обоих примеров ясно, что сей род (те, кто отвергли предлагаемое им милосердие Христово) восстанут (воскреснут) для осуждающего суда. Вместе с ними, однако, воскреснет первая группа людей, которая будет помилована на суде: царица Южная и ниневитяне. В отличии от святых Ветхого Завета, этой группе не было дано откровение искупительной жертвы Мессии — показанной через прообразы и пророчества — чтобы они могли верить спасению. Следовательно, люди из этой группы не войдут в воскресение тех, кто Христовы. Но в меру света, которая была дана им, в конце тысячелетия они будут избавлены от осуждения и воскреснут для жизни. Войдет ли еще кто-то в ту же самую категорию, что и царица Южная и ниневитяне? Если да, то кто? И сколько? Ответить на этот вопрос может только всезнающий Бог. Однако ясно: те, кто услышав Евангелие Христово, отвергли его, сами отказались от милости Божьей. Во вторую категорию людей, которые не понесут осуждения во время последней стадии воскресения, войдут и те праведники, которые умрут во время тысячелетнего правления Христа на земле. Об этом пророчествует Исайя 65:20: Там не будет более малолетнего и старца, который бы не достигал полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем. Из этой картины, которую Исайя дает о жизни во время тысячелетнего царства Христа, ясно, что продолжительность человеческой жизни намного возрастет, но и праведник, и грешник все равно будут подвержены смерти. Из этого мы можем сделать вывод, что праведники, которые умрут во времена тысячелетнего царства, также воскреснут, но они не подвергнутся суду Божьему над неправедными, которые воскреснут в это же самое время. Обратившись теперь к Откровению 20, давайте рассмотрим завершенность и окончательность воскресения, изображенного здесь Иоанном. В 13-м стихе он говорит: Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим... Это уже последнее воскресение, речь идет о каждом. Никто не пропущен. Все сферы сотворенной Богом вселенной призваны Божьим авторитетом отдать своих мертвецов. Иоанн употребляет в связи с этим три слова: море, смерть и ад. Греческому слову «ад» соответствует еврейское «шеол», используемое в Ветхом Завете. «Ад» или «шеол» – это место временного заключения отошедших духов, до окончательного воскресения и суда. После воскресения и суда все нечестивцы попадут в озеро огненное. В Ветхом Завете для обозначения этого огненного озера используются не «шеол», но «геенна». Таким образом, между «шеолом» и «геенной» существует ясное различие. «Шеол» или «ад» является местом временного заключения, где содержатся духи, но не тела умерших. «Геенна» или «озеро огненное» – это место окончательного, нескончаемого наказания, на которое обречена после воскресения вся личность каждого нечестивца — дух, душа и тело, все вместе. Это различие между «шеолом» или «адом» и «озером огненным» подчеркивается в утверждении Иоанна в Откровении 20:14: ...И смерть и ад повержены в озеро огненное. Смерть и ад — личности Что говорит Новый Завет о природе смерти и ада? Свет на это проливает Откровение 6, где содержится знаменитое откровение о четырех всадниках. Вот что говорит Иоанн о четвертом всаднике в Откровении 6:8: И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним... Иоанн воспринимает и смерть, и ад как личности. Только личность может быть всадником и только личность сможет следовать за кем-то. Этот отрывок приоткрывает завесу о природе смерти и ада. В одном смысле смерть — это состояние. Это прекращение жизни, такое явление, когда дух отделяется от тела. Однако смерть также и личность. Смерть — это темный ангел, служитель сатаны, который притязает на отходящий дух каждого нечестивца. То же самое относится и к аду. В одном смысле ад — это место заключения отошедших духов. А в другом смысле ад — это личность. Ад, подобно смерти, является темным ангелом, служителем сатаны, следующим по пятам смерти. Ад прибирает к рукам духи нечестивых, которые востребованы смертью и препровождает их в то место для отошедших духов, от которого он получил свое имя — т.е. в ад. Так и смерть, и ад являются черными ангелами-служителями преисподнего сатанинского царства. Но вот в чем они различаются: смерть заявляет в своем праве на духи всех нечестивых, когда те умирают. А ад принимает их от смерти и препровождает в предназначенное для них место заключения. Поэтому Иоанн и увидел их идущими в этом порядке: сначала смерть, заявляющая о своих правах на духи умерших, затем ад, забирающий их в место их заключения в преисподней. Эта сцена из книги Откровения проливает свет на слова Иисуса в Евангелии от Иоанна 8:51: ...Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек. Иисус вовсе не имеет в виду, что верующий не умрет физической смертью. Он говорит, что верующий не увидит смерти. Он не имеет в виду физическое состояние смерти, которое проявляется в отделении духа от тела. Когда Он говорит о видении смерти, он имеет в виду личность того черного ангела, которого зовут смерть и другого темного ангела, его спутника, которого зовут ад. Иисус имеет в виду, что дух истинного верующего, отходя от тела, никогда не попадет под господство этих двух темных ангелов, смерти и ада. Наоборот, подобно бедняку Лазарю, отходящий дух истинного верующего будет встречен Божьими ангелами — ангелами света — и в их сопровождении отправится в рай. Учитывая это, мы можем понять утверждение Павла в 1-м Коринфянам 15:26: Последний же враг истребится — смерть... А также и заявление Иоанна в Откровении 20:14: И смерть и ад повержены в озеро огненное. В каждом из этих отрывков смерть и ад представлены как личности, как темные ангелы, служители сатаны и враги Бога и человечества. Последней Божьему осуждению подвергнется смерть. Вместе с адом они будут брошены в озеро огненное, где присоединятся к своему хозяину, сатане и всем остальным служителям и последователям сатаны, как ангелам, так и людям. Через этот последний акт суда последний из врагов Божьих будет навсегда отвержен от лица Божьего.
В КАКОМ ТЕЛЕ?
В последних трех главах мы рассматривали одну за другой три основных фазы воскресения, как о них говорит апостол Павел в 1-м Коринфянам 15:23-24: Во-первых, «первенец Христос» — т.е. воскресение Самого Христа, а вместе с Ним и некоторых ветхозаветных святых. Во-вторых, те, которые «Христовы, в пришествие Его» — т.е. все верующие, которые умерли в предыдущие века и которые воскреснут в момент второго пришествия Христа, до установления Его тысячелетнего царства. В-третьих, конец — т.е. последнее воскресение всех оставшихся мертвых в конце тысячелетнего периода. Большая часть этой главы будет посвящена тому, что говорит Писание относительно природы тела воскресшего христианина. Ранее мы уже отметили, что существует непосредственная взаимосвязь между тем телом, которое умирает и погребается, и тем телом, которое воскрешается. Воскресшее тело будет состоять из тех же основных элементов, что и погребенное тело. То есть воскресение, правильно выражаясь, это восстановление того же тела, которое было погребено, а не сотворение совершенно нового тела. Однако, установив этот факт, мы добавим, что в случае с верующим христианином, его тело в процессе воскресения подвергается определенным, весьма существенным переменам. Аналогия с зерном Павел обсуждает это в 1-м Коринфянам 15:35-38: Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет; и когда сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. Здесь Павел проводит аналогию с зерном пшеницы, посаженным в почву, чтобы проиллюстрировать взаимоотношение между телом погребенным и телом воскресения. Из этой аналогии мы извлекаем три факта, применимые к воскресению тела. Во-первых, между семенем, посаженным в почву и растением, которое позднее произрастает из этого семени, существует прямая зависимость. Во-вторых, растение меняется: внешняя форма и вид нового растения отличаются от исходного семени. В-третьих, природа исходного семени определяет природу произрастаемого растения. Из семени может вырасти только соответствующее ему растение. Семя пшеницы даст только пшеницу, семя ячменя — только ячмень. Давайте теперь применим эти три факта, взятые из аналогии с семенем, к природе воскресающего тела. Во-первых, между погребаемым телом и телом воскресаемым существует непосредственная взаимосвязь. Во-вторых, воскрешаемое тело претерпевает в этом процессе определенные и явные изменения. Внешний вид и форма нового, воскресшего тела отличается от исходного, погребенного тела. В-третьих, природа погребенного тела определяет природу воскрешаемого тела. Между состоянием верующего во время его земного бытия и природой его воскресшего тела будет прямая логическая и причинная взаимосвязь. В 1-м Коринфянам 15:39-44 Павел приводит дальнейшие детали о природе тех изменений, которым подвергнется тело верующего в результате воскресения: Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных; иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть и тело духовное. Для того чтобы картина была полной, прибавим заявление, сделанное Павлом далее, в 1-м Коринфянам 15:53: ...Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие. Анализ Павла о природе тех изменений, которые претерпит тело верующего при воскресении, можно выразить в виде ряда утверждений. Во-первых, Павел указывает, что даже среди сотворенных тел, которые знакомы нам в существующем ныне миропорядке, есть различия по природе и строению. Он упоминает следующие основные классы: люди, животные, рыбы и птицы. Это не расходится с выводами современной науки, что между различными этническими группами людей нет заметных различий в химическом составе тела; но это различие существует между кровью человека и других классов животного мира. Во-вторых, Павел указывает, что кроме тех творений, которые знакомы нам здесь на земле, есть другой класс тел, которые он называет небесными. Опять-таки, это согласовывается с последними научными открытиями. Наука помогла человеку попасть в космос; но для того чтобы ему там выжить, человека пришлось поместить в капсулу и окружить земной атмосферой и условиями. Для того чтобы действительно чувствовать себя нормально на любом расстоянии от земной поверхности, человеку нужно совершенно иное тело, чем то, которое у него сейчас. В этом он зависит от Бога; он не может сделать его сам. В-третьих, Павел указывает, что среди различных небесных тел, которые мы можем обозревать — солнца, луны и звезд — есть различия в природе и славе (яркости). Солнце дает свой собственный свет; луна просто отражает солнечный свет. Звезды отличаются друг от друга по яркости. Павел утверждает, что то же самое относится и к телам воскресших мертвых. Они будут отличаться друг от друга по славе. Об этом же пророчествовал Даниил (12:2-3): И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, во веки, навсегда. Здесь Даниил указывает, что среди воскресших святых будет разница в наградах и славе. Те, кто были наиболее верными и усердными в распространении истины Божьей, будут сиять ярче остальных. Эта аналогия со святыми, воскресшими с прославленными телами, подобными звездам, подтверждается также исполнением обетования Божьего Аврааму, записанного в Бытии 15:5: И вывел его вон, и сказал: посмотри на небо, и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Бог включает в число семени Авраамова всех, кто верит в Слово Божье и послушен ему, как и Авраам, кто верой принимает в свое сердце семя Божьего Слова. Фактически, именно это нетленное семя Слова Божьего, принятое верой в сердце каждого верующего, и делает возможным его воскресение среди праведников. В день окончательного исполнения Божьего обетования, при воскресении, все верующие, которые восстанут на основании своей веры в Слово Божье, будут подобны тем звездам, которые Бог показал Аврааму — столь же многочисленны, столь же славны и столь же различны друг от друга по славе. Пять явных перемен Павел завершает свой анализ природы тела воскресшего верующего перечнем ряда конкретных перемен, которые будут иметь место. Во-первых, нынешнее тело тленно, оно подвержено тлению: болезням, увяданию и старости. Новое тело будет нетленным — свободным от всех этих зол. Во-вторых, нынешнее тело смертно — подвержено смерти. Новое тело будет бессмертно — неспособно умереть. В-третьих, нынешнее тело унижено. В Филиппийцам 3:21 оно названо «уничиженным телом». Нынешнее тело человека является результатом его греха и непослушания Богу. Оно является источником постоянного унижения — постоянным напоминаем о грехопадении и вследствие этого о физической хрупкости и ограниченности. Несмотря на то, как велики могут быть достижения человека в сфере искусства или науки, он постоянно смиряется и унижается физическими потребностями и ограничениями своего тела. Однако новое, воскресшее тело будет телом красоты и славы, свободным от всех нынешних ограничений. В-четвертых, нынешнее тело передается могиле в немощи. Акт похорон является окончательным признанием того, что человек — должник смерти; это является наивысшим исповеданием человеческой немощи. Но новое тело восстанет из могилы силой всемогущего Бога, а воскресение будет свидетельством Божьего всемогущества, поглощающего силу смерти и могилы. В-пятых, нынешнее тело является «душевным» телом. Согласно изначальному Божьему плану при сотворении, человек был создан триединым существом, состоящим из духа, души и тела. Из этих трех элементов, дух человека был способен непосредственно общаться с Богом и должен был контролировать низшие элементы своей природы — душу и тело. Однако в результате грехопадения, эти низшие элементы его природы — душа и тело — взяли контроль в свои руки. Это произвело далеко идущие изменения как во внутреннем мире человека, так и в его физическом теле. Его тело стало «душевным», управляемым душой. С тех пор его органы и чувства стали выражать и удовлетворять низшие желания его души, но уже не могли полностью выражать возвышенные стремления его духа. В некотором смысле, это «душевное» тело является тюрьмой — местом заключения и ограничения человеческого духа. Однако новое, воскресшее тело будет «духовным», управляемым духом. Оно будет совершенно приспособлено для выражения и исполнения высоких устремлений человеческого духа. Облеченный в это новое тело, дух снова сможет изменить всю личность воскресшего верующего, которая вся будет гармонична и совершенна под водительством духа. Наконец, в 1-м Коринфянам 15:47-49 Павел суммирует различия между прежним и новым телом, указывая на разницу тел Адама и Христа. Он говорит, что воскресшее тело верующего будет подобно телу Самого Господа. Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные; и как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Иначе говоря, нынешнее тело человека похоже по своей земной природе на тело первого сотворенного человека, Адама, от которого произошли все остальные люди. Но воскресшее тело верующего будет похоже на тело Христа, Который стал родоначальником новой расы; в которую, через веру в Него входят все искупленные от греха и его последствий. В Послании к Филиппийцам 3:20-21 Павел приводит подобную картину воскресшего тела верующего: Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все. Апостол Иоанн рисует подобную картину преобразования верующего в момент возвращения Христа в 1-м Иоанна 3:2: Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. 1-е Коринфянам 15:51-52 указывает, что даже те христиане, которые будут живы в момент Христова возвращения и которым не надо будет воскресать, все равно подвергнутся подобной моментальной и чудесной перемене в своих телах: Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся... Все истинные верующие, то ли воскресшие, то ли восхищенные живыми, претерпят одинаковые моментальные и чудесные изменения в своих телах. Относительно природы тела Самого Христа после Его воскресения, мы находим интересные свидетельства в Евангелиях. Создается впечатление, что Он больше не был подвержен тем ограничениям времени и пространства, которыми мы скованы в нашем нынешнем теле. Он мог появляться или исчезать по Своему желанию; Он мог проходить через закрытые двери; Он мог появляться в разном обличье в разных местах. Он также мог восходить на небо и спускаться на землю. В этом и других отношениях, которые, возможно, еще не открыты, тело искупленного верующего, после воскресения или восхищения, будет подобно телу Господа. До сих пор мы говорили о воскресшем теле искупленного верующего. А как насчет неправедных? тех, кто не искуплены? тех, кто умирает во грехах? Писания ясно говорят, что и они, в своем порядке, воскреснут для суда и для наказания. В какие же тела они будут облечены в момент своего воскресения? В Библии нет ясного ответа на этот вопрос, ни даже намека. Поэтому будем довольны тем, что нам не дано знать это. Уникальная важность воскресения Завершая эту последнюю главу о воскресении мертвых, неплохо было бы кратко рассмотреть, почему это учение так важно. А важно оно по трем существенным причинам. Первая причина состоит в том, что воскресение является подтверждением Самого Бога, что Иисус — Сын Божий. Об этом говорит Павел в Послании к Римлянам 1:4, где он заявляет, что Иисус Христос ...открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, чрез воскресение из мертвых... Ранее Христос предстал пред двумя людскими судами — во-первых, Синедрионом (религиозным судом иудеев), а затем перед мирским судилищем римского губернатора Понтия Пилата. Оба эти суда отвергли притязания Иисуса быть Сыном Божьим и осудили Его на смерть. Далее, оба эти суда объединили свои усилия, чтобы предотвратить всякую возможность вскрытия гроба Иисусова. Для этого Синедрион поставил особую печать, а римский губернатор — вооруженную охрану. Однако на третий день вмешался Сам Бог. Печать была сломана, вооруженная охрана парализована, а Иисус вышел из гроба. Этим Бог отменил решение Синедриона и римского губернатора и публично подтвердил, что Христос таки является безгрешным Сыном Божьим. Важность воскресения также заключается в том, что оно является подтверждением Божьего предложения прощения и спасения всякому покаявшемуся грешнику, который уверует во Христа и доверится Ему во спасение. В Послании к Римлянам 4:25 Павел говорит, что Христос был ...предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего. Это показывает, что оправдание грешника зависит от воскресения Христа из мертвых. Если бы Христос остался во гробе, Божье обещание спасения и вечной жизни для грешника никогда бы не осуществилось. Только воскресший Христос, принятый и исповеданный верой, дает грешнику прощение, мир, жизнь вечную и победу над грехом. Павел говорит об этом же в Послании к Римлянам 10:9: Ибо, если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься... Спасение состоит из двух моментов: во-первых, открытого исповедания Иисуса Господом*; во-вторых, сердечной веры, что Бог воскресил Его из мертвых**. Так, спасающая вера включает в себя веру в воскресение. Те, кто не веруют в воскресение Христа, не спасены. Логика рассуждений приводит именно к этому выводу. Если Христос не воскрес из мертвых, то тогда у Него нет силы, чтобы прощать и спасать грешника. Но если Он воскрес, как утверждает Писание, то это является логическим доказательством Его силы прощать и спасать. Об этом следствии Христова воскресения ясно говорится в Послании к Евреям 7:25: ...Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. В 1-м Коринфянам 15:14 Павел подчеркивает абсолютную необходимость Христова воскресения как основания предложенного Богом спасения: ...А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. И снова, в 17-м стихе: ...А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших... Состояние современного христианства обильно подтверждает эти простые библейские истины. Те богословы, которые отбрасывают реальное, физическое воскресение Христа, могут сколько угодно морализировать и теоретизировать, но им недоступно ощущение внутри своего сердца мира и радости прощения грехов. Наконец, третьей причиной важности воскресения является то, что оно является кульминацией всех наших христианских ожиданий и главной целью нашей жизни в вере здесь, на земле. В Послании к Филиппийцам 3:10-12 Павел провозглашает свое собственное отношение к воскресению как верховной цели и конечному итогу всех своих земных деяний. Говоря о том, что побуждает его жить христианской жизнью, он говорит: ...Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых. Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус. Обратите особое внимание на две фразы: «чтобы познать... силу воскресения Его» и «чтобы достигнуть воскресения мертвых». Павел всячески стремился к тому, чтобы ничто в этом мире не отвлекло его от конечной цели всех его верований и трудов — воскресения мертвых. В этом смысле, отношение каждого верующего должно быть точно таким же, как у Павла. Если не будет воскресения, то христианская вера и христианская жизнь являются патетическим обольщением. Павел так и говорит в 1-м Коринфянам 15:19: И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. С другой стороны, если мы действительно верим в воскресение — цель и смысл нашей жизни будут такими же, как и у Павла: достичь этого воскресения. Книга 7 СУД ВЕЧНЫЙ
вечен всякий суд правды Твоей. Псалом 118:160
!
СУДИЯ ВСЕХ БОГ
Итак, мы рассматриваем шесть основополагающих истин, перечисленных в Послании к Евреям 6:1-2, которые называются основанием учения Христова. Вот эти шесть истин: 1. Обращение от мертвых дел; 2. Вера в Бога; 3. Учение о крещениях; 4. Возложение рук; 5. Воскресение мертвых; 6. Суд вечный. Теперь мы займемся шестой и последней темой — темой вечного суда. В этой главе мы обратим внимание на два аспекта суда Божьего: во-первых, на общее откровение Писания о Боге как Судии всех; во-вторых, на главные принципы осуществления Божьего суда. Суд, смягченный милосердием Начиная учение Библии о Боге как Судии, обратимся к Послании к Евреям 12:22-24: Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева. В этих трех стихах изображается Бог в Его небесных обителях, а также святые и искупленные, живущие там вместе с Ним. Число три является ключом к правильному анализу этого отрывка. Прежде всего, эти стихи естественно распадаются на три главные части: во-первых, описание места обитания Бога; во-вторых, перечисление тех, кто живет там с Ним; в-третьих, представление Самого Бога. Затем, каждая из этих трех частей естественно распадается еще на три подраздела. Описание обителей Божьих трехсторонне: во-первых, гора Сион; во-вторых, град Бога живого; в-третьих, небесный Иерусалим. Перечисление тех, кто там живет, также трехсторонне: во-первых, тьмы Ангелов; во-вторых, торжествующий собор и Церковь первенцев, написанных на небесах; в-третьих, духи праведников, достигших совершенства. Мы можем предложить следующее краткое объяснение по поводу этих трех групп обитателей неба. Под ангелами имеются в виду те ангелы, которые сохранили свое достоинство, не присоединившись ни к первому бунту сатаны, ни ко всеобщей развращенности как людей, так и ангелов в допотопный период. Под церковью первенцев имеются в виду первые святые Нового Завета, имена которых, благодаря возрождению, зарегистрированы на небе. Они, таким образом, стали начатком нового народа во Христе. Под духами праведников, достигших совершенства, подразумеваются святые предыдущих веков, которые, благодаря хождению в вере всю свою жизнь, постепенно достигли совершенства. Наконец, Сам Бог представлен трехсторонне: во-первых, Бог Судья всех; затем Иисус Ходатай Нового Завета; в-третьих, Кровь кропления (т.е. пролитая Кровь Иисуса), говорящая лучше, нежели Авелева. Давайте посмотрим, глазами веры и в свете Писания, на этот представленный нам небесный образ. Посреди и в центре всего мы видим одну внушительную, величественную и вселяющую благоговейный страх фигуру — Бога Судью всех. Здесь дается откровение о Боге как суверенном и вечном Судье, Судье всех — Судье неба и Судье земли, Судье ангелов и Судье людей. Однако, если бы Бог был только Судьей, то для грешного человека не было бы там места — ни для духов святых Ветхого Завета, ни для возрожденных верующих Нового. Поэтому нам дается откровение Слова Божьего, полное милосердия, о Боге не только как о Судье, но и об Иисусе как Ходатае. Иисус — наш Ходатай, и только Он один может встать между праведным и святым Богом и грешными людьми, примирив их обоих. Картина завершается откровением о Крови Иисуса, которая является и средством, и ценой примирения. В этой картине Кровь Иисуса отличается от крови Авеля по трем причинам. Во-первых, кровь Авеля была пролита против его собственной воли и желания; в то время как Иисус Сам согласился пролить Свою Кровь в качестве цены искупления человечества. Во-вторых, кровь Авеля окропила землю, Кровь же Иисуса окропила небесный престол. В-третьих, кровь Авеля вопила об отмщении; в то время как Кровь Иисуса взывает о милосердии и прощении для грешника. Таким образом, мы видим, что это откровение о Боге как Судье всех смягчается откровением Божьей милости и благодати, проявляющихся в посредническом служении Христа и Его пролитой Крови. Это откровение о Боге как о Боге суда, милосердном и благом, не расходится с общим откровением Писания на эту тему. Во всей Библии говорится, что, согласно суверенному и вечному праву, судейство принадлежит Самому Богу. Эта тема проходит через весь Ветхий Завет. Например, в Бытии 18:25 Авраам так обращается к Господу: ...Судия всей земли поступит ли неправосудно? Снова, в книге Судей 11:27 мы читаем: ...Господь Судия да будет ныне судьею... В Псалме 57:12: ...итак есть Бог, судящий на земле! Далее, в Псалме 93:2 псалмопевец говорит Богу: Восстань, Судия земли... А у Исайи 33:22 говорится: Ибо Господь — судия наш... Однако наиболее истинное и совершенное проявление вечной Божьей природы не в суде, а в благодати, не в гневе, а в милосердии. Описание Божьего гнева и грядущего суда, данное у Исайи 28:21, иллюстрирует эту истину: Ибо восстанет Господь, как на горе Перациме; разгневается, как на долине Гаваонской, чтобы сделать дело Свое, необычайное дело, и совершить действие Свое, чудное Свое действие. На древнееврейском те слова, которые переведены на русский язык как «необычайное» и «чудное», означает «странное». Так, перед нами предстает картина гнева и суда Божьего над Его противниками. Однако это действие является странным, необычайным для Него. Проявление гнева и суда чуждо самой природе Бога. Он не желает осуществлять это по Своей природе. Скорее, это Его неизбежная реакция на неблагодарное и несвятое поведение человека. Именно извращенный и испорченный характер и поведение человека, творения, провоцируют это нежелаемое проявление гнева и суда Божьего, исходящее от Творца. Переходя от Ветхого Завета к Новому, мы находим к более полное откровение мотивов и методов суда Божьего. Еще больше подчеркивается тот факт, что гнев и суд чужды вечной природе и целям Божьим. В Евангелии от Иоанна 3:17 Христос говорит: Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. И снова, во 2-м Петра 3:9: Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Эти отрывки из Писания, как и многие другие, подобные им, показывают, что Бог торжествует, творя милость и спасение, Он не желает творить гнев и суд. Однако откровение Нового Завета ведет нас еще дальше в этом аспекте истины. Нежелание Божье осуществлять суд находит свое выражение в том, как этот суд будет в конце концов осуществлен. Отец — Сын — Слово Прежде всего и по суверенному вечному праву, как мы уже заметили, суд принадлежит Богу Отцу. В 1-м Петра 1:17 апостол говорит: ...(Отец), Который нелицеприятно судит каждого по делам... Суд всех людей является функцией Бога. Однако в Евангелии от Иоанна 5:22-23, Христос раскрывает, что Отец, по Своей суверенной мудрости, решил передать весь суд Сыну: Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. И снова, в 26-м и 27-м стихах Христос говорит: Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе; и дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Здесь ясно говорится, что Отец передал судейство Сыну. Для этого приводятся две причины. Во-первых, судье причитается особый почет; и в этом все люди обязаны так же почитать Сына, как бы они почитали Отца. Во-вторых, потому что Христос одновременно и Сын Человеческий и Сын Божий. То есть Его естество как человеческое, так и божественное, и поэтому производя суд, Он способен нисходить, на основании Своего собственного опыта, до всех немощей и искушений человеческой плоти. Однако Сын точно так же благ и милостив, как и Отец. По этой причине, в свою очередь, окончательный суд передан Слову Божьему. В Евангелии от Иоанна 12:47-48 Иисус говорит: И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его: ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день... Окончательный суд будет производиться в соответствии со Словом Божьим. Именно Слово Божье является тем беспристрастным и неизменным стандартом, по которому ответят все люди в день суда. Такое же откровение о Слове Божьем содержится в Ветхом Завете. Ибо Давид говорит Богу в Псалме 118:160: Основание слова Твоего истинно, и вечен всякий суд правды Твоей. То есть все стандарты и принципы Божьего суда вовеки неизменны. Четыре принципа суда Словом Каковы же тогда принципы Божьего суда, по Слову Божьему? В Послании к Римлянам 2:1-12 Павел раскрывает четыре важных принципа, которые можно кратко изложить следующим образом: Во-первых, в Послании к Римлянам 2:1-2 Павел провозглашает, что суд Божий — по истине: Итак неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же (судом), каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что по истине есть суд Божий на делающих такие дела. Здесь Павел прежде всего говорит о религиозных людях, которые судят прочих людей одним стандартом, а себя — другим. Павел говорит, что Божий суд — не таков. Суд Божий — по истине. Если мы признаем истину Божьего суда по отношению к другим людям, то мы должны применять точно такие же принципы по отношению к себе самим и своей жизни. Божьи стандарты неизменны. Они всегда — истина, то есть открытая истина Слова Божьего. Сам Иисус говорит Отцу в Евангелии от Иоанна 17:17: «. ..слово Твое есть истина». Этот открытый стандарт Божьей истины одинаково применим как к тому, кто судит, так и к тому, кто судим. Во-вторых, Божий суд по делам. В Послании к Римлянам 2:6 Павел говорит, что Бог ...воздаст каждому по делам его... Об этом принципе Божьего суда многократно говорится в Писании, например, в 1-м Петра 1:17: ...(Отец) судит каждого по делам... Снова, в описании последнего суда в Откровении 20:12 мы читаем, что: ...и книги раскрыты были... и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Очень интересно и значимо употребление слова «книги» в связи с этим. В современном русском языке под «книгой» обычно понимается некоторое количество страниц, скрепленных с одной стороны. Однако во времена Нового Завета книгой назывался длинный лист пергамента, кожи или иного материала, который содержался в свернутом виде и который разворачивался для прочтения. Подобный свиток, запечатанный семью печатями, играет очень важную роль в повествовании Книги Откровения. Среди разнообразных методов, разработанных современной технологией для записи и передачи информации, есть один, который гораздо больше напоминает древний свиток, чем современную книгу — это электромагнитная лента. Она свернута точно так же, как и древний свиток, но для того, чтобы записанная на ней информация могла быть прочитана, она должна быть развернута. Держа в уме этот образ, мы можем понять, как на небе осуществляется индивидуальный учет всей жизни каждого человека. Как слова человека могут быть записаны и сохранены на земле посредством электромагнитной ленты, точно так же в особой книге или свитке на небе Бог сохраняет полный и безупречный учет всей жизни всякого человека. В день оный все будут судимы согласно записи своих дел в этом небесном свитке. Однако мы не должны ограничивать слово «дела» только внешними поступками, которые могут видеть другие люди. Из Библии ясно, что Бог, судя человека, учитывает не только внешние поступки, но и сокровенные и тайные мысли, побуждения и сердечные мотивы. В Послании к Римлянам 2:16 Павел говорит: ...В день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков чрез Иисуса Христа. Павел говорит об этом же в 1-м Коринфянам 4:5: Посему не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога. Эта же самая истина содержится в том откровении, что суд будет производится Словом Божьим, ибо в Послании к Евреям 4:12-13 мы читаем: Ибо слово Божие живо... проникает до разделения души и духа... и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчет. Таким образом, мы видим, что Бог регистрирует не только внешние, заметные поступки людей, но также их мысли и намерения, глубочайшие мотивы и импульсы их ума и сердца. Именно в этом всеобъемлющем смысле Божий суд над людьми будет по их делам. Третий принцип суда Божьего указан в Послании к Римлянам 2:11: Ибо нет лицеприятия у Бога. Итак, внешние характеристики людей не являются решающим фактором для суда Божьего, ибо они вовсе не обязательно правильно отображают истинный характер и поведение человека. Люди так часто формируют свое мнение по внешним признакам: национальность, религиозное исповедание, положение в обществе, внешний вид, богатство, образование и тому подобное. Однако эти характеристики не существенны для Бога в Его суде. Этот принцип выражен в 1-й книге Царств 16:7: ...Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце. Бог не только нелицеприятен Сам, но и строго обязывает тех, кто судит дела человеческие, не поддаваться этому чувству. Вряд ли есть какой-либо другой принцип Писания, который повторяется чаще, чем этот. Об этом говорится девять раз в Ветхом Завете и семь раз в Новом Завете — в целом шестнадцать раз. Четвертый принцип суда Божьего таков: согласно свету (откровению). Это подразумевается в Послании к Римлянам 2:12: Те, которые не имея закона согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся... Вообще говоря, это означает, что каждый человек будет судим по количеству Божьего света и откровения о Боге, которое было ему доступно. Те, кто имели полное знание стандартов Божьих через откровение закона Моисеева, будут судимы по этому закону. Но не имевшие более полного откровения закона Моисеева, не будут судимы по этому закону, но только в соответствии с тем общим откровением Божьим, которое было дано всему человечеству в целом через творение. Павел и говорит об этом общем откровении Божьем через творение в Послании к Римлянам 1:20: ...Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так-что они безответны. Павел утверждает, что общее откровение о Божьей природе — Его вечной силе и Божестве — дано через творение, всем людям, повсюду, независимо от национальной принадлежности и религии. Все, кто способен здраво мыслить, могут увидеть за творением Творца. Таким образом, доступный свет является тем основным стандартом, по которому будет производиться суд всего человечества. Однако, те, кто получают большее и более конкретное откровение через Слово Божье, будут судимы по более высоким стандартам данного им знания. Итак, суд будет согласно свету — согласно меры Божьего знания, данного каждому человеку. Этот же самый принцип суда согласно свету содержится в словах Иисуса, обращенных к Его современникам в Евангелии от Матфея 11:20-24: Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись. Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись; но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада неизвергнешься; ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе. Здесь Иисус говорит, что грешные города древних времен — Тир, Сидон и Содом — будут судимы по той мере света и знания, которое было им доступно. С другой стороны, города Его собственного времени — Хоразин, Вифсаида и Капернаум — будут судимы гораздо строже, так как им было явлено больше по причине личного присутствия и служения Христа. Поэтому суд над этими городами будет гораздо строже, чем суд над теми. Давайте посмотрим, как этот принцип срабатывает в наши дни. Мы, живущие сегодня, будем судимы согласно той меры света и знания, которые доступны нашему поколению. Для тех из нас, кто живет в странах с длинной христианской историей, таких как США или Великобритания, очевидно доступно больше света и знания, чем какому-либо иному поколению в человеческой истории. По этой причине мы будем судимы по самым высоким стандартам. К нам относятся слова Иисуса в Евангелии от Луки 12:48: ...от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут. * * * Итак, вот четыре принципа суда по Слову Божьему: 1. согласно истине; 2. согласно делам; 3. нелицеприятно; Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.081 сек.) |