АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Место, которое отводят культуре и религии в обзоре отечественных источников

Читайте также:
  1. Combat является превосходной комбинацией из лучших источников белка.
  2. V. Запрет имама Абу Ханифы заниматься каламом и предаваться спорам о религии
  3. V. Запрет имама Ахмада заниматься каламом и предаваться спорам о религии
  4. V. Запрет имама Малика заниматься каламом и предаваться спорам о религии
  5. XV. Место, где помогают людям
  6. XV. МЕСТО, ГДЕ ПОМОГАЮТ ЛЮДЯМ
  7. Анализ источников средств предприятия
  8. Анализ литературных источников по проблеме заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей младшего школьного возраста.
  9. Анализ состава, структуры и динамики источников формирования имущества. Оценка рыночной устойчивости предприятия.
  10. Благословение, которое не было доставлено
  11. В вопросах, относящихся к основам религии, едино,
  12. В зависимости от расстояния, на которое курсируют пассажирские поезда, они делятся на пригородные и дальние.

Выходные данные: Марков, Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. Научное издание, Издательство “АЛЕТЕЙЯ” Санкт-Петербург 1999[6].

Аннотация: Ответом на вопрос о том, “что такое человек?” являются не только возвышенные философские рассуждения, но и другие культурные достижения. В предлагаемой вниманию читателей книге на богатом историческом материале раскрывается широкая панорама разнообразных мест формирования человеческого в культуре. Особое внимание уделяется эволюции повседневной жизни людей, проживающих в пространстве города. Городская среда, включающая архитектуру и интерьеры зданий, дисциплинарные и моральные учреждения, коммуникативные системы и прочие все более усложняющиеся сети взаимозависимостей, представляет собой не только физическое, но и символическое пространство, формирующее соответствующий “габитус” человека. Проведенное исследование позволяет сделать важный в теоретическом и в практическом отношении вывод: цивилизация делает рывок вперед там и тогда, где и когда удается совместить земное и небесное, духовное и телесное, моральное и экономическое в форме устройства такого порядка, где бы ценности храма и рынка переплетались, а не исключали друг друга. Изучению формирования сетей такого цивилизационного порядка и посвящается данная книга. В условиях инфляции философского дискурса она поможет обрести широкому кругу читателей уверенность в том, что только хорошо продуманные и ответственные решения могут направлять волю людей к свободе.
Для самого широкого круга читателей.
ISBN 5-89329-141-7
Ключевые слова: культура, государство, тело, свобода, храм.

Город — огороженное пространство, территория, отделенная от дикой природы стенами, обеспечивающая безопасность от хищников и врагов. Город — начало цивилизации. Пространство города, с одной стороны, является физическим и включает здания, улицы, площади, а с другой — символическим, т. е. таким, разметка которого осуществляется в сознании и видима лишь тому, кто воспринимает скрытую и зашифрованную моральную, сакральную, политическую и т. п. топографию. Город не сводится к архитектуре и не прочитывается до конца как система знаков или овеществленная форма духа. Он представляет собой территорию, пространство, которое организует, упорядочивает и в каком-то смысле формирует индивидуальное и общественное тело. Поэтому зарождение и история города неотделимы от истории тела. Ведь тело — это не организм, а такое же порождение цивилизации, как и все то, что создано человеком [6]. Оно является символической системой и при этом совершенной и экономичной машиной, в которой используются преобразованные природные или искусственно выращенные и протезированные обществом органы. Поверхность тела испещрена культурными знаками, а его внутренние управляющие структуры — душа и разум используются как носители и исполнители общественных означающих. При этом жилище, предприятие, школа, рынок и церковь представляют собой дисциплинарные пространства производства «человеческого». Город как культурный феномен, хотя в это трудно поверить по причине экологической загрязненности и нравственной распущенности, сопровождающих урбанизацию, представляет собой довольно тонкое и сложное устройство, с одной стороны, удовлетворяющее телесные потребности, а с другой стороны, упорядочивающее и организующее их. Это устройство не сводится ни к разуму, ни к воле и само в значительной мере определяет их архитектонику. Однако неверно было бы повторять ошибку социологического фундаментализма, редуцирующего человеческое и разумное к общественным системам или экономическим отношениям. На самом деле все это вполне самостоятельниые компоненты, и задача заключается в выяснении их взаимосвязи и взаимодействия.

 

Выходные данные: Волков, Ю.Г. Социология молодежи: учеб. пособие / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков. - Ростов н/Д., 2001 [7].

Аннотация: В пособии рассматриваются актуальные социальные проблемы молодого поколения, его социально-психологические особенности, вопросы современного воспитания и социализации.
Пособие построено на основе обширного материала социологических исследований, использован значительный объем современной литературы по предмету.
Для студентов гуманитарных вузов, преподавателей, а также всех, для кого представляют интерес вопросы социологии молодежи и социология в целом.

Ключевые слова: молодежь, религия, поколения, вера, социология.

 

Учебное пособие `Социология молодежи` включает в себя основные теоретические положения этой сравнительно молодой науки. В нем рассматриваются актуальные социальные проблемы молодого поколения, его социально-психологические особенности, вопросы современного воспитания и социализации. Авторский коллектив, в состав которого входят как теоретики, так и практики, ставит своей задачей комплексное рассмотрение социологии молодежи, ее истории, методологии, практических и теоретических результатов[7]. Учебное пособие построено на основе обширного материала эмпирических социологических исследований, в нем использован значительный объем современной научной литературы по предмету. Предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей социологических факультетов и отделений, а также для всех интересующихся социологией.

Выходные данные: Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. – М.: «Логос», 1996. – 280 с.. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2000. - 431 с. - Библиогр.: с. 422-428. Имен. указ.: с. 429-431[8].

Аннотация: "Социология культуры", а "Социология культуры: путь в новое тысячелетие". Этим я хочу выразить две важные вещи. Первое. В книге сделан упор на описание некоторых существенных социокультурных процессов, характерных не только для России, но и для всего мира. Хотя они анализируются в книге в основном на российских реалиях, закономерности, которые я пытаюсь сформулировать, носят, на мой взгляд, универсальный характер. Это как раз и означает, что книга представляет собой попытку анализа нашего совместного пути в новое тысячелетие средствами социологии культуры.
Второе. Социология культуры (да и другие науки о культуре) все более выходит на передний край социально гуманитарной мысли, становясь одной из тех дисциплин, которые могут наиболее полно и адекватно выразить происходящие изменения. Другими словами, социология культуры постепенно превращается в ведущую социологическую дисциплину нового тысячелетия. В этом смысле социология культуры и есть путь в новое тысячелетие. Не для всего человечества, разумеется, но для социологии и социологов во всяком случае. Это также подразумевается в подзаголовке книги.

Ключевые слова: религия, культура, социокультурные процессы.

 

В предисловии к первому изданию "Социологии культуры" сказано, что развитие в современном мире идет в сторону размывания и уменьшения значимости крупномасштабных структурных образований, которыми традиционно занималась и продолжает заниматься социология. Параллельно и одновременно возрастает роль культуры в регуляции поведения и создании новых структур иного плана, происхождения и иной степени жесткости и объективности. Это теоретические суждения. Но помимо этого есть еще и окружающая повседневная реальность, присмотревшись к которой, видишь, насколько "окультурилась", наполнилась культурными содержаниями жизнь. У человека как бы исчезает наивная вера в объективность и предопределенность общественных процессов. И вместе с нею "рассасываются" и самые разные структуры и системы, в которые люди "вставлены" чуть ли не от рождения неумолимой рукой судьбы. Исчезают объективно значимые системы стратификации, пропадают принудительно обязательные образы жизни, место традиций занимают стили, жизненные формы свободно выбираются, в объяснении, а значит, и в поведении, господствует постмодернистский произвол [8]. Социальные изменения получают в основном культурную мотивацию. Все эти явления как раз и свидетельствуют о том, что культура прогрессирующим образом перенимает функции мотора, движителя общественного изменения и развития.
Меняется роль культуры в обществе, и при этом меняется само понимание культуры. Она уже не столько пассивное отражение, пассивный слепок с реальных процессов поведения, сколько их активная "форма". "Кодируя", "драматизируя" свое поведение, соотнося его с мифом и архетипом, индивиды сознательно используют культуру для организации и нормализации собственной деятельности. Именно эти с каждым годом становящиеся все более самоочевидными факты дают основание считать, что науки о культуре неизбежно выдут на первый план в изучении социокультурного развития. Но я не хочу здесь говорить об этом и отсылаю читателя к четвертой и пятой главам книги, в которых как раз ставятся и рассматриваются эти вопросы.
Строение книги соответствует задачам как исследовательского, так и учебного характера. Первая глава ("Культура в социологической традиции") носит преимущественно исторический характер, хотя в ней решаются и теоретические задачи: вводятся идеи и понятия, демонстрируются проблемы, которые решает дисциплина, показан процесс выработки социологического понятия культуры. Три последующие главы ("Логика и история повседневности", "Ритуал - символ - миф" и "Традиция - канон - стиль") представляют как бы три альтернативные методологии подхода к решению одной и той же проблемы - проблемы исторического изменения культуры и взаимоотношений культуры и общества в ходе исторического развития. Практически речь идет о трех наиболее, с моей точки зрения, важных и перспективных теоретико-методологических подходах в социологии культуры. Две следующие главы ("Инсценировки в культуре" и "Культура и социальная структура") посвящены анализу, так сказать, социокультурного творчества, то есть созданию новых структур и групп из "мягкого" материала культуры. И, наконец, заключительные главы ("Традиции и консерватизм", "Геополитика и глобализм" и "Повседневность постмодерна") суть попытки использовать выработанные в предыдущих главах подходы и методологии для анализа острых актуальных проблем современного развития, привлекающих ныне всеобщее внимание.
В каждой главе, при рассмотрении любой проблемы я старался в максимально возможной степени учитывать историю вопроса и современные подходы. Поэтому книгу можно рассматривать как учебное пособие применительно к целому ряду дисциплин и курсов: культурологии, истории и теории культуры, социальной и культурной антропологии и этнологии, искусствознанию, литературоведению, политологии, социальной и политической психологии и, разумеется социологии во многих ее субдисциплинах. Но главное, что могут извлечь студенты из этого пособия, - не набор сведений об истории и современном состоянии науки, а своеобразная методология подхода к культурным изменениям - концепция культурного инсценирования, представленная наиболее выпукло в пятой главе книги. Также заслуживает внимания и преподавателей и студентов концепция повседневности как особой сферы опыта и ее исторического развития, изложенная во второй и девятой главах. На оригинальность именно этих концепций обратили внимание читатели предыдущих изданий "Социологии культуры". Подготовке настоящего издания предшествовал выход в свет его прототипа в США.. Книга была опубликована издательством Edwin Mellen Press под названием "Российские метаморфозы: культурная трансформация и социальные изменения" весной прошлого года. Я хочу выразить свою благодарность Институту "Открытое общество", финансировавшему подготовку первого издания "Социологии культуры", а также издательству "Логос" и его директору Н.Н. Пахомову, заботам которого книга во многом обязана тем, что не захирела, а продолжает жить, выходя вот уже третьим изданием за прошедшее четырехлетие. Особая благодарность тем читателям и коллегам, которые высказали теплые слова в ее адрес.

Если перефразировать известную марксистскую формулу, применявшуюся к странам типа Монголии, которые якобы переходили 'из феодализма в социализм, минуя капитализм', можно сказать, что в результате громадных трансформаций последнего десятилетия Россия как бы переходит 'из домодерна в постмодерн', минуя стадию европейского модерна. В общем и целом такой вывод, следующий из книги Леонида Ионина, согласуется с моим персональным, насчитывающим несколько десятилетий опытом знакомства с Россией и русской жизнью.

 

Выходные данные: Волкова Т.И. Философские основания глобальных проблем современного общества. Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЧелГМА, 2008. – 44 с [9].

Аннотация: Глобальные проблемы современности представляют собой единую, динамичную, постоянно изменяющую свое состояние во времени систему, которая является открытой, незамкнутой, так как в нее могут входить вновь возникающие проблемы общечеловеческой значимости, а прежние – по мере их решения исчезать. Обращая внимание на это обстоятельство, основатель и первый президент Римского клуба А. Печчеи писал, что многие проблемы, вставшие перед человечеством, “сцепились другом с другом подобно щупальцам гигантского спрута, опутали всю планету число нерешенных проблем растет, они становятся все сложнее, сплетение их все запутаннее, а их “щупальца” с возрастающей силой сжимают в своих тисках планету”. Но как бы ни был запутан клубок глобальных противоречий, его необходимо распутать с помощью науки и, прежде всего, философии, т.е. теоретически осмыслить, чтобы отличать причины от следствий, существенное от несущественного, возможное от действительного, единичное от общего.

Ключевые слова: глобализация, современность, общество.

Успешное решение глобальных проблем возможно лишь при условии, если человечество будет делать акцент на общечеловеческие ценности на основе конструктивного и взаимоприемлемого сотрудничества всех стран и народов, невзирая на различия социальных систем, политических, идеологических и других убеждений. Человек должен познать самого себя – свои цели, свою систему ценностей – также глубоко, как он познает мир, который хочет изменить. Сущность вопроса не только в том, выживет ли человек как вид, а еще в большей степени в том, выживет ли он без того, чтобы впасть в состояние ничтожного существования.

Несколько раньше теоретически, теперь и практически “человек впервые реально понял, что он житель планеты и может – должен – мыслить и действовать в новом аспекте, не только аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетарном аспекте, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно связан и уйти из которой он не может” [9]. Этот обобщенный планетарный взгляд на человека и его место в мире стал важным шагом на пути осознания людьми своего единства и новой ситуации, в которой они оказались, так как открывает новые возможности для преодоления возникших перед человечеством трудностей.

Немецкий философ-экзистенциалист К. Ясперс был убежден, что человечество обречено на общность судьбы и единую веру. В противном случае история человечества может закончиться катастрофой. Поэтому установление взаимопонимания, открытость различных типов общества, религий и культур является жизненно необходимым для человечества. Отсюда вытекает особая роль философии, которая, по его мнению, с помощью философской веры, открывающей смысл и предназначение истории, призвана объединить человечество на общих духовных основаниях.

 

Выходные данные: Уледов А.К. Духовная жизнь общества / А.К. Уледов. - М., 1980. - 271 с [10].

Аннотация: В книге исследуются особенности духовной жизни как реального процесса деятельности людей; духовная жизнь рассматривается в качестве общей системы, важнейшими компонентами которой выступали духовное производство, духовные потребности и потребление, духовные отношения и общение; подчеркивается важность управления духовными процессами, раскрывается диалектика духовного производства и потребления при социализме, критикуются буржуазные концепции "деидеологизации", "реидеологизации", духовного "потребительства".

Ключевые категории: духовная жизнь, духовная сфера, духовные потребности, духовное потребление, духовные отношения, духовными процессы.

 

В 1980 г. появилась фундаментальная монография А. К. Уледова "Духовная жизнь общества", которая привела солидную теоретическую и методологическую базу под социологию духовной жизни. Философ рассмотрел категорию духовной жизни в гносеологическом, социологическом и гносео-социологическом плане. Работа У. К. Уледова до сих пор остается наиболее глубоким философским исследованием данной сферы.

А. К. Уледов характеризует духовную жизнь по нескольким основаниям: как вид общественной деятельности; как совокупность духовных потребностей; как особый род потребления (духовное потребление); как тип общественных отношений (духовные отношения), что позволяет ему отнести к духовной жизни все отношения, связанные с научной, художественной, идеологической, религиозной, образовательной, воспитательной и другими видами общественной деятельности [3 С.69], поскольку они имеют дело с духовными, идеальными, нематериальными предметами. Далее автор выделил область, или подсистемы, духовной сферы: идеологическую жизнь, научную жизнь, деля каждую на более мелкие элементы. По сути А. К. Уледов принял попытку дать социологическую теорию духовной жизни. В этом особая ценность данной работы.

Александр Константинович Уледов оценил компоненты духовной сферы — духовное воспроизводство, духовные потребности и потребление, духовные отношения и общение. Категория духовной жизни общества не противоречит понятию общественного сознания, а характеризует его как функционирующую систему, т.е. взаимосвязанное сознание общественного и индивидуального сознания, идейную борьбу различных социальных групп, обмен взглядами, теориями, их возникновение и развитие, влияние на массовое сознание. Однако методологически несостоятельно сведение духовной жизни только к функционированию общественного сознания. Идеи, взгляды, представления, взятые в движении, изменении и развитии — одна из сторон духовной жизни.

А.К. Уледов выделяет то положение, что духовная культура не только совокупность духовных ценностей, но и активная творческая деятельность людей по освоению мира, такая как производство, хранение, распространение и потребление духовных ценностей. Содержание духовной жизни и духовной культуры постоянно уточнялось и менялось, так в последствии понятие духовная жизнь стала характеризоваться как понятие более широкое, включающее духовную культуру.

Особое внимание А.К. Уледов уделяет социологическому аспекту исследования духовной жизни и культуры. Духовная жизнь и духовная культура в социологическом плане не сводится к совокупности идеальных явлений, а характеризуется как более содержательное образование, которому присущи социальный институт, занятые духовным производством и распространением его продуктов, социальные носители духовного. По мнению А.К. Уледова, социальный аспект в исследовании духовной жизни не нашел в то время широкого применения, рассматривалось в основном движение и изменение общественного сознания, взятого в единстве с его социальными носителями, социальными институтами. Однако неправомерно ставить в зависимость от аспекта анализа содержание исследуемого явления. [3 С. 173]

 


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)