АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Иваны не помнящие родства

Читайте также:
  1. Казна и канцелярии (диваны)
  2. Некоторые термины родства.
  3. Обивщик мебели (диваны)

После Октябрьской революции уже несколько поколений нашей страны выросли в атмосфере воинствующего безбожия, а в семьях коммунистов и комсомольцев осуждалось и даже запрещалось наличие иконостасов и соблюдение каких-либо даже самых великих православных праздников и даже запрещалось соблюдение каких либо церковных заповедей.

Повсеместно были закрыты или даже разрушены церкви и превращены в различные государственные учреждения: музеи, библиотеки, клубы, а порой просто в помещения хозяйственного назначения; склады для хранения различной утвари и прочих нужд.

После победы социалистической революции в период раскулачивания за людьми, имевшими приличный достаток и занимавшими высокое происхождение и общественное положение: дворяне духовенство, помещики и чиновники различных рангов было не безопасно говорить про свое происхождение и родство с более знатными родственниками.

Люди скрывали от знакомых и даже от детей свою связь порой даже с очень известными знаменитыми людьми, чтобы это не стало известно ответственным чиновникам, а значит в условиях всеобщей подозрительности это стало бы известно органам НКВД, ГПУ и другим. В результате чего, вся семья могла быть подвергнута различным репрессиям со стороны властей. В связи с нарушением церковно-приходского учета и регистрации даты рождения, венчания и смерти населения, метрические книги с записями были утеряны или уничтожены умышленно, то люди растеряли все свои родственные связи и в лучшем случае могли с точностью назвать только лишь имя своего деда или бабушки, и то лишь потому, что их имена официально значились в документах о рождении родителей и на этом все родственные связи и знания о предках прерывались.

Я вырос на границе с Казахстаном и жил среди казахов, было много друзей среди сверстников, и поэтому позже во время работы также приходилось поддерживать тесные связи с казахами, и всегда я был очень удивлен тем, как быстро они устанавливают свои родственные связи практически в любом населенном пункте, куда бы мы не приехали по делам службы.

Водителю, как правило, было достаточно 10-15-ти минут разговора. Который всегда начинался с вопросов: откуда приехали, кого знают из старинных семей и родов. Всегда оказывалось, что находился кто-то общим знакомым, другом или родственником из их же рода и этого было достаточно, хотя этот человек первый раз выехал из своего поселка и в этих местах не бывал. На основании этого нам всегда был обеспечен хороший прием и даже ночлег.

У казахов считается недопустимым, если они не знают своих родственников хотя бы до девятого колена.

Хотя ученые давно доказали что все люди на земле уже много сотен лет назад находятся в различной степени родства, мы до сих пор не знаем своих даже ближайших родственников, и, тем более, своего родословного древа.

Мы превратились в Иванов не помнящих своего родства, и мне вдруг, только лишь дожив до семидесяти лет, стало стыдно и обидно, что мои дети и внуки не будут знать как мы жили, что оставили после себя, чем занимались и можно ли нами гордиться или стоит лишь стыдиться, а через некоторое время и совсем забудут о нас.

Только теперь выйдя на пенсию начинаешь понимать что, оказывается, ты остаешься совершенно один и ничего не знаешь откуда появились в этих местах наши предки, по какой причине, чем и как занимались, как жили с кем общались или хотя бы как их звали. Поняв это, я решил заняться своей родословной и был очень удивлен, узнав что предки мои в наши места пришли издалека, гонимые и скрывающиеся от царского и церковного преследования как староверы-раскольники, не принявшие новых установок и правил, принятых церковью под руководством патриарха Никона.

Среди казаков Уральского казачьего войска, у которых более 50-ти процентов общего состава также не приняли никоновскую реформу и по сути своей также были раскольниками, наши предки нашли родственных им по духу и вере людей и решили поселиться здесь, найдя подходящие места в урочищах отрогов Уральских гор Общем сырту с плодородными землями и богатыми дичью, а также пригодными для разведения скота, устройства запруд для разведения рыбы и полива вновь посаженных садов. Своим трудолюбием, терпением и спокойным незлобивым характером предки вскоре завоевали хороший авторитет у местного населения и казаков, и после стольких лет лишений, холода и голода, а также физического истребления их, на новых землях и среди благосклонного отношения к ним, им казалось, что это истинный рай на земле, где надо молиться и благодарить бога за посланную им благодать, после всех испытаний.

Однако вступать в казаки переселенцы долго не хотели, так как казаки служили за веру, царя и отечество, а за царя староверы молиться не хотели, считая его антихристом.

И лишь по истечении довольно продолжительного времени, когда они на примере местных казаков убедились, что можно совмещать службу в войске и одновременно не признавать нововведения патриарха Никона и быть старовером, и поэтому только лишь в конце 17-го, начале 18-го веков переселенцы стали вступать в казаки, и казаки против них, как правило, не возражали. Их охотно зачисляли в войско, где они проходили обучение и становились полноправными казаками.

Точная дата зачисления моих предков в казаки, к сожалению, не известна, но довольно скоро они получили признание и даже как заслуженные казаки стали выдвигаться представителями от своих станиц на крупные казачьи совещания, сборы, круги. Так прапрапрадед Родион и прапрадед Акиндин уже превратились в закоренелых казаков, с мнением которых считалось все станичное население. Выполняя различные общественные поручения и накопившие значительный капитал, они помогали войсковой казне, чем завоевали еще больший авторитет. На казачьем круге они часто избирались представлять мнение станичных казаков на различных выборных органах. Так в 1877-м году из 16-ти лучших казаков станицы Красновской Родион был избран делегатом на учредительный съезд Уральского казачьего войска.

Родион вместе с сыном Акиндином способствовал развитию народного образования среди казаков. Акиндин постоянно помогал материально школе Красновской станицы, выделял деньги на приобретение школьных принадлежностей, на заготовку дров для отопления и другие нужды. В связи с этим, он неоднократно избирался попечителем этой школы. Следует отметить, что уровень образования в Уральском казачьем войске был самым высоким в России а в Красновской станице, самым высоким даже в Уральском казачьем войске. И, видимо поэтому, за заслуги в деле народного образования Акиндин, в числе не многих, был представлен и награжден серебряной медалью «За усердие», на Станиславской ленте и в Казачьем обществе это был единственный случай.

Достаточно точно не известно из каких краев России на вольные и пока ни кем не занятые земли окраины государства переселились в наши по тем временам отдаленные и глухие места энергичные, трудолюбивые, смекалистые и, главное, очень терпеливые люди, которые тщательно исследовали местные земли, удобные как для скотоводства, так и для земледелия, земли с нетронутыми тучными травами и богатым животным миром.

По некоторым официальным данным, расселение на этих местах и их обживание произошло примерно в 1840-х -60-х годах, по крайней мере, в некоторых документах в эти годы уже упоминаются названия хуторов наших предков: Лебедев, Павлихин, Пальгов, Зайкин и другие.

Кузнецовы отдельного хутора не имели и жили на одном хуторе с Лебедевыми. Поселок Лебедев существует до настоящего времени, и до развала СССР являлся одним из самых крепких подразделений совхоза Уральский, его третьим отделением. Жили семьи Кузнецовых и Лебедевых хорошо, имели большое хозяйство. Достаточно сказать, что во время коллективизации в Лебедеве кулаками считались Кузнецовы Макар, Матрена с сыном Андроном и Мария.

Семьи были большие. Так, согласно списка староверов-раскольников, или, как их раньше звали, не принявших святства новой церкви, в семье прапрадеда Акиндина Родионовича в 1901-м году семья состояла из Акиндина и его жены Ульяны, матери Домнины и детей Селивестра 14-ти лет, Агрипины 16-ти лет, Екатерины 18-ти лет, Анфисы 8-ми лет, Ярмила 5-ти лет, Надежды-3-х лет и Пелагеи 1-го года. Матери Акиндина было 60 лет, а прапрадеду 49 лет, и, что Домнина Дмитриевна родила Акиндина в 60-49=11 лет, что зная строгие уклады казачьей жизни и староверов считалось большим грехом, из чего следует, что видимо в списках была допущена ошибка, но наиболее вероятным вариантом этого несоответствия, видимо, является то, что за проявленную отвагу и смелость в войне с турками отцу Родиона Дмитрию, как \ясак \ трофей досталась молодая красавица турчанка, что в те времена было обычным явлением, которую он привез домой в качестве прислуги, а когда она выучила русский язык, ее крестили и нарекли Домной по отчеству завоевавшего казака Дмитрия. Родиону сразу понравилась красивая, послушная и безропотная девушка. Они через некоторое время сблизились, а когда она забеременела, Родион попросил у отца разрешения взять ее в жены. Только этим можно объяснить этот необычный и греховный, по понятиям староверов, брак, который среди них и у казаков был просто невозможен. Дмитрий также был не доволен поступком сына, но оставлять ребенка без отца было нельзя и он сыграл свадьбу сына, женив его на мусульманке.

Казаки терпеливо, но с некоторой настороженностью относились к переселенцам-староверам, которые и на новом месте все еще находились под негласным надзором церкви и властей.

Так, согласно отчета церковного прихода Спасо-Преображенской церкви, на 1901 год за хуторами Лебедевым, и поселками Озерным и Зайкиным числилось по Красно–уметской станице 104 семьи староверов – раскольников, в которых проживало 526 человек разных возрастов, из них более 200 человек взрослых, но казаков среди них было всего 28 человек. Староверы не спешили вступать в казаки, так как они молились по новому уставу церкви, а это для них было неприемлемо, но жить под защитой казаков им было удобно. Казаки также в уклад их жизни не вмешивались. Во время коллективизации на хуторе Лебедев была организована артель «Серп и Молот» в 1930-м году. В нее вошло 11 семей из 50-ти человек, в том числе 24- трудоспособных. Обобществив весь скот, они имели 13 коров, 18 телят 1 быка, 21 лошадь. Так как в артели не было рабочих волов, верблюдов, трактора, то артель не могла в достаточном количестве засеять зерновых культур и, кроме того, не хватало рабочих рук.

Так как до революции в поселке стояли богатые хутора Кузнецовых и Лебедевых, то представители этих фамилий и составляли основной костяк артели. В нее вошли: Макар, Мария и Андрон Кузнецовы, Сидор и Мирон Лебедевы, Петр Шибин – председатель, Александр Матвеев, Николай Бабушкин, Анна Агафьева и другие.

Хутор Лебедев основан в 19-м веке Семеном Лебедевым с сыновьями Киндином, Савином, Дмитрием и Никитой. Перед революцией семья процветала, она оставляла в зимовку до 1000 голов крупного рогатого скота, обрабатывалось до 300-400 десятин пашни, для заготовки сена на зиму нанимали более 100 косцов. Имелся лучший на всю округу плодовый сад в 2500 яблонь. В Лебедеве находился постоялый двор, где останавливались торговые люди по пути в Уральск. В начале 20-го века род Лебедевых породнился с семьей нашего прадеда Акиндина Родионовича Кузнецова, чей хутор располагался рядом.

Семьи Лебедевых-Кузнецовых, кроме того, были в родстве с Павлихиными и Пальговыми, которые также имели одноименные хутора. Понятно, что этот клан имел веский голос в Красно- Уметской станице и обладал большим капиталом, авторитетом и, следовательно, возможностями. Семьи Лебедевых-Кузнецовых, не стесненные в средствах, имели возможность дать детям, по деревенским меркам, хорошее образование: они умели читать, писать, следили за периодической печатью, интересовались новостями от торговых людей, проходивших через постоялый двор, и, в целом, знали о событиях в стране.

Лебедев Сидор был образованным человеком, не чуждался передовых Революционных идей и был членом ВКПБ. Таким образом, семья Лебедевых, несмотря на это, была самой зажиточной, лучше других была в курсе грядущих событий и могла заранее подготовиться к коллективизации и раскулачиванию. Они все свое имущество и скот продали и превратили в деньги, по сути дела, ничего не потеряв, и даже после коллективизации у них ничего не осталось для конфискации. Скот был продан в Самаре еще год назад, сельхозинвентарь роздан родным и знакомым в аренду под небольшие проценты, и арендаторы были благодарны за это, и, чувствуя свою зависимость от этой семьи, молчали о совершенной сделке. Кроме того, Сидор Лебедев был инициатором создания комитета бедноты, которым Лебедевы в голодные годы иногда помогали продуктами, таким образом, они все также были зависимы от этой семьи, а одна из них, Вера Лебедева, была родственницей.

От комитета бедноты в то время зависело главное – какую семью признать кулацкой. И это был, видимо, исключительный случай когда самая зажиточная семья не попала в жернова поголовного раскулачивания, в то время как семьи середняков почти все числились кулацкими и попали под раскулачивание.

Семьи Кузнецовых, также имевшие приличный капитал, не успели вовремя принять необходимых мер и почти все попали под раскулачивание. Среди них: Кузнецов Макар, Кузнецова Мария, Кузнецов Андрон с матерью Матреной и Кузнецов Селивестр, которому, впоследствии, было возвращено конфискованное имущество.

История появления в этих укромных местах в отрогах Уральских гор, на плоскогорьях и в урочищах Общего Сырта закоренелых староверов-раскольников всегда была загадкой для местного населения, а переселенцы были заинтересованы в том, чтобы об их местах проживания как можно дольше не знало царское правительство, остерегаясь преследования и репрессий от церкви.

Основываясь на исторических данных, используемых М. М. Пришвиным, и его анализе староверческого движения в России, одной из самых достоверных версий является то, что после официального провозглашения церковной реформы патриарха Никона, с большим трудом, крещеный народ после язычества так привык и уверовал в нового бога Иисуса Христа, что любые нововведения в привычные обычаи для них, были просто неприемлемы, и они готовы были идти на любые лишения. Тогда развернулась борьба государственного православия со старообрядцами, вплоть до принудительного крещения и истребления непослушных.

Старообрядцы спасаясь от пыток и гонений согласны были идти на смерть самосожжением, но не изменить канонам старой веры. Они вынуждены были бежать из центра России на окраины государства, и нашлось идеальное место для этого в Выговском краю, расположенном между Онежским и Ладожским озерами, где среди воды, камня и леса на необитаемых островах, которых было всегда очень мало или не было совсем. Раскольники скрывались в монастырях Верующие люди старообрядцы уходили в одиночестве в пустынь, превратив постепенно весь Выговский край в одну сплошную Выговскую пустынь. Озера были богаты рыбой, а леса различным зверем, и это являлось основным продуктом питания, а для выращивания зерновых культур годной земли практически не имелось, и пустынники, которых через некоторое время на островах уже было довольно много, испытывали большой недостаток хлеба, которого было всегда очень мало или не было совсем. Раскольники практически постоянно испытывали голод и холод, условия жизни были очень тяжелыми, и слабые духом люди не выдерживали этих условий и погибали. Выговская пустынь превратилась в раскольничий край, где в тиши и глуши лесов камня и воды на островах особенно сильно было развито поклонение идолам, солнцу - Ярилу,вера: в колдунов, ведьм, знахарей и другим.

И здесь на пустынных островах старообрядцы находили относительное спокойствие и, не признавая ни малейших нововведений церковной никоновской реформы, готовы были идти на любые лишения и подвиги. Им было особенно тяжело принять на веру новые каноны реформы и в этих местах особенно сильно развернулась борьба старообрядцев с государственным православием, когда оставалось только одно, или бежать в пустынь, на острова, на север на окраины государства, дальше от притеснений гонений и пыток, или погибнуть. Особенно ярко условия жизни и борьбы старообрядцев видны на примере братьев Германа, Зосимы, Савватия, а позже еще Игнатия Соловецких, которых с величайшим благоговением, как святых чтят здесь до сих пор, а основанные ими монастыри и сейчас привлекают огромные массы паломников.

Когда в январе 1676-го года царские войска пришли в осажденный, ставший раскольничьим Соловецкий монастырь, монахи были наказаны беспощадно, их раздетыми выбросили на лед. И словно над всей русской землей на десятки лет повисла глухая,беспросветная, страшная ночь. Кругом шло сожжение еретиков, самосожжение. Гонения все усиливались, правительство издало указ, по которому, не раскаявшиеся раскольников надлежало жечь в срубах, а тем кто отказывался причащаться вкладывали в рот кляп и причащали насильно. Оставалось умереть или бежать в пустынь. В пустынях Выговского края беглецы встречали радушный прием. Там жили старцы которые иногда выходили из леса и учили народ старинному дониконовскому благочестию и рисовали ужасы наступающего Страшного Суда.

Из этих старцев проповедников особенно славился Игнатий Соловецкий. Он скрывался от преследования карателей,которые посылались на поиски раскольников в лесах. Не будучи в силах скрыться от преследователей он решил погибнуть смертью самосожжения. Как гонимый зверь Игнатий с учениками на лыжах по озеру Онего прибежал в Пале-островский монастырь, выгнал оттуда монахов не согласных с ним, заперся в монастыре,а учеников послал по селам возвестить благоверных христиан,чтобы все кто хочет скончаться огнем за древнее благочестье, шли к нему на собрание. К своему знаменитому проповеднику собралось более трех тысяч человек Люди сидели тесно прижавшись друг к другу обложенные хворостом,они несколько дней не ели, не пили, не спали. Они молились

- Сладко ми есть умереть за законы твои Иисусе Христе, ибо несть больше силы моих естественных.

Стены попадали внутрь и похоронили всех. Староверы-раскольники не признавали царя считали его антихристом и не хотели за него молиться

Царь Петр-1 на доклад о раскольниках во время войны со шведами,при волоке кораблей через эти места спросил:

- Они подати платят? и получив ответ – Платят. изрек - Пусть живут

Но в обмен на мнимую свободу жить Петр организовал на островах ружейные заводы и заставил староверов на них работать

На этих заводах были выучены и воспитаны прекрасные мастера-ружейники, в совершенстве изучившие свойства металлов и научившиеся изготовлять уникальные изделия. Особенно высоко ценилась квалификация кузнецов, так что впоследствии их фамилии стали отождествляться с их специализацией.

В поисках мест в которых можно было - бы жить не думая о постоянно нависавшей угрозе голода, а также скрыться от карателей,в места с более мягким климатом, где можно было -бы получать гарантированный урожай, которого хватало бы до нового урожая, а также хороших условий для разведения скота и без боязни новых гонений и репрессий., раскольники Выговского края неоднократно посылали своих разведчиков в разные концы страны, и доведенные до отчаяния стали постепенно покидать суровый островной край, переезжая в такие же укромные места, но с более благоприятными условиями для жизни

Таким образом с очень большой долей вероятности можно предполагать,что наши предки,убежденные староверы- раскольники нашли такие места и переселились на окраины государства за Урал, а многие даже далеко в Сибирь. Наши предки нашли среди яицких казаков людей родственных по духу и вере, а через некоторое время даже сами стали вступать в казаки и принимали участие в охране границ Уральского казачьего войска. Материально помогая войсковой казне Через определенное время Родион и его сын Акиндин стали уважаемыми казаками, которых станичники неоднократно избирали в различные выборные органы,как наиболее знающих проблемы и нужды казачьего войска и умеющие убедительно довести их до сведения командования, и не только довести, до сведения, но и умение отстаивать взгляды своих станичников.

Дмитрий Кузнецов отец Родиона участвовал в турецкой компании, проявлял в бою смелость, отвагу и мужество, после окончания войны он вернулся домой с подарком, который достался ему в качестве трофея \ясака \. Он привез в станицу молоденькую красавицу турчанку,которая помогала женщинам в работе по дому, была кроткой, исполнительной девушкой, которую после того как она научилась говорить на русском языке, крестили в церкви и нарекли Домной по отчеству завоевавшего ее казака Дмитрия

Домна Дмитриевна была так красива своей азиатской красотой что сразу очень полюбилась сыну Дмитрия Родиону, который вскоре очень сблизился с ней, а когда стало заметно, что Домна носит ребенка Родиона женили на ней, а через некоторое время в 11-лет она родила

сына Акиндина только этим можно объяснить этот необычный и очень греховный по понятиям староверов брак, который среди них и казаков был бы просто не возможен. Дмитрий также был не доволен поступком сына, но оставлять ребенка без отца было нельзя, и он женил сына на мусульманке

Родион рос уже убежденным казаком, дружил с молодыми казаками,с детства освоил и легко принял их обычаи, участвовал в казачьих забавах увлекался джигитовкой, любил коней, хорошо владел шашкой,участвовал в соревнованиях по рубке лозы с коня, на полном скаку нужно было срубить расставленные по пути прутья талов справа и слева по ходу движения, он хорошо развил руку и часто было так что резко срубленная ветка лозы даже не падала сразу а некоторое время стояла на месте,как- бы не поврежденная. Кроме того отец поощрял его увлечение охотой,что также приучало его к огнестрельному оружию,развивало глазомер, ловкость и быстроту реакции при добыче дикого зверя

Особенно любимой у Родиона была охота на самых крупных птиц,водившихся в России и особенно в степных районах Приуралья, дроф или как их здесь называли дудаков, которые достигали весом до 20-ти килограммов. Эта птица очень медлительная,из-за своего веса она не может взлететь с места, а только с разбега, а разбегалась она взмахивая крыльями до 100 и более метров и только потом поднималась в воздух.

Дрофы всегда держатся стаями \ полным выводком, \,иногда издалека их можно принять за стадо пасущихся овец, они очень осторожны и при кормежке всегда, как и гуси,ставят сторожа,который зорко осматривается вокруг, а при опасности издает сигнал тревоги и птицы улетают,но они спокойно относятся к пасущимся в степи стадам животных коров, лошадей, верблюдов и часто подпускают их вплотную, охотники садились на лошадей, а чаще на верблюдов, спокойно, не торопясь приближались к стаду пасущихся птиц на выстрел,укладывали животных, или с хода добывали иногда несколько штук птиц за один подход, успевали выстрелить несколько раз пока птицы начинали разбегаться перед полетом

Благодаря помощи отца Родион также имел хорошее хозяйство много скота, засевал несколько десятин пашни под хлеб, от хозяйства он получал хороший доход и мог уже оказывать помощь войсковой казне в сборах для прохождения службы сыновей бедных казаков, для покупки коня и оружия.

В станице Красно-уметской построен один из старейших в Уральском казачьем войске храм. Храм строился на деньги казны и пожертвования местного населения, а так как семьи Лебедевых, Кузнецовых и Павлихиных были самыми крепкими и обладали солидными капиталами то и их доля в строительстве церкви была самой значительной, что безусловно говорило о них как о глубоко верующих и преданных войску казаках.

В 1852-м году в семье Родиона и Домны появился первенец сын Акиндин.

Акиндин рос крепким парнем и с раннего возраста старался помогать отцу. Род Кузнецовых всегда отличался крепким телосложением,силой,умом и спокойным характером. Акиндин также как и отец Родион быстро завоевал уважение сверстников и в 1917-м году из числа лучших казаков избирался делегатом на Учредительный Войсковой съезд, кроме того он большое внимание уделял развитию народного образования среди казаков,неоднократно избирался попечителем Красновской начальной школы, которой помогал в приобретении школьных принадлежностей, дров для отопления зимой,а также иногда давал деньги для повышения жалования учителям. Известно,что уровень образования в Уральском казачьем войске был самым высоким в России, а в станице Красновской самый высокий в войске.

Акиндин и его жена Ульяна Галактионовна имели большую семью и все дети проходили учебу в школе. Среди них старший сын Селивестр, дочери Агрипина, Екатерина,Анфиса, сын- Ермил,и снова дочери Надежда,и Пелагея

Селивестр Акиндинович наш дед, как и большинство Кузнецовых был высок, красив и силен, любил здоровых и работящих людей в семье были заведены самые демократичные правила, пищу принимали одну и ту же за общим столом с работниками, отдыхали в одно время и столько же как и хозяева. Расчет за работу всегда производился в одно время деньгами, продуктами или натурой. Так косцы на заготовке кормов на зиму скоту,получали себе каждую десятую копну накошенного сена, и в любое время могли увезти ее себе домой Повзрослевшему Селивестру отец стал все больше доверять ответственные дела: отвезти и размолоть зерно на муку в Уральск на мельницу к Павлихиным,перегон и продажу скота в Самару и другие поручения, приучал к самостоятельности.

Перегон скота осуществлялся с большими остановками, чтобы животные не потеряли упитанности, и не выглядели уставшими. Селивестр давал им отдых на хуторе Ворфоломея Павлихина где имелся большой пруд и нетронутые пастбища.

У Ворфоломея и его жены Акулины были три сына Акакий, Иван и Григорий и дочь Матрена. Селивестр сразу приметил статную скромную и красивую девушку Матрену и с каждым разом все больше времени проводил во время перегона скота на этом хуторе. Рослый и красивый парень также приглянулся Матрене и они старались все чаще оставаться наедине и вскоре они полюбили друг друга и Селивестр объявил отцу что хочет жениться на дочери богатого хуторянина Павлихина Ворфоломея Акиндин одобрил выбор сына и заслал на хутор сватов.

Ворфоломей Павлихин с женой Акулиной жили на родовом хуторе, занимались скотоводством,растили хлеб разводили рыбу, детей отец с детства приучал к работе а главной забавой у них была охота. Постепенно на хуторе стали обживаться переселенцы с других мест, работники оставались на постоянное жительство и хутор начал превращаться в небольшой поселок. Ворфоломей был хорошим хозяином и довольно скоро накопил приличный капитал на который в Уральске на улице Суровской рядом с рынком купил большое угловое здание,в котором смонтировал крупнейшую в округе мельницу,работавшую от локомобиля, на которую на помол везли зерно, иногда более чем за 100 верст., так как мука отличалась высоким качеством и сравнительно небольшой оплатой за помол Через некоторое время Ворфоломей на этой же улице в один ряд с мельницей, отстроил еще три дома из красного кирпича, в один из которых он перевез семью из хутора,.второй дом предназначался для людей приехавших на помол, а третий для работников

Эти дома без какого-либо ремонта до сих пор украшают улицу лаконичностью отделки, качеством и простотой, в одном из них до настоящего времени проживала вдова Ивана Павлихина Клавдия..

Дети в семье Павлихиных были высоко одаренными людьми Иван Ворфоломеевич очень интересовался техникой и после Отечественной войны поступил работать в таксомоторный парк в Уральске, где руководители, видя его отношение к работе и сообразительность, вскоре назначили его диспетчером,что по тем временам было почти равнозначно начальнику парка. На новом месте он также скоро приобрел большой авторитет и когда в 1954-м году после сердечного приступа и от полученных ранений на войне он скончался, то в автобазе был объявлен траур и в последний путь на кладбище его сопровождали на автомобилях все работники с траурными сигналами.

..

Акакий Ворфоломеевич также был очень одаренным человеком,с детства увлекался сложными механизмами, долгое время работал на военном заводе имени Ворошилова,выпускавшем торпеды для подводных лодок,был одним из лучших наладчиков механизмов наведения и качества срабатывания всех сложнейших механизмов этого оружия. Он также обладал великолепным музыкальным слухом, умел играть на балалайке, гитаре,гармони, баяне, фортепьяно и скрипке. Он с легкостью разбирался и ремонтировал часовые механизмы.

Третий брат Павлихин Григорий родился в1890-м году и числился казаком Зайкинского поселка, Соболевской станицы В1910-м году был занесен в списки казаков 3-го Уральского казачьего полка, где проходил действительную службу,по окончании учебного курса \ За отличное поведение и знание службы \ был произведен в младшие урядники. Участвовал в 1-й мировой войне, был призван в 1-ю Уральскую сотню и произведен в прапорщики 11.02.15-го года назначен младшим офицером 2-го Уральского казачьего полка. В дальнейшем служил офицером 6-й сотни,7-го полка Уральской казачьей дивизии, хорунжий 29.08.17-го года произведен в сотники. С28.10.18-го года сотник Павлихин Г. В. Командир полковой пулеметной команды Сводно-Уральского казачьего полка \ отряд Н.М.Абрамова \ В мае 1919-го года офицер Гурьевского конного полка Григорий погиб в бою под поселком Озерным 08 05 1919-го года

Дочь Матрена Ворфоломеевна Павлихина \Кузнецова \ получила хорошее церковное образование и по тем временам считалась завидной и богатой невестой, кроме того она была прекрасной швеей Всегда обшивала всю семью что особенно оказывало большую помощь для большой семьи сына Андрона, у которого с женой Зинаидой было десять детей она с приданым получила швейную машинку \ Зингер \ которой пользовалась мастерски Она на своем хуторе познакомилась и вышла замуж за деда Селивестра с которым они родили несколько детей, но во время голода после эпидемии тифа остались только двое сын- Андрон и дочь Александра. Матрена была из рода долгожителей,она как и ее мать Акулина прожила более 100-а лет., она обладала хорошим здоровьем никогда не болела, по крайней мере мы не помним случая, когда бы она лежала в кровати и к ней вызывали доктора, бабушка Матрена была глубоко верующим человеком имела хороший иконостас причем одна из ее икон была мироточивой Я лично несколько раз протирал ее сухой чистой тряпочкой,но через несколько дней на ней вновь выступало масло \мира \Кроме того у нее имелось много рукописных книг с кожаными обложками на металлических застежках и видимо, в наше время, не имеющих цены Бабушка предлагала внучатам взять их на память, но мы убежденные атеисты от них отказались о чем теперь жалеем но где и кому она их подарила мы не знаем и найти их след практически уже не возможно На наши вопросы возможные обладатели только разводят руками или пожимают плечами Матрена несколько раз в год ездила с горючевозом казахом Мугалбаем молиться в церковь в Уральск, где навещала мать Акулину и братьев Ивана и Акакия

В добром здравии летом 1966-го года бабушка собралась на попутном транспорте в гости в город Бузулук к племяннице, узнав что к ней из Орска приехала ее дочь Александра Через неделю мы получили телеграмму что нужно забрать ее тело для похорон Я взял машину привез ее и на 104-м году жизни мы похоронили ее на кладбище совхоза

Матрена всегда готовила еду и стирала свое белье только сама, не доверяла снохе. Ездила в Уральск с казахом Мугалбаем на волах или на верблюдах, всю дорогу на доске сзади бочек или шла пешком Езда продолжалась не менее недели, с ночевкой в Теплом.

Ее постоянно звали отпевать умерших,так как никто кроме нее не умел читать книги на старославянском языке. Последнее время когда ей было уже тяжело ходить, болели ноги, старики и старухи стали ходить к ней домой В комнате стоял кухонный стол в котором она хранила книги и всегда было несколько конфет Моих детей она всегда ласкала больше, видимо из-за того что они были будущими продолжателями рода она часто звала Сережу в комнату, давала ему конфетку и гладила по голове

Сын Акакия Ворфоломеевича Юрий также был талантливым человеком, он без специальной подготовки, самостоятельно изучил теорию автомобилестроения и на базе мотоцикла М-72 создал автомобиль оригинальной конструкции, на котором,будучи страстным рыбаком, изучил все низовья реки Урал вплоть до Гурьева, кузов его был изготовлен из стеклопластика и был очень легким, автомобиль имел хорошую проходимость и прослужил более десяти лет, салон был рассчитан на три взрослых спальных места.

В 1913-м году в семье Селивестра и Матрены родился последний ребенок Андрон их любимец

Бабушка Матрена вспоминала что ее муж Селивестр любил показать себя хлебосольным,гостеприимным хозяином, часто приглашал гостей перед которыми иногда любил показать свою щедрость поил,кормил, а потом и сам стал участвовать в этих компаниях, он был крепким мужиком и редко хмелел так сильно как другие, но участие в таких мероприятиях принимал все чаще. Бабушка рассказывала такой случай после сбора урожая яблок муж нагрузил несколько подвод и повез яблоки на рынок в город Уральск продавать, яблоки были хорошими, спрос большой, торговля шла бойко. Продав товар Селивестр отпустил работников домой,а сам остался в городе:, посещал рестораны,увеселительные заведения, друзей. Приехал домой через неделю, без единой копейки от вырученных денег

После революции он был раскулачен, потом вновь восстановил хозяйство и во время блокады Уральска,которая продолжалась несколько месяцев Селивестр повез зерно на мельницу надеясь что его не остановят так как перед Советской властью у него долгов нет,а у белогвардейцев служит его дядя Григорий Павлихин Но около поселка Новенького почти рядом с городом его остановил казачий разъезд и посчитав что он везет зерно для красноармейцев его расстреляли

Мой отец А ндрон Селивестрович Кузнецов рос худощавым но крепким парнем,воспитывался в работящей семье и с детства уже имел ряд своих обязанностей,был общительным ребенком, имел много друзей, но ближайшим другом у него был казах Дускалиев Мамбет \ Михаил \ который был сиротой и постоянно находился во дворе, на случай экстренных поручений. Андрон с детства интересовался различными механизмами, мог часами рассматривать плуги, бороны молотилки, лобогрейки и прочий инвентарь, обдумывая для чего это сделано и как это работает Повзрослев Андрон одним из первых выучился на тракториста и стал одним из лучших механизаторов, Ему пришлось работать молотобойцем у кузнеца Савина Константина, который, видя его интерес к металлу научил его еще и всем тонкостям кузнечного мастерства. Кроме того Андрон научился из жести изготовлять ведра, кружки, крыть крыши, умел паять оловом прохудившиеся чайники,самовары,научился шить обувь в том числе сапоги, подшивал валенки, другими словами легче было сказать что он не мог делать и все за что бы он не брался отличалось хорошим качеством и вскоре он приобрел славу мастера на все руки.

Работая трактористом он постоянно добивался наивысшей выработки на трактор,из-за чего во время войны ему трижды давали бронь и он был ответственным за работу женской тракторной бригады возглавляемой Безьяновой Ларисой Николаевной.

Перед коллективизацией отец присутствуя на молодежных собраниях решил вступить в комсомол, но комсомольцу нельзя было жить в семье кулака-отца, и Селивестр, недовольный его поступком отделил,но вместе с сыном от мужа ушла и Матрена, и тогда Селивестру пришлось отдать половину своего хозяйства,что видимо было просто тактическим ходом,но фокус не удался Под раскулачивание попали оба хозяйства, отца и сына,причем у отца имущество конфисковано было полностью, а Матрена была лишена права голоса,хотя по спискам она числилась в середняках Селивестру впоследствии за его лояльное отношение к вновь организованной артели и желание вступить в нее на общих основаниях, на любую работу вернули оставшееся непроданным имущество. В голодные 20-е годы Андрон, с другом Мамбетом батрачил на дядю Кузнецова Макара Прохоровича,.ухаживали за скотом, кроме того Мамбет всегда находился во дворе,на случай экстренных поручений, и каждое утро на крыльцо выходила мать Макара Прохоровича, старая богомольная женщина и увидев во дворе играющего Мамбета спрашивала: -Как дела Мамбетушка? На что он всегда отвечал одно и тоже: -Ни х.я бабушка Маша, хорошо. Бабушка плевалась и упрекала его:- Нехристь бестолковая, так нельзя говорить,.стыдно. И так повторялось с завидным постоянством каждый раз на удивление и веселье работников.

Однажды в сильную пургу отец с своим другом зимой поехали в степь за сеном. Быки устали и не могли вывезти воз с сеном из оврага, тогда чтобы не замерзнуть они выпрягли волов каким-то образом связали вилы и по очереди на этих вилах едва добрались до хутора. После этого случая отец решил уехать в Ташкент, где на рынке работал кузнецом, но однажды таджику он изготовил кость \ кубик \ для игры в нарды увидев который к нему с такими же заказами стали обращаться многие игроки таким образом обеспечив его хорошо оплачиваемой работой, он стал иметь возможность,не только хорошо питаться, но и собрать денег на дорогу домой. Он рассказывал о порядках торговли на рынке:

- Дорогой, продай мне килограмм продуктов \ фрукты и прочее \

- Ай,бери пожалуйста,не жалко, у меня все самое хорошее, тебе какой килограмм этот,этот или этот И,показывают на набор различных камней на прилавке или на земле около сложенных на одеялах кучек фруктов

В 40-е начале 50-х годов когда отец работал кузнецом и я любил ходить в кузницу и наблюдать как шинуют деревянные колеса. Шиновал он их на мельничном круге Надевал втулку колеса на ось,а на деревянный обод натягивали специальными огромными щипцами раскаленный металлический обод, который должен быть вымерен с точностью до сантиметра иначе он будет слаб или же его не натянешь совсем. Отец кровно обижался когда видел что кузнец не может сварить изделие и посылает заказчика к сварщику Помимо основной работы у него всегда было иного заказов от населения сделать ухват для чугунов, сковородник, приварить отломленный рожок к вилам, изготовить мотыгу, кочергу и прочее запаять самовар, изготовить ведро или кружку Без помощи он один мог подковать коня, зажимал ногу коня между колен, чистил копыта и подставив плечо под круп лошади работал с копытами, а конь, чувствуя человека, опирался на плечо и стоял не шелохнувшись.

Помню еще в 1950-м году ему была заказана оградка на могилу бывшему фронтовику Попову Трифону, которую он изготовил, украсив кованными цветами \ розами с листьями \, сделанными так искустно и с таким качеством что даже в 80-х годах я еще привозил своих братьев на кладбище второго отделения совхоза чтобы показать работу нашего отца. Отец был очень силен, но как все сильные люди никогда не участвовал в драках и лишь однажды по моей просьбе он показал мне пример,как, большим пальцем руки расколоть комковой сахар на несколько частей С большой силой, нажав на край куска сахара,он немного сместил точку приложения усилия, сахар переворачивался на бок,резко ударившись о стол и л раскалывался.

Обычно отец был очень спокойным человеком и уже,работая управляющим отделения, он однажды пришел домой, мать Зинаида Харлампиевна упрекала его почему он позволил ударить себя местному хулигану Николаю Рябых, на что он ответил: --Зачем Зина его бить, он еще сам не знает что делает, да и пьян он был очень, если ударить,вдруг что повредишь, проспится, посмотришь завтра будет извиняться.

. И правда рано утром отец Николая дядя Петя вместе с сыном пришли извиняться.

Еще во время его работы кузнецом,мне иногда разрешали качать кузнечные меха что я делал с большим удовольствием.

Молотобойцем у отца работал,высланный во время войны из Белорусии дядя Коля Мысак, они дружили с отцом и однажды он где-то достал чирок водки \ 250гр.\ и они решили отдохнуть после работы за бутылочкой водки, т к.. водка была большим дефицитом а если продавалась то только на разлив и плохого качества. У дяди Коли жены не было дома и после работы они пошли к нему, за ними пошел и я. Они нарезали хлеб, огурцы, поставили стаканы.

Водку в то время закрывали бумажными пробками залитыми сургучем и было большим шиком выбить пробку ударом руки по дну бутылки.

Отец взял бутылку, и размахнулся рукой чтобы выбить пробку, но Мысак остановил его: - Стой Андрон, хиба так надо пробки открывать, теперь открывают по другому. Дай покажу.

Он взял бутылку нагнулся к деревянному полу слегка наклонил ее и уголком дна стукнул об пол: сургуч потрескался но пробка осталась на месте. Тогда дядя Коля размахнулся и стукнул сильнее, раздался звон разбитого стекла и по полу растеклась небольшая лужица водки в комнате разнесся резкий запах спирта Отец круто выматерился, а Мысак со слезами в голосе стоял на коленях и причитал: - Какой дурак забил здесь гвоздь и как я его не побачил, думал грязь, а он спрятался в ямку и как ждал меня ротозея. Шоб ты сдох, гад. И зачем мне понадобилось показывать этот метод, когда и по старому хорошо открывалось, и надежно и без боя. И столько боли и раскаяния было в его словах, что отец даже пожалел его: - Ничего Николай не переживай, не помрем да и водки там было,чуть больше чем по 100 гр., только мараться.

Успокойся, не последний раз видимся,еще глядишь и наверстаем

Как опытного механизатора отца часто просили выезжать в бригаду,чтобы оказать помощь в ремонте техники на месте. Однажды после работы он ехал на лошади из бригады домой и увидел как из глубокого оврага на Цветочной-,так назывался участок земли, где каждое лето и особенно весной было море тюльпанов и других цветов, вышла волчица с оттянутыми сосками на животе и скрылась в кустах чилиги. На следующий день отец рассказал о выводке своему напарнику и они договорились после работы попросить лошадь и поехать за волчатами

В то время за каждого уничтоженного волка давали премию: 50 рублей и одну овцу, что было очень много по тем временам, но затея не удалась.

После обеда на горизонте за горой поднялся столб дыма, загорелась степь и все работники с метлами, лопатами, на телегах поехали тушить пожар. Оказалось что степь загорелась около оврага где отец видел волчицу, степь потушили быстро, логово было разорено, а через некоторое время на отделении все ходили смотреть шестерых волчат,которых привез управляющий отделением Паварин Петр Федорович,который слышал разговор в кузнице,взял ружье, хорошую лошадь и разорил логово, а когда, увидев человека к норе подошла волчица он выстрелил в нее дымным порохом с бумажными пыжами и поджег степь.

На упреки Паварин отвечал:- Я был за дверью и когда услышал про волчат,то подумал что волчица, увидев человека,может перенести волчат в другое место и тогда их не найдем. Я взял ружье, коня и сразу поехал, логово нашел сразу оно было не глубокое, я покидал щенков в мешок,а когда вылез из оврага лошадь испугалась волчицу и чуть не убежала, едва поймал, а волчица после выстрела убежала. И целую неделю после этого каждую ночь около поселка бродили волки и жутко выли,и только после того как волчат сдали в заготконтору их запах постепенно слабел, а потом видимо пропал совсем, и ночные волчьи концерты прекратились

Когда после тяжелой болезни сердца отец был освобожден от должности управляющего, он не мог долго обходиться без работы, то организовал сенокосную бригаду из пяти человек, в составе: двух старших сыновей: Владимира и меня, казаха Казбанова Ивана,Божедомова Егора и отца, а после заготовки кормов его перевели на центральную усадьбу совхоза и назначили механиком по сельскохозяйственным машинам, куда в 1956-м году он перевез и всю семью. Не имея специального образования он на практике освоил почти все инженерные профессии: работал заведующим машиноремонтными мастерскими,механиком по трудоемким процессам в животноводстве, и даже некоторое время главным инженером совхоза. И даже выйдя на пенсию он продолжал работать механиком машинного двора В 1962-м году райцентр был переведен из Теплого в Первомайск,построенный на землях и рядом с центральной усадьбой совхоза имени Володарского. Район был переименован в Первомайский, после чего началось строительство коммуникаций: отопления водоснабжения, а позже еще газоснабжения. Стали профилировать улицы и выполняли другие работы. В это же время усилилось строительство материальной базы совхоза: были построены ремонтная мастерская, строительная часть многоквартирные дома и прочее, машинный двор

Параллельно со строительством водопровода в райцентре,был заказан и изготовлен проект водоснабжения и в совхозе,а на следующий год все улицы центральной усадьбы были перерыты экскаваторами для прокладки труб, все перерыли до такой степени, что случайно спрыгнув в глубокую траншею \ около 2,5-3-х метров \,иногда ребятам приходилось долго ходить по запутанным лабиринтам, прежде чем они могли найти выход, по этому во многих местах через траншеи были положены деревянные трапы.

Однажды летним вечером отец решил идти в кино, а мы жили в 100м от клуба. Он предупредил жену и направился в клуб Настала ночь, кино и танцы в клубе давно закончились, а мы сидя на лавочке около дома все ждали отца, наконец,мать не вытерпев, говорит мне:

Ваня,, ждать теперь уже бесполезно,надо искать отца, как бы с ним чего не случилось: сердце слабое,ноги болят, может шел через траншею,оступился и теперь ходит не может выбраться. Давай иди ищи

Я взял фонарик и пошел, облазил все кусты и закоулки вокруг клуба, часа три ходил вдоль траншей, батарейки в фонарике разрядились, в полной темноте я ходил около траншей и окликал: - Папа,пап!- но никто не откликался. Далеко за полночь я пришел домой и сказал что отца нигде нет. Со слезами на глазах мать уложила детей спать, а утром решили идти в контору и просить помощи в поисках.

Проплакав всю ночь, к утру мать едва забылась, но в 5- часов уже нужно было вставать доить корову и гнать ее в стадо Она подоила корову выгнала на край поселка и когда шла домой жаловалась соседям:- Накопали кругом, ни пройти, ни проехать, вчера ушел муж в кино и до сих пор нет, теперь может быть оступился, упал в траншею и лежит

Одна из женщин переспросила:- Зин, говоришь пропал твой муж?,

- Да а что?

-Да ничего только не знаю кто это сидит у вас на лавочке:

- Где?

- Да вон гляди

- Батюшки да ведь это никак Андрюша

И она как только могла на больных ногах устремилась домой

Около калитки на лавочке сидел и улыбался, чему-то очень довольный Андрон Селиверстович и спичкой выковыривал из зубов мясо

-Бессовестный, ты где пропадал, кино кончилось, клуб закрыли, все разошлись,а тебя все нет и нет. Дети всю ночь тебя искали по траншеям, кругом. Беспокоились вдруг что случилось, а он является утром пьяненький и всем довольный. Я вот сейчас Ване скажу.

- Ладно Зин, успокойся,и Ване не говори,я козла продал Байтурсунову Тукаю.

-Подхожу брать билет в кино, а он меня ждет-

-Селиверстович, я слышал вы козла хотели продать, давай я его у тебя куплю за любую цену сколько скажешь,с зарплаты сразу отдам.

- Надо Зину спросить

-Зачем спрашивать, вы же хотели до зимы продать?.

- Хотели, а вдруг она раздумала, он много пуха дает да и крупный очень.

Ну и нечего спрашивать. Выручай Селиверстович, век помнить буду. Сашу брата женить хочу, большие гости приезжают, а угостить нечем. Водки купил, бесбармак делать надо, а свои овечки остались молодые маленькие, а надо большого барана. Продавай пожалуйста.

-Ну ладно бери

- Садись на мотоцикл в коляску, поедем в стадо ловить, без хозяина пастух не даст.

- Мы поехали,поймали козла положили в коляску, привезли, они разделали его и заварили бесбармак, а меня не отпустили,сказали если уйду,то большая обида будет. Пришлось остаться. Сейчас гости легли спать а я сразу домой. Не ругай мать, я больше не буду так делать,да и надоело за ним бегать и деньги не лишние.

Вспоминается еще один загадочный случай.

Работая зоотехником отделения он поехал в дойные гурты, проверить как проводят дойку коров, а также как и где пасут скот,как хранят молоко и прочее. Это было еще в 1950- х годах

Вечером он привез и отдал мне маленькую, диаметром около 10-12-ти мм золотую монетку, которую ему подарили рабочие,которые там копали колодец. Монета была не совсем правильной круглой формы с непонятными знаками Я был очень удивлен, какие богатства находятся

Буквально у нас под ногами, а мы о них даже не знаем.

Колодец видимо нужен был для обеспечения гурта водой для хозяйственных нужд: подмывать вымя коров,охлаждать молоко готовить пищу. И только через несколько лет,побывав в тех местах я узнал что колодцев там никогда не было и никто их не копал

И гораздо позже я вспомнил что около гуртов находится старинный, сарматских времен курган и видимо отец напугал на нем грабителей делавших раскопки и те за молчание подарили ему монету.

Я до сих пор собираюсь посетить этот курган и если там производили раскопки,то следы этой работы там должны быть еще видны,но транспорта нет, времени нет, да и здровья тоже. Вопрос остался открытым. В 1986—м году скоропостижно скончалась жена отца, наша мать Зинаида Харлампиевна Отец очень тосковал без нее, стал часто болеть и через четыре года мы похоронили его рядом с матерью,поставили памятник и сделали оградку

Мать Зинаида Харлампиевна Кузнецова \ Пудикова \

Родилась в станице Янайкино, примерно в 100 км от Уральска ниже по Уралу, теперь уже в Казахстане. В1914-м году в ноябре месяце в семье бедного казака Пудикова Харлампия Николаевича. Семья была многодетной, кроме Зинаиды в семье были еще сестры: Наталия, Пульхерия Анна,и Пана, братья: Иван, Александр, Георгий и Михаил

В возрасте 5-6-ти лет Зинаида, вместе с отступающими войсками и повстанческой казачьей армии в обозе с матерью Евдокией и всей семьей ехала вслед за отцом под натиском красных частей вниз по Уралу

 

Еды почти не было, часто голодали,ночевали под телегами на земле или в телегах под открытым небом, начались болезни, умирали дети, взрослые, возникла и все больше распространялась эпидемия тифа

Жена Харлампия, как женщина верующая, часто ходила отпевать умерших, и однажды заразилась сама и ее похоронили на незнакомом кладбище в ближайшем селении

После решения командования армии отступать в Персию, Харлампий решил повернуть назад и вернуться на родину, сдаться на милость победителей. Но по дороге на них наткнулся казачий разъезд, отца арестовали как дезертира, а подводу с имуществом и детьми вернули назад.

. Отца по законам военного времени приговорили к расстрелу, но приняв во внимание,что у него на руках пятеро детей исполнение приговора отложили. И тогда дед Харлампий во время очередной встречи с красными, когда казаки вынуждены были вновь отступать

Отстал от обоза и был захвачен в плен, а через некоторое время отпущен и после нескольких дней они вновь вернулись в родную станицу,где иногда останавливался буксир курсировавший по Уралу из Уральска до Гурьева и перевозивший на баржах: пассажиров строительные материалы, и другие товары. В команде буксира мотористом работал предприимчивый и веселый парень Агапкин Михаил, которому очень понравилась старшая дочь Харлампия Наталия, они познакомились и в начале 1930-х годов Наталия вышла за него замуж и несколько сезонов они жили на судне и однажды даже брали с собой в плавание Зинаиду, которая помогала сестре убирать палубу и по хозяйству. Они ходили по Уралу до Гурьева и заходили в несколько прибрежных сел по Каспийскому морю Жили бедно,кормились в основном рыбой, которую в селах меняли на другие продукты. По окончании навигации Михаил обосновался в поселке Январцев, выше по Уралу и много ближе к Уральску,здесь он устроился работать на мельницу и жить стало легче.

Там же обосновались дети,Егор и Анна в 80-ти километрах от Уральска

А Иван, Пульхерия, Зинаида и Александр вверх по притоку Урала реке Чагану в совхозе имени Володарского.

Зинаида работала дояркой в совхозе, а на лето дойные гурты перегоняли в степь на лучшие пастбища довольно далеко от центра

Для перевозки продукции имелся простейший транспорт: телеги запряженные волами,верблюдами или в лучшем случае лошадьми.

Молоко первоначально обрабатывали на месте в гуртах и периодически отправляли готовое масло, брынзу, творог на маслоказеиновый завод или в совхоз Во время Великой Отечественной войны в наших местах появилось множество волков, которые наносили большой урон хозяйствам,иногда напав на стадо овец,они забивали до четверти всего стада,хотя съедали всего лишь несколько голов, но волчий охотничий инстинкт хищника не давал им остановиться.

В Каргалу местные парни иногда на подводах или даже пешком ходили дружить к девчатам, ездил туда к Зинаиде и наш отец Андрон:

Скромный ласковый парень но матери он не нравился и она часто осмеивала его перед подругами, но он продолжал за ней ухаживать,а после командировок в Уральск всегда привозил ей подарки: сладости, платки, серьги и другие., но мать принимала их не всегда,а иногда отдавала подругам Андрон очень нравился сестре Пельхерии и она часто ругала Зинаиду за плохое отношение к парню.

Готовую продукцию сдавали на казеиновый завод и, по указанию бригадира доярки отвозили ее по очереди. Однажды осенью продукты погрузили на телегу, запрягли в нее двух волов и отправили Зинаиду сдать эту продукцию на завод

Около десяти часов мать ехала на завод, сдала масло и брынзу,получила документы и отправилась назад уже к концу дня,поэтому часов через пять пути наступили сумерки. Быки тихо шли по накатанной дороге, мать,сидевшую на охапке сена в телеге, стало клонить ко сну,и уже приблизившись к гуртам на 7-8 км она очнулась и в темноте вдруг увидела по обе стороны дороги светящиеся волчьи глаза,которые видимо уже давно сопровождали их:,она испугалась,стала кричать на волов, бить их хворостиной, но они по-прежнему шли шагом, а волки продолжали их сопровождать, постепенно приближаясь к повозке.

Мать стала молиться, плакать, просить мать Богородицу спасти ее.

И неизвестно по какой причине волки не напали на одинокую, беззащитную девушку и волов, но только когда стали виднеться огоньки в окнах землянок в Каргале, волки отстали.

Зинаида приехала в гурты, не распрягая волов, бросила повозку, забежала в землянку, упала на постель и заливаясь слезами рассказала о поездке, сестра Пульхерия заявила: - Так тебе и надо Зина, за тобой такой парень ходит, а ты все нос в сторону воротишь, дура ты дура, вот съели бы тебя волки, а тебя и пожалеть даже некому.

Это было последней каплей, после чего мать дала согласие выйти замуж за нашего отца Андрона, с которым они прожили 50 лет в любви, мире, и согласии, родив и воспитав десять человек детей трое из которых еще в военные годы умерли в младенческом возрасте

В приданное от отца Зинаида получила подушку а мать отца уступила им свою кровать, а сама стала спать на сундуке за печкой

У матери отношения с свекровью не сложились с первых дней. Матрена была староверка и все что делала сноха ей не нравилось, хлеб печь она ей не доверяла, белье свое всегда стирала только сама, к всему что делалось руками не староверов она относилась с брезгливостью и постоянно поучала сноху как и что делать, поэтому до самой смерти мать также относилась к ней не всегда доброжелательно. Однако она никогда не показывала даже вида недовольства Мать очень тосковала о старшем сыне Владимире, когда он уехал учиться в Орск, а потом на воинскую службу в Псков, она часто садилась у стены на которой висела картина нарисованная им перед отъездом на которой был изображен зимний лес покрытые снегом редкие березы и осины, под высокими кронами которых летели несколько грачей в преддверии приближающейся весны, среди деревьев вьется уже начавшая подтаивать извилистая дорога к видневшейся вдалеке избушке, на санях запряженных лошадью сидит спрятавшись в полушубок человек, лошадь бежит легкой трусцой и столько реализма было в этой картине, что казалось сейчас лошадь,как это обычно бывает, махнет хвостом. Мать очень дорожила этой картиной, и иногда присев перед ней смотрела и приговаривала: -Как там теперь живется моему сыночку на чужбине, даже голову приложить некуда, хоть бы одним глазочком посмотреть. Несмотря на то что она была практически безграмотной, окончившей в 30-х годах курсы ликбеза, т, е.только научившихся писать и читать Писала она конечно не зная правил правописания, без запятых и других знаков припинания и иногда даже не употребляя заглавных букв, но тем не менее она у нас считалась самой грамотной. Письма родным и знакомым писала только лишь она всегда вовремя и очень подробно Можно удивляться откуда у безграмотной женщины столько наблюдателности, юмора и удивительной способности ярко и красочно описывать увиденное

Она знала очень много народных поговорок и афоризмов, иногда по простому метко обозначая мысль: так по аналогии \ Яблоко от яблони далеко не падает \ говорила \Что бирюк жрет, то и сереет \ Подбадривая детей уставших от однообразной и тяжелой работы говорила \Двое, трое не как один. Молодцы! Скоро кончим, немного осталось. \ О лентяях, боящихся сложной работы говорила Что же ты ведешь себя как плохая лошадь \ Горы еще нет а ты шлею уже обосрал \ Опоздавшему говорила: -Когда зовут нужно идти сразу иначе будет \Спящему, гулящему –блюдечко с дырочкой \ т.е.можешь ничего не застать Напутствие на трудную работу \Глаза страшатся а руки делают \,..

Зинаида Харлампиевна за воспитание детей была награждена дважды медалями материнства первой и второй степени

Отец Зинаиды Харлампий родился в 1872-м году в семье бедного уральского казака Николая Пудикова в станице Янайкино вниз по Уралу примерно в 100 км от города Уральска в семье которого были еще,окончившей в 30-хдве дочери и два сына.

Жили бедно, благо не было недостатка в рыбе, ее сушили, вялили готовили для обмена на хлеб,которого не было совсем, т к. обрабатывать землю было нечем,да и постоянные воинские сборы отнимали много времени, но у прадеда Николая имелось два гладкоствольных ружья и борзые собаки с которыми он занимался охотой, добывал лис и зайцев.

Летом Николай с подрастающими детьми косил сено, которым снабжал вдов, потерявших своих кормильцев во время службы. Для своего небольшого хозяйства также требовалось корм. Он имел: корову,поросенка, несколько овец, курей, гусей и строевого коня.

Подходило время для призыва на службу сына Харлампия, денег для его снаряжения и покупки коня не было и по существующим правилам было принято решение снарядить его за счет общественных станичных средств. На скотном базаре в городе Уральске Харлампию купили строевого коня, а седло, сбрую и оружие выделили на общественных началах станичники.

Прадед Николай был мастером на все руки, он плел для станичников плетни на изгороди и строительства сараев, изготавливал мордушки, корзины и катцы для ловли рыбы, также умел хорошо выделывать кожи: бычьи, овечьи, волчьи лисьи, барсучьи из которых умел шить: тулупы шапки рукавицы и обувь: сапоги, ичиги, тапочки. Деньги вырученные за оказанные услуги он расходовал на покупку зерна на помол, проса для каш, и кроме того он изредка занимался охотой Подрастающие дети к началу 20-го века уже хорошо помогали отцу,но приближались тревожные революционные годы и Гражданская война. Судьба разбросала по России, имевших уже свои семьи сыновей и дочерей и след их бесследно затерялся и прадед остался один, в каком году и где он скончался к сожалению неизвестно

Харлампий Николаевич в 18-ти летнем возрасте женился на Евдокие, казачке из своей станицы, и до начала Гражданскрй войны они уже имели пять детей. После призыва на службу он еще совсем молодым казаком попал в команду охраны царя Александра- второго в Варшаве, принимал участие в германской \первой мировой войне \ пришлось пережить много лишений и страданий

В полной неизвестности о состоянии семьи в родных местах на далеком Урале, только надежда, что даст боги он останется жив и вновь увидит свою семью, неизвестно как живущую без хозяина, переложившего на плечи одинокой женщины, всю тяжесть условий военного времени,без всякой помощи, и только слабая надежда на возвращение живого и невредимого мужа, поддерживали Евдокию

Уральские казаки всегда отличались от других казачьих войск: донских, кубанских, терских и других, своей верностью присяге: служить во благо бога, царя и отечества безукоризненной исполнительностью, поэтому служба охраны царя чаще всего комплектовалась из казаков Уральского казачьего войска

У рода Пудиковых был отличающий их родовой дефект, отсутствие третьей фаланги на пальцах рук, в результате такой же дефект был у сыновей Харлампия: Ивана, Георгия и Александра. Из-за этого дефекта Харлампию иногда с трудом приходилось держать в руке рукоятку сабли и поэтому Харлампий привязывал к ней тонкий ремень,которым перехлестывал кисть руки,не боясь уже выронить оружие во время боя. Судьба оказалась благосклонной к Харлампию и после всех тягот и лишений; неразберихи, и бездарности верховного командывания, он вернулся с германской войны 1914-го года домой без единой царапины и с Георгиевским крестом на груди

Не успели казаки как следует отдохнуть после войны, как началась Октябрьская революция, а за ней Гражданская война, в которой почти все Уральское войско, за малым исключением, было втянуто в составе белогвардейской армии, в войну против большевиков за свободу казачьих земель. Пудиковы всегда отличались веселым характером, во всей окружающей их жизни, несмотря на все трудности они не теряли присутствия духа и находили в любой ситуации что-то смешное, не видимое для других.

За веселый нрав и добродушие они всегда пользовались уважением всегда группировались товарищей, так как особенно в фронтовых условиях, именно вокруг таких людей всегда группировались люди уставшие от окопной грязи крови, смертей товарищей,нелепых приказов и прочего. И даже по возвращении в станицу дед Харлампии иногда, сидя на бревне около своей хаты шутил над молодыми ребятами, спрашивая их -Хотите я научу вас как сделать, чтобы не было насморка?

В те времена в селах ребятишки при насморке почти всегда пользовались рукавами одежды и через некоторое время рукава начинали блестеть, как начищенные сапоги у казаков перед парадом

- Покажи дедушка, мы тоже так делать будем

-Смотрите, нужно лучше чистить нос пальцем, и глубже, смотрите как я делаю

Он вставлял палец в ноздрю, а так как палец короткий, то казалось что он действительно вставлен чуть ли не до глаз Увидев этот фокус ребятня начинала пробовать делать также,но не получалось и они жаловались деду, а, он посмеиваясь в усы, и с хитринкой глядя из под густых бровей, подбадривал их,чтобы они лучше старались и постепенно все получится И всегда,в какой бы компании он не появлялся, около него самые серьезные разговоры переходили на шутки, возникал смех.

Все Пудиковы, видимо от деда были небольшого роста, где-то чуть больше 160-ти см, но отличались сообразительностью, веселым нравом и сердобольностью. Они всегда были готовы прийти на помощь и помогали всем,если это было в их силах. Этими же чертами обладали сыновья:Иван,Александр,Георгий и Михаил. А также его дочери: Наталия, Пульхерия, Зинаида,Анна и Пана.

Во время Гражданской войны Харлампий воевал в рядах повстанческой белой армии. Обороняя Уральск, и после того как город был занят красными войсками повстанческая армия отступала вдоль Урала на низ в сторону Гурьева, и не могла закрепиться и дать отпор красным ни в одной станице через которые проходили: Бударин, Лбищенск, Мергенев, Сахарный так как армия остро нуждалась в продовольствии, боеприпасах, оружии, обмундировании, фураже для коней и медикаментах. Кроме того на оперативности подразделений сказывалось то что многие казаки отступали вместе с семьями, которые следовали за ними, в обозе. А когда видя безвыходное положении, командывание Уральского казачьего войска вынуждено было принять решение от Гурьева уходить через пески за границу России в Персию.Начался голод, тиф, от бескормицы падеж коней, раненых нечем было лечить и они умирали.


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.038 сек.)