АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Персоналии

Читайте также:
  1. Персоналии.

Августин Аврелий, Августин Блаженный (340-430 гг.) – крупнейший христианский мыслитель, богослов. Главные произведения: «Исповедь», «О Троице», «О граде Божьем». Учение А. определяет характер и содержание западного богословия в средние века, становится каноном для христианской философии. Учение А. основано на фундаментальных христианских догматах: монотеизма, креационизма, провиденциализма. Бог – высшая абсолютная сущность, из первичности Бога следует превосходство души над телом, воли и чувств над разумом.

Аристотель ( 384 -322 гг. до н. э.) – древнегреческий философ. С 17-летнего возраста в течение 20 лет пребывал в Академии Платона, покинув которую, путешествовал, был учителем Александра Македонского. После долголетних странствий вернулся в Афины, где организовал собственную философскую школу – Ликей. Им были созданы новые научные направления, были разработаны основы формальной логики, произведена классификация наук, определены их предмет и методы. Главные произведения А.: «Метафизика», «Органон», «Политика». В учении А. исследуется онтологическая (учение о бытие), гносеологическая (учение о опознании), этическая, социально-политическая и естественно-научная проблематика. Материя – первичный материал, потенциал вещей.

Наиболее разработанной областью философии А. является сфера политических отношений. Управление обществом возлагается им на среднезажиточные слои населения (средний класс). Государство – логически наиболее развитое состояние общества, которое сменяет другие естественные формы общения людей: семью и поселение. Человек как «животное политическое» не может жить вне государства, формами организации которого является монархия, аристократия и «полития» (правильные формы). Им соответствуют «испорченные формы»: тирания, олигархия, демократия. Лучшая форма правления – полития, худшая – демократия. Частная собственность – основа государственной стабильности, важнейший фактор трудолюбия в земледелии и ремесле.

Арон Раймон (1905-1983) – французский философ, политолог, социолог и публицист. Важным этапом в его творчестве стала публикация в 1955 г. книги «Опиум для интеллигенции», получившей широкую известность. Сам А. последовательно отстаивал принципы либеральной идеологии и в своих работах неоднократно обращался к проблеме соотношения, взаимозависимости свободы и равенства. По его мнению, государство должно создавать законы, обеспечивающие свободу, плюрализм, достоинство граждан, их политическое и социальное равенство, а также гарантировать соблюдение этих законов. Арон является одним из создателей теории индустриального и постиндустриального обществ. Сравнивая различные типы индустриальных обществ, А. приходит к выводу о главенствующей роли политике по отношению к экономике.

Бакунин Михаил Александрович (1814 – 1876) – русский революционер, теоретик анархизма. Является автором таких трудов как «Государственность и анархия», «Федерализм, социализм, антителеологизм». Б. рассматривал механизмы возникновения государства, его роль в жизни общества как исторически необходимое зло. Государство, согласно Б., лишь временная форма. Обреченная на гибель. С государством, утверждал Б., должны погибнуть право, законодательство, правительство. Общество будет строиться как свободное объединение индивидов, общин, наций. Принципами такого объединения являются автономия, справедливость, свобода. При этом Б. считал, что социализм без свободы является рабством.

Белл Даниел (род. 1919) – американский философ, социолог, политолог, футуролог, публицист, сторонник технологического детерминизма.

Основные работы: «Конец идеологии», «Грядущее постиндустриальное общество», «Культурные противоречия капитализма». Б. – один из авторов деидеологизации, предполагающей исчезновение в современном обществе идеологии как выражения ограниченного классового интереса и замену её комплексными разработками специалистов. Б. считал свою теорию «постмарксистской». С позиции этой концепции социальные революции заменяются научно-технической революцией (НТР), посредством которой разрешаются противоречия капиталистического общества, которое превращается в новую социальную систему, где доминирующее положение приобретают научные организации, а политическая власть находится в руках научных специалистов.

Бердяев Николай Александрович (1874-1948) – русский религиозный мыслитель, создатель философии свободы и творчества экзистенциального типа. Известные его работы: «Философия свободы», «Смысл творчества», «Философия нравственности». Для конкретного человека главная проблема - собственное существование, поиск смысла в «абсурде жизни». Главной задачей является совершенствование человека. Постоянно преодоление им собственной культурной ограниченности. Человек должен сам ценностно организовать мир. Построить для себя шкалу высших ценностей. Это неимоверно трудная задача обрекает человека на одиночество, неотделимое от страха и страдания. Однако постоянный прорыв человека к истине, добру, красоте и есть становление «богочеловечества» как цели существования земного мира.

Булгаков Сергей Николаевич ( 1871-1944 ) – русский религиозный философ, публицист, общественный деятель. Основные труды: «От марксизма к идеализму», «Философия хозяйства», «Философия имени». Под влиянием идей Вл. Соловьева пытался осуществить синтез науки, философии и религии.

Центром мироздания является человек, в процессе трудовой деятельности которого природа осознает себя, «очеловечивается». Подлинным субъектом исторического действия являются не личности, не отдельные народы, а человечество в целом. История заканчивается «всемирно-исторической катастрофой и мировым пожаром». Все. Что происходит в этом мире в области хозяйства, права, культуры, политического устройства (капитализм, социализм, демократия), имеет значение лишь в связи с тем. Что совершится «в недрах мира между человеком и Богом».

Бэкон Френсис (1561 – 1626) – английский философ, писатель, политический деятель. В произведениях Б. ярко проявляется духовная атмосфера Нового времени, эпоха становления промышленного капитализма, ориентированного на новую экономическую науку и политические преобразования. Цель научного познания – практическое преобразование природы. Наука – автономна, научная истина не зависит от религии, цель которой – служить основой политического и нравственного объединения людей. Был идеологом просвещенной монархии. Развитая наука, техника и торговля, научно разработанная технология управления - фундамент процветающего государства.«Знание – сила!» - лозунг Б.

Вебер Макс (1864 – 1920) – немецкий социолог, философ, историк. Идеи В. оказали влияние на развитие всего комплекса социально-гуманитарных наук в XX в.

.Внес вклад в исследование проблем методологии гуманитарного знания, в учение об обществе, разрабатывал проблемы философии и социологии политики, религии, этики, социального управления. Основные работы: «Хозяйство и общество», «Протестантская этика и дух капитализма». Является основоположником «понимающей социологии», в центре которой изучение социальных действий как движущих факторов всего человеческого существования в его универсальности. В. считал, что социология должна быть «понимающей» в том смысле, что она позволяет интерпретировать социальные действия людей, в которых присутствует два момента: 1) субъективная мотивация индивида, который вкладывает в свой акт определенный смысл; 2) ориентация на поведение других людей. В качестве инструмента понимания социальных действий В. предложил идеально-типичные модели поведения индивидов, которые различались по степени рациональности, присутствующей в них. В. выделил следующие типы действия: 1)целерациональное, 2) ценностно - рациональное, 3)аффективное, 4) традиционное. В современных обществах будут увеличиваться целерациональные действия, и поэтому социальную основу будущей человеческой цивилизации составят: рациональная экономика, нашедшая свое выражение в капиталистических общественных отношениях; рациональное право и управление, опирающиеся на рациональную бюрократию; рациональное денежное обращение; рациональная религия.

В своей философии политики выделил три типа легитимной власти: легальный, традиционный, харизматический.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) представитель немецкой классической философии, создатель системы диалектического объективного идеализма. Основные произведения: «Феноменология духа», «История философии», «Философия религии», «Философия права». Исходным понятием философии Г. является «абсолютная идея». Содержанием философии Г. становится проблема развития, постановка которой отразила эпоху революционного становления буржуазного общества. Внутренний импульс развития предоставлен диалектической категорией «противоречие». Механизмом развития является известная триада Г.: тезис, антитезис и синтез. Абсолютная идея предстает в трех формах: чистая логическая сущность (тезис), инобытие идеи – природа (антитезис) и различные формы духа (синтез). Посредством созданного им диалектического метода Г. переосмысливает суть и содержание современной ему культуры. Мировая культура рассматривается как сфера проявления творческой силы «мирового разума», а история – как прогресс духа в сознании свободы. Объективный дух зависит независимо от воли и желаний людей, используя их страсти для достижения своих целей. Конкретные индивиды и народы являются органами, орудиями мирового духа.

Гоббс Томас (1588-1679) – английский философ, идеолог крупной буржуазии. Основные работы: трилогия «Основы философии» («О теле», «О человеке», «О гражданине»), «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Государство рассматривает, в отличие от природы («естественного тела»), как «искусственное тело», как продукт и результат разумной деятельности человека, а не Божественного установления. Способом развития государства является «общественный договор», посредством которого из догосударственного «естественного состояния» «войны всех против всех» создается общество. Цель образования государства – установление всеобщего мира и гарантированной безопасности для всех. Естественные права, которыми обладает каждый в естественном состоянии, свобода, равенство, по общественному договору отчуждаются от индивидов и передаются государю или государственным органам. Государство, которое Г. называет великим Левиафаном, заменяет эгоистические законы природы общественными законами.

Гелбрейт Джон Кеннет (род.1908) – американский экономист. Самая известная работа – «Новое индустриальное общество». Г. обосновал собственную концепцию «индустриального общества», сформулировал такое понятие как «индустриальная система», в которой господствующей становится «зрелая корпорация». По мнению Г., бразды правления в зрелой корпорации переходят к «техноструктуре» - группе людей, которая «направляет деятельность предприятия, является его мозгом». Г. считает, что для современной корпорации основной целью становится не прибыль, а высокий темп роста, что соответствует интересам общества, служит трансформации капитализма, при чем не только экономики, но и его идеологической, политической сфер, как непосредственного результата научно-технического прогресса.

Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885 ) – русский философ, социолог. Впервые обосновал идею множественности и разнокачественности человеческих культур, отрицающую всемирную историю, её линейный характер.

Основой его концепции является теория «культурно-исторических типов», каждый из которых по-своему отражает «идею» человека. Д. насчитывает 10 полноценных исторических типов культуры. Культурно-исторические типы представляют собой уникальные общественные структуры, со своей исторической судьбой.

Конт Огюст (1798-1857) – французский философ, социолог, основоположник позитивизма. Ввел в научный оборот понятие «социология». Позитивные знания – это «истинно доступные нашему уму и полезные для нас» знания, которые К. противопоставлял нереальным знаниям, противоречащим здравому смыслу. Общество рассматривал как систему, которая в свою очередь состоит из подсистем. Основное открытие К. – «закон трех стадий». Этот закон есть проявление в общественной жизни органического закона эволюции. Все исторические явления проходят три стадии развития: теологическое состояние (господство бездоказательных иллюзий, посредством которых человек организует собственную жизнь); метафизическая стадия (религиозные фантазии заменяются философскими абстракциями, выражающими всеобщие объективные причины и основания конкретного мира); позитивная стадия, на которой формируется точная (без фантазий и иллюзий) оценка реальности. На основе каждой стадии складывается определенный тип социальной организации. Главная заслуга К. в социологии в обосновании необходимости научного подхода к изучению общества, выделения социологии как самостоятельной науки, познания законов общественного развития в целях осуществления социальных преобразований во благо общества.

Конфуций (551 – 479 до н.э.) – латинизированная форма китайского имени Кун

Фу – Цзы, Кун Чжунни. К. неоднократно заявлял, что именно человек - центральная тема его учения. К. широко использует для философской мысли Китая термины «ли» и «Дао». Ли – это ритуал, традиции, предписания, обряды, обязательность неукоснительного следования которым и составляла одну из основ конфуцианского учения. Дао – это путь, для К., в первую очередь, это комплекс его идей, принципов и методов, суть его учения, с помощь, которого он наставлял человека на путь истины, воздействовал на него. К. наделяет «благородного человека» такими качествами как справедливость, приветливость, скромность, почтительность, осторожность, умение сдерживать свои желания. «Благородный муж» никогда не останавливается на достигнутом, а постоянно занимается самосовершенствованием в надежде постичь Дао – путь.

Кропоткин Пётр Алексеевич (1842-1921) – великий русский мыслитель, революционер, выдающийся теоретик анархизма, социолог, специалист по этике. Основные работы: «Коммунизм и анархия», «Современная наука и анархия». Отрицательно относился к представительной демократии парламентских выборов. В государстве видел источник насилия, войн, неравенства и разделения общества на классы. Столь же отрицательно относился к частной собственности, резко критиковал учение К.Маркса за «неподвижность», увлечение абстракциями. Его идеалом является общество, представленной федерацией свободных, добровольных ассоциаций и организаций граждан.

Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924) – теоретик марксизма, организатор и вождь Коммунистической партии СССР и мирового коммунистического движения, основатель Советского государства.

В своих работах развивал идеи марксизма применительно к новым историческим условиям пролетарской революции, диктатуры пролетариата и построения социализма в «одной, отдельно взятой стране». В качестве важнейших проблем марксисткой философии рассматривал анализ империализма как высшей и последней стадии капитализма, как кануна пролетарских революций; государства, его классовой сущности, функций и исторической перспективы. Последней форму государства считает диктатуру пролетариата, основной задачей которого является построение коммунистического бесклассового общества, а следовательно и без государства.

Локк Джон (1632-1704) – английский философ – просветитель, публицист. Родоначальник английского буржуазного либерализма, теоретик «новой буржуазии». Главный философский труд – «Опыт о человеческом разуме». Важнейшую роль в жизни человека он отводил государству, которое. Прекращая естественное состояние, должно гарантировать сохранение важнейших «естественных прав»: свободы личности и частной собственности. Исходным пунктом построения государства у Л. Является естественное состояние и общественный договор. Верховная власть, основанная на свободе человека, не может быть абсолютной.

Высшей властью у Л. Обладает закон, которому должно подчиняться само государство, если же государство нарушает закон, народ имеет право расторгнуть общественный договор и образовать новое правительство. Сувереном в таком случае является народ, нация. Л. Последовательно проводил идею ограничения монархической власти, разделения властей, отделения законодательной верховной власти от исполнительной.

Макиавелли Николо (1469-1527) – итальянский политический деятель, историк, драматург, публицист. Основным предметом исследования являются принципы построения и правила регулирования политических отношений в государстве и между государствами. Целью практической политики М. считал создание независимой умеренно демократической республики, для построения которой в условиях политической раздробленности Италии необходимо использовать механизмы деспотической власти в интересах нации и Родины. Родина – главная ценность, посредством которой организуется пространство политической политики, определяются содержание и структура политических отношений. Слава и независимость отечества должны стать личным смыслом и мотивом индивидуальных поступков. В новых условиях всё, даже религия, меняет свой смысл. Религия становится инструментом государственной власти, а нормы морали – способами функционирования властных отношений. Политики, а не религия становится обоснованием морали. Для сохранения порядка и законов возможно применение обмана и насилия, иначе смута ослабит государство, и оно станет легкой добычей, как врагов государя, так и врагов нации. Главное оружие правителя – страх, он должен внушать страз своим подданным, а не стремиться завоевывать их любовью. Однако это оружие надо использовать с умом, народами правит не сила как таковая, а сила разума.

Маркс Карл Генрих (1818 – 1883) – основоположник диалектического и исторического материализма, марксисткой политической экономии, теоретик и идеолог пролетарского революционного движения. Главное произведение - «Капитал», в котором был разработан метод материалистической диалектики применительно к анализу политэкономической жизни общества, развито материалистическое понимание истории, исследованы законы движения капиталистического способа производства, обоснована неизбежность коммунистического общества. С позиции диалектики развитие представляет собой процесс, внутренней причиной которого является противоречие, разрешающееся посредством «снятия» (отрицания) предшествующих этапов и как бы возвращения к ним, но на более высоком уровне (отрицание отрицания). Развитие представляет собой как скачкообразный, спиралевидный, революционный, катастрофический (перерывы постепенности) процесс бесконечного прогрессивного изменения. Основным принципом материалистического понимания истории стала категория общественно-экономической формации. Формационный подход к анализу истории позволили М. за историческими событиями увидеть тенденции развития, определить роль классов и классовой борьбы в историческом прогрессе, особенности развития капиталистического общества, перспективы развития государства. М. открыл метод научного изучения истории как единого, всемирного закономерного процесса.

В области политической экономии М. разработал теорию прибавочной стоимости, рассмотрев движение капитала (кругооборот), в ходе которого капитал проходит стадии производства и обращения, увеличивая свою стоимость за счет неоплаченного труда рабочей силы.

Маршалл Альфред (1842 – 1924) – английский экономист. Исследовал проблемы установления рыночного равновесия и механизм рыночного формирования цен. При этом три основных параметра рынка: цена, спрос и предложение – рассматриваются им во взаимодействии. При идеальной рыночной ситуации равновесные цены устанавливаются при равенстве спроса и предложения. М. предложил графическое изображения рыночного равновесия, которое получило название «крест Маршалла». М. подробно рассмотрел влияние спроса и предложения на цену товара в различные временные интервалы. М. разработал концепцию эластичности спроса по цене, теорию потребительского поведения, которые легли в основу микроэкономического анализа.

Монкретьен Антуан (ок.1575 0 1621) – французский экономист, сторонник меркантилизма. Его основной заслугой считается то, что он ввел термин «политическая экономия», который впервые появился в 1615 г. в книге «Трактат о политической экономии».

Монтескьё Шарль Луи (1689 – 1755) – французский философ – просветитель, историк, писатель. Отказался от формалистического мышления о праве и пытался объяснить законы и политическую жизнь различных стран и народов, исходя их природных и исторических условий. Монтескьё развивал вслед за Локком теорию разделения властей.

Мор Томас (1478 – 1535) – английский философ, писатель, гуманист, крупный политический деятель. Наибольшую известность приобрела его книга «Утопия», буквальный перевод с греческого означает «Нигде». В ней описывается жизнь общества на неком острове Утопия. Экономической основой социального устройства Утопии является общественная собственность на средства производства и на результаты общественного труда. Основой благосостояния является труд всех граждан в сфере ремесленного производства и в сельском хозяйстве (по очереди в течение двух лет), что делает возможным распределение продуктов по потребности. Тяжелую грязную работу выполняют рабы (военнопленные и наказанные преступники). Государственная власть и священники выбираются. Все, в том числе и женщины, имеют равные права. На острове существует свобода вероисповедания. «Утопия» стала началом зарождения социалистической утопии.

Ницше Фридрих (1844-1900) – немецкий философ, родоначальник «философии жизни». Главной задачей философии Н. стала радикальная переоценка ценностей. В его произведениях представлен новый опыт миротолкования, основанием которого является «жизнь», понимаемая как становления, неравенство и борьба энергий. С этой позиции критикуется понятие прогресса как ложная идея, снижающая волю к власти, способствующая исчезновению высшего типа человека и распространению «маленького», «стадного» человека, мировоззрение которого ограничено поиском порядка бытия, цели и смысла жизни. Мировоззренческой альтернативой понятию прогресса является идея «вечного возвращения», выражающая особую способность принятия жизни высшим типом человека, его устремленность к свободе и творчеству, к идеалу «сверхчеловека». Культура есть движения человека вспять. Н. утверждал, что Бог больше не является мерой и смыслом земной жизни. Жизнь – постоянное самовыражение, осуществляющееся в творчестве новых форм. В отличие от «маленьких людей», творцы стремятся не к цели, а к идеалу. Таким образом, «воля жизни» и «вечное возвращение» становятся в учении Н. основаниями построения своеобразной этической онтологии – онтологии свободы.

Платон Афинский (427 – 347 до н.э.) – древнегреческий философ. Настоящее имя Аристокл. Главные произведения: «Государство», «Пир». «Федон», Федр», «Политик». Первооснова мира – мир идей. Реальные вещи лишь тени идей. Мера всех вещей – Бог. Утверждение реальности сверхчувственного – важнейшее открытие П., определившее пути развития западноевропейской рациональности. Истинная политика есть попечение и спасение душ, и в этом плане она совпадает с философией, поэтому правитель должен быть философом. Принципами устройства идеального государства являются фундаментальные античные ценности: мудрость, мужество, умеренность. Их гармоничное единство позволяет достичь блага государства – справедливости. Идеальное государство состоит из трех классов: 1) земледельцы, ремесленники, купцы для которых характерна такая добродетель как «умеренность»; 2) воины, стражи должны обладать такой добродетелью как «мужество»; 3) правители-мудрецы должны управлять государством. При правильном правлении монархия – наилучшая фора устройства государства. Частная собственность – это источник зла и несправедливостей.

Плеханов Георгий Валентинович (1856 – 1918) – русский философ – марксист. Один из основателей российского социал-демократического движения. Материалистический тезис «бытие определяет сознание» является исходным принципом всех теоретических построений П. Первоосновой общественной жизни, по мнению П., является географическая среда, непосредственной причиной развития общества – способ производства, господствующий в данную историческую эпоху. Конкретизируя причины исторических изменений. П. говорит о решающей роли народных масс в истории.

Рикардо Давид (1772 – 1823) – английский экономист. Последователь трудовой теории стоимости. Он считал капитализм самой рациональной системой хозяйствования, а норму прибыли – основным стимулом производства и дохода. Так же как и Смит, Р. был сторонником трудовой теории стоимости. Которую дополнил идеей о том, что в основе цены труда – заработной платы – лежит стоимость средств существования рабочего и его семьи. Таким образом, р. поставил вопрос о естественной (реальной0 стоимости труда, прожиточном минимуме. Который. По его мнению, зависит от исторических условий. Традиций и сложившихся норм потребления. Р. занимался разработкой концепции денежной эмиссии и денежного обращения, которые должны контролироваться государством.

Руссо Жан – Жак (1712 – 1778) – французский философ-просветитель, писатель, композитор. Пытался доказать, что рука об руку с прогрессом культуры идет падение нравственности. Все является добрым, поскольку выходит из рук Творца, но вырождается под руками человека. За его лозунгом «Назад к природе1» срывался натурализм, который недооценивал значение общественных социальных связей и неравенства между людьми. Воспитанию он предписывал задачу устранения всего. Что тормозит естественное развитие, и создания для воспитания наилучших условий. Причину неравенства видел в возникшей в результате обмана частной собственности, перераспределение которой всем поровну представлял в качестве реального пути уничтожения неравенства. Идеалом политического устройства считал демократическую республику.

Сен – Симон Клод Анри (1760 – 1825) - французский мыслитель, социолог, социалист – утопист. В учении С.-С. Значительное место занимают размышления о роли науки в истории общества, о механизмах общественного развития; проблем прогресса, его ступеней, критериев; утопические планы создания общественного строя как «промышленной системы». С.-С. Впервые в истории социальной мысли рассматривает общество как закономерно развивающийся целостный организм. Прогресс, по мысли философа, есть поступательное движение человечества от низших форм к высшим, ориентирующимся на позитивное, т.е. научное знание.

Смит Адам (1723 – 1790) – шотландский экономист и философ, один из основателей политической экономии. Основное в учении С. – идея экономического либерализма, минимального вмешательства государства в рыночное саморегулирование на основе свободно складывающихся под воздействием спроса и предложения цен. При этом возможно достижения максимального удовлетворения потребностей и органического сочетания личных и общественных интересов. Таков процесс саморегулирования рыночной экономики С. называл «невидимой рукой». Именно он заложил основы налоговой политики государства. Внес значительный вклад в теорию стоимости, определяя стоимость товара затраченным на его производство трудом, показал огромную роль производительности труда как создателя стоимости. Подчеркнул значения разделения труда как условия повышения его производительности.. Кроме того ввел понятия основного и оборотного капитала и применил эти определения ко всему функционирующему капиталу, независимо от сферы его применения. С. считается «отцом классической политической экономии».

Соловьев Владимир Сергеевич (1853 – 1900) – русский религиозный философ, поэт, публицист. Делом всей жизни было создание православной философии. Стремился соединить полноту содержания духовных созерцаний Востока с «логическим совершенством западной формы». Выдвинул идеи «всеединства» и «богочеловечества».

Сорокин Питирим Александрович (1889 – 1968) – российско-американский социолог. Разработал современную теорию социально стратификации и социальной мобильности. Абсолютное равенство индивидов «утопично. Неосуществимо и социально вредно», а та лил иная социальная дифференциация всегда была и будет, хотя критерии её исторически меняются. В основе его стратификации – «критерий важности» социальной группы, т.е. сила её давления на поведение других людей, на общественное развитие. С. впервые обратил внимание на необходимость учета не только межгрупповых, но и внутригрупповых статусных различий. Высокую социальную мобильность рассматривал как признак демократического, стабильного, развивающегося общества. Центральной темой его творчества является концепция социокультуры, социокуьтурной динамики, где интегральный характер его социологии проявлялся особенно ярко и полно. Он внес существенный вклад в разработку основ цивилизационной теории, которая противопоставлялась им марксисткой теории формационного развития.

Спенсер Герберт (1820 – 1903) – английский философ и социолог, представитель первого этапа позитивизма. Автор эволюционной теории общественного развития. Эволюционные изменения представляют собой механизм перехода от менее связной формы к более связной, от гомогенного, однородного состояния к гетерогенному, неоднородному, от неопределенного к определенному. Предел, который эволюция не может перешагнуть, это равновесие системы. Нарушение равновесия ведет к распаду, который со временем, становится началом нового эволюционного процесса. Цикличность развития и распада присуща абсолютно всему. Общество – часть природы. Оно не создано Божьей волей, не возникло в результате «общественного договора». Общество функционирует по законам живого организма. Социальные революции С. рассматривал как болезнь общества.

Тойнби Арнольд (1889 – 1975) – английский историк и философ, автор теории циклического развития цивилизаций. Центральное понятие философии Т. – «цивилизация». Цивилизации представляют собой общества с более широкой протяженностью, как в пространстве, так и во времени, чем национальные государства. Т. говорил о существовании в истории 21 цивилизации. К настоящему времени их осталось пять: западная христианская, православная христианская, исламская, дальневосточная, индуистская. По его мнению, цивилизации могут влиять друг на друга, они не замкнуты.Чтобы возникла цивилизация необходим «вызов» - стимул: стимулы бесплодной земли, стимул давления, стимул ущемления (бедность, рабство). Правящее меньшинство не может дать ответ на вызов, стоящий перед обществом и грозящий ему разрушением. Тогда возникает новое творческое меньшинство, которое способно дать ответ. Зарождается новая цивилизация.

Фома Аквинский (1225/1227 – 1274) – крупнейший средневековый философ-схоласт, основатель томизма. Предметом разума для Ф. является природа, где возможно объективное познание, таинства христианской религии содержаться только в вере. Бога описывает как первопричину и конечную цель, а также как чистую форму и высшее совершенство. Познание – высшая функция человека, смысл его жизни, а Бог – неисчерпаемый, бесконечный предмет познания. Высшей формой нравственности является религия. Поскольку человек по природе существо общественное и политическое, государство является формой совместной деятельности людей. Главная задача правителя заключается в заботе об общем благе, о сохранении гражданского мира, о справедливом устройстве общества. Наиболее продуктивной формой правления считал монархию.

Фрейд Зигмунд (1856-1939) – австрийский врач, психолог, основатель психоанализа. Ф. прославился открытием сложных конфликтных отношений между сознанием и неосознаваемыми, но нарушающими нормальное поведение человека психическими процессами. Ф. пришел к выводу, согласно которому пространство психики включает в себя три инстанции: бессознательное, подсознательное, сознательное. Чтобы понять нынешние трудности во внутренней жизни индивида, надо вернуться от настоящего к ранним этапам его жизни, к детству, к ранним этапам человеческой культуры, сформировавшей сегодняшние невротические институты, верования, традиции. Смысл сегодняшних событий заключен в далеком прошлом.

Шпенглер Освальд (1880 – 1936) – немецкий философ, представитель «философии жизни». Наиболее известен своей работой «Закат Европы», в которой он предсказал гибель западной европейской цивилизации. Основной категорией понимания культуры у Ш. является понятие «жизнь». Культура предстает как высшее проявление жизни. Жизнь – бесконечный процесс самозарождения и естественной смерти культуры. История человечества рассматривается им не как единый всемирный линейный процесс перехода от одной стадии к другой, а как множество, раздробленное на восемь локальных, замкнутых, не связанных друг с другом «закрытых» культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, Греко-римская, западноевропейская, культура майя и пробуждающаяся русско-сибирская культура. Единственным общим свойством всех культур являются жизненные циклы, которые проходит каждая из них. Каждый цикл длится от 1200 до 1500 лет. Переход от культуры к цивилизации означает замену творчества спортом, литературы – варьете, поэзии – наукой, героев – инженерами. Для цивилизации характерна глобализация всех форм человеческого существования: экономики, политики, науки, техники, демократия и социализм. Универсальным способом существования цивилизации является тотальное насилие. Определяющей чертой цивилизации становятся мировые войны за мировое господство, которые приводят к самоистреблению, к гибели культуры.

Ясперс Карл (1883 – 1969) – немецкий философ и психиатр, один из основателей экзистенциализма. Одна из основных идей для Я. – проблема «человек и история». Человек вынужден каждый раз двигаться к неизвестному. При этом человек «доопределяет» себя, «посредством себя человек становится тем, чем он может быть, но ещё не есть». Философию человека, вновь и вновь выходящего за пределы собственного эмпирического существования, трансцендирующего, Я. называет философией экзистенциализма. Синонимом трансценденции, запредельного, непознаваемого бытия для Я. является Бог, который не имеет опыта материального воплощения. Это не страдающий Христос, но Бог философский. Это «шифр» идеального человеческого универсума, горизонт человеческих стремлений. Прикосновение к подлинности бытия» происходит в

«пограничной ситуации», в периоды глубочайших личных потрясений, когда человек освобождается от груза повседневности, заполняющего жизнь, и постигает возможность её переиграть. Вина, смерть, расплата, составляющие основные смысловые сгущения пограничной ситуации, создают готовность человека к «прорыву», к трансцендентному.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)