|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Н. Некрасов. «Утро»
Ты грустна, ты страдаешь душою: Верю – здесь не страдать мудрено, С окружающей нас нищетою Здесь природа сама заодно.
Бесконечно унылы и жалки Эти пастбища, нивы, луга, Эти мокрые сонные галки, Что сидят на вершине стога,
Эта кляча с крестьянином пьяным, Через силу бегущая вскачь В даль, сокрытую синим туманом, Это мутное небо…Хоть плачь!
Но не краше и город богатый: Те же тучи по небу бегут; Жутко нервам – железной лопатой Там теперь мостовую скребут.
Начинается всюду работа; Возвестили пожар с каланчи; На позорную площадь кого-то Провезли – там уж ждут палачи.
Проститутка домой на рассвете Поспешает, покинув постель; Офицеры в наемной карете Скачут за город: будет дуэль.
Торгаши просыпаются дружно И спешат за прилавки засесть: Целый день им обмеривать нужно, Чтобы вечером сытно поесть.
Чу! Из крепости грянули пушки! Наводненье столице грозит… Кто-то умер: на красной подушке Первой степени Анна лежит.
Дворник вора колотит – попался! Гонят стадо гусей на убой; Где-то в верхнем этаже раздался Выстрел – кто-то покончил собой…
В стихотворении две части. По количеству строк они далеко не равны: первая часть, где идет описание сельской природы, занимает гораздо меньший объем, чем вторая часть, где возникает образ города. Таким образом, получается, что сельский пейзаж создает только общий фон. Что же это за фон? Серая, унылая картина, навевающая скуку, тоску. Обычная российская картинка, далеко не праздничная и не нарядная: мелкий дождь, взъерошенные галки, грязь, кляча. Хотелось бы что-то изменить. Изменить, прежде всего, настроение, но поэт не дает читателю даже надежды, он знает, что нигде не найти глазу отрадной картины. Некрасов начинает вторую часть (4 строфа) как бы с противопоставления: союз НО тут же отрицается частицей НЕ: Но не краше и город богатый. Бедная деревня и богатый город похожи друг на друга: некрасивы! Звуковая гамма стихотворения представляет собой какофонию грубых, режущих ухо, неприятных звуков: железной лопатой… мостовую скребут, гонят стадо гусей, возвестили пожар с каланчи, грянули пушки. Эти звуки тем более резки, что в первой части звучала тишина. В этой тишине даже не слышен шелест дождя, не слышно и шлепанье копыт по мокрой дороге – все покрыто туманом. Город занят, казалось бы, деятельной жизнью: начинается всюду работа. Что это за работа? Офицеры скачут на дуэль, кого-то хоронят, гусей гонят на убой, кто-то покончил с собой. Не работа – убийство. Но не только жизнь людей в городе представляет собой путь в могилу. Как и в деревне, «с окружающей нас нищетою здесь природа сама за одно». Две противоположные стихии захлестнули город: пожар и наводнение. Образ лирического героя отчетливее наблюдается в первой части. Именно в 1 – 3 строфах читатель слышит его голос. Лирический герой обращается к своей любимой или к своей Музе. В этих строфах более ярко выражена авторская позиция: грустно, жалко, хоть плачь. Во второй части нет ключевых слов, которые прямо выражали бы чувства лирического героя. Герой выступает как наблюдатель, констатирует факты. Некрасов строит предложения по принципу параллелизма: Проститутка домой на рассвете Поспешает, покинув постель; Офицеры в наемной карете Скачут за город: будет дуэль... …Торгаши просыпаются дружно… …Дворник вора колотит – попался!... Вторая часть - жесткая констатация фактов, без чувств, без эмоций, обыденная, бытовая. От того, что обыденным тоном герой нам описывает трагические события: смерть человека, наводнение, пожар, - становится страшно. В этом городе разрушены человеческие жизни, разрушены моральные ценности. Единственное чувство, которое возникает у лирического героя городским утром – жутко нервам. Название стихотворения контрастирует с его содержанием. Слово утро вызывает ассоциации с чем-то чистым, зарёй, свежестью, росой, началом дня, началом жизни. Но образы стихотворения абсолютно противоположны данным ассоциациям. Все в этом городе губительно для человека. Гибнет, прежде всего, душа, потому что в описании жизни города нет ни одного высокого, нравственного мотива. Обман, мошенничество, растление: проститутка возвращается с работы, торгаши готовы обмеривать и общитывать. В целом возникает образ города-монстра.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |