|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Осенний вечерЕсть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть; Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землёю, И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье – и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья.
Это стихотворение написано Тютчевым в 1830 году во время одного из кратковременных приездов в Россию. Возможно, поэтому оно проникнуто таким тонким, как натянутая струна, чувством, сравнимым с чувством, возникающим в момент прощания с дорогим человеком, причем, прощания неизбежного. Что создает такое чувство? Рассмотрим цветовую гамму стихотворения. Она, с одной стороны, достаточно пестрая: блеск и пестрота, багряные листья, лазурь; но, в то же время, поэт слегка приглушает эту пестроту, делает её осторожной. С помощью чего? С помощью эпитетов: умильная, таинственная, томный, лёгкий, туманная, тихая, грустно-сиротеющая, стыдливая, кроткая. Вообще стихотворение насыщено эпитетами. Эпитет – это яркое, образное, художественное определение, функция которого – создание красочных образов, эмоциональной атмосферы, передача авторской позиции. В этом стихотворении эпитеты многообразны по структуре, значению. Составной эпитет грустно-сиротеющая передает и отношение поэта к изображаемому, и состояние природы: грусть, сиротство, одиночество, именно этот эпитет акцентирует тему прощания, расставанья. Но это расставанье, причиной которого является смерть. Эпитеты контрастируют друг с другом. Вслед за «умильная, таинственная прелесть» появляется «зловещий блеск». Затем чередуется «туманная и тихая лазурь» и «порывистый, холодный ветр». Контрастные состояния поэт не противопоставляет, а соединяет, так как стремится изобразить переходный момент в жизни природы: прощание с осенью и предчувствие зимы. Все стихотворение – это одно предложение. Предложение сложноподчиненное, в первой части – однородные члены с обобщающим словом. Местоимение с предлогом на всём вбирает в себя и шелест, и пестроту, и лазурь, и «ветр». Как бы по-разному не были охарактеризованы эти детали, составляющие картину природы, объединяет и завершает этот образ кроткая улыбка увяданья. Текст произносится на одном дыхании, как прощальный выдох. Осенняя красота умирает. За образом природы возникает человеческий образ. Созданию этой параллели способствует, в том числе, и уже обозначенный эпитет грустно-сиротеющая. Еще более усиливается это олицетворение в строках: Ущерб, изнеможенье - и на всем// Та кроткая улыбка увяданья,// Что в существе разумном мы зовем// Божественной стыдливостью страданья. Кроткая – незлобивая, покорная, смирная. Возникает образ девушки, смиренно ждущей неизбежности конца. Н. А. Некрасов сказал по поводу стихотворения Ф. Тютчева «Осенний вечер»: «Впечатление, которое испытываешь при чтении этих стихов, можно только сравнить с чувством, какое овладевает человеком у постели молодой, умирающей женщины, в которую он был влюблен». Стихотворение Ф. Тютчева перекликается со стихотворением А.С. Пушкина «Осень» написанным позже. … … … Мне нравится она, Как, вероятно, вам чахоточная дева Порою нравится. На смерть осуждена, Бедняжка клонится без ропота, без гнева. Улыбка на устах увянувших видна; Могильной пропасти она не слышит зева; Играет на лице багровый цвет. Она жива еще сегодня, завтра нет. Пушкинский образ, так же как и тютчевский, хранит отголоски былой красоты и смущен уже явными признаками увяданья. Оба стихотворения объединяет и предчувствие еще далеких, но приближающихся потрясений. Стремление уловить переходное состояние как в жизни человека, так и в жизни природы характерно для творчества Ф. Тютчева. Тютчева интересуют наблюдения над стихиями природы и ее закономерностями. С помощью таких наблюдений поэт стремится познать сущность бытия, всеобщие законы вселенной.
**************************************************************** И гроб опущен уж в могилу, И все столпилося вокруг… Толкутся, дышат через силу, Спирает грудь тлетворный дух…
И над могилою раскрытой, В возглавии, где гроб стоит, Ученый пастор, сановитый, Речь погребальную гласит…
Вещает бренность человечью, Грехопаденье, кровь Христа… И умною, пристойной речью Толпа различно занята…
А небо так нетленно-чисто, Так беспредельно над землей… И птицы реют голосисто В воздушной бездне голубой…
В 1830-1836 г.г. Тютчев переживает внутренний конфликт «поэзии» и «истории». Это происходит в связи с событиями 1830 года - года июльской революции, ставшего для Европы эпохальным. Перелом в мировоззрении поэта приводит к тому, что вместо гармонии двух начал появляются в его поэзии образы двух непримиримых, несоединимых стихий. Оборотной стороной глубоко пережитой Тютчевым драмы стала ирония его по отношению к себе, проявляющаяся и в поэтическом творчестве. Стихотворение «И гроб опущен уж в могилу» написано в 1835 году. Основная интонация этого стихотворения – мрачно-ироническая, характерная для поэта в данный период, в период предощущения мировой катастрофы. В стихотворении явно прослеживается три уровня: могила - над могилою - небо. Причем мрачно-ироническим настроением пронизаны первые три строфы, создающие картину первых двух уровней, а в четвёртой строфе формируется иное настроение, которое можно охарактеризовать как чистую, звенящую тоску. Первая строка звучит как продолжение какого-то действия, какого-то события, оставшегося за рамками произведения. Какое это событие? Очевидно, человеческая жизнь, которая закончилась тем, что… «и гроб опущен уж в могилу». Авторское отношение к человеческой жизни обозначено прямо, откровенно: бренная, грешная. Мало того, могилу окружает толпа, безликая масса: «всё столпилося», «толкутся». Среди этой толпы выделяется одна фигура – пастор. Но эта фигура еще более подчеркивает авторскую иронию, чему способствует использование возвышенной лексики: «вещает», «гласит». Соответственно, люди должны «внимать» словам пастора, но… «и умною, пристойной речью толпа различно занята». Контраст между «вещает», «гласит» и «толпа» подчеркивает несуразность, нелепость человеческую. Последняя строфа начинается с противительного союза «а», противопоставляющего небо всему, что под ним. Образы, созданные в четвертой строфе, противопоставлены от начала до конца тем, что обрисованы в первых трех строфах. Птицы «реют голосисто», они свободны, а жизнь людей омрачена тем, что они находятся на краю мрачной бездны («и над могилою раскрытой»). Противопоставлены нетленная чистота неба и тлетворный дух могилы, беспредельность неба и ограниченность человеческой жизни. Тему ограниченности создает семантическая цепочка: гроб, толкутся, спирает грудь, пристойная речь. Взору поэта открываются две бездны: одна – мрачная – внизу, другая – воздушная, голубая – вверху. Человеческая жизнь проходит между ними и заканчивается мраком, к сожалению, человеку недоступна чистота бездонная неба.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |