АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Введение. В лучших своих образцах керамика отражает высокие достижения искусства всех времен и народов

Читайте также:
  1. I Введение
  2. I. Введение
  3. I. Введение
  4. I. ВВЕДЕНИЕ
  5. I. Введение
  6. I. Введение
  7. I. Введение
  8. I. Введение
  9. I. ВВЕДЕНИЕ.
  10. II. ВВЕДЕНИЕ
  11. VI. ВВЕДЕНИЕ В АНАТОМИЮ МАССОВОГО ЧЕЛОВЕКА
  12. VI. Введение в анатомию массового человека

 

В лучших своих образцах керамика отражает высокие достижения искусства всех времен и народов.

Издавна люди использовали глину для изготовления различных сосудов и других изделий. Керамика сочетает в себе многие ценные в обиходе практические качества: она не поддаётся разрушающему воздействию времени, огня, влаги, химических веществ. Но не только это привлекательно в ней. Податливая пластичная глиняная масса как бы хранит тепло человеческих рук, придававших ей определённую форму. Керамические изделия – самые долговечные. Ведь в отличие от дерева глина не гниёт и не горит, не окисляется, подобно металлу.

Стремление украшать свой дом и предметы, необходимые в быту, заставляло людей придумывать новые формы. Размеры и формы работ из глины менялись в зависимости от времени и моды. Глина не только древний, но и современный материал, без которого невозможно обойтись в настоящем и будущем.

Художественная декоративная керамика во всех ее видах обладает высокой силой выражения. Такой вид искусства можно использовать в кружковой деятельности в школе. Потому что керамика может способствовать развитию творческих способностей у учащихся. Любой, кружок, организованный в школе, открывает большие возможности для расширения познавательного кругозора школьников, применение знаний и умений на практике, в процессе деятельности. Кружок по декоративной лепке играет большую роль в формировании полноценной личности.

Изделия, выполненные в технике ручной лепки, высоко ценятся во всём мире. Способы лепки отличаются простотой и остроумием технических решений, что позволяет не только взрослым овладевать материалом, но и учащимся. А так же проявлять индивидуальное мастерство, фантазию и смелость в создании сложных работ из глины.

Так как в школе нет наглядных пособий по лепке декоративных ваз, учитель должен вылепить их из глины, чтобы демонстрировать на кружковых занятиях технологию лепки.

Тема выпускной квалификационной работы: «Ажур». Керамика».

Цель исследования: выполнить декоративную вазу «Ажур».

Объект исследования: процесс выполнения из глины декоративных ваз.

Предмет исследования: технология изготовления декоративных ваз.

Задачи исследования:

1. Изучить специальную, методическую и психолого-педагогическую литературу, рассмотреть исторические сведения о керамике.

2. Разработать и выполнить декоративные керамические вазы «Ажур».

3. Разработать рекомендации по организации и проведению кружковых занятий по лепке.

Практическая значимость: данную выпускную квалификационную работу могут использовать студенты педагогического колледжа художественно-графического отделения при прохождении педагогической практики и при выполнении вазы. Работа «Ажур» может быть использована для украшения интерьера, а также как самостоятельное произведение на выставках и как наглядное пособие на кружковых занятиях по лепке.

Методы: поиск наглядных материалов, зарисовка эскизов,

База апробации данной работы проходила на базе СОШ № 24.

 

Глава Ι. Основные сведения о керамике

 

1.1. Исторические сведения о керамике

 

Известно, что в древности, более 8 тыс. лет назад, люди делали из глины горшки для приготовления и хранения пищи.

Керамические изделия - самые распространённые находки археологов. Ведь в отличие от дерева глина не гниёт и не горит, не окисляется, подобно металлу. Многие глиняные предметы дошли до нас в первозданном виде. Это, прежде всего разнообразная посуда, светильники, детские игрушки, культовые статуэтки, линейные формы, грузила для рыболовных сетей, бусы, пуговицы и многое другое.

2.1.Глина, обожженная в костре - первый искусственный материал, полученный человеком. Свойства этого материала раскрывались человеку постепенно.

Работа с глиной и, в частности, ручная лепка – одно из древнейших и нестареющих ремесел.

Первые фигурки из глины появляются в древнейшие времена палеолита (около 27 тыс. до н. э.). Несколько позднее появляются глиняные сосуды, в которых хранили воду и продукты питания. В это же время были попытки использовать обожженную глину. Уже в эпоху неолита широко распространяется обжиг. В разных частях земли создаются похожие изделия еще неуклюжие, вылепленные со следами пальцев, большей частью открытых форм, с толстыми стенками. Первоначальные сосуды повсеместно имели острое или закругленное дно, их размещали между камнями очага. В позднем палеолите появляются сосуды с плоским дном. Изделия украшаются вылепленным орнаментом. Постепенно керамика разных местностей обретает разнообразие форм и орнаментов. Керамика этого периода является важным археологическим признаком культур.

В бронзовом веке в государствах Междуречья и Египта ремесленники стали использовать гончарный круг, изготовление керамики становится наследственной профессией. Благодаря открытию глазури пористые сосуды становились водонепроницаемыми, а разнообразные цвета и украшения, полученные с помощью цветной глазури, превращали керамические изделия в произведения искусства.

Постепенно также в доисторическую эпоху появляются и более разнообразные узоры: точечный орнамент, спираль, треугольник и волнообразные линии. В частности, в этих двух последних формах или элементах орнамента можно видеть не одно лишь простое сочетание линий, не один лишь простой и бессмысленный узор, а некую робкую попытку изобразить те основные явления и формы природы, которые особенно привлекают к себе внимание и интерес первобытного человека. Глина была дешевым и распространенным материалом в Древнем Египте. Из глины, египтяне делали сосуды самой различной формы. Помимо этого, глина, имела большое применение и в строительном деле. Из глины египтяне начиная с доисторической эпохи делали кирпич. До периода Нового царства египтяне почти исключительно пользовались необожженным кирпичом, который они лишь обсушивали на солнце.

В древности любой предмет предоставлял человеку поле для художественной деятельности. Однако, особое место среди бытовых предметовзанимает глиняное вместилище. Известно, что появление керамических изделий провело четкую границу в культуре человека между мезолитом и неолитом. Недаром археологи часто называют неолит эпохой керамики. Для человека античности в керамике естественно объединяются усилия четырех основных элементов мира. Земля (глина) разводятся «водой, из нее лепится изделие, которое сначала сохнет на воздухе, а затем обжигается на огне»

Постепенно сложились три способа изготовления керамических сосудов. Самым древним была лепка сосуда вручную. Чуть позже появился гончарный круг, а затем некоторые небольшие изделия стали изготовлять с помощью формовочных штампов (негативов). Естественно менялся и характер оформления сосуда. И если при первом способе оформление еще хаотично и слабо зависит от формы сосуда, то для второго характерны ярусные росписи.

 

1.2. Художественная обработка глины.

Ручная лепка сохранилась вплоть до изобретения гончарного круга, но и по сей день, не забыты способы и приемы ручной лепки.

При ручном изготовлении керамики используются способы лепки: конструктивный, пластический, комбинированный, свободная лепка

[3, с.101].

Конструктивный способ – лепка изделий из отдельных частей с последующим их соединением. Он наиболее удобен для изготовления сложных по форме изделий. Кусок глины делят на пропорциональные части. Начинают лепку с самой крупной формы. Более мелкие детали присоединяют, легко прижимая и приглаживая [7, с.40].

Пластический способ – лепка из целого куска глины, когда все части вытягиваются из целого куска. Он требует точный движений, хорошего глазомера и хорошего представления о форме и пропорциях предмета.

Комбинированный способ – лепка с применением пластического и конструктивного способов.

Свободная лепка – древнейший способ изготовления керамических изделий: из приготовленного глиняного теста вручную лепят различные фигурки, свистульки, иногда – горшки больших объемов. Выполняют свободную лепку ленточным способом или путем выбирания глины стекой. [22, с.31].

Способ кругового налепа (спирального – кольцевой налеп). Сосуды (способом кругового налепа) лепят с помощью жгутов, которые раскатывают из глины. Разная длина жгутов, накладываемых друг на друга, определяет диаметр получаемых колец и дает возможность изготовить сосуды различной формы. Концы жгутов соединяют между собой в каждом ряду и выкладываются в виде спирали. И в том и в другом случае жгуты соединяют между собой, тщательно замазывая внутренние и внешние швы [7, с.28].

Способ выбирания глины стеклом заключается в том, что комку глины придают форму желаемого сосуда, и с помощью стеки – лопаточки, удаляют материал из горловины. Делают это осторожно, стараясь не деформировать стенки сосуда. Потом обрабатывают горловину сосуда и декорируют изделие [4, с.17].

Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, выполняемого концами пальцев, стекой и тряпкой. Продольным движением пальцев и стеки, поставленной лопаточкой перпендикулярно к поверхности, смазывают или счищают все неровности. То же можно сделать и слегка увлажненной тряпочкой, если изделие выполняют из глины. Прием заглаживания применяют и для получения плавных переходов от одной поверхности к другой. В местах закруглений и соединений различных частей. Выделение ребер осуществляют совокупным приемом оттягивания и заглаживания [20, с.124].

Техника лепки сосудов из глиняных жгутов была известна еще в каменном веке. Прошли многие тысячелетия, но она до сих пор используется мастерами при лепке уникальных фигурных сосудов.

Лепка из жгутов - это архаичный вид лепки.

Спиральная техника (из жгутов)

Предварительно лучше сделать эскиз задуманной формы жгутового сосуда. Далее работа будет заключаться в накручивании жгутов на воображаемую модель. Жгут изготавливается из заготовленных шариков одинакового размера, он должен быть как можно более длинным и ровным (приблизительно 20 см.). Размер жгута в диаметре зависит от толщины стенок сосуда. Если потребуется для высокой формы несколько жгутов, то их во избежание высыхания накрыть до использования целлофановой пленкой. Для основания сосуда сворачивается спираль их жгутов (можно использовать основу, вырезанную из пласта) и разглаживается стекой (шпателем) с внутренней стороны от внешнего края к центру, затем смачивается его край и та сторона жгута, которая станет первым слоем сосуда (для более прочного сцепления можно сделать насечку с той стороны жгута, которая присоединяется к основанию). Кончик жгута срезается по диагонали, чтоб площадь соединения была больше, и второй слой ложился на первый без излома. Диаметр окружности, образованной первым слоем жгутов, должен быть чуть больше диаметра основания. Каждый следующий жгут промазывается шликером (дополнительно можно сделать насечку, она даст более плотное соединение) ложится на внешний край предыдущего. С помощью стеки (гончары для выравнивания поверхности изделий и сглаживания соединяемых элементов используют ребро коровы или синтетическое ребро, камни сглаженной формы, т.е. инструмент данный природой) слегка сдавливаются места соединения жгута и основания так, чтоб не повредить форму. Желательно, чтоб соединения жгутов не находились друг над другом (лучше удлинить полоску), чтоб исключить вероятность растрескивания в процессе сушки. Можно воспользоваться шликером для соединения стыков с внутренней стороны. Меняя диаметр очередного слоя, создается форма изделия (она может быть от симметричной до фантастичной, т.е. более сложной - с изгибами стенок, изменением угла наклона и т.д.). Работа с большими сосудами может быть поэтапной, чтоб следующие слои не раздавили предыдущие. После наложения нескольких рядов изделие подсушивается. Готовое изделие должно досыхать вверх дном. Эта техника позволяет изготовить сосуд любой формы и сложности – вазы, бутыли, фляжки и др.

Жгуты могут пересекаться хаотично (в этом случае боковая поверхность изготавливаются на плоскости и соединяется на цилиндре, покрытом бумагой).

 

1.Приготовьте шарики красной глины.

2. Положите их на полиэтилен. Раскатывайте шарик на столе кончиками пальцев одной руки.

3. Обеими руками, раскатывая, удлиняйте полоску.

4. Обеими руками, в той же позиции и такими же движениями, продвигайтесь вдоль полоски (не прижимая) чтобы добиться нужной длины.

5. Когда полоски готовы, сверните спираль для основания вазы.

6. При помощи деревянной стеки соедините части спирали, разглаживая поверхность от внешнего края к середине.

7. Разгладьте поверхность основания при помощи шпателя. Сделайте надрезы там, где будет первый ряд полосок для стенок.

8. Смажьте раствором глины и сделайте надрезы на первом полоске.

9. Положите первую полоску на основание. Убедитесь, что ее длина равна длине окружности основания.

10. Шпателем отрежьте излишки под углом, чтобы поверхность соприкосновения была больше, чем если бы надрез был сделан перпендикулярно.

11. Закругленной стекой пригладьте полоски изнутри.

12. Затем сделайте то же самое снаружи.

13. Вертикальным движением шпателя выровняйте стенки вазы.

14. Продолжайте добавлять полоски. Чтобы избежать растрескивания в процессе высыхания, следите, чтобы соединения полосок не находились друг над другом. На рисунке вы видите, как добавить кусочек, чтобы удлинить полоску.

15. Косым срезом шпателя нанесите полосы на внешнюю стенку вазы. Дайте вазе высохнуть.

 

 

Выводы по 1 главе

 

Глава ỈỈ. Технология выполнения декоративной вазы на кружковых занятиях.

 

2.1 Последовательность выполнения декоративной вазы

«Ажур»

 

Цель нашей работы заключается в преподнесении декоративной вазы в качестве наглядного пособия на кружковых занятиях, и для формирования навыков и умений учащихся на уроках лепки с использованием вазы, как средство развития творческих способностей.

При выполнении поисковых эскизов мы рассмотрели различные керамические вазы. Каких авторов…………….

 

После этого родилось название нашей работы - «Ажур». Затем после утверждения эскизов мы приступили к работе из глины.

Практическая часть включает в себя 3 декоративных ваз.

Сначала приготовили глину шликерным способом, затем вылепили работу спиральной техники (из жгутов), нанесли на его поверхность декоративные элементы, высушили, обожгли в муфельной печи, обработали поверхность наждачной бумагой. Остановимся подробно на каждом из них.

Выполнение серии работ мы начали с изображения эскиза на бумаге. Далее подготовили глину пластическим способом с добавлением шамота. Глину разбили на мелкие кусочки и залили водой. Готовая для работы глиняная масса напоминает тесто, отстает от рук и отпечаток пальца на ней получается четким. Затем в глину добавили шамот (глиняный порошок обожженный при температуре 1350ºС) он способствует снижению усадки. После комку глины придали желаемую форму, пластическим способом лепки, и ниткой разрезали изделие на две части, выбрали стекой-петелькой из каждой половины глину, оставляя толщину стенок один сантиметр. Следующий этап: декоративная обработка поверхности. Применяли следующие приёмы: налепы, гравировку. Для того чтобы выполненная работа была прочной, и части не рассыпались нужно хорошо их скрепить детали; для этого процарапывали на боковой части каждой детали сеточку с помощью скрепки. Наносили кисточкой шликер (жидкую глину) на сеточку и прочно скрепляли детали между собой.

После завершения работы изделие сушили при комнатной температуре, так чтобы прямые солнечные лучи не попадали на работу.

По сухой глине подчеркивали элементы металлическим инструментом, выравнивали поверхность. Затем изделия шлифовали мелкой наждачной бумагой. После сушки работу обжигали в муфельной печи при температуре 1000ºС, работы ставили в холодную камеру и плотно закрывали дверцу. В дверце находился глазок, через который проверяли готовность работы.

 

1 этап. Шликерный способ приготовления глины. Важнейшее качество глины для керамики - ее пластичность, то есть упругая податливость в работе и способность сохранять приданную ей форму без образования трещин. Для этого мы подобрали смесь разных видов глины: белая, красная. Так как глина была засорена камнями, песком, и так далее, мы использовали шликерный способ приготовления глины. Для этого красную глину, мы поместили в сосуд и залили водой, чтобы получилась довольно жидкая масса. Затем взяли другой сосуд и таким же способом приготовили белую глину. В другом сосуде пропускали всю массу через сито. Весь мусор, оставшийся в ткани или решете, выбросили, а глинистую массу поставили в теплое место выпариваться.

Убрав оставшуюся воду мы перемещали красную глину с белой, и добавили шамот. Чтобы привести глину в состояние подходящей для лепки массы покрывали тканью: ткань хорошо впитывает лишнюю влагу. Готовая глина напоминала тесто, она легко отставала от руки и при снимании не давала трещин. Готовую массу плотно завернули и хранили в полиэтиленовом мешке.

2 этап. Приготовление шамота.

Шамот - это обожженная глина, которую мы добавляли в глиняную массу для прочности керамического изделия. Приготавливали шамот из толченых черепков или красного кирпича. Крошка должна быть пористой. Это проверяется смачиванием: если влага быстро впитывается, то керамика пористая и годна для добавки в виде крошки (шамота). Шамота в глине должно быть не более одной пятой части общей массы.

3 этап. Промин глины.

Перед формованием любую вылежавшуюся глиняную массу нужно «перебить», чтобы удалить из нее пузырьки воздуха и добиться однородной консистенции.

4 этап. Подбор инструментов для работы.

Для изготовления керамических изделий мы применяли специальные скульптурные инструменты для создания формы: вращающийся столик, скалка, деревянные стеки, деревянные шпатели. Так же понадобились скребки и режущие инструменты: проволочные и петлеобразные стеки для моделирования, нож, посуда с жидкой глиной, ведро с водой, тряпки, полиэтиленовая пленка, доска; инструменты декорирования: кисть (щетина), самодельные приборы для тиснения.

5 этап Лепка работы спиральной техники (из жгутов).

Лепка вазы. Далее работа будет заключаться в накручивании жгутов на воображаемую модель. Жгут изготавливается из заготовленных шариков одинакового размера, он должен быть как можно более длинным и ровным (приблизительно 20 см.). Размер жгута в диаметре зависит от толщины стенок сосуда. Именно такой толщины нужно стараться делать все последующие жгуты. Раскатываем глину для донышка сосуда. Выкладываем фанерную дощечку. Промазываем "жижилем" (жидкой глиной) край донышка. Раскатываем приклеиваем жгуты к дну сосуда. Промазывая каждый жгут формируем изделие. Затем к его торцу присоединим следующий жгут и плотно уложим сверху. Перед тем как скрепить, рисуем полоски по краям, замазываем жидкой глиной и плотно прижимаем их друг к другу. Так постепенно, виток за витком, наращиваем стенки сосуда. После наложения нескольких рядов изделие подсушивается. Уложенные жгуты сглаживайте пальцами и ладонями, поддерживая изнутри стенки левой рукой. Такой обработки поверхностей сосуда достаточно, пока рука свободно проходит внутрь. Но перед тем, как тулово сильно сузится и внутренние поверхности окажутся недоступными, необходимо выгладить и затереть влажной тряпкой или губкой. Сильно суженные участки тулова разглаживайте изнутри пальцами или деревянной ложечкой. Наружную поверхность продолжаем выравнивать по ходу лепки стекой. После окончание прорезаем декоративные узоры на вазах.

6 этап. Сушка работы. Длительный процесс, не поддающийся ускорению. Она протекала медленно и постепенно. Сушили глину в тени и без сквозняков. Чтобы изделие не треснуло, глину покрыли влажной тряпкой. В процессе сушки глина затвердела несмотря на оставшуюся влагу, сохранила свою прочность.Вылепленных ваз высушивали при комнатной температуре от двух-трех дней до двух недель (в зависимости от размера).

7 этап. Обжиг изделий. Обжиг керамики производят в муфельных печах. Во время обжига в глине происходят сложные процессы, сопровождающиеся удалением влаги, распадом одних и образованием других веществ. Только после него глина превращается, что мы называем керамикой. В результате она обретает прочность, твердость, не боится воздействия воды, огня и многих химических веществ. Температура должна медленно повышаться до 400° С, после чего процесс ускоряется до 1300° С.

8 этап. Обработка поверхности работы наждачной бумагой. После обжига керамику обработали шлифовальной шкуркой и острым стальным инструментом (резаком), для сглаживания неровностей на поверхности изделия.

Таким образом, мы пришли к выводу, что процесс изготовления декоративной вазы из глины выполняется поэтапно: шликерный способ приготовления глины, приготовление шамота, промин глины, подбор инструментов для работы, лепка работы спиральной техники (из жгутов), сушка работы, обжиг работы, обработка поверхности работы наждачной бумагой.

 

2.2. Рекомендации по организации и проведению кружковых занятий по лепке декоративных ваз.

 

Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача – воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности [20;с. 55].

Лепка декоративной вазы помогает видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Тем самым активно воздействует на учащихся, учит брать верные и точные пропорции, развивает глазомер и привычку быстро схватывать существенное. На кружковых занятиях учитель должен формировать у учащихся художественный вкус, аккуратность и навыки по лепке. Для занятий лепкой необходимо иметь множество разнообразных инструментов, спецодежду для всех пришедших на занятия, керамические материалы, муфельную печь в отдельном помещении, очень важно оснащение мастерской хорошими книгами, журналами, наборами открыток и фотографий, музыкальным центром, может быть с компьютером. Подготовленную глину можно хранить в специально отведенной емкости. Глина должна быть заранее подготовленной [23].

Чтобы поддержать в глине постоянную живую рабочую влажность, не надо её поливать водой, лучше делать так при работе, когда смываете с рук глину, образуется густая вода с кусочками глины; эту воду надо выплёскивать на те места, которые начинают сохнуть [22].

Качество работы во многом зависит от того, как организовано рабочее место. Для успешной работы хорошо иметь небольшие по размеру доски (квадратные или круглые), которые размещаются на столе. Ученики так же могут использовать для этого кусок линолеума, фанеры. Скульптурные станки удобны во время работы и дают ученикам возможность аккуратно повертывать изделие и прорабатывать со всех сторон. Под рукой так же должна быть посуда с водой, чтобы можно было обмакнуть руки или тряпку.

В процессе лепки нужно уметь пользоваться стеками. Они могут быть деревянными, которые легко сделать самим, металлическими и пластмассовыми. Самая простая форма стека - палочка, заострённая с одной стороны и закруглённая с другой, стека может быть и в виде петли. К помощи стека прибегают для отделки поверхности, снимается лишняя глина, делаются надрезы [11, с 19].

Также пользуются кистями. Они бывают крупные и мелкие, щетинные и колонковые. Щетинные кисти используют при смачивании изделий водой.

Важно привыкнуть работать пальцами, они чувствуют сопротивление глины и то мускульное усиление, которое необходимо сделать, чтобы преодолеть это сопротивление. Учителю необходимо это естественное чувство осязания развить до высокой степени, чтобы пальцы так же чувствовали форму, как глаз ее видит [24].

Лепку из глины не рекомендуется прерывать до окончательного выполнения изделия, так как материал сохнет и становится не пластичным, в связи с этим продолжительность занятий кружка различна в зависимости от того, сколько времени потребуется на изготовление той или иной поделки. Следует давать детям такие темы, которые можно было бы закончить в течение одного - двух часов [7;с 13].

Большое значение для учащихся приобретает анализ работ в конце занятия, который организуется в виде беседы. Учитель задает вопросы о форме изделий. Очень важно правильно организовать коллективные просмотры работ в конце занятия, приучать детей быть внимательными к творчеству товарищей, справедливо и доброжелательно оценивать их работы, радоваться не только своим, но и общей удаче. Организация анализа может проводиться в разных формах; учащиеся сидят на своих местах, и учитель задает им вопросы; учитель вызывает к себе отдельных учеников, и они анализируют чью – то работу; все работы размещаются на специальном столе, учитель и дети стоят около стола, рассматривают работы и беседуют о качестве. Формы анализа могут быть и другие: они зависят от творчества учителя, от условий и обстановки, в которой он работает с учащимися [21].

Следует позаботиться о стеллажах и шкафах, в которых будут храниться работы кружковцев. Целесообразно, чтобы оформление кабинета отвечало одному стилю работы, было бы строгим, но радостным и не отвлекало от занятий [11;с 36].

Сам вид лепки для учащихся не новый, но требует от них больше внимательности, аккуратности, старательности, т.к. учащихся должны помнить особенности лепки.

 

Календарно - тематический план работы

кружка по лепке декоративных изделий.

Наименование тем Количество часов
  Экскурс в историю развития керамики. Правила техники безопасности работы в мастерской. Знакомство с пластическим материалом и инструментами 2ч.
  Лепка. Изучение пластического способа лепки 2 ч.
  Лепка. Пластический способ лепки 2ч.
  Лепка. Пластический способ лепки 2 ч.
  Лепка. Изучение конструктивного способа лепки 2 ч.
  Лепка. Конструктивный способ лепки 2 ч.
  Лепка Конструктивный способ лепки 2 ч.
  Лепка творческой работы 2ч.
Всего 16 часов

 

Лепка помогает видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Кружковое занятие по лепке как раз и формирует эстетический и художественный вкус у учащихся.

Правильно организованное рабочее место поможет качественно выполнить задание. Важно, чтобы учащиеся привыкли работать пальцами для того, чтобы преодолеть сопротивление глины при выполнении декоративной вазы.

 

 

Выводы по второй главе

 

Приобщение учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности – одно из средств эстетического, трудового и патриотического воспитания. Во внеурочной деятельности происходит знакомство учащихся с народными промыслами, ремеслами России, родного края, традициями и обычаями своего народа.

Задача нашей творческой работы заинтересовать учащихся на занятиях лепкой из глины при помощи глиняных вазах.

Название нашей работы - «Ажур», Декоративная ваза.

Этапы работы над декоративной вазой «Ажур».

1 этап. Шликерный способ приготовления глины.

2 этап. Приготовление шамота.

3 этап. Промин глины.

4 этап. Подбор инструментов для работы.

5 этап. «Ажур»: лепка общей формы вазы; лепка узоров конструктивном способом; лепка деталей; вырез декоративных узоров.

6 этап. Сушка работы и шлифовка.

7 этап. Обжиг изделий в муфельной печи.

8 этап. Обработка поверхности работы наждачной бумагой.

 

 

Заключение

 

 

Керамика принадлежит к древнейшим созданиям человека, рожденным из его жизненно необходимых потребностей. В первобытные времена ее производство определялось исключительно факторами пользы. Творческих замыслов сначала не было.

Образовательное и воспитательное значение кружковых занятий по декоративной лепке огромно. Особенно заметна роль этих занятий в умственном и эстетическом развитии детей младшего школьного возраста. Эстетическое воспитание учащихся осуществляется с помощью средств эстетического воздействия, под которым понимается любая реальность – духовная и материальная, мир предметов и явлений.

Занятия лепкой влияют на общее развитие детей, в том числе и на развитие эстетического вкуса. Учащиеся познают красоту материалов для лепки, им нравится их мягкость и пластичность. Они любуются формой предметов, с которых лепят, их увлекает плавность перехода одного объёма в другой, красивые пропорции, а также ритм форм и украшений. Дети радуются тому, что они вылепили, что с этим изделием можно играть. От всего этого ребёнка охватывает волнение, которое можно рассматривать как первоначальный этап развития эстетического вкуса.

Государственная практика проходила в ГОУСОШ № 18 города Стерлитамака, кружковое занятие по лепке было организованно с учащимися 3 «А» класса.

В процессе изучения методической и специальной литературы был изучен богатый теоретический материал. На основе которого были разработаны рекомендации по проведению кружковых занятий по декоративной лепке с учащимися младшего школьного возраста.

Подобрав материал и инструменты, мы изготовили серию декоративных работ «Сказки моего детства», которая использовалась как наглядное пособие и помогла заинтересовать учащихся работой по декоративной лепке.

Нашу выпускную квалификационную работу могут использовать

студенты педагогического колледжа художественно-графического отделения при прохождении педагогической практики в начальных классах. А также творческая работа может принимать участие на выставках.

 

Список используемой литературы

 

1. (Керамика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907)

2. Шевченко,В.Я., Баринов,С.М. Техническая керамика. / В.Я Шевченко, С.М Баринов- М.: Наука, 1993.- 187 с.

3. Третьяков, Ю.Д., Керамика - материал будущего./ Ю.Д. Третьяков.- М.: Знание, 1987. 48 с.

4. Акунова, Л.Ф., Крапивин,В.А. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий./ Л.Ф. Акунова, В.А. Крапивин.- М.: Дом, 1984.-97 с.

5. Акунова, Л.Ф., Приблуда, С.З. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий./ Акунова Л.Ф., Приблуда С.З. -М.: Феникс,1979. -165 с.

 


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.019 сек.)