АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВВЕДЕНИЕ. В условиях современных социокультурных изменений при сохранении фундаментальных основ педагогической науки и централизованного управления педагогическим

Читайте также:
  1. I Введение
  2. I. Введение
  3. I. Введение
  4. I. ВВЕДЕНИЕ
  5. I. Введение
  6. I. Введение
  7. I. Введение
  8. I. Введение
  9. I. ВВЕДЕНИЕ.
  10. II. ВВЕДЕНИЕ
  11. VI. ВВЕДЕНИЕ В АНАТОМИЮ МАССОВОГО ЧЕЛОВЕКА
  12. VI. Введение в анатомию массового человека

В условиях современных социокультурных изменений при сохранении фундаментальных основ педагогической науки и централизованного управления педагогическим процессом целесообразна адаптация образования к конкретным условиям региона с учётом этнического состава его жителей. К важнейшим преобразованиям можно отнести гуманизацию, индивидуализацию, образования, а также идею его непрерывности, то есть пересмотр содержания образования через согласованность знаний, получаемых на разных уровнях личностного и профессионального роста и развития человека. В решении этих вопросов немалая роль отводится непрерывному этномузыкальному образованию, способствующему развитию нравственного начала личности, передаче духовного опыта человечества, восстановлению связей между поколениями, целью которого является не только расширение информативного образовательного поля обучаемого, но и прежде всего, воспитание культуротворческой, гуманной, толерантной этноличности.

Уникальное музыкальное наследие этносов, выражающееся в народном творчестве, всегда способствовало формированию в человеке культуры восприятия окружающего мира через язык музыки и музыкальную деятельность. Об этом, свидетельствуют богатые культурные и музыкально-педагогические традиции народов мира. Отсюда задача многоуровневых образовательных учреждений – упорядочить воздействие современной информационной среды на детей и молодёжь, сформировать к ней критическое отношение и самостоятельность в нравственно-эстетической оценке действительности путём познания этномузкального искусства и умножения собственного духовного потенциала.

В рамках национально-региональной образовательной парадигмы особую актуальность приобретают вопросы, связанные с трактовкой понятия «этнообразованный» и «этнокультурный» человек, средствами и способами его формирования в системе непрерывного этномузыкального образования, с развитием и реализацией личностью этномузыкального опыта на протяжении всей своей жизни. Проникновение культуросообразной и природосообразной моделей образования в многоуровневую систему музыкального образования на стыке последних двух веков позволило трактовать непрерывное этномузыкальное образование как личностное и профессиональное развитие человека в поликультурном контексте. Непрерывность, как закономерность и императив этномузыкального образования, связана с диалектической природой национального музыкального искусства, с этнопсихологическими особенностями развития личности в многоуровневом этномузыкальном образовании, с музыкально-этнографическим становлением педагогов-музыкантов, способных к реализации непрерывного этномузыкального образования детей.

На основе системного подхода к человеческой деятельности в социологии раскрывается полифункциональность национального музыкального искусства, связанная с общением, познавательной, преобразовательной и оценочной деятельностью человека, которая является механизмом его личностного развития и свидетельствует о значимости музыкального наследия народов в развитии этнокультурного потенциала общества. Психологические особенности этноличности и социальные функции национального музыкального искусства становятся объективными предпосылками непрерывного этномузыкального образования, реализация которого связана с особой организацией. Несмотря на то, что непрерывное этномузыкальное образование в регионах России и за её пределами является императивом, имеет давние исторические традиции и развивается объективно, на сегодня оно еще не сложилось в целостную систему. Исходя из этого, данное исследование посвящено выявлению технологии становления непрерывного этномузыкального образования как целостной национально-региональной образовательной системы на примере образовательного пространства Республики Башкортостан и выявлению в ней места этномузыкального образования детей.

Целенаправленный анализ литературы показал, что специального исследования, связанного с формированием целостной системы непрерывного этномузыкального образования, как мыслится в нашем исследовании, пока не проводилось, хотя некоторые аспекты исследуемой проблемы получили свою разработку, в частности на уровне докторских диссертаций. Такие, как теоретико-методологические и практические основы развития музыкального образования на Урале (С.Е.Беляев), формирование национально-культурной среды в общеобразовательной школе (Л.В.Кузнецова), использование национальных традиций в преподавании музыки (Т.Г.Мариупольская), развитие музыкально-педагогической культуры татарского народа от истоков возникновения до формирования как устойчивого явления (Ф.Ш.Салитова). Также использование музыкального краеведения в системе «школа – вуз – повышение квалификации педагогов-музыкантов» (Л.А.Тарасова), региональное профессиональное музыкальное образование (Н.Р.Туравец), использование народной музыки как средства нравственно-эстетического воспитания молодёжи (А.Ш.Хасанов), становление и развитие системы музыкального образования в Таджикистане (М.Р.Юлдашева) и др.

Немало и кандидатских диссертаций – национально-региональное музыкально-эстетическое образование в Бурятии (Э.С.Алёшина), становление и развитие музыкально-педагогического образования в Киргизии (Т.М.Балтабаева), музыкальная этнопедагогика на примере народов Севера (И.А.Богданов), фольклорное музицирование на народных инструментах в современном ансамбле (М.В.Бутнёва), современное образование на основе русской народной музыкальной педагогики (В.В.Васильева), музыкальное образование учащихся с учётом этнических особенностей региона (Т.В.Еманова), деятельность школы и семьи в музыкально-художественном воспитании младших школьников на киргизских народных традициях (Т.А.Жоробекова), психолого-педагогическое воздействие фольклора на личность учащегося (М.Н.Зыкова), музыкально-творческое развитие старших дошкольников средствами русской народной музыки (Г.И.Колесникова), активизация творческой деятельности младших школьников при освоении музыкального фольклора (Л.Л.Куприянова), формирование готовности студентов педвузов к этноэстетическому воспитанию детей дошкольного возраста (М.В.Чернова), эстетическое освоение казахской музыки подростками в процессе факультативных занятий (А.Р.Якупова) и др.

Из философские труды Аристотеля, Сократа, Платона, Гердера, Гегеля и Вольтера опираются исследования современных отечественных учёных – В.И.Байденко, В.Г.Бочаровой, А.А.Вербицкого, А.П.Владиславлева, Т.В.Во-ронцовой, Б.С.Гершунского, В.И.Загвязинского, Г.П.Зинченко, С.А.Иванова, П.В.Лепина, Н.Н.Нечаева, А.М.Новикова, Е.И.Огарева, В.Г.Осипова, В.П.Ос-нач, Л.Л.Редько, В.С.Садовской, А.И.Субетто, В.А.Юрисова и др., проповедующих идею важности образования человека на протяжении всей жизни.

Чешский мыслитель-гуманист, педагог и общественный деятель Я.А.Коменский, создав целостную теорию образования и воспитания, осмыслив и обобщив опыт, накопленный семьей и школой, впервые предложил и систему массового музыкального образования детей и молодёжи через преемственность обучения на всех уровнях. Его ценные и перспективные идеи получили развитие в трудах и деятельности Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского и других выдающихся педагогов прошлого и настоящего.

Известные педагоги-просветители М.Акмулла, М.Бикчурин, К.На-сыри, И.Н.Ульянов, М.Уметбаев, И.Я.Яковлев и др. выступали за изменение жизни человека путем просветительской деятельности через культурные преобразования, связанные с возрождением и освоением народного искусства. Эти подходы особо актуальны для данной работы.

Не менее значимы исследования в области этнонаук (В.Ф.Афанасьев, Г.Н.Волков, А.И.Ефимов, В.Г.Крысько, Г.М.Науменко, З.Г.Нигматов, Т.Н.Петрова, Э.А.Саракуев, Т.Г.Стефаненко, С.М.Шакарян, Ф.Г.Ялалов) и труды учёных Башкортостана (Л.П.Атанова, К.Ш.Ахияров, Д.Ж.Валеев, З.Д.Киекбаева, Л.Н.Лебединский, Л.И.Нагаева, Р.С.Сулейманов и др.).

Гуманистическая направленность современной образовательной парадигмы, опирающаяся на природосообразный и культуросообразный принципы развития образования в трудах Ш.А.Амонашвили, М.Н.Берулавы В.В.Давы-дова, С.М.Каргапольцева, П.П.Козловой, С.В.Николаевой и др., имеет большое значение для теоретического осмысления исследуемой нами проблемы.

Особую ценность в разработке идеи непрерывного этномузыкального образования (НЭМО) как целостной национально-региональной образовательной системы (ЦНРОС) и выявлению в ней места этномузыкального образования детей (ЭМОД) отводится, безусловно, трудам по философии культуры, культурологии, социологии искусства, психологии восприятия музыки и искусства, психолого-педагогическим основам художественного творчества и музыкальной деятельности, психологии музыкальных способностей и развития личности. Это исследования Ю.Д.Бабаевой, С.Н.Беляевой-Экземплярской, П.П.Блонского, Д.Б.Богоявленской, Л.Л.Бочкарёва, А.В.Брушлинского, Л.С.Выготского, Г.Л.Головинского, А.Л.Готсдинера, П.С.Гуревича, Г.В.Иванченко, М.С.Кагана, А.П.Маркова, А.М.Матюшкина, В.В.Медушевского, Т.Мейснера, А.А.Мелика-Пашаева, Е.В.Назайкинского, З.Н.Новлянской, В.И.Петрушина, Я.А.Пономарева, В.Г.Ражникова, А.З.Рахимова, А.Н.Сохора, Б.М.Теплова, Г.М.Цыпина, В.Д.Шадрикова и др.

В ряде работ, освещающих отечественно-зарубежные музыкально-образовательные традиции, положения о целостности и преемственности общего и профессионального музыкального образования, нашла отражение идея национального музыкального образования (Б.В.Асафьев, Т.Н.Ливанова, Н.Г.Шахназарова, В.Н. и С.Т. Шацкие, В.П.Шестаков, Г.М.Шнеерсон, В.В.Юдин, Б.Л.Яворский и др.), которую мы развили в настоящем исследовании.

Особую роль для разработки идеи непрерывности этномузыкального образования играют исследования в области образования детей и профессионально-педагогического образования (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, О.А.Ап-раксина, Л.Г.Арчажникова, Л.А.Баренбойм, Л.А.Безбородова, Н.А.Ветлугина, Л.В.Горюнова, Н.Л.Гродзенская, И.В.Груздова, Л.Г.Дмитриева, Т.С.Комарова, Л.Н.Комиссарова, М.С.Осеннева, О.П.Радынова, Г.С.Ригина, Н.М.Соколь-никова, Н.А.Терентьева, Н.М.Черноиваненко, Л.В.Школяр и др.), деятельности учреждений дополнительного образования (В.И.Андреев, Г.И.Андрю-шенков, А.П.Мальцев, Д.А.Рытов, А.И.Щетинская и др.).

Целенаправленному изучению подвергнуто программное содержание дошкольного, школьного и дополнительного музыкального образования детей, проект концепции государственной программы «Народы Башкортостана», проект концепции образовательной области «Искусство» и проект национальной доктрины образования в РФ. Рассматриваемые работы способствуют методологическому, культурологическому, психолого-педагогическому, социологическому, этнопсихологическому, этнопедагогическому, музыкально-педагогическому, музыковедческому, методическому и дидактическому осмыслению исследуемой проблемы. Вместе с тем, ни одно из них не рассматривает проблему непрерывного этномузыкального образования (НЭМО) как целостную национально-региональную образовательную систему (ЦНРОС), определив в ней место этномузыкального образования детей, что и определило её актуальность.

Несмотря на императив, исторические предпосылки исследуемой проблемы, объективно она пока не сформирована как целостная система, что и подвигло автора к разработке концептуальных подходов её реализации как ЦНРОС и определению в ней роли этномузыкального образования детей. Способствуя тем самым сохранению и возрождению этносов путём удовлетворения их интеллектуальных и национально-культурных потребностей, воспитанию этноличности в духе мира, согласия, толерантности, патриотизма и т.д. Ведущая роль при этом, безусловно, отводится педагогу-музыканту и родителям, формирующим у детей и подростков глубокий интерес к этномузыкальной культуре.

Эффективная реализация НЭМО как ЦНРОС возможна при выявлении оптимальных педагогических условий его решения на всех уровнях, наполнении системы непрерывного этномузыкального образования новым содержанием и подходами, разработке учебно-методических комплексов по музыкальной культуре народов Башкортостана для субъектов образовательного процесса. Проблема исследования заключается и в установлении соответствия многоуровневого национально-регионального музыкального образования новой образовательной парадигме и национальной доктрине образования, направленного на развитие его непрерывности, предполагающее создание целостной, теоретически обоснованной и экспериментально проверенной системы НЭМО.

Цель предпринятого исследования теоретическое обоснование, разработка и внедрение концепции непрерывного этномузыкального образования в систему музыкального образования детей. В методологическом плане заданная цель конкретизируется следующими задачами:

1. Осуществить теоретико-методологический анализ основных подходов, понятий и категорий, относящихся к проблеме исследования на основе анализа достижений исторических, социально-философских, психолого-педагогических, культурологических, музыковедческих, музыкально-педагогических и этнонаук.

2. Охарактеризовать историю, теорию и практику зарубежного и отечественного этномузыкального образования с точки зрения социально-педагогических проблем, смены образовательных парадигм в контексте исторического развития его непрерывности на основе взаимодействия аксиологического, гуманистического, природосообразного, культурологического, синергетического, системного и целостного принципов.

3. Изучить состояние национально-региональной музыкально-образовательной системы дошкольников и школьников в регионе, определив понятие «императив непрерывного этномузыкального образования», его предпосылки и пути реализации.

4. Разработать концепцию НЭМО как ЦНРОС, определив в ней место ЭМОД, сформулировать и обосновать теоретические положения (научную основу) изучаемого феномена, выявить позитивные тенденции, специфику и системообразующие идеи, рассмотреть её составляющие элементы.

5. Разработать прогностическую модель системы непрерывного этномузыкального образования как главной составляющей концепциии определить в ней место непрерывному этномузыкальному образованию детей дошкольного и школьного возраста.

6. Осуществить экстраполяцию концептуальных положений НЭМО в практику музыкального воспитания детей через подсистему «семья – дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) – школа – учреждение дополнительного образования (УДО)» с учётом их психолого-возрастных и регионально-этнических особенностей.

7. Обеспечить научно-методическое и практическое сопровождение процесса непрерывного этномузыкального образования детей.

Методологической основой исследования явились:

· общефилософские идеи о роли народов в создании мировой духовной культуры и их отношении к наследию прошлого, о своеобразии и самобытности этномузыкальных традиций;

· понимание культуры как сложно структурируемой, полифункциональной системе, пронизывающей всё общество;

· вероятность и необходимость образования человека на протяжении всей жизни и положение о музыкальной культуре народов как источнике формирования содержания многоуровневого непрерывного этномузыкального образования;

· учение о соотношении национального и общечеловеческого в духовной жизни этносов, о взаимовлиянии национальных музыкальных культур; положение о социально-исторической природе музыкальной культуры народов и детерминирующих её объективных факторов;

· теория развития личности в поликультурном контексте как условие формирования её этномузыкальной культуры; положение о необходимости гармонизации межэтнического общения посредством музыкального образования в условиях полинациональной среды;

· психолого-педагогические теории личности и творчества, восприятия искусства и развития музыкальных способностей;

· теоретические положения этнонаук как основополагающие в определении стратегии НЭМО;

· личностно-деятельностный подход к многоуровневому национально-региональному музыкальному образованию;

· взаимосвязь, взаимообусловленность и воплощение принципов целостности, преемственности, системности, аксиологиического, гуманистического, природосообразного культурологического, синергетического в НЭМО процесс;

· идеи новой образовательной парадигмы, национальной доктрины образования, основанные на концепциях демократизации и модернизации образовательного пространства.

Обеспечивая содержательную часть многоуровневого педагогического эксперимента, автор исследования разработал и издал:

· учебно-методический комплекс «Башкирская национальная музыкальная культура» для 1-8 (9-11) классов, который включает в себя программу экспериментального курса (1995), методические рекомендации и учебное пособие, хрестоматию, фонохрестоматию (150 произведений, из которых 2/3 составляет башкирская народная и профессиональная музыка и 1/3 – музыка других народов Башкортостана, представленные по принципу сходства и различия);

· курс «Национальная музыкальная культура» для 1-8 (9-11) классов (1999) в комплексе с учебно-методическими и дидактическими материалами.

В рамках формирующего эксперимента эти материалы прошли апробацию в системе непрерывного этномузыкального образования «семья – ДОУ – школа – УДО – ссуз – вуз – ПК». В ходе исследования велись наблюдение, анализ, систематизация полученных данных и результатов, корректировка отдельных положений, а также внесение изменений и дополнений. Был осуществлён р етроспективный анализ учебных программ, пособий, нотных сборников, архивных и нормативных документов по музыкальному образованию с целью определения в них места вопросу изучения традиций национальной музыкальной культуры народов России, в том числе и Башкортостана.

Экспериментальная проверка содержания, форм и методов использования национальной музыкальной культуры в системе непрерывного этномузыкального образования детей и подростков проводилась с учётом их психолого-возрастных и регионально-этнических особенностей. Изучался уровень сформированности первичного этномузыкального опыта дошкольников, национального музыкально-эстетического сознания школьников, рассматривался аспект семейного этномузыкального воспитания и готовности родителей к совместной с детьми этномузыкальной деятельности, что является важным условием поддержания интереса ребёнка к этнокультурным традициям.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем представлено концептуальное обоснование непрерывного этномузыкального образования как целостного национально-регионального музыкально-образовательного пространства и определена значимость базовой э тномузыкальной подготовки личности в подсистеме «семья – ДОУ – школа – УДО».

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно является составной частью процесса реализации республиканской государственной программы «Народы Башкортостана». В связи с этим, выявлены и рассмотрены специфически присущие процессу регионализации музыкального образования характеристики, раскрыты его сильные и слабые стороны, что, вконечном счете, содействует обогащению отечественной науки, теории и практики НЭМО в целом. Также разработана система этномузыкального образования детей, построенная на творческом переосмыслении известных в музыкальной педагогике и предложенных автором путей многоуровневого непрерывного национально-регионального музыкального образования.

Часть материалов исследования ранее была отражена в статьях, методических рекомендациях, учебно-методических комплексах – «Башкирская национальная музыкальная культура» (1995) и «Национальная музыкальная культура» (1999), разработанном региональном стандарте музыкального образования школьников (1996), тестах для аттестации учителей музыки (1997), в монографиях – «Национальная музыкальная культура в школе: теория и практика» (Уфа: БГПИ, 1998); «Национально-региональная музыкальная культура в образовании школьников» (Уфа: БГПУ, 2001).

Личное участие автора работы во внедрении результатов исследования осуществлялось в ходе преподавательской, научно-методической и учебно-организационной деятельности в качестве музыкального руководителя ДОУ, учителя музыки общеобразовательной школы, педагога учреждения дополнительного образования, преподавателя педагогического ссуза и вуза, а также ведущего методиста и преподавателя системы повышения квалификации педагогов-музыкантов и консультанта-рецензента в процессе подготовки научно-педагогических кадров в области непрерывного этномузыкального образования детей. К примеру, отдельные положения исследования нашли отражение в 27 курсовых и 11 выпускных квалификационных работах по вопросам этномузыкального образования детей, подготовленных и защищенных студентами музыкального отделения Уфимского педагогического колледжа (УПК) № 2, Башкирского государственного педагогического университета (БГПУ) и Московского государственного открытого педагогического университета (МГОПУ) им. М.И.Шолохова под руководством автора монографии, а также в трёх кандидатских диссертациях (в качестве рецензента и консультанта).

Основные положения и результаты исследования обсуждались на кафедрах музыкального образования, музыкальных инструментов и теории музыки, научных основ управления школой Башкирского государственного педагогического университета, кафедры эстетического образования Башкирского института развития образования, кафедр теории и методики музыкального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева и Казанского государственного социально-гуманитарного педагогического университета. Также излагались в докладах на многочисленных международных, всероссийских, республиканских, региональных научно-практических конференциях в гг. Москве (1988, 1991, 2001), Мурманске (1989), Санкт-Петербурге (2001), Саратове (1989), Туймазах (1989), Чебоксарах (1981, 1989, 1997, 2003), Сибае (1992, 2002), Уфе (1987-2003), Казани (1996, 2000-2002), Нижнекамске (2000), Челябинске (2001).

Автор монографии неоднократно являлся одним из руководителей и разработчиков программ, содержания и форм проведения научно-практических конференций: Всероссийской – по проблеме “Традиции национальной культуры в музыкальном воспитании детей и юношества” (г. Стерлитамак, 1990) и республиканских – по проблемам “Использование традиций башкирской музыкальной культуры на уроках и во внеурочной деятельности учащихся” (г. Баймак, 1992), “Изучение традиций национальной музыкальной культуры в общеобразовательной школе” (Чекмагушевский р-н, 1994), “Традиции башкирской музыкальной культуры в эстетическом воспитании детей и юношества” (Абзелиловский р-н, 1997), “Использование традиций национальной музыкальной культуры на уроках предметов эстетического цикла” (Учалинский р-н, 1999), “Возрождение музыкального фольклора в общеобразовательной школе” (Аургазинский р-н, 2001).

Учитывая современные тенденции роста самостоятельности регионов России во всех сферах их социальной и культурной жизни, региональное музыкальное искусство требует глубокого изучения своего неповторимого своеобразия, а также сохранения и передачи последующим поколениям того, что, в конечном счете, содействует обогащению НЭМО как целостной национально-региональной образовательной системы. В решении этих вопросов серьёзное внимание должно уделяться вопросу непрерывного этномузыкального образования детей в условиях разноуровневых образовательных учреждений и в семейном воспитании, так как оно может стать не только основой этноличностного становления ребёнка, формирования его опыта межэтнического общения, но и способствовать дальнейшему профессиональному самоопределению.


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)