АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Самостоятельная работа студента

Читайте также:
  1. II. УЧЕБНАЯ, НАУЧНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА
  2. III. Производственная работа
  3. IV. Работа в режиме быстрой маски
  4. IV. Работа жюри и награждение победителей
  5. V. Работа с рисунками – символами, иллюстрациями
  6. А можно ли так работать с опухолью?
  7. А) рабочего времени, затраченного на механизированные работы к общему отработанному времени на данный объем продукции или работ
  8. Алгоритм расчета и условия выплаты премии работникАМ, работающиМ по программе кредитования малого бизнеса
  9. Аудиторная работа
  10. Б. Работа стали на продольный изгиб
  11. Блок ЛДМ. Назначение , работа схемы при приёме сигнала ТУ на ЛП.
  12. Блок ЦС ДЦ «Нева». Назначение, работа схемы при формировании и передаче сигнала ЦС

по дисциплине: «Психология»

на тему: «Мода как механизм человеческого общения»

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса

экономического факультета,

дневного отделения,

группа № 101 ЭД

Балакина А.Д.

 

Проверил:

 

 

Алматы, 2011г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.…………………………….……………...…………………… 3

1. ОБЩЕНИЕ………….………………...…………….………………......... 4

2. ВЗАИМОПОНИМАНИЕ...…………..………………………………….. 8

2.1. Идентификация……...……………………………...………………….. 9

2.2. Рефлексия……………………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...………………………………………………................... 30

ТЕСТ………………………………………………………………………….

ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………...

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………... 31

ПРИЛОЖЕНИЯ.…………………..……………………………………… 33

 

ВВЕДЕНИЕ.

Очень часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда нас не поняли, а ведь для человека очень важно, чтобы его замечали, понимали и правильно оценивали. Значимую роль в восприятии людьми друг друга играет внешность. Человек неосознанно сравнивает людей с похожими внешними данными, приписывая новым знакомым свойственные или несвойственные им черты. Не удивительно, если схожесть человека с вашим врагом вызовет антипатию к нему. И наоборот, вызовут симпатию те, кто напоминает вам приятных людей. Манера поведения, род занятий, одежда, социальное положение и даже этническая принадлежность, так же как и внешность воспринимаются под воздействием стереотипности восприятия, Например, считается, что крупные и полные люди – добрые, человек в очках умный, военный – серьезный. Но в то же время может случиться так, что тот же военный – весельчак и заводила компании, а строгая учительница – добрая и остроумная женщина. Первое и последнее впечатление во взаимосвязи с обстоятельствами знакомства играют важную роль в восприятии людей. Так, например, если знакомство произошло в веселой дружной компании, то и впечатление о человеке останется положительным.

Сложив однажды мнение о человеке нам трудно его поменять даже под воздействием новой информации. Ученику, который плохо учился, будет очень сложно стать отличником. Преподаватель не сразу сможет воспринять его в новом образе, даже если он существенно пополнил свой багаж знаний. Но самым главным в вопросе взаимопонимания является желание. И если оно будет, то мы всегда сможем понять друг друга.

Цель моей работы: узнать что собой представляет общение и взаимопонимание.

Задачи:

1) изучить общение как понимание людьми друг друга

2) изучит механизмы взаимопонимания в процессе общения

ОБЩЕНИЕ. [1]

Что такое общение?

Общение - это процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Субъектами общения могут являться не только люди, но и другие живые организмы, но лишь на уровне человека процесс общения опосредствован речью и становится осознанным.

Содержанием общения может быть:

· Передача информации (например, учитель математики объясняет теорему Пифагора);

· Передача умений и навыков (учитель физкультуры обучает спортсменов технике прыжка в высоту);

· Групповая деятельность (бригада каменщиков строит дом);

Цель общения определяется целью той деятельности, в рамках которой оно осуществляется (передать или получить информацию, понять другого человека, воздействовать на него).

Средства общения могут быть вербальными (когда в основном используется смысловое содержание слов) и невербальными (с применением жестов, мимики и интонации)

Функции общения:

· Обмен информацией

· Воздействие на других

· Соблюдение социальных условностей

· Выражение своих чувств

· Получение обратной связи о себе

 

 

1 – Общая психология. Завтра экзамен. – СПб.: Питер, - 2008. – 272с.: ил. – (Серия «Завтра экзамен»).

 

Общение выступает как межличностное взаимодействие, т.е. связи и влияние, которые складываются в результате совместной деятельности людей. [1]

Выделяют следующие виды взаимодействия [1]:

  • групповая интеграция (совместная трудовая деятельность, кооперация),
  • конкуренция (соперничество),
  • конфликт.

Для того чтобы общение было эффективным, диалогическим, необходимо соблюдать следующие условия [1]:

1. равенство психологических позиций социальных субъектов независимо от их социального статуса;

2. равенство в признании активной коммуникативной роли друг друга;

3. равенство в психологической взаимоподдержке.

Спецификой взаимодействия является то, что каждый его участник сохраняет свою автономность и может обеспечивать саморегуляцию своих коммуникативных действий [1].

Р. Бейлз объединил наблюдаемые образцы взаимодействия в четыре глобальных категории, которые фиксируют форму взаимодействия [1]:

Области взаимодействия Основные поведенческие проявления
1 - http://dvo.sut.ru/libr/sotciolo/volod/n1.htm
Позитивные эмоции

Выражение солидарности Снятие напряжения Выражение согласия  
Решение проблем Предложения, указания Выражение мнений Выдача ориентаций
Постановка проблем Просьбы об информации Просьбы высказать мнение Просьбы об указаниях
Негативные эмоции Выражение несогласия Создание напряженности Демонстрация антагонизма

Существует несколько теорий, объясняющих межличностное взаимодействие. К ним относятся: теория обмена, символический интеракционизм, теория управления впечатлениями, психоаналитическая теория. Например, согласно теории обмена (Дж.Хоманс), каждый из нас стремится уравновесить вознаграждение и затраты, чтобы сделать наше взаимодействие устойчивым и приятным, при этом в основе лежит свой прежний опыт. В основе теории лежат четыре принципа[2]:

1. чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;

2.

1 -http://dvo.sut.ru/libr/sotciolo/volod/n1.htm 2 - Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учеб. пособие. - М., 1998.
если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от условий, то человек будет стремиться их воссоздать;

3. если вознаграждение велико, то человек готов затратить больше усилий для его получения;

4. когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей мере готов прилагать усилия для их удовлетворения.

С помощью данной теории могут быть описаны сложные виды взаимодействий: отношения власти, переговорный процесс. Эта теория рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Высокие вознаграждения могут приводить в потере активности[1].

Символический интеракционизм (Дж. Мид и Г.Блумер). Согласно этой теории поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают. Дж. Мид выделил два типа действий:

незначимый жест (автоматический рефлекс типа моргания);

значимый жест (связан с осмыслением поступков и намерений другого человека).

Когда мы приписываем значение чему-то, оно становится символом, т.е. понятием, действием или предметом, выражающим смысл другого понятия, действия или предмета. Интерпретация символа является основой для ответной реакции. Благодаря этому люди учатся одинаково интерпретировать значение определенных символов.

Центральной идеей данной концепции является то, что личность формируется во взаимодействии с другими личностями. К недостаткам данной теории можно отнести придание слишком большого значения символическим аспектам взаимодействий.


ВЗАИМОПОНИМАНИЕ.

Есть основание различать уровни взаимопонимания людьми друг друга. К числу важнейших условий и предпосылок взаимопонимания относится [1]:

· способность общающихся к адекватному восприятию системы ценностей и значений, регулирующих поведение друг друга.

· адекватность уровня личностной взаимооценки общающихся индивидов.

Ни одно из этих условий в отдельности не может гарантировать глубокого и устойчивого взаимопонимания. [1]

Адекватность личностной взаимооценки самооценке общающихся может стать при определенных условиях достаточно прочной основой для их взаимопонимания даже вопреки, а может быть, здесь сумма слагаемых из непредвзятости безоружности восприятия, яркости видения, глубины интуиции, тонкости эмоциональной непосредственности и мощи интеллектуальной озадаченности? [1]

Скорее всего, именно в этом синтезе всех проявлений духовного потенциала личности, ее способностей и разнообразных качеств, в их максимальной отмобилизованности и свободной игре в те или иные минуты нашей жизни и состоит один из секретов власти над нами первого впечатления. Оно же создает у нас и радостное чувство включенности, ощущение полноты жизни в противовес той рутине однообразного существования, которая постоянно стремится захватить нас в свой плен.

Однако при всех своих достоинствах первое впечатление о другом лице далеко не всегда гарантирует надежный результат. Зачастую даже наоборот, результат первого впечатления может полностью разойтись с последующим представлением о человеке. [1]

1 - http://aregem.narod.ru/vzaim.html
Дело в том, что восприятие человека человеком строится на основе фиксирования чисто внешних характеристик воспринимаемого (его лицо, одежда, манера вести себя и т.д.), вместе с тем оно выходит за рамки оценки только внешнего облика человека. Полученный на основе впечатления о внешнем облике воспринимаемого материал призван послужить почвой для того, чтобы воображение и жизненный опыт воспринимающего осуществили реконструкцию и внутреннего мира впервые увиденного человека, предполагающую оценку его характера, духовного потенциала, его отношения к миру и т.д. На это обстоятельство обращает внимание А. А. Бодалев: «Построив образ познаваемого человека на основе фиксирования характеристик его внешности, взаимодействующий с этим человеком субъект обычно не ограничивается таким знанием, он немедленно создает систему заключений об этом человеке, содержанием которых является констатация качеств, свидетельствующих о способностях человека или выражающих его отношение к различным сторонам действительности, а также говорящих об его определенной социально-групповой принадлежности и т.п.». [1]

Оценка и реконструкция внутреннего мира воспринима­емого по его внешности, возможно, не была бы такой уязвимой, если бы она не осуществлялась на весьма субъективной почве жизненного опыта самого воспринимающего. [1]

Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлексия. [2]

Идентификация и рефлексия.

1- http://aregem.narod.ru/vzaim.html 2- http://www.sunhome.ru/psychology/11491/p1
Идентификация — это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому. Здесь значимый другой — это человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности. Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнера по общению. При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом.

Понятие «идентификация» по своему содержанию близко к понятию «эмпатия». [1]
Эмпатия — это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Механизм эмпатии в определенной мере схож с механизмом идентификации. Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествление с этим другим человеком (как это происходит при идентификации). Просто при эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения.[1]

Иными словами, внутренней основой и предпосылкой взаимного понимания людьми друг друга оказывается механизм их психологической идентификации, или взаимного уподобления. [2]

Здесь же заложена предпосылка и формирования самосознания индивида. «В некоторых отношениях, — писал К. Маркс, — человек напоминает товар. Так как он родится без зеркала в руках и не фихтеанским философом: «Я есть я», то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, Человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку». [2]

Из приведенного высказывания видно, что идентификация включает в себя два различных элемента. Прежде всего она предполагает уподобление другого себе («лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному»). Вместе с тем она осуществляется и через уподобление себя другому («человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку»). [2]

1- http://www.sunhome.ru/psychology/11491/p1 2- http://aregem.narod.ru/vzaim.html
Здесь идентификация начинается с уподобления объекта субъекту (другого себе) и завершается уподоблением субъекта объекту (себя другому), Это не исключает и возможности другой модели идентификации: от первоначального уподобления субъекта объекту (себя другому) к последующему сведению объекта к субъекту (другого к себе). [2]

Однако независимо от порядка и последовательности своего осуществления идентификация позволяет людям добиваться относительного понимания других людей, несмотря на недостаток предварительной информации о них, когда первое впечатление является чуть ли не единственным источником знания. Она оказывается тем зеркалом, которое позволяет людям лучше понять как себя, так и других. [1]

Идентификация, или психологическое уподобление является одним из самых универсальных механизмов человеческого общения. Без него был бы невозможен ни процесс сколько-нибудь полного восприятия партнера по общению, ни установления контакта и взаимопонимания между взаимодействующими индивидами, ни передачи психического состояния или способа коммуникативного поведения от одного индивида к другому. [1]

На значение идентификации как психологической основы взаимопонимания обращают внимание и зарубежные социальные психологи. Т. Шибутани, например, связывает процесс установления взаимопонимания с механизмом идентификации, ибо, как он отмечает, «только вообразив себя на месте другого, человек может догадаться о его внутреннем состоянии». [1]

Взаимопонимание при этом рассматривается как состояние внутреннего согласия, которое достигается путем установления общей картины мира у тех, кто объединен в совместные действия, и путем взаимного принятия ролей. [1]

Рефлексия — это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга. [2]

 

 


CТЕРЕОТИП ВОПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ [1].

Стереотип восприятия как продукт идентификации жизненного опыта и впечатлений. Социально-психологический механизм идентификации образов людей как фундаментальное условие достижения эффекта (или иллюзии), их оперативного взаимопонимания в условиях дефицита времени с неизбежностью порождает появление шаблона или стереотипа.

Стереотип здесь оказывается закономерным следствием суммации или обобщения жизненного опыта и впечатлений от общения со многими людьми. С одной стороны, идентификация приводит к упрощению при восприятии реального многообразия человеческой уникальности и личностной неповторимости людей, Однако с другой, она опирается на уже приобретенный опыт такого обобщения через упрощение, через игру ассоциаций и поиск сходства там, где возможно даже больше различий, чем подобия.

Особая значимость восприятия человека в процессе общения и того впечатления, которое он производит на нас, приводит к тому, что шаблон или стереотип предстает перед нами, прежде всего, в качестве зрительного образа другого. Это, разумеется, не исключает и других элементов психического облика, которые могут выступать в форме шаблона коммуникативного поведения, например, вербального стереотипа, речевого штампа и т.д.

1 - http://aregem.narod.ru/vzaim.html
Понятие, природа и функции стереотипа восприятия в процессе достижения взаимопонимания людьми друг друга Итак, стереотип — это очищенный от признаков уникальной неповторимости личности и вместе с тем структурно и качественно обозначенный вариант социально-психологической характеристики индивида.

Известный стереотип восприятия выполняет функцию принципа защиты психики человека от перегрузки информацией, впечатлениями в процессе общения. Только подгоняя поток новых впечатлений под уже сложившийся на основе старых впечатлений стереотип (в данном случае под сложившиеся у человека представления о типах личности), можно справиться с процессом интенсификации человеческого общения даже в условиях дефицита времени. Но стереотип восприятия человека человеком функционирует на не вполне надежной основе обыденного сознания, на базе внешнего и часто первого, при этом поверхностного, впечатления о другом лице.

Основанием для построения образа и оценки другого человека при этом служит восприятие его внешности и манеры держаться. Те или иные черты лица — нос, рот, глаза, уши, лоб и т.д. — дают пищу для воображения воспринимающего, подсказывая образ интеллектуала (тонкие черты лица, большой лоб), аскета (тонкие сжатые губы), скептика (кривая усмешка), гурмана (полные чувственные губы) и т.д. Между тем, как показывают эксперименты, те или иные конституционные признаки индивидуальности далеко не всегда дают сколько-нибудь достоверную информацию о внутреннем мире и характере другого человека.

Стереотип восприятия как барьер на пути понимания другого. Очевидно, что в таком случае стереотип или определенная установка восприятия человека человеком выступает. Уже в качестве психологического барьера на пути к пониманию Духовного мира личности, Уподобление людьми друг другу может оказаться тормозом на пути проникновения в их внутренний личностный мир еще по одной причине. Сам факт установления хотя бы внешнего сходства, подобия людей очень предрасполагает наблюдателя к выводу об их внутреннем, психологическом тождестве друг другу. Предрасполагает потому, что избавляет от достаточно сложных, иногда мучительных поисков ключа к человеческой индивидуальности. Уподобление же в таком случае оказывается чем-то вроде шпаргалки, готового ответа, освобождающего от самостоятельных, напряженных и ответственных решений.

О реальности именно такого применения механизма уподобления свидетельствует жизненный опыт. Люди, как правило, только тогда начинают всерьез задумываться об особенностях характера и индивидуальности другого человека, когда он начинает выходить за рамки стереотипного восприятия, т.е. когда его поступки не согласуются с той схемой поведения, которой он был уже заранее уподоблен по аналогии с восприятием и пониманием других, сходных с ним по внешним признакам поведения людей.

На это обстоятельство обратил в свое время внимание С. Л. Рубинштейн: «В обычных более или менее тривиальных жизненных ситуациях, когда к тому же мы не заинтересованы в особо глубоком проникновении в истинный смысл пове­дения окружающих нас людей, в понимании подлинных их мотивов и целей, процесс интерпретации их поведения, раскрывающий его психологическое содержание, не выделяется особо, Но стоит столкнуться со сколько-нибудь неожиданным поступком небезразличного для нас человека, как невольно мы задаем себе вопрос, что бы это могло означать, что этот человек так поступил: не явился в условленный час, когда мы его ждали, пошел куда-то, где, казалось бы, ему не надлежало быть, и т.п. Вопрос о психологической квалификации поступка в таком случае отчетливо выделяется из простой регистрации его внешней стороны».

Эту же мысль подчеркивает и А. А. Бодалев: «Пока манера общения с другими, род занятий, качество труда, внешний облик, характер препровождения свободного времени, отклик на происходящие события, преследуемые цели, весь уклад жизни, присущие другому человеку, соответствуют образцам, которым привык следовать общающийся с ним субъект, последний обычно проявляет своеобразное «равнодушие» к психологии другого. Он, так сказать, без сомнений и доказательств полагает, что у другого человека «психология» такая же, как и у него. И только когда другой в образ жизни, в манере себя вести, в реагировании на происходяшие события, в своем внешнем облике и поведении отходи' от тех «образцов», которые в глазах общающегося с ним являются выражением «нормы», последний от регистрации внешней стороны поведения этого человека переходит к психологической классификации его поступков, пытается дать им ту или иную оценку и понять этого человека как личность».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Человек – существо социальное, следовательно, жить без общения он не сможет.

Как уже было сказано ранее, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок.

Общение и взаимопонимание должны идти рядом, вместе, иначе будут появляться конфликты.

 

 

ТЕСТ.

1. Процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга – это?

а) Общение в) рефлексия

б) Взаимопонимание г) индентификация

2. Один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому – это?

а) Общение в) рефлексия

б) идентификация г) взаимопонимание

3. Осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня – это?

а) общение в) рефлексия

б) идентификация г) эмпатия

4. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания – это?

а) идентификация в) рефлексия

б) общение г) эмпатия

5. Способность общающихся к адекватному восприятию системы ценностей и значений, регулирующих поведение друг друга и адекватность уровня личностной взаимооценки общающихся индивидов - это условия?

а) взаимопонимания в) общения

б) рефлексия г) идентификация

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Общая психология. Завтра экзамен. – СПб.: Питер, - 2008. – 272с.: ил. – (Серия «Завтра экзамен»).

2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учеб. пособие. - М., 1998.

 

Интернет ресурсы.

1. http://aregem.narod.ru/vzaim.html

2. http://www.sunhome.ru/psychology/11491/p2

3. http://dvo.sut.ru/libr/sotciolo/volod/n1.htm

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.)