|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КЛАССИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ. Что в тосте? Обращение к гостям для привлечения их вниманияЧто в тосте? Обращение к гостям для привлечения их внимания. Кто-то еще копается в оливье, кто-то беседует с соседом, на спикере внимание людей пока не сильно сосредоточено. Далее он продолжает: Это продолжение сбора внимания, обобщение и объединение гостей через знакомство с именинником. Это вступительная часть. Далее: Догадались? Это интрига. Начинается основная часть, Основная часть заканчивается, начинается переход к заключению, где дается резюме: "Хочу пожелать нам всем учиться у Иван Сергеевича этой справедливости и рассудительности, а ему желаю и впредь не терять остроты реакции и держать угол". И призыв к действию как конечная точка: "Так выпьем же за нашего именинника!" Звон бокалов и радостные возгласы. Аудитория следует за призывом к действию. То же самое может быть и у вас, когда вы: · привлекли внимание, установили контакт и подвели к основной теме своей речи (вступление); · рассказали суть, привели доводы и раскрыли содержание с выводами (основная часть); · резюмировали сказанное и побудили к действию (заключение). 30. Высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателем. Психологи определяют контакт как общность психического состояния оратора и аудитории, взаимопонимание между выступающим и слушателем. Эта общность возникает прежде всего на основе совместной мыслительной деятельности. Ритор и слушатель должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одни вопросы. Если оратор говорит об одном, а слушатели думают о другом, контакт отсутствует Совместную мыслительную деятельность ученые называют интеллектуальным сопереживанием. Для возникновения контакта важно интеллектуальное сопереживание, т. е. оратор и слушатель должны испытывать аналогичные чувства во время выступления. Главный показатель взаимопонимания между говорящим и слушающим – положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей, рабочая тишина в зале. Контакт может быть полным или неполным, охватывать всю аудиторию или только ее часть, а также устойчивым от начала выступления до его окончания или неустойчивым, меняться в процессе выступления. Факторы, влияющие на установление контакта: 1) актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в его освещении, интересное содержание выступления; 2) личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем; 3) особенности аудитории: ее количественный и качественный состав, мотив действий слушателей, их настроение, установки, интересы и т. п.; Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу - 5 - 7 секунд. Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов: · Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. · Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес. · Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается · ситуация, вызывающая вопрос: "Почему?", что стимулирует их познавательную активность. · Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять. · Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям. · Показ практической значимости информации. · Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию. · Краткое отступление от темы дает возможность слушателям "отдохнуть" · Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием "тихий голос"). 31. Помимо лексического значения, каждое слово содержит еще и другие компоненты. Слова, таким образом, могут отличаться по стилистической окраске, они могут быть возвышенными, нейтральными и сниженными (очи, глаза, гляделки). Слово может обозначать как нейтральное явление (собрание), так и давать ему оценку (сборище). Слова с эмоциональной окраской могут быть двух видов: 1) с положительной оценкой: возвышенные, одобрительные, торжественные, ласкательные слова (зодчий, молодец, миленький); 2) с отрицательной оценкой: неодобрительные, укоризненные, пренебрежительные, презрительные слова, обычно они стилистически снижены (ротозей, скряга, сквалыга, трепач). Стилистическая оценка и окраска очень важны в ораторском выступлении. Нет практически ни одной ораторской речи, не содержащей элемента оценочности. Оценку могут передавать различные части речи, но чаще всего – имена прилагательные. Прилагательные выражают открытую положительную или отрицательную оценку независимо от контекста. Языковые средства контакта – это специальные слова и выражения, активизирующие внимание и мышление слушателей. Посредством них устанавливается обратная связь. Благодаря ей в свою очередь видно, как аудитория реагирует на слова оратора (возглас, одобрительный кивок, заинтересованный, живой взгляд, одобрительная или неодобрительная реплика и т. п.). ТРОПЫ (греч. tropos — поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия, хиазм и др. ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole — преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»). Противоположность – литота. МЕТАФОРА (греч. metaphora — перенесение) - троп, скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются. 32. Чтение — рецептивный вид речевой деятельности, связанный со зрительным восприятием речевого сообщения, закодированного с помощью графических символов, то есть букв. Суть процесса чтения состоит в декодировании (расшифровке) графических символов и переводе их в мыслительные образы. В соответствии с этим процесс чтения складывается из двух основных этапов: этапа зрительного восприятия и этапа осмысления (интерпретации) прочитанного. Рассмотрим содержание этих этапов более подробно. На этапе зрительного восприятия важную роль играют следующие понятия. Фиксация взгляда — остановка глаз на доли секунды при восприятии написанного. Движение глаз — передвижение взгляда с одного участка текста на другой. Поле зрения — участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. Обычно поле зрения человека составляет 1,5—2 слова (10—15 букв) за одну фиксацию. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |