АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальные группы и общности

Читайте также:
  1. IV. Социальные проблемы попечения о заключенных.
  2. Section 3: Социальные сети
  3. VI. Аннотация к рабочей программе средней группы
  4. А32. Социальные движения в Греции в эллинистическое время. Реформы Агиса и Клеомена в Спарте.
  5. Алгоритм хода анализа смеси катионов I группы
  6. Аналитический обзор статей по теме «Социальные представления о субъектах образовательного процесса в условиях модернизации системы общего образования».
  7. Бабий Яр и айнзатцгруппы
  8. Биосоциальные системы
  9. В детском саду функционируют 3 группы общеразвивающей направленности.
  10. В)буквы, обозначающие один звук. Это все буквы русского алфавита, за исключением букв, входящих в первую и вторую группы.
  11. В-37. Социальные движения
  12. Вертикально-интегрированные группы

Любое крупное сообщество людей делится на разнообразные группы и слои. Причины такого расслоения общества могут быть самыми различ­ными: наличие собственности или ее отсутствие; различие социального престижа и отношения к власти; неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе; генетические черты и предписанные статусы (происхождение, родственные связи, личные качества, способности); разное граждан­ство; специфический род занятий; религиозная или национальная принадлежность и т.д.

 

Социальная группа — это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена в отношении других.Таким образом, основной отличительной чертой социальной группы является взаимодействие между ее членами. Люди, находящиеся в вагоне метро не будут социальной группой до тех пор, пока какая-либо внешняя причина не заставит их взаимодействовать друг с другом.

Группы могут быть первичными и вторичными:

Первичные группы — каждый член такой группы видит других членов как личностей и индивидуальностей (семья, дружеская компа­ния). Здесь обычно формируется личность, каж­дый находит интимную среду, симпатии и воз­можности реализации личностных интересов.

Вторичные группы — социальные контакты в них носят безличный, односторонний характер (мастер — бригада, тренер — команда). Члены находят эффективный механизм для достижения собственных целей, но часто ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях.

Признаки социальной группы:

· наличие внутренней организации;

· общая (групповая) цель деятельности;

· групповые формы социального контроля;

· образцы (модели) групповой деятельности;

· интенсивные групповые взаимодействия

· социальное положение

Социальная структура общества – совокупность связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности.

Основные элементы социальной структуры общества:

• Классы (рабочие, служащие, интеллигенция);
• Жители города и деревни;
• Представители умственного и физического труда;
• Сословия (средний класс, духовенство, предприниматели, богема);
• Социально-демографические группы (молодежь, женщины и мужчины, старшее поколение);
• Национальные общности (нации, народности, этнические группы).

Понятно, что в разное время социальная структура общества была не одинаковой. В этой связи выделяют типы социальных структур:

· Рабовладельческого общества (рабы и рабовладельцы);

· Феодальное общество (феодалы, крепостные крестьяне, духовенство, ремесленники, купцы);

· Капиталистическое общество (рабочие, крестьяне, служащие, бизнесмены, промышленники, банкиры, духовенство)

· Социалистическое общество (рабочий класс, кооперативное крестьянство, интеллигенция, предприниматели, другие профессиональные группы).

Социальные группы – субъективный фактор развития общества. Признаки – возрастной (молодёжь), половой (женщины), профессиональный (учёные), религиозный (мусульмане) и т.д.

 

Каждый человек принадлежит к какой-либо из этих социальных групп. Группы занимают различное положение в обществе, имеют не равный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж.

В социальной структуре общества выделяют:

классы;

люмпены;

маргиналы;

семья;

страты

Классы – это устойчивая социальная группа.

«Люмпены» – люди, опустившиеся на «дно» общественной жизни – бродяги, нищие, бомжи.

Маргиналы – это люди, занимающие положение между устойчивыми общностями. Один из каналов пополнения маргиналов – массовая миграция из села в город.

 

Семья – важнейший элемент социальной структуры общества. Это первая общность, в которой оказывается человек, где он находится в самый важный период своего развития, когда усвоение разнообразной информации, познание внешнего мира идет с колоссальной скоростью.

Страты – это большие группы людей, отличающиеся по своему положению в социальной структуре общества.

Надо заметить, что с развитием общества его социальная структура усложняется. Также и связи и отношения между людьми становятся все глубже и сложнее.

Этническая группа — группа людей, имею­щих общие культурные, языковые или расовые черты, которых объединяет полное или частич­ное общее происхождение и которые сами осо­знают свою причастность к общей группе. Осво­енные и воспринятые этнические различия — язык, культура, религия, а расовые черты пере­даются по наследству.

 

Как правило, в современных государствах жи­вут многочисленные этнические группы. Характерная черта этнической группы — ее члены классифицирует себя как отдельную группу, имеющую собственную культуру, которую они всеми способами стремятся сохранить. Таким образом, этническую общность можно охарак­теризовать как объединение людей, имеющих общие культурные, языковые, религиозные или расовые черты, общее происхождение и осозна­ющих свою причастность к единой группе.

Большинство ученых выделяют три основных вида этнических общностей, существовавших в истории человечества — племена, народности и нации. Племена считаются исторически пер­вым этническим объединением. С возникнове­нием государств племена стали превращаться в народности — более крупные общности с един­ством языка, территории, экономическими и культурными связями. Под нациями понимает­ся устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общего происхождения, единой культу­ры, совместного проживания и тесного общения между собой. Самым главным при возникнове­нии наций являются налаженные отношения — экономические, политические, культурные и межличностные. Исторически они появились с распространением торговых отношений.

Особенностью социальных групп в странах с развитой экономикой в настоящее время является их мобильность, открытость перехода из одной социальной группы в другую. Сближение уровня культуры и образования различных социально-профессиональных групп приводит к формированию общих социокультурных потребностей и тем самым создает условия для постепенной интеграции социальных групп, систем их ценностей, их поведения и мотивации. В результате можно констатировать обновление и расширение самого характерного в современном мире - среднего слоя (среднего класса)/


2. Основные ценности и нормы морали. «Золотое правило нравственности».

Существует моральная оценка деятельности человека с точки зрения соответствия ее приня­тым в обществе правилам поведения. Поступки человека могут быть нравственными (достойны­ми, благородными, правильными) и безнрав­ственными. Критерии, по которым происходит подобное разделение, называют моральными нормами. Мораль многообразна, она может по­ниматься и как опыт житейской мудрости, как исполнение божественных заветов, как инстру­мент сохранения порядка в обществе, как чест­ность во взаимоотношениях людей, как высший смысл человеческой жизни, как внутренний го­лос совести и даже как устаревшие требования, мешающие человеку быть самим собой.

Современный философ Фрэнсис Фукуяма рассматривает мораль как социальный капитал, определяющий степень жизнеспособности общества. Такому пониманию морали близко её определение как коллективной интуиции.

Мораль направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе.

Так называемая «общественная мораль» — мораль, принятая определенным обществом, как правило, эндемична для культуры или исторического периода, иногда даже для социальной или религиозной группы, хотя разные моральные системы могут быть в определенной степени схожи.

Следует разделять идеальную (пропагандируемую) и реальную моральные системы. [4]

Мораль формируется главным образом в результате воспитания, в меньшей степени — в результате действия механизма сопереживания или адаптационного процесса. Мораль индивидуума, как императивный подсознательный механизм, плохо поддается сознательному критическому анализу и коррекции.

Мораль служит предметом изучения этики. Более широким понятием, выходящим за рамки морали, является этос.

Основой морали являются - совесть (нрав­ственное чувство, позволяющее человеку опреде­лять свои поступки и действия с точки зрения добра и зла) и долг (нравственное веление, готов­ность поступать в соответствии с собственным представлением о правильном поведении).

Большинство народов мира сейчас имеют неко­торые общие черты нравственного поведения: бескорыстие, мужество, правдивость, скром­ность, гуманизм, мудрость и др. Качества, кото­рые вызывают порицание у многих народов (по­роки), — глупость, корыстолюбие, тщеславие, лесть и т.д.

Основными категориями морали являются представления о добре и зле. Это наиболее об­щие понятия, которые позволяют оценивать дей­ствия и поступки людей. Добро — главная цен­ность человека, его моральная святыня. Добру противостоит зло.

У каждого из нас есть выбор пути добродетели или порока, но мы не свободны от ответственно­сти за выбранный путь.

Общепринятые этические требования и ориен­тиры моральных поступков составляют общече­ловеческое в нравственном сознании. Именно они выражают требования нравственного идеала как высшей моральной цели («золотое правило» нравственности). С древних времен до сегод­няшнего дня «золотое правило» нравственности постоянно менялось, но в нем всегда сохранялись идеи свободы и равенства людей, самоценности и достоинства каждой личности. В общем виде это правило можно выразить следующим образом: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой».

"ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО" НРАВСТВЕННОСТИ

- основа нравственного поведения личности, концентрированное выражение принципа гуманизма, осознанное человечеством с древнейших времен. История становления этого принципа как основы нравственного поведения одновременно является историей становления нравственности. В современном его значении "3. П." Начинает использоваться с XVIII в.

Изначально, в условиях родоплеменной общности, действовал универсальный обычаи кровной мести ("око за око, зуб за зуб"), талион, содержание которого сводится к идее равного воздаяния: "возмездие по отношению к представителю другого рода должно быть равно причиненному им ущербу тебе или членам твоего рода". Этот жестокий с современной точки зрения обычаи ограничивал вражду родов, вводил ее в определенные рамки, ибо требовал строго равного воздаяния. В талионе отражена спаянность рода и отчужденность межродовых взаимодействий.

Разрушение родоплеменных отношений вела к невозможности четкого разделения на "своих" и "чужих". Внеродовые экономические связи порой оказывались важнее связей родственных. Как индивид уже не желает отвечать за прегрешения родственников, так и родовая общность не стремите брать на себя ответственность за проступки своих членов. В этих условиях талион, рассчитанный на действия в рамках взаимоотношений "своих" и "чужих", теряет свою эффективность. Возникает необходимость формирования нового принципа регуляции межиндивидуальных отношений, не зависящего от родоплеменной принадлежности индивида. Таким принципом стало "3. П.", упоминания, о. котором встречаются уже в V-VI вв. до н. э. - в учении Конфуция, в памятнике древнеиндийской культуры "Махабхарата", в изречениях семи греческих мудрецов; в Ветхом и Новом заветах. Например, в Евангелии от Матфея "3. П." звучит следующим образом: "Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними...". В отличие от приведенной "позитивной", существует и "негативная" формулировка "З.П.": не желай другому того, чего не желаешь себе.

"Другой" в "3.П." - это любой человек, ближний и дальний, знакомый и незнакомый, "З.П." в скрытой форме содержит представление о равенстве всех людей. Но равенство это не принижает людей, не делает их одинаковыми. Это равенство в свободе, равенство возможностей бесконечного совершенствования, равенство в тех человеческих качествах, которые индивид считает наилучшими; равенство перед теми нормами поведения, которые оптимальны для каждого человека,'

"3. П." предполагает возможность для каждого из нас встать на место другого человека: я к себе могу отнестись как к другому, к другому - как к себе. Такое отношение и есть основа связи между людьми, которая называется любовью. Отсюда - другая формулировка "3.П.": "люби ближнего, как самого себя". "З.П." требует отношения к другому человеку как к себе в перспективе совершенства, то есть как к цели, но никогда - как к средству.

Особенность морали состоит в том, что она ос­нована на ценностях - предпочтениях людей, исходящих из их целей и идеалов. В центре нравственных ценностей стоит представление о благе (предельная форма добра, состояние полно­го согласия человека с действительностью и са­мим собой). Отсюда исходят: доброта, великоду­шие, сострадание, забота о ближнем, щедрость, честность, спокойствие, надежда и т.п. Все эти ценности можно назвать добродетелями. Им противостоят пороки — ненависть, зависть, гор­дыня, неумеренность, эгоизм, жадность и т.п.

Нравственное самосовершенствование состоит в изменении пропорций злого и доброго в самом себе в сторону первого, но для этого необходимо сделать личный моральный выбор.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)