АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Аналитический обзор статей по теме «Социальные представления о субъектах образовательного процесса в условиях модернизации системы общего образования»

Читайте также:
  1. D. аналитический метод.
  2. ERP (Enterprise Resource Planning)- системы управления ресурсами предприятия.
  3. I. Обзор литературы.
  4. I. Электрофильтры. Характеристика процесса электрической очистки газов.
  5. II. Обзор среды и история болезни
  6. III. СИСТЕМЫ УБЕЖДЕНИЙ И ГЛУБИННЫЕ УБЕЖДЕНИЯ
  7. III. Требования к организации системы обращения с медицинскими отходами
  8. IV. Порядок представления работ на Конкурс
  9. IV.Контрольно - аналитический этап.
  10. L.1.1. Однокомпонентные системы.
  11. L.1.2.Многокомпонентные системы (растворы).
  12. SCADA как часть системы автоматического управления

ОТЧЕТ

По научно-исследовательской практике

(Направление 030300.68 ООП «Психология личности»)

 

Выполнила: студентка I курса магистратуры, группы 1821М

Савченко Елена Дмитриевна

_______________________

 

 

Проверила: к.пс.н., доцент

Гурова Ольга Сергеевна

_______________________

 

Барнаул, 2012

Аналитический обзор статей по теме «Социальные представления о субъектах образовательного процесса в условиях модернизации системы общего образования».

В последние годы исследования социальных представлений часто встречаются в различных областях психологии и не только. Они прочно занимают междисциплинарную позиции в науке. Исследования, связанные с социальными представлениями, можно встретить в журналах с психологической, педагогической, юридической, социологической и др. тематиками. Это доказывается проведенным анализом публикаций по теме «социальные представления».

В одной из статей И.Б. Бовиной рассматриваются принципы анализа социальных представлений, а также обсуждается специфика приемов и методик их анализа в рамках школ Экс-ан-Прованса и Женевы [8]. Она пишет, что Теория социальных представлений, безусловно, попадает в поле пристального внимания отечественных исследователей. Однако положение дел можно сравнить с ситуацией, которая складывалась в Англии до тех пор, пока в 2008 году на английский язык не была переведена работа С. Московиси «Психоанализ: его образ и публика». До этого момента многие исследователи считали своим долгом подробно обсуждать теорию социальных представлений в отсутствии перевода на английский язык ключевых теоретических работ. Очевидно, что за пятьдесят лет, прошедшие с тех пор, когда в свет вышла основополагающая работа С. Московиси «Психоанализ: его образ и публика», сама теория обогатилась не только новыми идеями, но и методологическими и методическими приемами анализа представлений. Возникли подходы, в рамках каждого из которых сформировалась определенная многоэтапная стратегия исследования представлений, что способствует их многомерному изучению. Более того, сторонники этих подходов постоянно разрабатывают новые принципы, методики и техники исследования представлений, что в свою очередь позволяет проверять положения теории социальных представлений и способствует ее дальнейшему развитию.

Этот же автор, но уже в статье «Теория социальных представлений: история и современное развитие» рассматривает основные положения теории социальных представлений, анализирует истоки теории, а также ее современное состояние [9]. Особое внимание при этом уделяя обсуждению различных подходов к анализу социальных представлений. Особо подчеркивается, что разработка идей тематы во многом обогатила и углубила понимание процессов формирования социальных представлений, позволила сформулировать новые задачи для дальнейшего развития теории, а также открыла путь для эмпирического исследования этих процессов.

О.А. Полюшкевич в своей статье анализирует формы изменения социальной сплоченности общества с 1984 по 2008 годы [39]. Для выявления трансформации социальных представлений россиян автор использует контент-анализ и транссимволический анализ прессы. В результате было выявлено, что современные социальные практики являются отражением социальной реальности. Изучая их ключевые характеристики, стоит учитывать не только экономические, политические факторы, но и личностные, общественные, которые в своем единстве формируют изменяющееся поле социальной реальности и все вместе создают новые механизмы проявления и регулирования социальной солидарности. Социальная сплоченность в том смысле, в котором ее понимали еще в конце ХХ в., уже изменилась. Полученные данные исследования особо актуальны тем, что выясняют современные проблемные поля и способы формирования новых форм социальной солидарности.

Эволюцию социальных представлений о гендерной идентичности исследовала К.С. Матвеева [31].Существенные преобразования происходят во всем строе культуры и социально-духовной жизни современной цивилизации. Глобальный характер социальных изменений общества привнес преобразования и в частную, приватную сферу человеческого бытия. Ценностно-личные и мировоззренческие трансформации представляют особый интерес при рассмотрении гендерного аспекта, изучении гендерной идентичности в спектре семьи. Гендерная идентичность не успевает перестраиваться в связи с ускоренным темпом трансформаций. Смешение типов семьи ведет к неустойчивости отношений, к временному совместному проживанию – гражданскому браку. Изменения гендерных отношений и нестабильность института семьи приводят к росту беспокойства. Способы освобождения от беспокойства иногда способствуют пагубным пристрастиям, что является защитной реакцией, проявляемой как уход от действительности, а также к созависимости.

Мецлер В.В. исследует особенности содержания социальных представлений о материнстве и отцовстве на этапе юношеской социализации [32]. На основании анализа экспериментального исследования показано, что содержание социальных представлений о материнстве и отцовстве на этапе юношеской социализации имеет содержательные различия в зависимости от факторов гендера и группового статуса, хотя в целом образ матери и отца сохраняет положительную коннотацию. При исследовании особенностей содержания социальных представлений об отце и матери у студентов и старшеклассников в зависимости от их положения в системе отношений межличностной значимости мы обнаружили, что у старшеклассников при оценке обоих родителей наблюдается следующая закономерность: высокостатусные и низкостатусные испытуемые дают более высокие оценки по всем параметрам, а самые низкие оценки дают среднестатусные испытуемые. Содержание социальных представлений о матери у высокостатусных старшеклассников отражает их положение в системе отношений межличностной значимости: высокий статус проявлен в высоких позитивных оценках. Низкостатусные старшеклассники демонстрируют компенсаторные тенденции, стремясь к более высокому статусу, что и проявлено в более высоких оценках. У среднестатусных старшеклассников их положение в системе отношений межличностной значимости отражено в более низких, чем у двух других групп, оценках. Представляется важным, что у студентов подобной закономерности не обнаружено ни по содержанию представлений об отце, ни по содержанию представлений о матери. Возможно, это может быть связано с тем, что в студенческом возрасте членство в группе имеет менее личностно значимый характер и в меньшей степени отражает содержание устойчивых личностных конструктов.

С.Ю. Мохова исследует социальные представления о социокультурной реальности в обыденном сознании подростов [34]. Рассматривая представления как форму социальной реконструкции реальности с особым языком, логикой и структурой импликаций, автор статьи изучает у подростков семантических поля, образованные вокруг лексем ”книга“, ”библиотека“, ”радио“, ”кинотеатр“, ”телевизор“, ”компьютер“, ”интернет“. Изучение ассоциаций позволяет сделать вывод о содержании обыденного сознания современного подростка как в результате познания социокультурного наследия в процессе обращения к всевозможным вариантам бумажных и цифровых носителей информации. Cоциокультурная реальность находит отражение в обыденном сознании подростков, сосредотачивая сохранение архетипического ядра познания окружающего мира, как это было выявлено при исследовании ассоциативного поля слов «книга», «библиотека» и др.; радости и веселья в ситуации праздника, просмотра телевидения, общения по интернету, а также привлекая новейшие технологии освоения закономерностей жизни человека. Наряду с активным освоением информации, представленной всевозможными вариантами бумажных и цифровых носителей, письменным текстом и видеорядом, сопровождаемым устными комментариями, при всевозрастающих объемах потребления не имеется указаний самих подростков на творческую природу освоения реальности. Широкие семантические ассоциативные поля могут служить основанием для вывода о творческом созидании представлений о со циокультурной реальности.

Особенности социальных представлений подростков исследовала О.В. Гребенникова [15]. В ее статье результаты демонстрируют влияние изменчивости и неопределенности на содержание социальных представлений о современном мире; многогранность и невысокую степень связанности представлений о разных сферах действительности между собой. Обследованные подростки неустойчивы в принятии решений, их настораживает ситуация выбора; традиционны в понимании семейных ролей и семейных ценностей; не имеют четких представлений о политике и общечеловеческих ценностях. Полученные данные дают основания для пересмотра существующих опросников социальных представлений, показывая направления их модификации. В сознании современных российских подростков среда выступает превалирующим фактором в психическом развитии человека, а семья – важнейшим институтом социализации. При этом оценка социальной ситуации развития как ведущего фактора генезиса психики вытекает у подростков не из понимания важности общения и/или отрицания врожденных личностных качеств, но из усвоенной социогенетической установки, которая существовала в российской науке и обществе и трансформировалась в устойчивое социальное представление. Данное представление не связано с политическими, социальными или семейными ценностями и поэтому не может быть, как в большинстве западных стран, основанием при прогнозировании развития политических или экономических представлений и убеждений.

В статье М.С. Давыдовой излагается актуальность проблемы формирования социальных представлений о безопасности жизнедеятельности [20]. Теория социальных представлений рассматривается автором с позиций методологического инструментария относительно сущности и особенностей образования данного рода представлений у детей с нарушениями интеллектуальной сферы. Показана ведущая роль педагога-дефектолога в реализации комплексных задач по выработке качества социальных представлений и становления на их основе культуры безопасности жизнедеятельности. Показана важность формирования социальных представлений в детском возрасте, сделан акцент именно на структурных компонентах и механизме работы данного образования. Общеразвивающие и коррекционные задачи в данном направлении будут решаться более полно в случае взаимосвязи их со всеми программными требованиями и включенности в другие разделы. Правильное применение адекватных методик, сочетание гибких форм, методов, способов и приемов обучения данной категории детей в коррекционно-развивающей работе будет способствовать становлению личности каждого ребенка, способной вести безопасный образ жизни, прежде всего относительно собственной безопасности, относительно самостоятельного выполнения доступных социальных ролей.

Самой часто встречаемой выборкой для исследования социальных представлений являются студенты. Однако контекст психологических исследований сильно отличается.

Например, М.Ю. Казарян в своей статье «Особенности социальных представлений о профессионализме» описывает результаты исследования основных характеристик профессионализма в представлении юношей и девушек, обучающихся в творческих и технических ВУЗах Москвы [25]. Сначала студентам предлагалось составить портрет профессионального человека в свободной форме. Далее среди указанных студентами параметров профессионализма было выбрано 30 наиболее часто встречаемых. Выбранные признаки отражали черты характера, особенности мотивационной, аффективной и когнитивной сфер личности. На следующем этапе была поставлена цель, выяснить предпочтения среди выделенных характеристик у студентов творческих и технических специальностей, у девушек и юношей. Также студентам предлагалось пройти тест СЖО. В результате, исследование представлений современных студентов о профессионализме показало, что на содержание имплицитных концепций оказывают влияние параметры пола, направления специальности и уровня смысложизненных ориентаций. Основные различия в представлениях были выявлены по характеристикам когнитивной, мотивационной, деятельностной, креативной и эмоциональной сферы. Также важными особенностями, выраженными в имплицитных концепциях профессионализма, являются ответственная гражданская позиция профессионала и его стремление к профессиональному и личностному совершенствованию. Это показывает, что обыденные социальные представления близки научным исследованиям, что может быть полезным в разработках новейших образовательных стратегий, так как, зная содержание имплицитных концепций профессионализма, можно помочь студентам продвинуться на пути к реализации своих сил и возможностей.

Изучались также и социальные представления студентов об успехе [35]. Можно сказать, что в социальных представлении студентов успех соотносится с похожестью на мать, на близких друзей, которые оцениваются как более счастливые, и непохожестью на отца (единственное, что можно у него «взять» - это статусное положение, возможно, достижения в карьере). Для юношей стремление к идеалу успешного человека заключается в увеличении разницы между собой и матерью, собой и близкими другом, в стремлении становиться более мужественным, отвергая женские качества. В результате проведенного исследования была получена картина социальных представлений студентов об успехе, на основе которой можно строить экспериментальную модель объяснения феномена успеха в социальных представлениях различных групп населения.

В статье Байбековой Г.П. обосновывается взаимосвязь прогностических способностей с социальными представлениями студентов, а также анализируются исследования, принадлежащие к данной области знаний [3]. Все динамические процессы, происходящие в малой группе, распространяются и на студенческую группу, хотя в известной мере и преломляются через психологические и возрастные особенности данной социальной общности. Таким образом, рассмотрение внутригрупповых и межгрупповых психологических взаимодействий необходимо нам для полного и всестороннего понимания процесса формирования социальных представлений и прогностических способностей у современного студенчества.

Выявление социальных представлений студентов о современной российской науке, анализ имиджа науки в студенческой среде - цель социально-психологического исследования Е.Володарской [13]. В исследовании принимали участие 888 студентов московских ВУЗов, как овладевающие гуманитарными специальностями, так и специализирующиеся в области естественных наук. Помимо этого исследование проводилось среди курсантов военного артиллерийского училища. Эмпирические результаты показали, что базовыми типами информации, на основе которой формируется имидж науки у студентов, являются личное знакомство с ученым и информация из средств массовой информации. А наиболее значимым для всех респондентом независимо от профиля обучения являются практическая ценность и экономическая эффективность научного результата. Познавательная функция и функция изобретения нового составляют суть науки как суммы знаний, накопленных человечеством и как деятельности по производству нового.

О.В. Полукалина исследовала социальное конструирование представлений о досуге у молодежи [38]. Выбор досуга осуществляется молодыми людьми не только под влиянием внешнего информационного воздействия. Можно определенно сказать, что чем богаче культурный потенциал человека, тем больше для него открыто альтернативных путей проведения свободного времени, тем более доступны практики, требующие серьезной подготовки (получение эстетического удовольствия от посещения картинных галерей, чтения классической литературы, созидательной и творческой деятельности на досуге). В рамках одних и тех же возможностей, в едином информационном поле часто актуализируются совершенно разные потребности, формируются разные желания и вкусы, оформляются разные жизненные стили людей.

В статье А.Е. Сотникова представлены результаты эмпирических исследований специфики отношения к закону и государству в разных условиях профессиональной социализации [43]. Автором выявлены стойкие и значимые отличия в восприятии студентами государства и закона, что является следствием разных условий первичной профессиональной социализации. Cтуденты-юристы считают обладающими привилегиями и пользующихся безнаказанностью людей, которые обладают властью и деньгами: это является предпосылкой для отношения к государству как неправовому и коррумпированному. Возможно, на этом фоне формируются некое неуважение к закону и государству и задатки правового нигилизма. Такое отношение детерминирует представление о том, что главное в профессии юриста – помощь людям. Чем больше студенты осознают правовую ущербность современного государства, тем больше проявляются альтруистические и гуманистические начала в отношении к людям. Студенты-психологи, наблюдая привилегированность некоторых слоев населения, стремятся обвинить в этом правоохранительные органы, что определяет негативное отношение к последним. Несомненно, формирование таких представлений и отношений обусловлено факторами не только профессиональной социализации в вузе, но и общей социализации на фоне имеющегося представления о процессах, происходящих в стране.

Большую роль исследование социальных представлений занимают и в политике. Например, Е.А. Белова в своей статье «Современные техники власти как инструмент формирования социальных представлений о девиациях» пишет, что в современном обществе имеется целая сеть самых разнообразных и большей частью латентных техник наблюдения, анализа и управления жизнью человека, осуществляемых благодаря стремящемуся к тотальной прозрачности контролю над индивидом через потребление и обладание (и наоборот) [5]. Потребляются не только товары и услуга, но и культура, статус, соответствующие ей материальные блага, самоотношение, мировоззрение и т. д. Таких моделей великое множество, поэтому человек ни на физическом, ни на психологическом, ни на экономическом уровнях не способен воспроизвести себя во всех существующих коммуникационных практиках. Случайный ситуационный отход от стандартных дискурсов вносит дисгармонию, угрожая деятельности всего механизма. Так, создаются типологии девиантного поведения, которые описывают не людей, а ситуации непроизвольного их выпадения из дискурсивных практик. Именно корректировкой таких ситуаций в дальнейшем и занимается психологический дискурс. Доказательством тому служат типологии девиантного поведения, схватывающие редкие и единичные случаи выпадения человека из традиционных дискурсов коммуникаций.

Многие исследования социальных представлений касаются различный заболеваний. Примером может служить статья И.Б. Бовиной и Т.Б. Панововй «Особенности социальных представлений о ВИЧ и Вич-инфицированных: коллективная защита перед лицом коллективной угрозы» [6]. В их работе излагаются результаты исследования особенностей коллективной защиты в ответ на коллективную угрозу (эпидемия ВИЧ-инфекции). Исследование предпринято в рамках теории социальных представлений. Объектом исследования выступали представители целевой аудитории профилактических программ в области ВИЧ (307 человек в возрасте от 14 до 48 лет). Также в статье обсуждаются особенности социальных представлений о ВИЧ и ВИЧ-инфицированных в четырех возрастных группах: старшеклассники в возрасте от 14 до 18 лет, студенческая молодежь (19-25 лет), работающая и учащаяся молодежь (26-35 лет) и люди в возрасте от 36 до 48 лет. Во всех группах в ядерные структуры представлений о ВИЧ попали такие понятия как «смерть», «СПИД», «страх», «опасность» А в социальных представлениях о ВИЧ-инфецированных: «жалость», «несчастные», «бедняги». Полученные исследователями результаты представляют интерес с точки зрения формулирования рекомендаций, необходимых для построения концепции превентивной кампании, так как разработка эффективных профилактических программ не может иметь под собой никакого другого сколько-нибудь прочного основания, кроме результатов эмпирических социально-психологических исследования.

Социальные представления о психически больных и психиатрии в контексте проблемы стигматизации изучал Л.Я. Серебрийская [42]. Стигматизация психически больных является сложным феноменом, в котором выделяются аспекты, обусловленные разными психологическими механизмами. Дистанцирование и стремление окружающих ограничить права и личностную свободу психически больных объясняется восприятием последних как опасных и в то же время слабых и обусловлено такими стереотипами, как «опасность», «непредсказуемость», «авторитаризм», «благотворительность». Агрессивное неприятие психически больных не связано с приписыванием им в качестве характерных особенностей слабости и опасности; оно обусловлено оценочным недифференцированным восприятием больных как «плохих людей». Приписывание психически больным вины и ответственности за свое заболевание соотносится с наличием представлений о небиологической природе психической болезни и не связано со стремлением ограничения прав и свобод психически больных и контактов с ними.

Большую роль в социально-психологических исследованиях занимает сравнение социальных представлений различных наций. Например, в своей диссертации Марковская О.В. выявила, как общие, так и культурно-специфические социальные представления русских и немцев о ситуации- гостеприимства [34]. Культурная общность социальных представлений; русских и немцев о ситуации гостеприимства по данным регрессионного анализа, обусловлена влиянием одинаковых психологических характеристик культур - «фемининность» и «коллективизм» и проявляется в представлениях о целях взаимодействия (получение удовольствия от общения и поддержание отношений с друзьями; знакомыми); нормах и правилах (например, легкость и непринужденность атмосферы; обязательность угощения; присутствие спиртного на столе; без предупреждения в гости» позволено приходить только близким людям и др.); ролях и ролевых ожиданиях в ситуации гостеприимства (например, хозяева стараются максимально предупредить и удовлетворить желания гостей; гости ожидают внимания к себе и теплого приёма, стараются быть желанными и необременительными и др.).

Затрагивают исследования социальных представлений и такую научную область, как филология. А.Б. Бушев в статье «Англоязычные качественные СМИ о сегодняшней России: динами социальных представлении» рассматривает специфику межкультурной коммуникации в электронной среде и анализирует тексты англоязычных масс-медиа, создающих образ России [12]. При помощи риторико-герменевтического анализа материала Интернет масс-медиа (текстов сайта ВВС в России) выявляются частотные тактики создания имиджа и их языковые корреляты (оценочность, клишированность, эвфемизмы и др.). Здесь на уровне политических масс исследовались такие вопросы, как восприятие себя и других народов, установки, ценности, представления, существующие в обществе. Это представляет интерес формирования восприятия в условиях конфликта. Все многообразие действительности укладывается в рамки полярных понятий: «победа или смерть», «свой-чужой», «мы-они», «хороший-плохой».

Подобной темы касаются исследования статей Шведских СМИ об изменении климата, проводимое Бриджитой Хойджер [48]. В ее статье описываются и зеркальные образы, или иначе антонимии, а также процесс якорения и тематы. Таким образом, в статье очень хорошо описано, как формируется то, или иное социальное представление, и какую роль в этом формировании играют средства массовой информации.

Статься Ранчуговой Н.Г. посвящена теоретико-методологическому исследованию социальных представлений о символах (на примере двуглавого орла) в контексте обоснования методологических принципов социально-психологического исследования социальных представлений о символах [40]. Методологические принципы социально-психологического исследования социальных представлений о символах представляют собой стройную систему принципов, раскрывающих семантику символов в процессе их социальных представлений. Эта семантика способна порождать подвижное поле смыслов – от кажущейся безусловной ясности до трудно постижимой тайны, между которыми может лежать множество смысловых значений в зависимости от кросскультурной реальности и субъекта социальных представлений.

Многие исследования социальных представления проводятся в русле юридической психологии. В.В. Ермолаев в статье «Отношение населения к милиции как проявление социальных представлений об организационной культуре и имидже Органов Внутренних Дел» рассматривает проблемы формирования социальных представлений об организации, возникающие в результате осмысления людьми непосредственного опыта взаимодействия с ней [24].. Исследуются категории организационной культуры и имиджа милиции как социальных представлений населения и сотрудников ОВД. Выделяется эмоциональный компонент социальных представлений об имидже и организационной культуре ОВД. В целом результаты исследования свидетельствуют о том, что в настоящее время отношение к некоторым категориям организационной культуры милиции неоднозначное: они воспринимаются сотрудниками милиции и населением как потребителем услуг по-разному и зачастую противоположно эмоционально окрашено. Все это способствует формированию неустойчивого, противоречивого образа милиции в сознании населения и явно не способствует установлению уважения, доверия к деятельности сотрудников ОВД. Хотя в настоящее время из основных организационных слоганов ОВД провозглашает, что «в доверии народа – сила милиции». Полученные данные могут быть использованы в работе по формированию имиджа ОВД и их культуры. Особого внимания заслуживает необходимость коррекции особенностей категорий, восприятие которых сопровождается негативными эмоциями, поскольку они могут проецироваться на восприятие организации в целом и снижать как эффективность деятельности сотрудников, так и стремление позитивно взаимодействовать с организацией. Категории, воспринимаемые позитивно, могли бы рассматриваться в качестве формирования эмоционального отношения к организации.

О.А. Гулевич исследует социальные представления о преступлениях в межличностной и массовой коммуникации [19]. Результаты исследования позволяют восстановить четырехуровневую структуру социальных представлений о преступлениях в межличностной коммуникации. Первый уровень этой структуры включает направления описания преступления вообще (поступок, совершенный намеренно или ненамеренно, причиняющий ущерб человеку или животному, нарушающий правовые и моральные нормы, а также права жертвы и требующий наказания). То, насколько ярким примером «преступления вообще» является данное деяние (прототипичность преступления), определяется такими факторами, как оценка его серьезности, размер наносимого им физического и психологического ущерба, возможность возместить ущерб и вероятность, что сам респондент может стать участником преступления. Наиболее прототипичное преступление — это редко встречающееся преступление, причиняющее физический или психологический ущерб, который трудно возместить. Второй уровень включает критерии, на основании которых преступления отличаются друг от друга: вид ущерба (физический, материальный или психологический), число жертв (одна, несколько или много), размер ущерба, характеристики жертвы и мотивация преступника, а также особенности преступления. Третий уровень включает отдельные преступления (убийство, хулиганство, воровство и др.). Четвертый уровень структуры представлений о преступлениях состоит из скриптов каждого из преступлений, содержащих характеристики преступника и жертвы, а также описание последовательности развития событий. Наиболее важный вопрос касается связи между скриптами преступлений, передающимися в ходе повседневной коммуникации, с одной стороны, и содержащимися в сообщениях СМИ — с другой. В целом скрипты, существующие в межличностной коммуникации, включают в себя каузальные схемы, связывающие психологическое состояние и черты человека с его внешним поведением.

Также удалось найти исследования социальных представлений, связаннее с образованием, образовательным процессом и субъектами образовательного процесса. Данные исследования являются наиболее интересными, и наиболее точно подходят к теме нашего научного исследования. Однако данное направление не особо развито в социально-психологическом исследовании.

В своей статье Гребенникова О.В. раскрывает социальные представления об информационном пространстве педагога средней школы в сопоставлении с их информационными предпочтениями и социальными представлениями о разных сферах деятельности [16; 17]. В работе показано, что доминирование консервативных представлений тесно связанно с выбором источников средств массовой информации и по форме, и по содержанию. Это и затрудняет процесс информационной социализации педагогов в изменяющемся мире и сужает построение собственного информационного поля. Социальные представления педагогов представляют собой многоуровневую систему, включающую разные аспекты социальной действительности и представлений о себе. Ядро и периферийные элементы социальных представлений педагогов достаточно устойчивы и не обладают динамичностью в изменяющейся социальной ситуации развития. Педагоги достаточно консервативны и традиционны в вопросах семейных и социальных взаимоотношений. С их точки зрения, семья выступает в качестве важнейшего института социализации человека, а школа как вторичный агент социализации не выполняет важной воспитательной функции, что несколько противоречит их профессиональной позиции. Педагоги достаточно критичны и консервативны в отношении разнообразных электронных источников СМИ, считая Интерне не только опасным для здоровья человека, но и снижающим уровень его познавательного развития Информационные предпочтения педагогов представляют собой симбиоз традиционных источников информации (телевидение, радио, печатные издания) и в меньшей степени новых технологий (Интернет). Только в совокупности данных источников у них возникает доверие к культурной, познавательной и экономической информации. Предпочтение в сфере коммуникации отдается личному взаимодействию, а не опосредованному. Личный опыт педагогов в большей степени влияет на их образ жизни, чем СМИ.

Лукина А.А. посвятила свою статью проблеме формирования социальных представлений об идеальном преподавателе у студентов в условиях модернизации системы образования [30]. В статье обсуждается феном представлений, рассматривается влияние социальных представлений о преподавателе на эффективность педагогического процесса. Анализируются периферия и центральное ядро представлений об идеальном преподавателе у студентов государственных и негосударственных ВУЗов. Таким образом, представления об идеальном преподавателе несколько различны у студентов государственного и негосударственного вузов. Эти различия проявляются в структуре и содержании центрального ядра представлений студентов об идеальном преподавателе. Центральным ядром поля представлений об идеальном преподавателе вуза у студентов негосударственных вузов выступают профессиональные знания и умения преподавателя, то есть, компетентность и квалификация. В центральном ядре поля представлений об идеальном преподавателе у студентов государственного вуза представлены профессиональные знания и умения и особенности личности преподавателя, то есть взаимодействие между преподавателем и студентами имеет личностные, психологические аспекты.

Опираясь на материалы кандидатской диссертации Трушковой М.В., можно утверждать, что настоящее время характеризуется становлением ряда представлений о школе, динамика которых происходит нетрадиционным способом - в первую очередь изменяются глубинные структуры, а периферийные схемы остаются относительно неизменными и присоединяются к новым структурным ядрам [45]. Их формирование обусловлено социальной ситуацией и особенностями субъектов представления. Получение этого результата раскрывает еще одно возможное направление динамики социальных представлений. Можно утверждать, что социально-экономические изменения и реформирование школы повлекли за собой изменение социальных представлений о школе. Невозможно указать начало этого изменения, но можно определить его направление - оно заключается в появлении нескольких социальных представлений. В качестве субъектов представлений можно выделить учащихся, учителей, родителей, студентов. Их социальные представления о школе обусловлены, с одной стороны, общей социальной ситуацией в стране, с другой - групповыми особенностями их носителей, в качестве которых выступают мера включенности субъектов в процесс получения знаний и принадлежность к определенному типу учебного заведения. Произошедшие изменения в представлениях о школе затронули глубинные слои представлений - их ядерную структуру. Необходимо указать на важный аспект выявленных представлений - они не соответствуют представлению о гуманизации образования, предлагаемому проводниками реформ. Ученики, учителя и родители не готовы к переходу от "знаниевой" парадигмы обучения к "развивающей". Для обеспечения принятия развивающей парадигмы образования ее участниками, необходимо поэтапное формирование установки на диалогическое взаимодействие у учителя и ученика.

А вот Логинова А.И. в своей диссертации «Особенности социальных представлений о целях школьного образования в различных социальных группах» пишет, что социальные представления о целях школьного образования обусловлены групповыми особенностями их носителей: в представлениях родителей учащихся городских школ (по сравнению с родителями сельских школ) значимо более выражены требования к результативности обучения, к психологическому комфорту пребывания ребенка в школе, к подготовке ребенка к общественно-политической деятельности [29]. В представлениях городских учителей (по сравнению с учителями сельских школ) более выражены требования к получению знаний, к формированию мировоззрения. У учителей сельских школ более выражены требования к тому, чтобы школа готовила учащихся к созданию собственной прочной семьи. Дифференциация социальных представлений о школе обусловлена степенью включенности субъектов в процесс получения знаний: в представлениях учителей (по сравнению с родителями) более выражены требования к результату обучения, развитию способностей ребенка, нравственному воспитанию, к тому, чтобы школа готовила ребенка к трудовой жизни, жизни по общепринятым законам морали и нравственности, формировала в нем ответственность, целенаправленность. У родителей более выражены требования к тому, чтобы школа воспитывала в ребенке практичность, целенаправленность и способность к общению, коммуникабельность. Их социальные представления характеризуются большей фрагментарностью (т.е. отсутствием целостной связанной «картины» отражаемой ситуации), неустойчивостью, внутренней противоречивостью. Сравнение же ядер социальных представлений учителей сельских и городских школ также показало, что при одинаковом количестве элементов, входящих в ядро представлений, количество связей между ними в ядре представлений учителей городских школ больше. В связи с неустойчивостью ядра представления о целях школьного образования происходит замена его частными представлениями с выделением соответствующих носителей. При этом наибольшей интегрирующей силой обладает ядро социальных представлений родителей сельских школ, наименьшей - учителей городских школ.

Список используемой литературы.

1. Алишев, Б.С. Социальные и ценностные представления студентов / Б.С. Алишев, О.А. Аникеенок, А.Б. Белоусова, Ю.М. Фисин // Казанский педагогический журнал. – 2005. - №4. – с. 21-27.

2. Аринушкина, Н.С. Характеристики социальных представлений и тенденций активности в идентификационной матрице учащейся молодежи / Н.С. Аринушкина // Ученые записки Педагогического Института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. – 2008. – Т.2. - №3-4. – с. 22-27.

3. Байбекова, Г.П. Связь прогностических способностей с социальными представлениями в студенческих группах / Г.П. Байбекова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2011. - №4. – С.307-310.

4. Балашова, Е.А. Зависимость социальных представлений об управленческих отношениях и психологической дистанции от этнической культуры / Е.А. Балашова // Вестник Московского Государственного Областного Университета. Серия: Психологические науки. – 2008. - №1. – с. 131-138.

5. Белова, Е.А. Современные техники власти как инструент формирования социальных представлений о девиациях / Е.А. Белова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. - №77. – с. 21-28.

6. Бовина, И.Б. Особенности социальных представлений о ВИЧ и ВИЧ-инфицированных: коллективная защита перед лицом коллективной угрозы / И.Б. Бовина, Т.Б. Панова // Вестник Таганрогского Института Управления и Экономики. – 2010. - №2. – с. 55-62.

7. Бовина, И.Б. Риск как социальное представление: особенности представлений о риске в двух группах молодежи / И.Б. Бовина // Юридическая психология. – 2012. - №3. – с. 21-25.

8. Бовина, И.Б. Стратегии исследования социальных представлений / И.Б. Бовина // Социологический журнал. – 2011. - №3. – с.5-23.

9. Бовина, И.Б. Теория социальных представлений: история и современное развитие / И.Б. Бовина // Социологический журнал. – 2010. - №3. – с. 5-20.

10. Бочарова, Е.Е. Особенности социальных представлений о молодежи в зависимости от идентификационной структуры личности различных возрастных групп / Е.Е. Бочарова // Ученые записки Педагогического Института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. – 2008. – Т.2. - №3-4. – с. 27-33.

11. Бочарова, Е.Е. Социальные представления о молодежи у представителей разных поколений / Е.Е. Бочарова // Ученые записки Педагогического Института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. – 2008. – Т.1. - №1-2. – с. 41-46.

12. Бушев, А.Б. Англоязычные качественные СМИ о сегодняшней России: динамика социальных представлений / А.Б. Бушев // Известия Южного Федерального Университета. Серия: Филологические науки. – 2008. - №3. – с. 125-138.

13. Володарская, Е.В. Студенчество и наука: анализ социальных представлений / Е.В. Володарская // Высшее образование в России. – 2006. - №2. – с. 90-95.

14. Голынчик, Е.О. Социальные представления о справедливости как составяющая правосознания: диссертация кандидата психологических наук / Е.О. Голынчик. – М., 2004. – 250 с.

15. Гребенникова, О.В. Особенности социальных представлений современных российских подростков / О.В. Гребенникова // Психологические исследования: электронный научный журнал. – 2010. -№2(10). – с.6

16. Гребенникова, О.В. Проблема информационной социализации педагогов: социальные представления и информационные предпочтения / О.В. Гребенникова // Мир психологии. – 2011. - №2. – с. 207-213.

17. Гребенникова, О.В. Социальные представления и информационные предпочтения современных педагогов в образовательном континууме / О.В. Гребенникова // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. – 2011. - №4. – с.14-21.

18. Губнина, С.Г. Динамика социальных представлений учащейся молодежи в условиях социально-экономического кризиса (на примере курсантов летного училища): автореферат диссертации кандидата психологических наук / С.Г. Губнина. – Самара., 2000. – 17 с.

19. Гулевич, О.А. Социальные представления о преступлениях в межличностной и массовой коммуникации / О.А. Гулевич // Вопросы психологии. – 2001. - №4. – с. 53-67.

20. Давыдова, М.С. Особенности формирования социальных представлений о безопасности жизнедеятельности у детей с интеллектуальными нарушениями / М.Сю Давыдова // Известия РПГУ им. А.И. Герцена. – 2009. - №98. – с. 94-101.

21. Емельянова, Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации Российского общества: диссертация доктора психологических наук / Т.П. Емельянова. – М., 2006. – 407с.

22. Емельянова, Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской социальной психологии (критический анализ): диссертация кандидата психологических наук / Т.П. Емельянова. – М., 1984. – 223 с.

23. Емельянова, Т.П. Концепция социальных представлений и дискурсивная психология / Т.П. Емельянова // Психологический журнал. – 2005. - Т26. - №2. – с.16-26.

24. Ермолаев, В.В. Отношение населения к милиции как проявление социальных представлений об организованной культуре и имидже ОВД / В.В. Ермолаев // Вестник Воронежского Института МВД. – 2009. - №3. – с. 46-50.

25. Казарян, М.Ю. Особенности социальных представлений о профессионализме / М.Ю. Казарян // Омский научный вестник. – 2008. – Т.66. - №2. – с. 7-11.

26. Калинова, О.В. Динамика социальных представлений российских студентов / О.В. Калинова, Е.Ю. Омельченко // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. – 2010. - №22. – с. 126-134.

27. Лебедева, Н.М. Взаимосвязь социальных представлений русских и немцев с психологическими характеристиками культур (на примере ситуации гостеприимства) / Н.М. Лебедева, О.В. Марковская // Психологический журнал. – 2006. – Т.27. - №4. – с. 77-85.

28. Летягина, С.К. Социальные представления о дружбе в различных возрастных группах / С.К. Летягина // Ученые записки Педагогического Института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. – 2010. – Т.3. - №3. – с. 78-86.

29. Логинова, И.А. Особенности социальных представлений о целях школьного образования в различных социальных группах: автореферат диссертации кандидата психологических наук / И.А. Логинова. – Самара., 2005. – 22 с.

30. Лукина, А.А. Социальные представления об идеальном преподавателе у студентов современного ВУЗа в условиях модернизации образования в России / А.А. Лукина // Известия Балтийской Государственной Академии рыбопромыслового флота. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2010. - №1-11. – с. 60-64.

31. Матвеева, К.С. Эволюция социальных представлений о гендерной идентичности / К.С. Матвевва // Вестник Тамбовского Университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2009. - №1. – с. 170-177.

32. Мецлер, В.В. Особенности содержания социальных представлений о материнства и отцовстве на этапе юношеской социализации / В.В. Мецлер // Вестник Московского Государственного Областного Университета. Серия: Психологические науки. – 2010. - №1. – с. 64-77.

33. Морозова, И.Ю. Социальные представления о страховании (контент-анализ прессы) / И.Ю. Морозова // Вестник РУДН. Серия: Социология. – 2004. - №1. – с. 66-81.

34. Мохова, С.Ю. Социальные представления о социокультурной реальности в обыденном сознании подростков / С.Ю. Мохова // Гуманитарный вектор. – 2010. – №2. – с. 65-69.

35. Нефедова, Н.И. Социальные предствления об успехе / Н.И. Нефедова // Вестник Волгоградского Государственного Университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. – 2003. - №3. – с. 141-147.

36. Нечепуренко, Т.В. Гендерная специфика социальных представлений студентов об агрессивнсти / Т.В. Нечепуренко // Вестник РУДН. Серия: Психология и Педагогика. – 2009. - №2. – с. 38-44.

37. Никитенко, П.Д. Некоторые проблемы конструирования социальных предствлений / П.Д. Никитенко // Ученые записки Педагогического Института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. – 2010. – Т.3. - №1. – с. 14-18.

38. Полукалина, О.В. Социальное конструирование представлений о досуге у молодежи / О.В. Полукалина // Высшее образование в России. – 2009. - №1. – С. 137-142.

39. Полюшкевич, О.А. Трансформация социальной сплоченности Российского общества: анализ социальных представлений / О.А. Полюшкевич // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2010. - №5. – С. 167-173.

40. Ранчугова, Н.Г. Методологические принципы социально-психологического исследования социальных представлений о символах (на примере двуглавого орла) / Н.Г. Ранчугова // Вестник Челябинского Государственного Педагогического Университета. – 2012. - №3. – с. 171-180.

41. Семик, А.А. Социальные представления об имидже сотрудников ОВД / А.А. Семик // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2000. - №2. – с. 13-15.

42. Серебрийская, Л.Я. Социальные представления о психически больных и психиатрии в контексте проблемы стигматизации / Л.Я. Серебрийская // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2005. – Т.105. - №3. – с.47-54.

43. Сотников, А.Е. Особенности социальных представлений и отношений / А.Е. Сотников // Известия Саратовского Университет. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2011. – Т.11. - №3. – с. 91-94.

44. Сусанова, И.А. Социальные представления и аттитюд: модель кросскультурного исследования / И.А. Сусанова // Вестник Университета (Государственный Университет Управления). – 2012. – Т.1. - №13-1. – с. 321-326.

45. Трушкова, С.В. Особенности представлений о средней школе в различных социальных группах: диссертация кандидата психологических наук / С.В. Трушкова. – М., 1996. – 157 с.

46. Тугушев, А.Р. Социальные представления и содержательные компоненты установки на успешность у молодежи / А.Р. Тугушев // Ученые записки Педагогического Института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. – 2008. – Т.2. - №3-4. – с. 42-44.

47. Чернов, А.Ю. Психологическое исследование структуры социальных представлений / А.Ю. Чернов // Вестник Волгоградского Государственного Университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. – 2003. - №3. – с. 137-141.

48. Birgitta Höijer. Social Representations Theory. A New Theory for Media Research. Nordicom Review 32 (2011) 2, pp. 3-16

49. Mariane Krause. Transformation of social representations of chronic disease in a Self-help Group


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.017 сек.)