|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Якорение
Так одни социальные представления ставятся на якорь к другим и так снова и снова. Это своего рода культурная ассимиляция, при котором новые социальные представления были включены в хорошо известные группы. Постепенно новые идеи становятся хороши известными, становятся частью коллективного познания общества. Быстрое закрепление означает, что новое явление тесно связано с уже знакомым явлением в каком-либо контексте. Стюарт Холл писал о подобном механизме в своей классической работе "Кодирование и декодирование в телевизионной речи". Новое – это то, что идет вразрез с нашим здравым смыслом, с «самим собой разумеющимся» знаниями в социальных структурах общества, поэтому необходимо отнести эти знания к дискуссионным областям, прежде чем они оберут свой смысл. Наиболее распространенный способ "отображения" новых знаний – это "карты проблематичной социальной реальности ". (Hall 1973/1999) Холловские "конструкции здравого смысла" и "принятие как должное знание" в цитате выше, близки по смыслу к концепции социальных представлений, также он описывает механизм, при помощи которого новое знание прикрепляется к уже имеющемуся. Однако он не идет в своих рассуждениях дальше, как это сделано в рамках теории социальных представлений. Мы можем выделить ряд механизмов якорения: наименование, эмоциональный якорь, тематическое якорение, метафорическое якорение и якорение с помощью антонимов. Наименование. Наиболее распространенный способ представления иностранного или неизвестного явления – дать ему новое название. Называя что-то, «мы выделяем это явление из числа анонимных, наделяем его своей генеалогией и включаем его в комплекс специфических терминов и слов» (С.Московичи 2000). Таким образом, явление освобождается от неизвестности и таинственности. Новые социальные движения могут быть названы террористами, новая болезнь – черной смертью нашего времени, комплекс изменений климата – ухудшение погоды и т.д. Название часто появляется в заголовках средств массовой информации, и это помогает даже что-то смутное освободить от общей неизвестности. В серии статей об изменении климата в одной из шведских бульварных газет это сложное явление было названо как "климатическая угроза", "погода", "тревожная погода", или "катастрофа". Британская газета назвала эту проблему как "возникновение глобального потепления», «жаркое время». Эти факты подобных наименований способствуют переводу абстрактной проблемы изменения климата в узнаваемую систему отсчета, или, как писал С.Московичи, единичная матрица нашей культуры. Погода является наиболее распространенной темой в повседневной светской беседе, многие люди записывают свои наблюдения за погодой в дневниках, погода неизбежно влияет на повседневную жизнь. Это касается всех. Люди не хотят, чтобы погода была сликшом жаркой, холодной, бурной и т.д., поэтому такие слова как «угроза», «тревога», «жаркий» или «катастрофа» приводят к быстрому якорению термина «погода» к сигналу тревоги. Многие исследователи подтверждают, что СМИ привлекают аудиторию подобными статьями. С особым научным интересом к повседневному мышлению С.Московичи утверждает, что наименование просто необходимо для процессов коммуникации, социального сотрудничества в обществе, название можно рассматривать как преувеличение или уменьшение реального объекта или явления в нашем сознании. Вместе с этим он указывает на то, что название обогащает объект, давая ему новые характеристики размера и качества. Однако иногда процесс классификации и наименования может быть тесно связан с процессами стереотипизации, как писал Липпман (1998). Ведь называя человека иностранцем, преступником, террористом или говоря о его безумном поведении, мы уже даем ему явно не нейтральную классификацию. Согласно формулировке Липпмана, такие наименования «остаются в сознании с определенными характеристиками любви или ненависти». Известно, что существуют определенный социальные стереотипы, связанны с разными социальными группами, затрагивающие вопросы дискриминации, власти и господства. Таким образом, стереотипы «создают некую иллюзию точности в определении людей к определенной категории и оценки этой категории». Стереотипные наименования это практически обман. Во-первых, с «чужими» само собой связаны некоторые отрицательные характеристики, которые мы воспринимаем как естественные. Название, таким образом, дает лишь иллюзию того, что это реалистично, ведь мы не можем видеть эти социальные конструкции. Во-вторых, стереотипные названия постоянно напоминают о себе, так как используются нами снова и снова. И это действительно так. Эмоциональное якорение. Эмоциональное якорение является встроенным механизм, которое отдельно не описывается в теории социальных представлений С.Московичи, хотя он часто писал б эмоциях. Например, в его работе о социальных представлениях о деньгах пишется, что они приносят эмоции страсти и желания. Также в работах Jodelet и Иоффе утверждается, что для теории социальных представлений характерно «переплетение символов с эмоциональной силой». Эмоции запускают формирование некоторых частей социальных представлений. Однако, не смотря на это, написано о роли эмоций было очень мало. Это явление было отмечено и в работах Иоффе: «Роли эмоций уделяется удивительно мало внимания». Я буду здесь выступать за необходимость более подробного анализа роли эмоций в теории социальных представлений. Эмоциональное якорение описывается как коммуникативный процесс, с помощью которого новое знание прикрепляется к уже известной эмоции. Так неизвестное ранее становится узнаваемым, например, угроза или опасность вызывают у нас беспокойство и т.д. Как показывают психологические исследования, эмоции могут помочь нам интерпретировать и оценивать социальные ситуации и объекты. Зачастую же средства массовой информации используют это лишь поверхностно и спекулятивно. Различные социальные явления или события закрепляются в чувствах страха, надвигающейся угрозы или в чувствах гнева, жалости или сострадания. По словам Furedi, увеличивающийся поток страшных историй в средствах массовой информации даже привел к трансформации западной культуры в культуру страха, в которой "Страх питает сам себя и создает предрасположенность к рассуждению о других опасностях на каждом шагу". Информация об изменении климата в СМИ вызывает некую смесь из уже известных эмоций страха, надежды, чувства вины, сострадания и ностальгии. Таким образом, такое научное явление, как изменение климата, превратилось в социальное представление, и теперь его можно сравнивать с другими социальными явлениями, схожими по эмоциям, такие как терроризм, экологические риски. В исследовании делается следующий вывод: «таким образом, можно рассматривать изменение климата как нечто устрашающее для общества, одна еще есть шанс, что все закончится довольно мирно». Если люди ничего не делают, то они и не должны испытывать чувства вины. СМИ также способствует формированию у людей чувства сострадания к исчезающим видам, ностальгию по идеалистическому прошлому, которое мы потеряли. Эмоциональное якорение может происходить с помощью речи (языка), фотографий или иллюстраций. В приведенном ниже примере показано, как статья может повлиять на возникновение чувства вины у человека, что он испытывает не те эмоции по отношению к изменению климата. Вина является социально сконструированной эмоций и касается нарушения социальных норм, в данном случае неявно провозглашается отказ от покупок бразильского мяса, какао и мыла. Вы едите в лес... Вы купили бразильское мясо или какао? Существует ли риск, что вы вносите вклад в изменение климата. Шведские потребители... могли бы поддерживать уничтожение тропических лесов, когда они покупают популярное бразильское мяоа, какао или мыло. Эмоциональное якорение может быть связано с другими формами якорения или процессов объективации (см. ниже). Например, называя изменение климата как «климатическая угроза», или говоря о биотехногенной угрозе, мы закрепляем это в эмоциях страха и тревоги. Тематическое якорение Якорение также может иметь место в более основательных тематических уровнях смысловых категорий, таких как жизнь/смерть или общество/природы и т.д,. С.Московичи использует концепцию тематического якорения, чтобы уловить структурные глубинные элементы социальных представлений. Он утверждает, что в основе коллективных закономерностей мышления лежат первичные идеи во взаимодействии с конкретными условиями, это и порождает новые структуры социальных представлений. Эти так называемые темы сами по себе являются социально и культурно построенными и поддерживаются при помощи социальных процессов. По словам С.Московичи они "были созданы обществом и охраняются обществом". Тематика может приближать новое понятие к существующей в обществе идеологии, встраивать его в коллективное мышление по смыслу, чтобы оно принималось как должное членами групп в общества, например, права человека, демократия и равенство. Такие основные тематики можно выявить при анализе средств массовой информации. Продолжая приводить примеры с изменением климата, можно отметить, что в СМИ Швеции демонстрировались в основном индивидуалистская и националистская тематики. В следующем примере можно увидеть, как тематика самовосхваления нации имеет место в статье об изменении климата. Самовосхваление присутствует в следующих формулировках «единственная страна в мире» и «если мы не можем, то никто не сможет»: Швеция является, пожалуй, единственной страной в мире, которая наиболее легко может избавиться от своей зависимости от нефти.... Если мы не сможем сделать это, никто, вероятно, не сможет! У нас есть шанс доказать, что это возможно. Темы также могут быть более универсальными. Исходя из этого, Маркова разработала концепцию тематик из онтологических позиций диалектического и диалогического сознания человека, основанных на способности представлять и общаться с другими. Якорение с помощью антиномии. Диалогичность, по мнению Маркова, означает процесс, когда решение принимается через способность обдумывать различия, мыслить оппозиционно, полярно или антиномично. Аналогично Биллинг утверждает, что человеческое мышление основано на способности отрицать: принимать, сравнивать, отвергать или оправдывать и т.д. Таким образом, напряженность общества приводит к его динамике и развитию. Всегда в обществе существовали следующие антиномии: жизнь/смерть, человек/природа, мы/они, страх/надежда, свобода/гнет и т.д. В конкретных социально-исторических ситуациях антиномии, связанные с определенным социальным явлением, могут стать источников напряженности, конфликтов, стать объектом общественной дискуссии. Именно в таких ситуациях, согласно Маркову, вырабатываются новые социальные представления. Таким образом, анализ оппозиционных различи й или антиномий, влияющих на напряженность общества, особенно актуален и заметен в периоды формирования новых социальных представлений. При формировании социальных представлений об измени климата можно выделить следующие антиномии, участвующие в общественном дискуссии: определенность/неопределенность, угроза/надежда, виновные/невиноваты, природа/ культура, глобальный/локальный. Например, антоним виновны/невиновны был отражен в статье об изменении климата в шведской газете. Мир был представлен в качестве виновных, точнее жители Запада: "Если бы все жили, как мы на Западе, то потребовалось бы пять планет для поддержания нашего потребления природных ресурсов", в то время как невинными выставлялись дети и животные: "Что же говорят ваши сыновья, трех и пяти лет, о климатической угрозе?", "морж слышит последний вздох своего детеныша, ставшего жертвой изменения климата в Северном Ледовитом океане". Olausson обнаружили, что основные шведские СМИ используют антиномии или оппозиционное различие мы/они. Это обсуждение того, как выстраивается европейская идентичность по вопросам изменения климата в СМИ: Конфликтное отношение между «нами»: Евросоюз признает факт изменения климата как серьезной грозы и готов принимать меры, а «они», США отказываются даже обсуждать этот вопрос. Отношения между антиномиями несколько неясны в теории. Московичи рассматривает темы, как «основные идеи», «уже существующие мысли», или «первичные идеи", а в у Марковой антиномии более основательнее, чем темы. Это заметно, когда мы, например, думаем об идеологических темах, таких как национализм или индивидуализм, которые трудно представить без представлений об интернационализме и коллективизме. Таким образом, в общественном дискурсе индивидуализм может доминировать над коллективизмом, может быть наоборот, или проблема может отсутствовать совсем. В практике тематическое якорение может происходить и без участия антиномий Стоит отметить также, что якорение при помощи антиномии может быть и без участия тематического якорения, так как не все «антиномии в сознании являются тематическими», Якорение при помощи метафор. Метафоры делают вещи и явления понятными, представляя их как что-то другое, например, "Жизнь это путешествие" или "время-деньги". Исследование социальных представлений в ЕС показало, что люди используют в СМИ следующие метафоры: "молочные озера" и "гора масла», - когда речь идет о излишке продовольствия в ЕС. В СМИ часто встречаются метафоры в статьях по многим темам: "человеческий щит" о в войнах и конфликтах, и т.д. Некоторые метафоры являются универсальными, в то время как многие другие отражают культурные изменения, тогда возникают более конкретные метафоры. Согласно Лакофф и Джонсону повседневный язык наполнен метафорами. Также и все мышление, и общение в основном является метафорическим. Существует великое множество метафор и многочисленные попытки классификации. По словам Ричи некоторые метафоры относятся к повседневному типу (тружусь как пчелка), другие поэтические (жизнь как сон), некоторые связаны с различными значениями (жизнь это борьба), другие более одномерны (партия у руля). Корневые метафоры являются долгоживущими метафорами, пронизывающими культуру. St.Clair отмечает, что рост метафор, игровых метафор, драмма-метафор, техника-метафор, в течение длительного времени были сформированы в европейском мышлении. Якорение социальных явлений в метафорах может нести идеологическую функцию. Stibbe обнаружил, что метафоры о войне, коровьем бешенстве и лесных пожарах доминировали в британских СМИ, что привело к принятию решительных мер. Болезнь и смерть две близкие метафоры, употребляющиеся в СМИ при рассказе об изменении климата. Планета неоднократно описана как "больная" на пути к "смерти" и многие животные будут вот-вот "убиты" из-за изменения климата. Эти метафоры не только подчеркивают серьезность вопроса, но и относятся к нашей собственной экзистенциальной тревоги. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |