|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Отрывки для анализа1.Могли ли географические условия Древней Греции повлиять на специфику ее науки? «Материковая часть Греции является гористой страной, которая в значительной своей части бесплодна. Но зато там много плодородных долин, имеющих свободный доступ к морю и отрезанных горами от удобных сухопутных коммуникаций между собой. В этих долинах и возникли небольшие самостоятельные общества, живущие земледелием, концентрирующиеся вокруг города и обычно расположенные вблизи моря. В таких условиях было естественным, что коль скоро население того или иного общества становилось слишком большим по сравнению с его внутренними ресурсами, то те, кто не имел возможности жить на земле, вынуждены были заняться мореходством. Города материковой Греции основывали колонии часто в местах, где легче было найти средства к существованию, чем дома. Таким образом, в древнейший исторический период греки Малой Азии, Сицилии и Италии оказались богаче греков, живших в материковой Греции».
Рассел Б. История западной философии
2.«Вся история становления греческих городов-государств (полисов) – поиск разбойниками средств защиты от разбоя. Грабеж, при котором разрешено все, должен был уступить грабежу регламентированному: разбой – войне, драка – борьбе, кулачное право – юридическому. Родилась разбойничья этика, в которой ядром мирной жизни стал агóн, то есть состязание по правилам. Сначала появился агон атлетов, в котором могли найти выход своей энергии и честолюбию аристократы, потерявшие власть. Понемногу агон проник во все сферы жизни общества – стали состязаться поэты, певцы, танцовщицы и просто красивые девушки (каллистеи – конкурсы красоты на острове Лесбос). Суд тоже принял форму состязания». Ю.В. Чайковский Что же он умел, первый философ? Повлияла ли указанная логика зарождения культурных форм на генезис и специфику древнегреческой науки?
3.«Чем бы ни было учение самого Орфея (если он существовал), учение орфиков хорошо известно. Они верили в переселение душ; они учили, что в будущем душу ожидает либо вечное, либо временное страдание от пыток в зависимости от их образа жизни здесь, на земле. Они стремились к «очищению», отчасти путем церемонии очищения, отчасти путем избежания осквернения. Наиболее правоверные из орфиков воздерживались от животной пищи, исключение составляли только ритуалы (когда пища принималась сакраментально). Они считали, что человек — отчасти земное, а отчасти небесное существо; благодаря чистой жизни небесная часть возрастает, а земная часть убывает. В конце концов человек может стать единым целым с Вакхом и называться «Вакх».
Рассел Б. История западной философии. В каком направлении в орфизме был реформирован культ Вакха-Диониса?
4.«Поначалу она [философия] включала в себя все, что мы бы теперь назвали наукой, и философ в равной мере считал своим делом рассуждения о природе и обществе, о происхождении неба и обычаев, о достижении истины и добродетели. Так и …: нам он интересен прежде всего как натуралист, как первый, кто попытался сформулировать основные законы мироздания, но современники лучше всего запомнили его моральные поучения. Вот два из них: «Какие услуги окажешь родителям, такие и сам ожидай в старости от детей»; «Находясь у власти, управляй самим собой». Примерно в сорок лет (греки называли этот возраст акмэ, порой расцвета) он прославился предсказанием полного солнечного затмения. Вероятно, речь идет о затмении 28 мая 585 г. до н.э., которое было видно к северу и востоку от Ионии, но не в ней самой».
Кто был этим мудрецом? Мог ли … догадаться о ПРИРОДЕ затмения: - солнечного? - лунного?
5.«… греческие философы под влиянием восточных идей рассматривали мир как огромное сооружение, для которого физические сущности служили строительным материалом. Мир был единством всего сущего – космосом (первоначально этим словом назывался восточный шатер или накидка). Вопросами, которые задавали себе древнегреческие философы, были следующие: «Из какого вещества сделан мир?» или «Как он устроен, каков его генеральный план?». Задачу философии или физики (эти две отрасли знания долгое время отождествлялись) они видели в исследовании «природы», т.е. исходного материала, из которого было построено это сооружение – мир. Если же они обращались к изучению процессов, то рассматривали их либо как протекающие внутри этого сооружения, либо как процессы его строительства или поддержания порядка, нарушения или укрепления равновесия между элементами структуры, считавшейся в своей основе статичной. Все эти процессы считались циклическими (кроме процессов, связанных с происхождением сооружения; вопросом «Кто это сделал?» задавались и восточные философы, и Гесиод, и другие). Этот подход, вполне естественный даже для многих наших современников, был опрокинут гением …» Поппер К. Открытое общество и его враги. Чьим «гением» был опрокинут этот подход?
6. Как понять фразу: «Лишь один атом кислорода отделяет Фалеса от представлений современной физики…»? Томпсон М. Философия науки.
7.О началах каких способов духовного освоения мира идет речь в отрывке?
«Божественная природа небес заставляла человека внимательно всматриваться в очертания и движения звезд, причем считалось, будто важные события, происходящие в небесном царстве, указывают на параллельные явления земной жизни. В великолепных городах древней Вавилонии столетиями велись постоянные тщательные наблюдения – как для того, чтобы производить календарные исчисления, так и с целью увидеть знамения и расшифровать предсказания. Это вылилось в целый свод систематических астрономических записей». Тарнас Р. История западного мышления.
8.«Согласно …, существует вечное движение; в ходе этого движения произошло образование миров. Миры возникли не в результате творения, как это считается в иудейской или христианской теологиях, но в результате развития. И в животном царстве имела место эволюция. Живые существа возникли из влажного элемента, когда он подвергся выпариванию солнцем. Как и все другие животные, человек произошел от рыб. Человек должен был произойти от существ другого рода, потому что благодаря характерному для него теперь долгому периоду младенчества при своем возникновении он никак не смог бы выжить». Рассел Б. История западной философии. О каком древнегреческом натурфилософе идет речь?
9.«… понимал «страстное и сочувственное созерцание» как интеллектуальное созерцание, к которому мы прибегаем также в математическом познании. Таким образом, благодаря …изму слово «теория» постепенно приобрело свое теперешнее значение, но для всех тех, кто был вдохновлен …, оно сохранило в себе элемент экстатического откровения. Это может показаться странным для тех, кто немного и весьма неохотно изучал математику в школе, но тем, кто испытал опьяняющую радость неожиданного понимания, которую время от времени приносит математика тем, кто любит ее, …ский взгляд покажется совершенно естественным, даже если он не соответствует истине. Легко может показаться, что эмпирический философ — раб исследуемого материала, но чистый математик, как и музыкант, — свободный творец собственного мира упорядоченной красоты». Рассел Б. История западной философии. О чьем понимании чистой теории это говорится? 10.О каком древнем натурфилософе идет речь?
«… утверждал, что все является бесконечно делимым и что даже малейшая частица материи содержит кое-что от каждого элемента. Вещи представляют собой то, чего в них содержится больше всего. Так, например, все содержит немного огня, но мы называем огнем лишь то, в чем преобладает этот элемент. Как и Эмпедокл, … выступал против допущения пустоты; он говорил, что клепсидра, или надутая шкура, свидетельствует, что там, где, по-видимому, ничего нет, находится воздух». Рассел Б. История западной философии.
11. О каком сущем повествует следующая аллегория?: «Когда вы применяете нож, чтобы разрезать яблоко, он должен находить пустые места, через которые может в него проникнуть; если бы яблоко не содержало пустоты, оно было бы абсолютно твердым и поэтому физически неделимым. Каждый … внутренне неизменен и представляет собой фактически парменидовское единое. Единственное, что делают …, это движутся и сталкиваются друг с другом».
Рассел Б. История западной философии.
12.О каком греческом мудреце говорит Б. Рассел?
«Он утверждал, что Земля имеет форму цилиндра. До нас дошли разнообразные свидетельства, согласно которым он считал Солнце то равным по размерам Земле, то превосходящим ее по величине в двадцать семь или двадцать восемь раз».
Рассел Б. История западной философии.
13.«Досократово мышление греков (за исключением пифагорейцев, стоявших несколько особняком) следовало в определенном, пусть не всегда явном, направлении – от сверхъестественного – к естественному, от божественного – к мирскому, от мифического – к понятийному, от поэзии и описания – к прозе и анализу. Боги повествований древних поэтов представлялись более критическим умам этой позднейшей эпохи слишком похожими на людей, созданными по образу самого человека, и всё более сомнительной казалась их божественность. В начале V в. до н.э. поэт и философ … уже с явным пренебрежением отзывался о бытующей в народе гомеровской мифологии с ее антропоморфными богами, совершающими безнравственные поступки. «Если бы у быков, львов или лошадей были руки, - говорил он, - они бы, несомненно, сотворили себе богов, похожих на них самих, изваяв изображения быков, львов и лошадей».
Тарнас Р. История западного мышления. Кому из древнегреческих философов принадлежат эти слова?
14.«Они полагали, что все состоит из атомов, неделимых физически, но не геометрически; что между атомами имеется пустое пространство; что атомы неразрушимы; что они всегда находились и будут находиться в движении; что существует бесконечное количество как самих атомов, так даже и их разновидностей, отличающихся друг от друга формой и размером». Рассел Б. История западной философии. Кого из древних натурфилософов излагает Аристотель?
15.«Когда мы спрашиваем, «почему» происходит то или иное событие, мы можем иметь в виду одно из двух. Мы можем подразумевать, «какой цели служит это событие?», или мы можем иметь в виду, «какие более ранние обстоятельства послужили причиной этого события?». Ответ на первый вопрос — это телеологическое объяснение, или объяснение через посредство конечной причины; ответ на последний вопрос — механистическое объяснение. Я не знаю, как могло быть заранее известно, какой из этих двух вопросов должна ставить наука или она должна ставить сразу же оба вопроса. Но опыт показал, что механистический вопрос ведет к научному знанию, в то время как телеологический не ведет». Рассел Б. История западной философии. Кто из древнегреческих натурфилософов своей позицией относительно причинности ближе всего современной науке?
16.В чем состоит цель следующего опыта и кто из древнегреческих натурфилософов его описал?: «…Так девочка Играет в клепсидру [=черпак] из блестящей бронзы. Когда, заткнув красивой рукой отверстие трубки, Она окунает [клепсидру] в мягкое тело серебристой воды, То в сосуд не проникает ни капли воды – ее не пускает Масса воздуха, изнутри навалившаяся на частые дырочки, – Доколе [девочка] не откупорит сжатый поток [воздуха]; зато после этого, Поскольку воздух отсутствует, [в клепсидру] входит должная мера воды».
Рассел Б. История западной философии.
17.О каких картинах мира говорится в отрывке?:
«В наши дни мальчик начинает изучение физики с механики, которая самим своим названием напоминает о машинах. Он привык к автомобилям и самолетам. Даже в самых туманных глубинах его подсознательного воображения не содержится мысли о том, что внутри автомобиля находится нечто вроде лошади или что аэроплан летает потому, что его крылья — это крылья птицы, обладающей магической силой. Животные потеряли свое былое значение в воображаемых нами картинах мира, в которых человек стоит сравнительно одиноко, как владыка главным образом безжизненной и в основном широко ему подчиненной материальной среды. Грекам при попытках научно охарактеризовать движение вряд ли приходила в голову чисто механическая теория, за исключением немногих людей — таких гениев, как Демокрит и Архимед. Важными казались два вида явлений: движения животных и движения небесных светил. Для современного ученого тело животного — это очень тонкая машина, с чрезвычайно сложной физико-химической структурой; каждое новое открытие состоит в уменьшении кажущегося разрыва между животными и машинами. Грекам казалось более естественным уподоблять видимые движения в неживой природе движениям животных. Ребенок и сейчас все еще отличает животных от других вещей по тому факту, что они могут самостоятельно передвигаться; многие греки, и особенно Аристотель, в этой специфике видели основу теории физики».
Рассел Б. История западной философии.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |