|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ИГРА «УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ»
Деловую управленческую игру в 80-х гг. XX в. разработал американский профессор Д. Медоуз с ориентацией на слаборазвитые страны Латинской Америки. Начальные условия у всех стран одинаковые: страна слаборазвитая, преимущественно аграрная (причем и сельское хозяйство развито недостаточно). Уровень жизни населения низок, что выражается в малом потреблении продовольствия и промышленных товаров. Основательно загрязнена окружающая среда, что объясняется отсутствием средств на природоохранные мероприятия. Однако присутствует неплохой потенциал природных ресурсов. Общая цель управления состоит в том, чтобы построить высокоразвитое общество, прийти к устойчивому экономическому, социальному и экологическому развитию страны при высоком уровне потребления материальных благ населением. Полученные результаты должны быть стабильны. Лучшее доказательство такой стабильности – если с какого-то момента принимаемые решения можно повторять в дальнейшем как бы в автоматическом режиме. Каждый игровой период продолжается 5 лет. В идеале команда состоит из 5 игроков. Каждый игрок пользуется одним сектором игрового поля. На игровую команду возлагаются функции кабинета министров, управляющего развитием экономики условной страны. Каждый министр руководит своим сектором экономики: · сектором народонаселения, · энергетики, · сельского хозяйства, · промышленности и · внешней торговли. Исполнителям ролей министров вменены одинаковые права по распоряжению имеющимися у каждого из них ресурсами. Цель каждого игрока команды указана в описании ролей. Для достижения общей цели игроки могут координировать свои действия.
Игра проводится за столом, на котором расположено игровое поле, разделенное на секторы экономики. Переменные величины на игровом поле обозначены соответствующими прямоугольниками. Текущие значения своих переменных величин исполнители ролей отмечают специальными фишками. Капиталовложения в производство энергии увеличивают количество энергии только по прошествии двух циклов игры. Импорт энергии позволит увеличить ее количество уже в следующем цикле. Можно направить капиталовложения на повышение эффективности использования энергии. Это сократит потребление энергии в следующем цикле. Если сократить количество товаров для населения, то снижение потребления энергии населением произойдет в этом же цикле. В результате выполнения каждого цикла игры подсчитываются достигнутые итоги хозяйственной деятельности “кабинета министров”. Появляются новые значения количества продовольствия, промышленных товаров, накопленной энергии и денежных средств. Эти ресурсы предназначены для распределения в очередном цикле игры. Во всех видах материальной деятельности применяется капитал. В каждом цикле имитации часть капитала изнашивается и выводится из игры. Для возмещения износа и увеличения действующего капитала осуществляются инвестиции. Для определения показателя в зависимости от двух факторов применяется специальный прием: значение показателя в зависимости от одного фактора умножается на значение мультипликатора в зависимости от второго фактора. Каждый цикл игры равен одному году. Медоуз дает игрокам подробные рекомендации по стратегии их поведения. Цитата: «Вы не делали капиталовложений на повышение эффективности использования энергии, поэтому каждая единица капитала в сельском хозяйстве и промышленности потребляет энергии в три раза больше, чем могло бы быть при оптимальных капиталовложениях в энергосбережение. В последнем цикле вы импортировали 500 ед. энергии из 15000 ед. потребленных вами, поэтому вам не хватает энергии, необходимой для того, чтобы мощности сельского хозяйства и промышленности были использованы полностью. Ваши собственные ресурсы энергии водные (гидроэнергетика). Они не истощаются. В начальных циклах игры вы получите значительную отдачу от капиталовложений на развитие (расширение) энергетики. Но в дальнейшем эта отдача значительно снизится. Эта проблема станет настолько серьезной, что, возможно, вы не сможете производить энергии в необходимом для страны количестве. Однако в начальном периоде ее у вас может быть в избыточном количестве, которое может быть экспортировано, чтобы получить средства для импорта продовольствия или товаров. Это лишнее количество энергии может быть сохранено в блоке “Наличное количество энергии” для использования в последующих циклах игры. Очень важно помнить, что сейчас капитал на производство энергии дает фантастическую отдачу. Одна единица капиталовложений дает почти 20 ед. энергии в течение пятилетнего цикла! Так как вы платите только 10% годовых (50% в цикле) на займы, то выгодно занимать деньги и вкладывать их в производство энергии –по крайней мере, в течение начальных циклов игры. Важно помнить, что энергетический сектор играет решающую роль в игре. Он поглощает (требует) значительную часть капиталовложений, влияет на окружающую среду, а недостаточное количество произведенной энергии приводит к неполному использованию мощностей в сельском хозяйстве и промышленности» (из текста Д. Медоуза).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |