АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Известные раннегреческие философы
Древнекитайские философские школы
Название
| Основатель
| Представители
| Описание
| конфуцианство
| Конфуций
| Цзэн-цзы, Цзы Сы, Ю Жо, Цзы-гао, Мэн-цзы,Сюнь-цзы
| Правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Изучались этические правила, социальные нормы и регулирование управления деспотическим централизованным государством.
| даосизм
| Лао-цзы
| Ле-цзы, Чжуан-цзы, Ян Чжу, Вэнь-цзы, Инь Си
| Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое.
| Легизм
| | Шэнь Бухай, Ли Куй, У Ци, Шан Ян, Хань Фэйцзы, Шэнь Дао.
| занималась проблемами социальной теории и государственного управления.
| моизм
| | Мо-Цзы, Цинь Хуали, Мэн Шэн, Тянь Сян-цзы, Фу Дунь
| смысл учения заключался в идеях всеобщей любви (цзянь аи) и преуспеваемости, все должны печься о взаимной пользе.
| школа имён
| | Дэн Си, Хуэй Ши,Гунсунь Лун; Мао-гун
| несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу.
| школа «инь-ян»
| | Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан.
| натурфилософы
| Примечание: Составлено по источникам: Бурова, Титаренко, 1972 и Oxford, 2005, pp. 137—138.
| Философы
Древний период
Известные раннегреческие философы
Изображение
| Имя
| Годы жизни
| Описание
|
| Фалес
| ≈640 — ≈546 до н. э.
| Фалес жил в греческой колонии Милете, в современной Турции. Путешествовал в Египет и Вавилонию, откуда привёз первичные математические знания, основываясь на которых предсказал солнечное затмение. Фалес — первый известный истории человек, который рационально мыслил по поводу окружающего мира, и со времёнАристотеля употребляется выражение: «философия начинается с Фалеса». Предположил наличие первичной субстанции во всех вещах, и полагал, что это вода.[1]
|
| Анаксимандр
| ≈610 — ≈547 до н. э.
| Анаксимандр, по-видимому, ученик Фалеса, также жил в Милете. Отверг мысль учителя, что первичная субстанция есть вода, наделял эту субстанцию мистическими свойствами. Полагал, что Земля сооизмерима по размеру с Солнцем, что всё живое тоже постепенно произошло от первичной субстанции, из которых вначале произошли рыбы, а, затем, из рыб — человек. Полагал, что есть несколько миров, которые находятся в вечном движении, стремясь к гармонии.[2]
|
| Анаксимен
| 585/560 — 525/502 до н. э.
| Анаксимен, возможно, ученик Анаксимандра, последний из известных представителей «Милетской школы». Анаксимен предположил, что первичной субстанцией является воздух, который составляет душу, огонь, а в сгущенном виде — воду и твёрдые тела. Считал, что Земля имеет форму диска. Взгляды Анаксимена повлияли на первых пифагорейцев.[3]
|
| Пифагор
| ≈580 — ≈500 до н. э.
| Пифагор, родился на о. Самос, путешествовал по Востоку. Поселившись в Кротоне, греческой колонии в южной Италии, основал там школу мистического толка. Именно в этой школе, по-видимому, впервые были изобретены рассуждения-доказательства для математических задач. Например, хотя принцип теоремы Пифагора был известен еще в Вавилоне, в школе Пифагора эта теорема была сформулирована и доказана в общем виде.Пифaгореанцы, таким образом, обнаружили знания, которые можно добывать не эмпирическим путём, а путём рассуждения. Эти открытия оказали большое влияние на философию Сократа и Платона.[4][5]
|
| Гераклит
| ≈535 — ≈475 до н. э.
| Гераклит жил в Эфесе. Его концепция содержала положения о том, что все вещи состоят из огня, и о том, что всё в мире находится в постоянном движении. Гераклиту принадлежит знаменитое изречение «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», которое подчёркивало его представление о том, что «нет ничего вечного, всё становится». Тем не менее Гераклит полагал, что движение огненных частиц не случайное, а содержит стремление к гармонии.[6]
|
| Парменид
| 540/515 — ≈450 до н. э.
| Парменид родился в Элее, греческой колонии в Италии. Под влиянием пифагорейской школы Парменид попытался понять окружающую действительность не эмпирически, а рассуждением, базировашемся на наборе начальных фактов, которые считал очевидными. У Парменида получилась модель мира, в котором (в полную противоположность Гераклиту) не было никаких изменений, никакого движения. Парменид ввёл в философию понятие «бытие». По преданию Парменид встречался с Сократом и предположительно оказал влияние нафилософию Платона.[7]
|
| Зенон
| ≈490 — ≈430 до н. э.
| Зенон жил в Элее и был учеником Парменида. Для того, чтобы подтвердить справедливость утверждений своего учителя, он придумал серию парадоксов-«апорий», которые подтверждали невозможность движения. Самые известные из них — «Ахиллес и черепаха», «O дихотомии», «О стреле» и «О стадионе».[8]
|
| Эмпедокл
| ≈490 — ≈430 до н. э.
| Эмпедокл жил в сицилийском городе Акрагант. Эмпедокл составил теорию, в которой попытался объединить известные ему натурфилософии своих предшественников. У него получилась теория, которая сходна с современными научными представлениями о мире. Эмпедокл предположил, что существуют 4 основных элемента: воздух, вода, огонь и земля. Сами эти элементы меняться не могут, однако разные их комбинации составляют различные объекты окружающего мира.[9][10]
|
| Анаксагор
| ≈500 — ≈428 до н. э.
| Анаксагор родился в Ионии, затем переехал в Афины. Одной из его основных заслуг считается привнесение философии в Афины. Анаксагор предполагал наличие основных элементов, хотя полагал их бесконечное деление. Он также полагал сознание одним из базовых элементов, который назвал «нус», и считал, что воздействие нуса на вещество вызвало движение, породившее мир.[11][12]
|
| Демокрит
| ≈460 — ≈370 до н. э.
| Демокрит, родился в Абдерах, во Фракии, потешествовал по Востоку. Демокрит, по-видимому, многими своими взглядами обязан своему учителю Левкиппу, о котором сохранилось очень мало данных. Таким образом именно Демокрит известен как теоретик материализма, а главное атомизма — теории, согласно которой всё состоит из неделимых атомов. Демокрит считал, что существует много разновидностей атомов, которые различаются по форме, по размеру и по температуре, и различные комбинации этих атомов формируют различные объекты.[13]
| | Протагор
| ≈490 — ≈420 до н. э.
| Протагор родился в Абдерах и был учеником Демокрита. Однако, Протагор выработал свою собственную философию, отличную от существующих. Протагор утверждал, что «человек есть мера всех вещей», и, таким образом, всё знание относительно. Его учение легло в основу скептицизма, породило много последователейсофистов, которые брались аргументировать любое утверждение, а также заложило фундамент для сенсуализма.[14]
| Примечание: Критерием внесения в список было развёрнутое описание философа в (Moore, Bruder, 2005).
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Поиск по сайту:
|