|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Древнегреческие философы Сократ и Платон о воспитании
Платон. Древнегреческий философ-идеалист, идеолог рабовладельческой аристократии, Платон родился в знатной аристократической семье и получил блестящее для того времени образование. Автор многочисленных сочинений, Платон во многих из них говорил о воспитании. Свою систему взглядов на организацию воспитания он изложил в трактатах “Государство и “Законы”. Совершенное государство Платона зарождается на разделении труда между четырьмя разрядами свободных граждан: философами, воинами, ремесленниками и земледельцами. Каждый разряд должен выполнять только свои обязанности и не вмешиваться в функции других. В учении о делении граждан на разряды Платон руководствовался своей классификацией частей души. В противоположность Демокриту, считавшему мир. единым и материальным, Платон выступил с учением о делении мира на мир идей и мир вещей. По его идеалистическому учению, духовная часть человека - душа живет до своего вселения в телесную оболочку в мире идей. Душе свойственны три части: разумная, волевая и чувственная, но одна из них преобладающая, и это зависит от того, среди каких идей обитала душа. Трем частям души у Платона соответствуют три добродетели: мудрость, мужество и умеренность. Вселившись в свое временное обиталище (в тело), бессмертная душа человека определяет возможности его развития и его место в обществе. Имеющие душу с преобладанием разумной части станут правителями - философами, волевой - воинами, чувственной - ремесленниками или земледельцами. В целях укрепления рабовладельческого государства Платон рекомендовал свою систему воспитания, в которой сочетались некоторые моменты воспитательного опыта Спарты и Афин. Воспитание, по мнению Платона, обозначает воздействие взрослых на детей, формирование в детях нравственность и добродетели. В понятие “учение он включал приобретение знаний посредством изучения наук, а главное свойство науки, по Платону, состоит в том, что она “будит душу пользоваться мышлением для истины”. Платон считал, что внутренней основой воспитания маленьких, детей являются эмоции. Особое значение как средству воспитания он придавал играм, а также чтению и рассказыванию детям литературных произведений, мифов. Платон также требовал, чтобы взрослые следили за детскими играми: дети должны строго выполнять правила игры, не вносить в них каких-либо новшеств; иначе, приучившись к этому в игре, они захотят внести изменения и в законы рабовладельческого государства, а этого допустить нельзя. Большое место в воспитании он отводил песням и танцам. В “Государстве Платон выдвинул идею общественного воспитания детей с самого младшего возраста и предложил определенную систему ее организации. С 3 до 6 лет всех детей всех жителей города или поселка нужно собирать в особых местах для игр. При этом специально назначенные стражами закона женщины должны следить за порядком и руководить играми. С 6 до 12 лет дети в государственной школе учатся читать, писать, считать, а также петь и играть на музыкальных инструментах. С 12 до 16 лет они посещают палестру, где главное внимание уделяется разностороннему физическому воспитанию. С 16 лет юноши изучают арифметику, геометрию, астрономию, преимущественно с практическими целями (предвоенная подготовка). С 18 до 20 лет они в эфебии получают специальную военно-физическую подготовку. На этом этапе заканчивается образование тех, кто по своим возможностям должен остаться в разряде воинов, ремесленников, земледельцев и купцов. Только лица, у которых разумная часть души, до 30 лет изучают философию, развивают отвлеченное мышление, изучая в этих целях геометрию, арифметику, астрономию, теорию музыки, и готовятся к государственной деятельности. Выделившиеся в этой группе самые сильные в интеллектуальном отношении продолжают свои занятия и, овладев философией, становятся правителями государства. Воспитание женщин, считал Платон, должно быть таким, как было в Спарте. Дети рабов к образованию не допускаются. Как видим, Платон заботился прежде всего о правильном, с его точки зрения, воспитании и образовании детей рабовладельцев и свободных граждан. Воспитание должно подготовить их к выполнению определенных социальных функций и к управлению государством. Сократ. Сократ посвятил свою жизнь поискам этического идеала, добра и справедливости. Цель его философии – самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель, по Сократу, есть знание или мудрость. Главной задачей своей жизни Сократ считал содействие росту морали и духовности не только молодежи, которая, в основном, его окружала, но всех своих сограждан. Сократ пытался убедить сограждан, что основной задачей человека являются поиск истины и самоконтроль, а высшим благом есть труд души и добродетель как знание или мудрость. Он создал новую философию, в центре которой был человек. Центром тяжести более не были земля, облака или небесные тела - значение теперь приобрел бесконечный мир человеческой души. Сократ не написал ни единого произведения, что стало вечной проблемой для историков и философов. Единственными письменными источниками, повествующими о нем и его учении, являются произведения его учеников Ксенофонта, Платона и некоторые записи, сделанные «понаслышке», в частности, Аристотелем. Сократ не был оратором и не преподавал риторику, он не давал уроков, тем более за плату, не путешествовал из города в город, как это делали софисты, он не открыл своей школы. Сократ учил методом диалога. Он говорил с людьми об их жизни, об образовании их детей, о справедливости, о добродетели. Начинал диалог Сократ обычно с замечания, что вот он, мол, не знает, а хотел бы знать. Сократ никому не давал понять, что учит его, наставляет, преподает урок, и это потому, что он верил: если человек научится использовать свой ум, применять способность логически мыслить, то потом сумеет размышлять и постигать истину самостоятельно. Именно поэтому Сократ никогда не предлагал своему собеседнику готовые знания и истины. Он ненавязчиво учил человека думать и делать выводы, привлекая его внимание к вопросам, на которые человек отвечал сам, применяя данный природой ум и имеющиеся знания. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |