АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА

Читайте также:
  1. LAUS ALIT ARTES - похвала питает искусства
  2. БЕСЕДА НА УРОКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
  3. Боевые искусства
  4. В ватиканской галерее канделябров хранятся мраморные канделябры, являющиеся памятниками классического искусства.
  5. Виды и жанры изобразительного искусства эпохи Возрождения.
  6. Виды искусства, их специфика
  7. Виды романского искусства
  8. ГЛАВА II. КРИТЕРИИ ИСТИННОГО БОЕВОГО ИСКУССТВА
  9. ГЛАВА III. УНИКАЛЬНОСТЬ ОКИНАВЫ И БОЕВОГО ИСКУССТВА, СОЗДАННОГО ТАМ
  10. ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА ПРОДОЛЖАЕТСЯ
  11. Действие — основной материал театрального искусства

 

(La deshumanisacion del arte). - О. С., 3, р. 353-419. Впервые

публиковалась в 1925 году на страницах "Эль Соль". Одна из самых известных

работ Ортега; неоднократно издавалась в странах Европы и Америки. (На

русском языке впервые опубликованы фрагменты книги в сборнике "Современная

книга по эстетике. Антология". М., Изд-во иностр. лит., 1957, с. 447-456.)

К зарубежному читателю эта работа пришла почти одновременно с

"Восстанием масс" и воспринималась в основном в общем идейном контексте

последнего произведения. Предсказание Ортеги о необратимости процесса

развития нового искусства в соответствии с "логикой" дегуманизации, а также

идея о том, что такое искусство становится "катализатором" социальной

дифференциации, вызвали либо резко критические, либо по меньшей мере

сдержанные отклики на эту работу, которую следует воспринимать как целое. За

идеологическим пафосом критики снижалось значение тех реальных проблем,

которые занимали (и ныне продолжают занимать) внимание специалистов.

 

[1] "Пусть донна Берта или сэр Мартино,

Раз кто-то щедр, а кто-то любит красть,

О них не судят с богом заедино:

Тот может встать, а этот может пасть".

(Данте Алигьери. Божественная комедия. Рай, XIII. Пер. М. Лозинского.

Донна Берта и сэр Мартино здесь означают первых встречных).

 

[2]"Эрнани" - пьеса Виктора Гюго, премьера которой в феврале 1830 г., в

самый канун революции, послужила сигналом для "битвы романтиков с

классиками", завершившейся победой романтизма.

 

[3] По преимуществу (франц.).

 

[4] Псалтырь, 31, 9.

 

[5] Русский эквивалент-"про Ивана да Марью", то есть история,

описывающая бытовые реалии повседневного существования.

 

[6] "...И если слезы моей хочешь добиться,

Должен ты сам горевать неподдельно!" (Гораций. Искусство поэзии. Пер.

Дмитриева).

 

[7] В статье, цитировавшейся в комментарии к эссе "Musicalia",

французский литературовед Жак Ривьер писал: "Искусство (если само это слово

еще способно сохраняться) превращается, таким образом, целиком в не

человеческую деятельность (выделено нами. - О. Ж.),-если угодно, в функцию,

в надчувствование, в вид творческой астрономии" (Riviera J. Op. cit., p.

166).

 

[8] Этот парадокс проясняет категория "соотнесенность" (вещей): она

указывает на большую или меньшую степень обладания общими свойствами, на

обоюдность относящихся сторон вещей и т. д. (см.: Аристотель. Категории, гл.

6, 7. - Соч., т. 2. 1978).

 

[9] "...Совсем, как Орбанеха, живописец из Убеды, который на вопрос о

том, что он пишет, отвечал: "а что выйдет". Раз нарисовал он петуха - и так

плохо и непохоже, что под ним было необходимо написать готическими буквами

"се - петух" (см.: "Дон Кихот". Т. 2, гл. 3. Пер. под ред. В. А. Кржевского

и А. А. Смирнова).

 

[10] "Ультраизм"-первое авангардистское течение в Испании. Один из его

лидеров, Хорхе Луис Борхес, провозгласил следующий основополагающий принцип

ультраистской поэтики: "...сведение лирики к ее первоначальному элементу -

метафоре... Ультраистское стихотворение состоит из серии метафор, каждая из

которых содержит неведомое дотоле видение какого-нибудь фрагмента жизни".

 

[11] К кому; от кого (латин.).

 

[12] Дадаизм - модернистское направление в литературе и искусстве

Западной Европы (главным образом Франции и Германии), утверждавшее алогизм

как основу творческого процесса, провозглашавшее полную самостоятельность

слова.

 

[13] С лихвой (латин.).

 

[14] "Где окрик, там нет истинной науки" (итал.).

 

[15] "Не плакать, не возмущаться, но понимать" (латин.).

 

[16] "Всякое мастерство леденит" (франц.).

 

[17] Одно вместо другого (латин.).

 

[18] Растро -мадридская скотобойня; так же называется толкучка в

больших городах Испании; Пуэрта дель Соль - центральная площадь в Мадриде.

 

[19] Поэтическую вещь (латин.).

 

[20] Одна из ведущих тем драматургии Пиранделло - "лицо и маска",

действительность и иллюзия. Все выворачивается наизнанку: внешний мир,

предметная реальность объявляется фикцией, а ее субъективный образ

приобретает статус единственной объективной достоверности, онтологизируется.

Пьеса "Шесть персонажей в поисках автора", о которой упоминает Ортега,

написана в 1921 г., за четыре года до появления "Дегуманизации искусства",

и, по собственному признанию Ортеги, ощутимо повлияла на его

философско-зстетические позиции.

 

[21] Альтамира - группа пещер в Испании (провинция Сантандер), где

сохранились росписи эпохи верхнего палеолита.

 

[22] "Следует бежать плоти" (латин.). Манихейство - религиозное учение,

возникшее на Ближнем Востоке в 3 в. н. э. и представлявшее собой синтез

халдейско-вавилонских, персидских и христианских мифов и ритуалов. Порфирий

предпочитал чистое умозрение; на манихейцев оказала воздействие его

практическая философия. Манихейцы рассматривали мировую историю в контексте

борьбы материи (тьмы, зла) и духа (света, добра). Преодоление добром зла в

душе человека они видели на пути индивидуальной аскетики: воздержания от

животной пищи и нечистой речи, от собственности и работы, от брака и половых

связей. Августина в подобной аскезе не устраивало то, что она осуществляется

не в соответствии с вечными правилами божественной науки "спасения", а по

произволу или пониманию самого человека.

 

[23] Стихотворение "La Venus Belga" ("Бельгийская Венера"; сборник

"Amoenitates Belgicae").

 

[24] Ненависть к своим занятиям (латин.).

 

[25] Вагнер мыслит скорее в духе Л. Фейербаха, чем А. Шопенгауэра (см.:

Вагнер Р. Искусство и революция. Избранное. М., Искусство, 1978).

Романтическая настроенность философии музыки А. Шопенгауэра весьма

абстрактна.

 

[26] Имеется в виду так называемый Йенский кружок (В.-Г. Ваккенродер,

Ф. Новалис, Л. Тик), идейными вдохновителями которого были Август Вильгельм

(1767-1845) и Фридрих (1772-1829) Шлегели.

 

[27] По преимуществу (франц.).

 

[28] Исида (Изида) - в древнеегипетской мифологии богиня неба, земли и

подземного мира; жена Осириса.

 

Начало формы

Библиотека Карта сайта Философские центры Personalia Дискуссии Философские ресурсы Философия в образовании Хроника Объявления Поиск

Конец формы

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)