|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Первобытное искусствоИскусство и религия появились одновременно на стадии верхнего палеолита (около 30 тыс. лет назад), когда появляется человек современного типа. Источником первобытного искусства во всех его проявлениях является труд, трудовая деятельность. Искусство — это специфический путь практического духовного освоения мира. Искусство отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных людей, формировало эстетическое чувство. Именно в искусстве получают своё развитие первые представления об окружающем мире. Они способствуют закреплению и передаче первичных знаний и навыков, являются средством общения между первобытными людьми. Так, например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. В возникновении песни и музыки большое значение имели ритмы трудовых процессов. Появление первых памятников изобразительной деятельности относится к концу среднего палеолита (эпоха Мустье) и к позднему палеолиту (эпохи Ориньяк, Соллютре и Мадлен; все эпохи названы по местам первых находок). В это время возникают гравированные рисунки на камне, роге, росписи пещер, рельеф и круглая пластика. Почти все сюжеты посвящены животным (скорее всего это обусловлено тем, что именно на них человек охотился и они были необходимы для его жизнеобеспечения), реже — человеку. Обобщённо выразительные изображения животных воссоздавали характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя. Изображение животных первобытным человеком получило название «звериного стиля» в искусстве, а миниатюрные небольшие фигурки и изображения зверей — пластики малых форм. В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов. Вершиной мадленского (и всего палеолитического) искусства стала пещерная живопись. Мадленским периодом датируются наиболее известные пещерные галереи: Альтамира (Испания), Ласко, Монтеспан (Франция), Костенки (Россия). На стенах и потолках пещер обнаружены многочисленные изображения, большие и маленькие, частью исполненные минеральными красками. Здесь также представлены изображения животных, среди них и такие, которые ныне на земле уже не водятся — длинношерстные мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка встречаются изображения человека в ритуальной маске. Самая знаменитая из них — Алыпамирская пещера (один исследователь шутя назвал ее «первобытной Сикстинской капеллой»), стены которой покрыты громадным количеством изображений животных — бизонов, лошадей, кабанов, созданных черной, красной, желтой красками. При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные красители и окиси металлов. Изображения животных не только контурны, но и объемны. Однако все эти изображения изолированы и композиционно, и действием, смыслом между собой не связаны. В искусстве палеолита, как уже отмечалось, изображения человека встречаются очень редко. Но всё-таки они встречаются. Это — женские фигурки, типологически однообразные, с едва намеченными конечностями, головой без лица и гипертрофированными формами тела, схематизированными головами — так называемые «палеолитические Венеры», по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Древняя женщина — сосуд плодородия, и скульптура подчёркивает её важнейшую функцию — продолжение рода. Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т.е. человекоподобными изображениями. Подобные «Венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других странах. В эпоху мезолита, когда на земном шаре после отступления ледников установилась современная геологическая эпоха, в искусстве стали появляться сюжетные композиции: охота, загон скота, рыболовство и т.д. Животные и люди изображаются силуэтом, залитым одной краской, фигуры кажутся схематичными и примитивными. Теперь художник стремится передать смысл происходящих событий, экспрессию движений, характер действий, поэтому правдоподобие уступило свое место решению более сложных задач. Переход от охоты к земледелию и скотоводству способствовал развитию новых тенденций в искусстве. В эпоху неолита содержание искусства становится шире, разнообразнее, а в его формах происходят знаменательные перемены. Искусство неолита становится все более «условным» в отличие от непосредственных палеолитических рисунков и фигурок. В неолите преобладают композиции и сцены из жизни первобытного племени — охоты, сражения, пляски и т.д. Пещерная живопись постепенно исчезает, уступая место орнаменту (украшение бытовых предметов, жилища, одежды): искусство как бы становится абстрактным. Как правило, в этот период изображения представлены геометрическим орнаментом (круг, овал, линия), а также орнаментом, в котором только просматриваются сходства с изображением животных и групп людей, осуществляющих какое-либо коллективное действие. В неолитическом искусстве появляются схематизм и обобщение видимых предметов, что свидетельствует о том, что человек начинает абстрагировать и осознавать общие принципы формообразования. Он составляет представление о прямоугольнике, круге, о симметрии, замечает повторяемость сходных форм в природе, структурные сходства между разными предметами. Схематизм рисунков, видимо, привёл к созданию пиктографии — рисуночного письма. В эпоху неолита развивается прикладное искусство, которое на поздних стадиях первобытного общества становится господствующей формой изобразительного творчества, почти совсем вытесняя живопись и скульптуру. В эпоху неолита первобытные люди стали создавать и первые произведения архитектуры, получившие общее название — мегалиты — культовые сооружения из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб, расположенных определенным образом. Наибольшую известность получили мегалиты Западной Европы, Северной Африки и Кавказа. Выделяют три разновидности мегалитов: менгиры, дольмены и кромлехи. Самые древние из них — менгиры — сооружения, состоящие из длинных каменных столбов, которые в строгом, по-видимому, предопределённом ритуалом порядке, вертикально вкапывались в землю. Есть менгиры длиной более 21 метра и весом около 300 тонн. В Карнаке (Франция, Бретань) сотни менгиров поставлены рядами в виде длинных каменных аллей. В Западной Европе и на юге России распространение получили дольмены — сооружения, состоящие из нескольких вертикально поставленных камней, которые перекрыты сверху ещё одним камнем. Самыми сложными подобными сооружениями являются кромлехи — сооружения, в которых камни вкапывались по кругу, в центре которого находился другой камень. Одним из самых известных кромлехов является алтарь Солнца — «Стоунхендж», развалины которого до сих пор представляют одну из достопримечательностей Англии. К концу первобытной эпохи появился новый тип архитектурных сооружений — крепости. В эпохи бронзы и железа развитие получили художественные ремёсла: изготовление изделий из бронзы, золота, серебра, т.е. большое распространение получило декоративно-прикладное искусство. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |