|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Возникновение мифологии и религиозных верованийБессилие первобытных людей перед природой порождало фантастические представления об окружающем мире. Так возникает универсальная форма духовной жизни первобытных людей — мифология. Особенностью мифологического мышления была его слитность с природой (первобытный антропоморфизм). В мифах человек заключил всю систему сведений обо всём, что его окружало, о причинах возникновения и способах существования природных явлений. Все явления природной и социальной жизни имели свою персонификацию (свой образ). Божественные персоны были объединены общностью кровных уз. Об этом блестяще писал 3. Фрейд: «Самым первым шагом достигается уже очень многое. И этот первый шаг — очеловечивание природы. С безличными силами и судьбой не вступишь в контакт, они остаются вечно чужды нам. Но… если повсюду в природе тебя окружают существа, известные тебе из опыта твоего собственного общества, то ты облегчённо вздыхаешь, чувствуешь себя как дома среди жути, можешь психически обрабатывать свой безрассудный страх. …А может быть ты даже и не беззащитен, ведь почему бы не ввести в действие против… сил внешней природы, те же средства, к которым мы прибегаем в своем обществе; почему бы не попытаться заклясть их, умилостивить, подкупить…». Это кровное родство и лежало в основе целостности представлений о мире для мифологического сознания. Через общение с божеством человек строил свои отношения с миром. Поклонение божеству (а значит и соответствующее природное и социальное действие) регламентировалось, становилось священной нормой. В мифологии синкретично были слиты культурные функции, разделенные в более развитых обществах между религией, наукой, моралью, искусством, политикой и т.д. Основой мифолого-сакрального мировоззрения, присущего первобытному обществу, выступает ритуал, который наделялся глубинным смыслом. Ритуал выступал в это время основной формой общественного бытия человека. Ритуал входил во все виды жизнедеятельности. В первобытном ритуале тесно переплелись молитва, песнопение и танец. В танце человек подражал различным явлениям природы, чтобы вызвать дождь, обеспечить хороший урожай или удачно осуществить охоту. В ритуале участвовали все члены коллектива, что в немалой степени способствовало единению племени. Из ритуала, возможно, зарождается и миф как некая универсальная система, определяющая ориентацию человека в природе и обществе. В период среднего палеолита начали зарождаться первые религиозные представления. Приспособление к жизни окружающей природы (собирательство, приручение животных, наблюдение за повадками диких зверей и использование этих наблюдений в хозяйственной практике) сопровождалось появлением веры в сверхъестественные силы и свойства природы. Простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тысяч лет назад, когда появился человек разумный, который резко отличался от животных физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками, был способен к созданию понятий и абстракций. Ранние религиозные верования у всех племен Земного шара очень сходны. Это объясняется одинаковыми условиями жизни первобытных людей, одинаковыми причинами их возникновения. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |