Дихотомия обыденного и священного в сознании архаического общества пронизывает все стороны жизни древнего общества. Обряды и верования непосредственно вплетены в материальную трудовую деятельность людей. Люди прибегают к религиозно-магической деятельности не только, когда они не уверены в своих действиях, но и для достижения успеха и целей в рациональной деятельности иными средствами. Тайноведение зиждется на ассоциации идей — способности, которая лежит в самом основании как человеческого разума, так и человеческого неразумия. Человек научился соединять в мысли те вещи, которые он находил связанными между собой в действительности (причина-следствие). Руководствуясь этим, он попытался открывать, предсказывать и вызывать события такими способами, которые имели фантастический характер. Можно ясно проследить развитие магического искусства во времени от палеолита до наших дней (см. [Тайлор, 1989; Элиаде, 1999; 2002]). Такие связи возникли естественным путем по определенному умственному закону, и зависят от принципа ассоциации идей, механизм которой можно понять, хотя логику нет. Различают различные виды магии, в зависимости от объекта, на которого направлены ритуальные действия — медицинская, любовная, военная, охотничья (промысловая) [Токарев, 1990].
Итак, магическое мышление основано на двух основных принципах: подобное производит подобное (или следствие похоже на свою причину) (закон подобия) — гомеопатическая магия. Согласно второму принципу вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прямого контакта (закон соприкосновения, или заражения) — контагиозная магия. Оба вида магии соединяются в так называемую симпатическую магию (импульс передается посредством какой-либо среды, эфира) [Фрезер, 1980].
Разделяются позитивная и негативная (табуированная) формы магии. Одним из первичных элементарных универсальных понятий, созданных первобытным сознанием, является понятие о таинственной, могущественной силе, которую называют «мана», «оренда», «маниту». Все, что в положительном смысле воспринимается как мана, в отрицательном смысле понимается как табу, или запрет. Запреты-табу являются в известном смысле нормами, регулирующими общественное поведение, и охватывают довольно широкий спектр явлений.
Рациональное и иррациональное в первобытном сознании пере плетено изначально. Сфера эмпирического опыта, игравшая большую роль в процессе овладения миром, была тесно связана со сферой сакрального, иррационального, мистического. Факты показывают, что часто люди прибегают в религиозно-магической практике и для того, чтобы утвердить нормальный, обычный порядок вещей. Например, широко распространенные продуцирующие обряды, направленные на сохранение живой природы и человеческого общества; отношение к земле, этнической территории. Выделяется особая мифологическая география и, как следствие, появляются промысловая этика, ориентация на экологическое равновесие, природоохранительные тенденции. Религия выступает как один из факторов экофильного поведения, направленного на поддержание оптимальных отношений с природной средой. Природное окружение не является объектом пассивного созерцания, но оно не выступает лишь средством имманентных свойств со знания. Первобытное сознание отражает столкновение двух категорий активности — социально-исторической и природной.
|