|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Шнитке Альфред Гарриевич. Concerto erosso №11. Год создания, состав, основная идея. Concerto grosso №1 для двух скрипок, клавесина, фортепиано и струнного оркестра написано в 1976-77 годах. Барочный жанр получает в творчестве Шнитке современное претворение. Стихия концертности с ее конфликтной диалогичностью, была близка музыкальному мышлению композитора. Это сочинение возникло под знаком полистилистики. (Полистилистика - от греч. «многочисленный и стиль» - намеренное сочетание в одном произведении несовместимых или разнородных стилевых элементов. Основные формы полистилистики - это коллаж, т.е. цитирование тем или элементов стиля иной эпохи, и аллюзия - проявляется в тончайших намеках и невыполненных обещаниях на грани цитаты, но не переступая ее). В этом сочинении связь времен становится внутренней пружиной действия, скрытым сюжетом. Персонификация тем-репрезентантов различных стилей и эпох (здесь - барокко, романтизм, современность, музыка быта) превращают музыкальное едйствие в своего рода инструментальный театр. 2. Особенности строения цикла, роль частей в общей композиции. Композиция составляется из 6 частей, подчиненных концентрической форме: в центре - 3 часть «Речитатив» и 4 часть «Каденция» - внутреннее психологическое действие; «малый круг» - 2 часть «Токката» и 5 часть «Рондо» - «внешнее действие, сфера моторики с движением к драматизму»; «большой круг» - 1 часть «Прелюдия» и 6 часть «Постлюдия» создают эффект театральности - занавес открывается и закрывается. Персонажи инструментальной драмы - темы-стили. В их диалоге участвуют 3 пласта: 1) Авторская музыка, область глубокой рефлексии и медитации (рефлексия - от лат. «отражение» - размышление, полное сомнений, противоречий, анализ собственного психологического состояния); 2) Цитаты, квазицитаты и аллюзии на музыку прошлого; 3) Банальная музыка быта, «низменный музыкальный обиход». 3. Разбор частей: 1 часть «Прелюдия» - открывается «темой-заставкой»: банальный характер мелодии, нечто неживое, механическое в звучании, «надтреснутый» тембр приготовленного рояля; словно «охрипшая музыкальная шкатулка». Композитор назвал ее «темой часов»; это символ Времени, объединяющего и сливающего разные эпохи и стили, смешивающего их в одном вечном потоке. Далее следует экспозиция «авторского» тематического пласта. Излагаются две темы: 1) Тема-процесс, «становление»; вся строится на эхообразном повторении отдельных мелодических импульсов (м.2 и м.З интонаций). Здесь ведущий конструктивный принцип - принцип заркально-симметричного проведения материала у двух скрипок. 2) Ц.4 - уже мелодическая линия. 2 часть «Токката» - аллюзия на стиль барокко; воспроизводит атмосферу скрипичного концертного музицирования. От барокко здесь и чередование тутти и соло, опора на старинную концертную форму. Господствует нарочитая, почти механическая моторика обгоняющих друг друга в каноническом движении мотивов. 1 эпизод - ц.6, из сферы банального, подобна легкой песенке; 2 эпизод - ц.14, пародия на сложность, игра в додекафонию с незаметным вкраплением в нее черт танцевальности, сближающим ее с банальной сферой. Форма токкаты крещендирующая. Ее последний раздел - генеральная кульминация: это смешение всех тем, объединение в одновременности: темы рефрена, тем двух эпизодов и темы часов (у контрабасов). 3 часть «Речитатив» и 4 часть «Каденпия» - объединяются в одно целое - это область медитации, внутреннего диалога. Только в 3 части участвует весь оркестр (причем важную роль играет соотношение тутти и соло), а в 4 части только солирующие скрипки. В 3 и 4 частях возвращается материал Прелюдии от вступления солирующих скрипок. Секундовый импульс, составляющий основу тематизма этой сферы, подвергается активизации и интонационному заострению: это расширение, т.е. замена простых интервалов составными (секунда - нона); сужение до четвертитонов (от ц.7 3 части, начало 4 части). Введение микрохроматики усиливает напряженность интонационного поля, создает ощущение вибрации. Шнитке применяет многочисленные каноны, глиссандо, алеаторические пассажи у скрипок. Образ звуковой стихии, «хаос шевелится». 5 часть - в ней прорывается долго сдерживаемое напряжение статики. Шнитке считал стилистическим прототипом темы рондо музыку Вивальди, хотя в ней очевидно проступают связи с романтической фортепианной музыкой. Страстный, трагический и в тоже время светлый образ врывается в наэлектризованную атмосферу как свежий порыв ветра в широко распахнувшееся окно. Здесь происходит слияние контрастирующих пластов - «авторского» и «иностилистического». В этой части применен прием разрушения целостной, гармоничной модели - противопоставления ей иной стилистической модели, антагонистически враждебной ей. Второй эпизод - это обольстительное танго, создающее эффект стилистического шока. Это в полный голос звучит сфера банального, угрожающая самому существованию высокого, духовного. Контраст вопиющий, они несовместимы. Однако при внимательном рассмотрении обнаруживается, что в их основе одна интонация, т.е. это две стороны одного образа. В следующем проведении интонации рефрена контрапунктируют эстрадной мелодии, 2подпевают» ей. После искажения рефрена и смешения различных тем, вновь провозглашается тема как тоска по идеалу. Тема часов превращается в набатный звон, в тему всеразрушения. 6 часть Постлюдия - это жуткий обвал после ожидания освобождения, порыва света. Звучит неузнаваемо изменившаяся «авторская» тема из 1 части - она проводится у фортепиано канонически и поддержана всей оркестровой массой (кластеры из 21 звука с применением четвертитонов). Развязка - это последние такты: тянущийся кластер в очень высоком регистре у солирующих скрипок начальные секундовые интонации; тембр флажолетов - призрачность, потусторонность. Все растворяется, исчезает. 4. Значение концерта в творчестве композитора (и шире). Concerto grosso №1 отразило многие существенные свойства стиля Шнитке. Это своеобразная модель его концепции зрелого периода творчества. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |