АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

семейная изоляция — групповая изоляция

Читайте также:
  1. E. изоляция пестицидов, водным путем окисленных с серной кислотой.
  2. II. ИЗОЛЯЦИЯ
  3. Акцент на имидже и респектабельности – семейная маска.
  4. В качестве гидроизоляции применяют битумную мастику, толь, рубероид, гидроизол. При наличии грунтовых вод наиболее надежна обмазочная и оклеечная гидроизоляция.
  5. ГЛАВНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ ОБМОТОК. МИНИМАЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ ИЗОЛЯЦИОННЫЕ РАССТОЯНИЯ
  6. Групповая динамика и разрешение конфликтов.
  7. ГРУППОВАЯ РАБОТА НАД ТЭО
  8. Дополнительная гидроизоляция
  9. Звукоизоляция зданий и сооружений
  10. ЗВУКОИЗОЛЯЦИЯ ОГРАЖДАЮЩИХ КОНСТРУКЦИЙ ЗДАНИЙ
  11. Звукоизоляция ограждающих конструкций кабин наблюдения, дистанционного управления, укрытий, кожухов
  12. ЗВУКОИЗОЛЯЦИЯ ОГРАЖДАЮЩИХ КОНСТРУКЦИЙ КАБИН НАБЛЮДЕНИЯ, ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ, УКРЫТИЙ, КОЖУХОВ

подростковый синдром не является прямым продолжением предшествующего варианта развития, а надстраивается над ним. Используя медицинскую аналогию, его можно назвать типичным (но не обязательным) «осложнением» предшествовавшего синдрома.

Во всех описанных случаях смена синдромов не является автоматическим следствием повзросления ребенка. Иногда синдром, типичный, вообще говоря, для дошкольного или младшего школьного возраста, может сохраняться на протяжении подросткового и юношеского возрастов (или даже впервые возникнуть в одном из этих возрастных периодов). Иногда, напротив, «подростковый» синдром может сложиться уже в младшем школьном возрасте.

Вместе с тем анализ приведенных описаний психологических синдромов показывает, что имеется общее типологическое различие между синдромами младшего школьного и подросткового возрастов. Психологические синдромы младшего школьного возраста определяют специфику процесса учения и вхождения ребенка в социально организованную структуру, в школу как социальный институт. Психологические особенности, характерные для того или иного синдрома, воплощаются в особенностях позиции ребенка.

Психологические синдромы подросткового возраста представляют собой различные формы построения системы социальных отношений ребенка с другими людьми. Психологическая представленность разных синдромов определяется различиями в самосознании подростков. Вследствие этого психологические синдромы в подростковом возрасте значительно более интегративны, чем в младшем школьном, и охватывают личность в целом во всем многообразии ее социальных связей и представлений о себе.

Подростковые и юношеские синдромы не обязательно складываются на основе имевшихся ранее соответствующих синдромов младшего школьного возраста. Они могут (хотя это и не типично) возникнуть и на основе каких-либо других синдромов или же вообще появиться без предшествующего развития какого-либо психологического синдрома.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СИНДРОМОВ СО СХОДНЫМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ

Полезно непосредственно сравнить между собой синдромы со сходными поведенческими и психологическими проявлениями. В частности, очень показательно сопоставление социальной дезориентации с негативным самопредъявлением. Различать эти синдромы очень важно, поскольку педагогические рекомендации по их преодолению совершенно различны. В обоих случаях основные жалобы — поведенческие. Однако ребенок с негативным самопредъявлением сознательно нарушает нормы: для него это способ привлечь к себе внимание. Потому-то он никогда не станет нарушать наиболее значимые из них. Он хорошо ощущает, какие нарушения достаточно безопасны (накричат, в крайнем случае — слегка накажут), а какие чреваты серьезными последствиями (могут и из школы выгнать). При социальной дезориентации правила нарушаются невольно — а значит, случайным образом. Отсюда — частое нарушение наиболее существенных из них. Главные психологические критерии, дифференцирующие эти синдромы, — высокий уровень демонстративности при негативном самопредъявлении и низкая социализированность при социальной дезориентации. При сочетании этих признаков можно говорить о сочетании элементов соответствующих синдромов.

Пассивность в сфере общения служит общим признаком таких разных по своей природе психологических синдромов, как психологическая инкапсуляция, сужение сферы деятельности, тотальный регресс и отверженность. Психологическими критериями, помогающими дифференцировать эти синдромы, служат:

· преобладание интеллектуального развития над образно-эмоциональным при сужении сферы деятельности;

· противоположное соотношение этих сторон развития, а также склонность к защитному фантазированию — при психологической инкапсуляции;

· общая пассивность (включая умственную) — при тотальном регрессе;

· активная негативистическая установка — при отверженности.

Уход от деятельности нередко бывает близок по своим проявлениям к позитивному самопредъявлению. Основное различие между ними в том, что при позитивном самопредъявлении высок уровень социальной активности, тогда как при уходе от деятельности внешняя активность снижена и замещена защитным фантазированием. Вместе с тем различие между этими синдромами не очень значимо. Часто встречается их сочетание, сопровождающееся средним уровнем социальной активности или ее локализацией в одной узкой области (например, в области изобразительной деятельности).

Уход от деятельности может приближаться по своим проявлениям также к хронической неуспешности. Основным дифференцирующим признаком в этом случае становится наличие или отсутствие демонстративности и защитного фантазирования.

Психологические синдромы могут выступать в тех или иных сочетаниях. В подобных случаях важно выявить, какой из синдромов является ведущим, а какой — второстепенным, фоновым.

 

КРИТЕРИИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СИНДРОМОВ

 

Основой для вывода о том, что у ребенка имеется ХРОНИЧЕСКАЯ НЕУСПЕШНОСТЬ, служит сочетание следующих данных:

♦ Жалобы на низкие достижения ребенка. При хронической неуспешности взрослые (родители, учителя) оценивают детскую деятельность в целом как неуспешную. Объективные показатели могут быть при этом не особенно низки: важна не объективная картина, а именно оценка окружающих. Бывает, что в какой-либо отдельной области (например, в спорте) достижения ребенка вполне высоки, но родители и учителя не считают саму эту область достаточно важной.

♦ Высокий уровень тревоги. Это центральное собственно психологическое звено хронической неуспешности. В материалах обследования ребенка с этим синдромом всегда имеются проявления острой тревоги, нарушающей нормальную деятельность. Как правило, наиболее болезненной сферой (связанной с наиболее высоким уровнем тревоги) является школьно-учебная.

♦ Нормальная социализированность, высокая конформность. Если у ребенка низок уровень социализированное™ и конформности, то негативная оценка окружающих не будет вести к особенно заметному повышению тревоги.

Вывод о том, что у подростка имеется ТОТАЛЬНЫЙ РЕГРЕСС, может быть сделан при сочетании следующих показателей:

♦ Жалобы на пассивность подростка, утрату прежних увлечений и интересов, отсутствие контактов со взрослыми и сверстниками.

♦ Депрессивный фон настроения, сниженная самооценка, пессимистические представления о своем будущем.

♦ Склонность окружающих оценивать состояние подростка как данность, не поддающуюся изменению, то есть принятие ими его собственной оценки. Эта позиция обеспечивает устойчивость психологического синдрома. В противном случае он преодолевается либо психологическими средствами (путем вовлечения подростка в активную деятельность), либо медицинскими (путем медикаментозного лечения депрессии).

УХОД ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ проявляется в сочетании следующих показателей:

♦ Жалобы на пассивность ребенка. Они могут выступать в разных формах («отсутствует на уроке», «витает в облаках», «не слушает учителя», «считает ворон», «ленится»). Учебные достижения при этом могут оцениваться совершенно по-разному. Как правило, они несколько снижены. Бывают и случаи как особо сильного снижения, так и, напротив, вполне высоких достижений.

♦ Проявления демонстративности. У детей с уходом от деятельности она проявляется в мягких, социально приемлемых, не грубых формах. Нередко ребенок демонстрирует повышенную застенчивость (как бы говоря: «Посмотрите, как я стесняюсь»). В этих случаях не всегда можно сразу понять, что эта стеснительность нарочита. В любом случае демонстративность проявится в материалах обследования.

Склонность к фантазированию. Она проявляется в виде художественно-образного подхода к заданиям, в предпочтении заданий, оставляющих свободу для собственного творчества, однозначным заданиям школьного типа. Тревожность. Уходу от деятельности неизбежно сопутствует некоторое повышение общего уровня тревожности, не приводящее, однако, к существенным нарушениям деятельности. Для ухода от деятельности не характерно выраженное повышение уровня тревоги, типичное для хронической неуспешности.

Критерием для определения ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИНКАПСУЛЯЦИИ служит сочетание приблизительно тех же признаков, что и при уходе от деятельности:

♦Жалобы на пассивность подростка. Как правило, подчеркивается прежде всего пассивность в общении, отсутствие друзей и подруг.

♦ Проявления демонстративности. При психологической инкапсуляции, как и при уходе от деятельности, она проявляется в мягких, социально приемлемых формах. В поведении проявления демонстративности могут быть полностью замаскированы тревожностью. В любом случае.демонстративность проявляется в материалах обследования.

♦Склонность к фантазированию. При психологической инкапсуляции фантазирование часто принимает формы мечты (нереалистических планов, выполнять которые подросток даже не собирается).

♦Тревожность, не приводящая, однако, к существенным нарушениям деятельности. Как правило, выявляются также депрессивные тенденции. Они тоже обычно не особенно грубы и не порождают столь выраженного падения всей (в том числе умственной) активности, как при тотальном регрессе.

Вывод о том, что у ребенка сложился синдром НЕГАТИВНОГО САМОПРЕДЪЯВЛЕНИЯ, может быть сделан при сочетании следующих данных:

♦Жалобы на нарушение ребенком правил поведения. Иногда взрослые отмечают его парадоксальную реакцию на наказания и замечания, но далеко не всегда они оказываются достаточно наблюдательны.

♦Яркая демонстративность. В ходе обследования совершенно не обязательно видна склонность ребенка к привлечению внимания именно посредством нарушения правил, однако всегда ярко проявляется сама потребность во внимании окружающих.

♦Отсутствие очевидных причин нарушения правил, таких как высокая импульсивность, низкий уровень самоконтроля, эксплозивность (взрывчатость). В случае когда имеются какие-либо из этих причин, нельзя говорить о синдроме негативного самопредъявления в чистом виде, хотя элементы этого синдрома могут присутствовать и вносить свой вклад в общую картину поведения ребенка.

Основой для вывода о наличии синдрома ПОЗИТИВНОГО САМОПРЕДЪЯВЛЕНИЯ (в сочетании с элементами негативного) служит сочетание следующих показателей:

♦ Жалобы на то, что поведение ребенка очень различно в разных ситуациях. Как правило, в социальных ситуациях оно намного лучше, чем дома, однако в отдельных случаях встречается и противоположное соотношение. Демонстративность, проявляющаяся в материалах обследования (не обязательно столь же яркая, как при негативном самопредъявлении).Подчеркнуто «благовоспитанное» поведение во время обследования.

В качестве основных признаков ДЕМОНСТРАТИВНОГО НИГИЛИЗМА можно назвать следующие:

♦Жалобы на вызывающее, экстравагантное поведение. Иногда оно проявляется не столько во внешнем виде и манерах, сколько в декларировании крайне воинственных взглядов и мнений (обычно не особенно оригинальных).

♦Яркая демонстративность.

♦Выявляемое в обследовании отсутствие подлинных антисоциальных или асоциальных установок. Высокая конформность (противоречащая якобы неконформному поведению).

Вывод о том, что у подростка имеется психологический синдром ГИПЕРСОЦИАЛЬНОСТИ, делается при сочетании следующих показателей:

♦Подчеркнутое следование общепринятым стандартам в одежде, поведении, образе жизни.

♦Принятие установок и ценностей общества (конформность).

♦Повышенный уровень демонстративности (повышение может быть не особенно сильным).

При диагностике СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗОРИЕНТАЦИИ психолог опирается на сочетание следующих показателей:

♦Жалобы на нарушение ребенком социальных норм. Нередко взрослые отмечают, что ребенок «не понимает, что можно, а чего нельзя», «не удается объяснить ему, как нужно себя вести» и т. п.

♦Низкий уровень социализированности. Он проявляется как в материалах обследования, так и в поведении (несоблюдение дистанции в общении с проверяющим).

♦Отсутствие антисоциальных установок. Этот признак отличает социальную дезориентацию от антисоциальной психопатии, представляющей собой значительно более серьезное отклонение в развитии. Впрочем, в младшем школьном возрасте сложившаяся антисоциальная психопатия вообще сомнительна. Последующее же ее развитие на базе социальной дезориентации отнюдь не исключено.

Основой для постановки «диагноза» ОТВЕРЖЕННОСТЬ служит сочетание следующих показателей:

♦Жалобы на трудности в общении со сверстниками.

♦Недостаточная самостоятельность ребенка, его повышенная зависимость от родителей.

♦Замкнутость ребенка в семье (нередко также замкнутый образ жизни семьи в целом).

Вывод о том, что у подростка имеется ГРУППОВАЯ ИЗОЛЯЦИЯ, делается при сочетании следующих признаков:

♦Жалобы на то, что ребенок не признает авторитет родителей и школы, проводит очень много времени в компании сверстников.

♦Высокая степень идентификации подростка с группой, к которой он принадлежит, принятие ее целей и норм.

♦Низкая степень критичности и самостоятельности в принятии решений, высокая подчиняемость.

Для психологического синдрома ОТВЕРЖЕННОСТИ характерно следующее сочетание показателей:

♦Жалобы на поведенческие нарушения, негативизм.

♦Ярко выраженная фрустрированная потребность в общении.

♦Негативная установка по отношению к окружающей социальной действительности, восприятие ее как враждебной и несправедливой.

♦Низкая чувствительность к социальным нормам.

Сочетание симптомов, характерное для ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМА, это:

♦Высокий уровень развития логического мышления.

♦Недоразвитие образной и эмоциональной сферы.

♦Низкий уровень самостоятельности ребенка.

♦Трудности в общении со сверстниками при сохранности общения со взрослыми.

ДЛЯ СУЖЕНИЯ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ характерно сочетание приблизительно тех же проявлений, что и для интеллектуализма:

♦Жалобы на трудности в общении со сверстниками.

♦Направленность на учебу; высокий уровень учебных достижений.

♦Высокий уровень развития логического мышления при недоразвитии образной сферы.

♦Сниженный фон настроения.

Основанием для постановки «диагноза» ВЕРБАЛИЗМ служит сочетание следующих показателей:

♦Высокая оценка взрослыми (родителями) уровня развития ребенка.

♦Высокий уровень речевого развития при недоразвитии остальных познавательных процессов.

♦Отсутствие признаков органического поражения мозга. Этот признак отличает вербализм, являющийся следствием специфических особенностей воспитания ребенка, от некоторых форм задержки психического развития, имеющих физиологическую природу.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждения. — М.: Новая школа 1993. —96 с.

Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления. — М.: Знание, 1992.

Галигузова Л. Н. Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. — М.:ИНТОР, 1996,—160 с.

Дольто Ф. На стороне ребенка. — СПб.: Петербург-ХХ1 век, 1997.—528 с.

Дьяченко О. М„ Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает? — М,: Знание, 1994. —160 с.

Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997,—240с.

Популярная психология для родителей / Под ред. А. А. Бода-лева, А.С. Спиваковской, Н.Л. Карповой. — М.: Флинта, 1998.—400 с.

Развивающие игры для детей. Справочник / Составитель Н. Ехевич. — М.; Физкультура и спорт-ТОМО, 1990. —128 с.

Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1987.—424с.

Рождественская Н. А. Как понять подростка. — М.: Роспед-агентство, 1995. — 78 с.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)