|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Соотношение индивидуальной и социальной ценности здоровья
Ценность здоровья в различных экономических системах реализуется в соответствии с доминирующим консенсусом ценностей. В США, где система здравоохранения имеет преимущественно частнопредпринимательский характер, здоровье, как сугубо инструментальная ценность, достигается за счет высокого уровня доходов. Быть здоровым престижно, и каждый лично отвечает за свое здоровье. В западноевропейских странах медицинская помощь является видом социального страхования, и уровень здоровья основывается на принципе солидарности - перераспределении финансовых ресурсов от материально обеспеченных здоровых членов общества к социально не защищенным слоям населения. Но, независимо от экономической системы обеспечения здоровья, ценность общественного здоровья с социокультурной точки зрения неизменно является инструментальной ценностью, т.е. средством достижения более высоких социальных целей. Индивидуальная ценность здоровья в зависимости от психосоматического и психологического состояния индивида может быть как фундаментальной, так и инструментальной. Для здорового человека здоровье - это возможность полноценной жизни, т. е. инструментальная ценность. Для пожилого, больного человека здоровье нередко становится главным в жизни, т. е. фундаментальной ценностью. Если же такого рода ценность характерна для здорового человека, то это свидетельствует о гипертрофированном чувстве самосохранения, не имеющем позитивно-ценностного содержания. Доминирующей ценностью здоровья является именно инструментальная, что не уменьшает значимости здоровья как важнейшего компонента человеческой жизни. Ретроспективный анализ феномена ценность здоровья обнаруживает, что на протяжении нашей давней и недавней истории индивидуальная жизнь человека была полностью подчинена интересам общества. Исторически сложившиеся социальные нормы в отношении здоровья транслировались в виде традиций из поколения в поколение. При этом до 1917 г. доминировала православная концепция с ее первичностью духовной жизни и небрежением телесной, а после революции задачи построения коммунизма оттеснили на периферию сознания ценность здоровья и трансформировали ее. Хотя массовое физкультурное движение создавало видимость заботы государства о здоровье нации, фактически это была забота о функционировании винтиков большой государственной машины. В советский период нашей истории постулировалось публичное провозглашение ценности человека («Все для блага человека!») в сочетании с пренебрежением к жизни отдельного индивида. Это естественным образом формировало небрежное отношение к поддержанию и сохранению здоровья и даже жизни. Социально-экономические изменения в начале 90-х годов внесли существенные коррективы в иерархию ценностей. На уровне государственной политики исчезли лозунги о ценности индивидуального здоровья как общественного богатства.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |