|
||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
НА, БА, КА, GA, РА,
Творческих поисков учителя На отсутствие преемственности между историко-методическим наследием и современностью в области преподавания методисты указывали еще в начале XX в. Например, Н. Кульман, профессор императорского женского педагогического института, сожалел, что учитель «тратит энергию на ненужные искания и делает ошибки, которые не раз делали его многочисленные предшественники при таких же исканиях» (Кульман Н. Методика русского языка. — Спб., 1912.— С. 3). Анализируя историю методов обучения грамоте, автор констатировал: «...к середине 19 столетия школа получила многочисленные разнообразные и более менее усовершенствованные методы обучения грамоте. В сущности, к этому времени оказались известными все главные методические пути» (там же, с. 16). Знание истории методики не только обогащает опыт современного учителя, помогает не допустить ошибок и заблуждений, формирует критический взгляд на новации, но и является побуждающим началом в творческих поисках, «служит источником творческого возбуждения, которое роднит педагога с представителем искусства». И все это даже в том случае, если нам остается «только детальная разработка отдельных приемов». Возьмем, например, наиболее частотную слоговую структуру — СГ. Не имея возможности перечислить все буквари дореволюционного и современного периода, не анализируя способы обучения грамоте, можно с уверенностью утверждать о наличии данной структуры (СГ) в том или ином объеме во всех букварях. Например, среди 9 приведенных слоговых таблиц в «Азбуке» Л. Н. Толстого одна имеет в основе — СГ. Данная слоговая структура в виде сводной таблицы, где даны почти все возможные варианты, была представлена уже в наше время, например, Л. К. Назаровой. Изучение различных способов обучения детей чтению «прямых слогов-слияний», имевших место во многих методических системах прошлого и настоящего, навело нас на мысль составить сводную таблицу всех слогов-слияний, пронумеровать каждый из них и активно включить для использования на уроках обучения грамоте (см. табл.). Таблица
Такая таблица первоначально была размножена через копирку в количестве, равном числу учеников. Каждый из них имел у себя таблицу. На родительском собрании было объяснено, для чего нужна эта таблица и как ею пользоваться, как помочь ребенку в случае затруднений. Впервые данная таблица (сводная) начала применяться в 1988 г. при обучении детей шестилетнего возраста. Полученные результаты того года и последующих лет убеждают в эффективности ее использования. Органично включая в современную систему уроков обучения грамоте работу со слоговыми таблицами при цифровом обозначении каждого слога, учитель, как показывает практика, может добиться высокой результативности в формировании у детей навыков правильного и беглого чтения. Непременное условие работы с таблицами — твердые знания детьми каждой из букв изученных звуков. Работа со слоговыми таблицами предполагает систематическое включение разнообразных приемов прочного запоминания образа букв. История букваристики располагает весьма обширным арсеналом приемов запоминания букв, включая и курьезные, и распространенные, многократно апробированные, и относительно новые, что позволяет учителю выбрать те приемы, которые, по его наблюдению, больше помогают детям данного класса. Приведем виды работ со слоговой таблицей. Приемы достаточно известные в педагогической практике. 1. Чтение слогов на определенную букву гласного: НА, БА, КА, GA, РА,... 2. Чтение слогов на определенную букву согласного: Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |