АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Стронгилятозы

Читайте также:

    В подотряде стронгилят имеется 4 семейства: Strongylidae (род Chabertia), Trichostrongylidae (роды Ostertagia,Haemonchus), Trichonematidae (род Oesophagostomum) и Ancylostomatidae (род Bunostomum).

    Многие из указанных родов насчитывают по нескольку видов.

    Нематоды локализуются в различных отделах пищеваритель­ного канала: в желудке (гемонхусы, иногда остертагии, трихострон-гилюсы), в тонкой (нематодирусы, буностомумы и др.) и толстой (эзофагостомумы, хабертии и др.) кишках.

    Стронгилятозы пищеварительного канала жвачных обусловли­ваются параэитированием как взрослых гельминтов, так и их личи­нок (рис. 32).

    Возбудители. Haemonchus contortus (гемонхоз)* — с истончен­ным головным концом, двумя шейными сосочками, в рудиментар­ной ротовой капсуле содержит один хитинизированный зуб. У самца длиной 18—23 мм мощно развита хвостовая бурса, имеются две спи-кулы длиной 0,488—0,544 мм и рулек длиной 0,250—0,312 мм. Тело самки составляет в длину 26—35 мм. Вульва располагается в задней трети тела, прикрыта одним, двумя или тремя клапанами. Яйца овальной формы, длиной 0,080—0,085 мм и шириной 0,040—0,045 мм. Свежедобытые из желудка гельминты красновато-розового цвета. Они паразитируют в сычуге.

    Bunostomum trigonocephalum (буностомоз) — серо-белого цвета, длиной до 2,6 см. Буностомум характеризуется загнутым дорсально головным концом, ротовая капсула воронкообразная, с двумя режу­щими пластинками.

    У самца бурса с асимметричной дорсальной лопастью, спикулы равные, коричневого цвета, длиной 0,6—0,64 мм. Паразитируют в тонком отделе кишечника.

    Chabertia ovina (хабертиоз) — беловатого цвета, довольно тол­стое тело. Ротовая капсула мощно развита, полушаровидной фор­мы, ротовое отверстие окружено многочисленными треугольными лепестками. Самец длиной 12—15 мм, хвостовая бурса с двумя оди­наковыми спикулами (1,3—1,7 мм), имеется рулек. Самка длиной 17—20 мм, хвостовой конец самки заканчивается острым треуголь­ником. Паразитируют в ободочной и прямой кишках.

    Биология развитая. Стронгиляты пищеварительного канала — геогельминты, их развитие сходно между собой.

    В яйцах стронгилят, выделенных наружу, при 19—25 °С за 12—17 ч формируются личинки 1-й стадии, которые (в большинстве случаев) покидают оболочку яйца, растут и развиваются. Полиняв, становятся личинками 2-й стадии. В последующем они линяют повторно и становятся за 5—7 сут инвазионными личинками 3-й ста­дии.

    Жвачные животные заражаются на пастбищах, отчасти в заго­нах при поедании травы и других кормов, приеме воды, загрязнен­ных личинками или яйцами.

    У некоторых гельминтов (маршаллагии) личинки выходят из яйца только во 2-й стадии развития, а у нематодирусов и нематоди-реллы личинки достигают инвазионной стадии в яйце за 8—14 или 24 —28 сут в зависимости от условий. Они в дальнейшем могут поки­нуть яйцевые оболочки, но при неблагополучной погоде подолгу сохраняются в них. Если личинка 1-й и 2-й стадий развития питается органическими субстратами, то инвазионная не питается, а живет за счет запасов организма. Инвазионные личинки при наличии благо­приятных условий совершают горизонтальные и вертикальные миграции.

    Инвазионные личинки более устойчивы к условиям внешней сре­ды. Так, в почве, траве и укрытиях от прямых солнечных лучей личинки нематодирусов сохраняют жизнеспособность до 15 мес, буностомумов — 4—7, гемонхусов — 6 мес. Весьма устойчивы к перезимовыванию и сохраняют жизнеспособность яйца нематодиру-сов.

    Проглоченные личинки, попав в желудок и кишечник животных, внедряются в подслизистую кишечника или желудка, где претерпе­вают двукраткую линьку, и через 20—26 сут возвращаются в полость органа.

    В целом трихостронгилиды достигают половой зрелости за 20— 30 сут, хабертии — за 32—60, эзофагостомумы — за 24 —43 сут,

    Личинки буностомумов могут попасть в организм хозяина двумя способами: перорально (с кормом) и через неповрежденную кожу животного. В том случае, когда личинки проникают через кожу, они совершают гепатопульмональную миграцию.

    По данным многих исследователей, стронгиляты живут в орга­низме своих хозяев разные сроки: хабертии — около 9 мес, гемон-хусы — 6—8, буностомумы — свыше 12, нематодирусы — около 5 мес.

    Эпнзоотологические данные. В заражении и патологии мелкого и крупного рогатого скота особое значение имеют представители нематод семейства Тпспо81гоп}>уН(1ае (трихостронгилиды). В раз­личных районах РФ стронгиляты распространены неравномерно и, как правило, они встречаются в ассоциации. Например, в Нечерно­земье у овец паразитируют в среднем 11—17 видов, в Забайкалье — 23 вида, в лесостепной зоне Западной Сибири — 8 видов, но чаще встречаются три. В Ростовской области у мелкого рогатого скота обнаружено 17 видов стронгилят и столько же установлено в Волго­градской области.

    На Северном Кавказе возбудителями стронгилятозов у овец и коз являются 20 видов нематод. В Молдове зарегистрировано 17 видов желудочно-кишечных нематод, на Украине в специализиро­ванных овцеводческих хозяйствах —11 видов, в Узбекистане у коз— 34 вида нематод, но наиболее распространены 15 видов стронгилят пищеварительного канала.

    Широкому распространению заболеваний способствуют частые атмосферные осадки, богатая растительность и скученное содержа­ние животных на ограниченных пастбищах.

    Возрастная устойчивость овец к первичному заражению трихо-стронгилидами не установлена. Но ягнята чаще инвазированы три-хостронгилидами 8-—10 видов (ЭЙ 41,4 %), молодняк — 5—7 видами (56,3 %), взрослые животные — 2—4 видами (47,0 %).

    Максимальная зараженность ягнят и молодняка текущего года рождения в большинстве географических зон установлена осенью (ЭЙ 90—100 %) при высокой интенсивности заражения (до 10 тыс. и более).

    Нематодирусами наиболее интенсивно заражаются ягнята, остертагиями, буностомами, хабертиями, маршаллагиями — взро­слые животные. Яйца нематодирусов в основном перезимовывают и легко переносят относительную влажность 20 %. Ранней весной ягнята заражаются нематодирусами в кошарах и на пастбищах, и к осени ЭЙ составляет 100 %. В условиях кошар и катонов овцы могут заразиться и буностомумами. Летом и осенью молодняк инва-зирован максимально, а зимой и весной — до 60—90 % поголовья. У взрослых овец с мая по август наблюдается максимум — до 100 % заражения, осенью — 80—90, а зимой — 30—40 %.

    Патогенез в иммунитет. Характер и степень патогенного воздей­ствия стронгилят на организм хозяина зависят от вида паразита и интенсивности инвазии, стадии развития нематод и индивидуальных особенностей организма. Личинки 4-й и 5-й стадий развития внедря­ются в подслизистую сычуга или кишечника, нарушая целостность слизистого и подслизистого слоев, тормозя деятельность пищевари­тельных желез. При эзофагостомозе часть узелков, образованных личинками, может вскрыться со стороны серозной оболочки кишечника. Личинки буностомумов вызывают обширные дермати­ты, многочисленные кровоизлияния в легочной ткани и печени. Скопление пенистой жидкости в мелких бронхах приводит к ате­лектазу и бронхопневмонии.

    В основном все трихостронгилиды — гематофаги. Буностомумы и хабертии фиксируются на слизистой с помощью развитых рото­вых капсул и вызывают застойные явления в стенке и железистом аппарате кишечника. Мигрирующие личинки буностомумов вызы­вают многочисленные точечные и полосчатые кровоизлияния на поверхности и в глубине легочной ткани, отдельные очажки гепати-зации. В местах локализации стронгилят нередко можно видеть гиперемию и кровоизлияния. Слизистая оболочка, поврежденная личинками и имаго стронгилят, перестает быть надежным барьером для патогенной микрофлоры. Геменхусы внедряются передним кон­цом в выводные протоки желез сычуга, вызывая воспалительные явления. Нарушается секреторно-моторная функция пищеваритель­ного канала, возникает дисбактериоз, в органах и тканях создается дефицит цинка, магния, натрия, меди, железа.

    Иммунитет при кишечных гел^минтозах создается ненапряжен­ный. Поэтому животные перезаражаются многократно одним и тем же гельминтом или другими видами из одного рода и семейства, хотя интенсивность повторных заражений в определенной мере ограни­чена. Причем установлена стереотипная реакция ягнят на зараже­ние их стронгилоидесами, нематодирусами, остертагиями и гемонху-сами (Р. А. Бузмакова).

    Стереотипность заключается в том, что происходят сенсибилиза­ция организма, аллергическая, иммуноморфологическая реакции и идентичные патоморфологические изменения. Тканевая сенсибили­зация развивается на однократное или непродолжительное первич­ное заражение. Средствами неспецифической защиты выступают умеренная клеточная реакция в составе нейтрофильных лейкоци- тов, слабая эозинофилия, реакция клеток мезенхимы. Острота реакции зависит от продолжительности процесса, при гемонхозе она составляет 35—70 сут.

    Симптомы болезни. Симптомы болезни сходны по своим призна­кам при всех стронгилятозах, за некоторыми исключениями, связан­ными с видом и биологией развития отдельных паразитов. Напри­мер, при буностомозе нередко наблюдают дерматиты. У взрослых животных стронгилятозы протекают в основном субклинически, у ягнят и молодняка симптомы болезни более выражены. Осенью у молодняка отмечают гастроэнтериты (в период массовой миграции личинок в подслизистый слой тонкого кишечника), пневмонии, поно­сы, запоры, жажду, интоксикацию вследствие нарушения секреции пищеварения, анемичность слизистых, гидремию тканей. Шерсть теряет блеск, легко выпадает, животные истощены, малоподвиж­ны, аппетит снижен. Гибель наступает при явлениях кахексии. При нематодирозе весь процесс протекает быстрее и острее. Все трихо-стронгилиды и буностомумы являются гематофагами. Для питания одного гемонхуса ежесуточно требуется 0,05 мг крови. Все это при­водит к анемии, снижению уровня гемоглобина.

    В условиях центральных областей Нечерноземья в конце июня и июле молодняк овец бывает заражен несколькими видами паразити­ческих организмов: кишечными стронгилятами, мониезиями и эйме-рнями (нередко в значительной степени), Установлено, что при мониезиозе количество отдельных видов кишечных нематод резко увеличивается. Смешанная инвазия вызывает у животных более выраженные симптомы болезни.

    Патологоанатомнческие изменения. При желудочно-кишечных стронгилятозах отмечают катаральное или катарально-фибриноз-ное воспаление сычуга, тонкой кишки, образование на слизистой специфических паразитарных гранулем. В переднем отделе пищева­рительного канала обнаруживают много слизи различной конси­стенции, слизистая кишечника местами утолщена, с обширными точечными кровоизлияниями."Мезентериальные лимфоузлы увели-чены,-еочныё~на разрезе. При паразитировании О. со1шпЫапит в тощей кишке обнаруживают множество узелков.

    При хабертиозе вся толща ободочной, а нередко прямой кишки студенисто инфильтрирована. Паразитирование гемонхусов обу­словливает утолщение слизистой желудка, она покрыта как бы вой­локом (скопление гемонхусов), обнаруживают во многих органах и тканях атрофические и дегенеративные изменения.

    Диагностике. При жизни в условиях лаборатории исследуют фекалии животных по методу Фюллеборна, что дает одновременно возможность выяснить гельминтологическую ситуацию. Для опре­деления видовой принадлежности нематод проводят культивирова­ние личинок до инвазионной стадии и по их морфологии дифферен­цируют нематод. Легко поддаются определению лишь крупные

    эллипсоидной формы яйца нематодирусов и маршаллагии (0,160...0,200)х(0,075...0,100) мм в отличие от яиц трихостроигилид.

    Имеет большое практическое значение определение степени ИИ при овоскопии и ларвоскопии (на 1 г фекалий): слабая (+) — до 20, средняя (++) — до 50, сильная (+ + +) — до 100 и очень сильная (+ + ++) — 200 яиц и личинок и более.

    Посмертно диагноз устанавливают по методу частичного или полного гельминтологического вскрытия сычуга и кишечника. Личинок 4-й и 5-й стадий можно обнаружить в глубоком соскобе со слизистой оболочки органов. Соскоб можно изучить в компрессори-уме с помощью метода переваривания в искусственном желудочном соке. Для повышения эффективности содержимое сычуга и кишеч­ника извлекают и выворачивают слизистой оболочкой наружу. Затем кишечник можно разрезать на небольшие куски, которые помещают в теплую (40—42 °С) воду и оставляют при комнатной температуре на 10-—12 ч. После этого ткани прополаскивают и уда­ляют, а осадок изучают на наличие личинок. Если вместо воды брать физиологический раствор и поместить объект в термостат (37—38 °С), эффективность выхода личинок увеличивается.

    Для обнаружения взрослых гельминтов содержимое сычуга или кишечника {нужно каждый орган брать изолированно), а также смывы со стенок этих органов помещают в цилиндрическую посуду и исследуют методом последовательных промываний (без фильтра­ции). Осадок исследуют под лупой и микроскопом. Исследуемый материал можно промывать и в трехслойных марлевых мешочках. К тому же матриксы можно зафиксировать в 3%-ном растворе фор­малина или Барбагалло для дальнейшего исследования.

    При дифференциальной диагностике следует исключить у ягнят эймериозы, мониезиозы. Для исключения случаев отравления направ­ляют корма и содержимое пищеварительного канала в лабораторию.

    Лечение. При организации лечебных мероприятий против строн-гилятозов пищеварительного канала животных необходимо учиты­вать ЭЙ и ИИ, а также время года. Это дает возможность выбора доступных и достаточно эффективных антгельминтиков как против взрослых гельминтов, так в их личинок. В последнее время разрабо­тан метод применения антгельминтиков с иммуностимуляторами, которые не только повышают эффективность препаратов, но и существенно профилактируют заражение животных.

    Ветеринарный фенотиазин довольно эффективен при всех три-хостронгилидозах. Его назначают в дозе 0,5 г/кг массы тела в смеси с концентрированными кормами, зерном или жмыхом в болюсах из муки либо в виде водной взвеси с эмульгаторами (мучной отвар, крахмал, бентонит) перед утренним кормлением.

    Сульфат меди (1—2%-ные водные растворы) применяют против гемонхусов, остертагий и трихосгронгилюсов индивидуально в тех же дозах, что при мониезиозах овец.

    Профилактика. В неблагополучных хоз-х проводят профилакт. Дегельм., химио- и пастбищную проф-ку.(первая-в апр-мае,вторая-в июле,третья-в августе). Для химиопроф-ки используют фенотиазиносолевую смесь. Укрепить кормовую базу,культурные пастбища, очищать от навоза. В целях неспецифич проф-ки можно иммуностимуляторы:градекс,вегетан.

     


    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |

    Поиск по сайту:



    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)