|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сократические школыСофисты. Слово «софист» в буквальном переводе с греческого языка означает «учитель мудрости». К софистам относят Протагора (480-410 гг. до н. э.), Гиппия, Фрасимаха, Калликла, Ликофрона, Крития, Продикла и др. Школа софистов сформировалась под большим влиянием потребности в образовании, которая возникла в Древней Греции по окончании Персидских войн. Эта потребность была объективной. Софистов можно считать порождением демократического общества. Демократия предполагает активное участие в политической жизни и умение отстаивать свою точку зрения в спорах с противниками. Чтобы научить граждан последнему, была создана особая дисциплина — риторика, целью которой была выработка четких рекомендаций, позволяющих достигать своих целей в публичных спорах. Софисты рассматривали человека как меру всех вещей. Именно от человека зависит то, что для него будет представлять собой та или иная ситуация, то или иное положение вещей. Человека окружает множество мнений, и он вправе выбирать то, которое кажется ему более правдоподобным (или даже более выгодным). А, следовательно, истинно то, что лишь кажется таковым, тогда как объективной истины просто не существует. Моральные ценности софисты также рассматривали как основанные на договоре (или, выражаясь современным языком, конвенциональные). Проявление этого они видели в том, что у разных народов, а также у одного и того же народа, но в разное время моральные нормы имеют неодинаковую силу.
Сократ. Сократа нередко называют основателем истинной греческой философии. Такая оценка во многом справедлива, поскольку Сократ, будучи далеко не первым греческим философом, совершил переворот, выработав новый метод философского мышления. По свидетельству Аристотеля, Сократ первым применил индуктивное мышление и стал использовать определения. В контексте очень важного для Сократа поиска истины, имеющей практическую ценность, это проявлялось в том, что он отказывался от конкретных примеров и стремился формулировать строго определенные общие понятия. Сократ родился в 469 или 470 гг. до н. э. На первых этапах своей жизни он разделял идеи софистов; лишь в достаточно позднем возрасте он стал основателем собственной философской школы. Его ученики также основали собственные школы: у истоков кинизма стоял Антисфен, у истоков школы киренаиков — Аристипп. Однако наиболее известным учеником Сократа был Платон, который основал «Академию». Именно благодаря Платону до нас дошло учение Сократа. В 399 г. до н. э. Сократ был обвинен в развращении молодежи и приговорен к смерти через принятие яда. Сократ не оставил после себя никаких трудов, поскольку предпочитал проводить время в спорах. Как уже указывалось, о его идеях мы знаем в основном благодаря диалогам его ученика Платона, которые представляют собой записи этих бесед; кроме того, источником нашего знания о Сократе и его учении являются комедия Аристофана «Облака» и «Сократические произведения» Ксенофонта. Центральное место в философии Сократа занимают понятия блага (агатон) и добродетели (арете). Эти понятия тесно взаимосвязаны. Для древних греков арете — это соответствие между сущностью вещи или явления и её использованием. Поскольку же сущность человека заключается в его разумности, а точнее, в том, что он обладает душой, благом для человека является познание истины. Сократ первым попытался дать рациональное обоснование этих принципов. Знание для Сократа не было чем-то умозрительным и самоценным, он связывал его с практической стороной жизни. По Сократу, основное предназначение знания — помочь человеку реализовать себя в жизни и прожить ее добродетельно. А потому знание для Сократа было всегда знанием о добре и зле, о том, что полезно, приносит пользу, и о том, что причиняет вред. Широко известно выражение, которое можно считать девизом Сократа: «Познай себя!» Знание — это источник нравственного совершенства и жизненного счастья, обладающий истиной, никогда не поступит дурно. По этой причине Сократа считают первым философом, сформулировавшим целостную и самостоятельную философскую этическую концепцию. Как и софисты, Сократ стремился заронить в душах своих собеседников сомнение по поводу того, во что они слепо верили. Именно для возбуждения сомнения Сократ прибегал к спорам. Однако целью Сократа было не разрушение истины, а ее поиск; сомнение должно было стать лишь первым шагом на пути к осознанию того, что необходимо искать истину. Результатом этого поиска должно было быть не выявление субъективного мнения, а достижение точного знания о сущности того или иного предмета — знания, воплощенного в строгом определении. Свой метод философствования он называл майевтикой, что буквально можно перевести как «повивальное искусство». Истина, следовательно, должна «родиться» в споре, а цель философа состоит в том, чтобы помочь этому процессу.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |