АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лаокоон, или О границах живописи и поэзии

Читайте также:
  1. Антология джазовой поэзии
  2. Вопрос о семантических границах языковой метафоры
  3. Выражения в поэзии Г.Р. Державина.
  4. Г.Р. Державин о назначении поэта и поэзии (“Фелица”, “Видение мурзы”, “Храповицкому”, “Лебедь”, “Памятник”, “Признание” и др.).
  5. Гораций – основоположник римского классицизма и теоретик литературы. Послание «Об искусстве поэзии».
  6. Гораций. Послание к Писонам об искусстве поэзии (Отрывки) (Пер.А.В.Артюшкова)
  7. Два полюса живописи
  8. Договоренность о границах Польши
  9. Золотой век» римской поэзии: жизнь Горация и «философия золотой середины» в его творчестве.
  10. Золотой век» римской поэзии: жизнь и творчество Овидия, его любовная поэзия: традиции и новаторство.
  11. Из протокола заседания Мусульманского национального совета о переговорах с Армянским национальным советом о границах между Арменией и Азербайджаном и уступке Эривани Армении
  12. Квинт Гораций Флакк. Наука поэзии

Контрольные вопросы

(центральные позиции выделены курсивом)

Г.Э. Лессинг не был первым теоретиком искусства XVIII в., кто обратил внимание на принципиальные отличия изобразительных возможностей разных видов искусства. Однако именно он наиболее последовательно и доказательно систематизировал их особенности, хотя из задуманных трех частей трактата создал и опубликовал только первую (другие остались в набросках).

Вопросы к Предисловию. 1) Что Лессинг понимает, говоря о живописи, и что — говоря о поэзии; каковы его собственные комментарии? 2) В чем, по мысли просветителя, состоит общность разных (как пространственных, так и временных) видов искусства? Как ученый определяет эту общность с условных позиций любителя искусства, философа и критика? 3) В чем заключается различие видов искусства?

Вопросы к гл. I. 1) В своем трактате Лессинг полемизирует с И.И. Винкельманом. Что вам известно о Винкельмане и его труде «История искусства древности» (1864)? 2) Непосредственным предметом полемики Лессинга с Винкельманом является скульптурное изображение Лаокоона. А. Что вы знаете о Лаокооне? Б. Что вам известно о скульптурной группе, изображающей Лаокоона с сыновьями (скульпторы Агесандр, Полидор, Атенодор [Афинодор], хранится в Ватикане)? 3) В чем и почему Лессинг не может согласиться с Винкельманом? 4) С какой целью Лессинг в своем трактате сопоставляет образ Лаокоона в словесном искусстве и тот же образ в скульптуре? Какие произведения исследователь при этом анализирует?

Вопросы к гл. II. Как Лессинг формулирует высший закон изобразительных (пространственных) видов искусства? Какие произведения и образы он рассматривает и о каких мифологических героях идет речь?

Вопросы к гл. III. О каких иных, помимо высшего закона, закономерностях специфического изображения человека и действительности в пространственных видах искусства пишет Лессинг? Какие мифологические фигуры вдохновляли древних художников?

Вопросы к гл. IV, V. О каких законах и закономерностях словесного искусства говорит Лессинг?

Вопросы к гл. V. Глава посвящена изображению в пространственных и временных видах искусства тех особенностей портрета героев, когда художник, с одной стороны, и поэт, с другой, не останавливаются только на воссоздании черт лица, а пишут или поясные портреты (с изображением рук), или портреты в полный рост (включающие изображение одежды, походки и др.). О каких пластических возможностях разных видов искусства, в результате, говорит Лессинг?

Вопросы к гл. VI, VII. Что, по Лессингу, следует называть подражанием в искусстве? О каких видах подражания он говорит?

Вопросы к гл. VIII. В этой главе Лессинг рассматривает изображение Венеры — как в гл. I рассматривал изображение Лаокоона: сначала в одной группе видов искусства (т.е. то, как образ создавали ваятель и живописец), а затем в другой (т.е. то, как работал поэт). 1) С какой целью Лессинг, кратко проанализировавший целый ряд художественных образов античных героев, особое внимание уделяет сначала образу Лаокоона, а затем образу Венеры? Какой научный принцип отбора материала стоит за этим выделением двух фигур? Что в европейском культурном сознании олицетворяют эти образы? 2) Какие произведения словесного и изобразительного искусства рассматривает ученый? С какими иными женскими образами в искусстве может быть сопоставлено изображение Венеры?

Вопросы к гл. Х. В этой главе Лессинг останавливается на воплощении в искусстве отвлеченных идей, на воссоздании предметного ряда — атрибутов, сопровождающих героев. В чем, по мысли ученого, состоит разница в изобразительных возможностях пространственных и временных видов искусства, взятых в этом аспекте? Какие мифологические герои и изобразительные идеи их воплощения в искусстве привлекли внимание просветителя?

Вопросы к гл. XI. Лессинг переходит к вопросу о мастерстве художника и поэта. Что исследователь говорит о необходимом уровне «ремесла» мастера? В чем состоят особенности «ремесла» поэта и «ремесла» художника?

Вопросы к гл. XII-XVIII. Лессинг анализирует спектр художественных средств в разных видах искусства, а также приемы достижения авторами поставленных целей. 1) Как Лессинг видит эту актуальную проблему искусства? 2) В частности, много внимания исследователь уделяет вопросам воспроизведения времени в искусстве. В чем состоит специфика художественного времени в словесном искусстве и в живописи?

Вопросы к гл. XX-XXVI. Лессинг рассматривает изображение телесной красоты в разных видах искусства. Какие выводы делает исследователь о проблемных областях изображения красоты и безобразного в различных видах искусства? Что в этом смысле подвластно живописи, а что — поэзии?

 

Вопросы обобщающего характера

1. Какие законы пространственных и временных видов искусства сформулировал Лессинг?

2. Выбирая метафорический образ для названия своего трактата о законах пространственных и временных видов искусства, Лессинг остановился на фигуре Лаокоона. При этом, прочтя трактат, вы узнали, что исследователь рассмотрел целый ряд образов, а изображения Лаокоона и Венерыособенно глубоко и последовательно. Почему же, в результате, Лессинг — как ученый-искусствовед, как деятель эпохи Просвещения — выбрал метафору Лаокоона, а не Венеры?

3. Трактат Лессинга «Лаокоон» является одним из основополагающих методологических исследований в создании искусствоведческой позиции во взглядах на проблемы языка и стиля искусства — как проблемы языков и стилей различных видов искусства. Охарактеризуйте эту позицию.

4. Трактат Лессинга «Лаокоон», помимо непреходящей самостоятельной объективно-научной ценности, представляет собой и образец научной полемики. Каким был характер полемики Г.Э. Лессинга и И.И. Винкельмана и в чем состоят достоинства этой полемики?

 

 


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)