АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Армии, отправленные Абу Бакром в аш-Шам

Читайте также:
  1. КОНФЛИКТ МЕЖДУ ФАТИМОЙ И АБУ БАКРОМ
  2. Халид захватывает инициативу в свои руки и ведет активное освобождение аш-Шама
  3. Этот удар помог 11-й немецкой армии, и путь на восток для занятия богатого Донецкого бассейна оказался открытым.

Абу Бакр разделил имевшиеся в его распоряжении силы на четыре корпуса численностью 7000 человек каждый. Были назначены команди­ры корпусов, и перед ними были поставлены следующие задачи:

A. 'Амр ибн ал-'Ас. Цель - Палестина. Идти по дороге на Эйлат, за-
тем через Долину 'Араба.

Б. Йазйд ибн Абу Суфйан. Цель - Дамаск. Идти по Табукской до­роге.

B. Шурахбил ибн Хасана. Цель- Иордания. Идти по Табукской
дороге за Йазйдом. (Шурахбил сражался во время Иракской кампании
под командованием Халида и недавно был послан гонцом в Медину, где
халиф задержал его и поручил ему командовать корпусом в Сирийской
кампании).

Г. Абу 'Убайда ибн ал-Джаррах. Цель - Эмесса. Идти по Табукской Дороге за Шурахбилем. Абу Бакр намеревался войти в Сирию и освободить как можно большую ее часть. Не зная размеров и точной дислокации рим­ской армии, он не стал укреплять какой-то один корпус за счет других.

Однако Абу Бакр понимал, что византийцы могут сосредоточить очень круп­ную армию в любом секторе театра военных действий, и поэтому при­казал командирам корпусов поддерживать связь друг с другом для того, чтобы они могли воспользоваться помощью товарищей в случае неиз­бежного серьезного столкновения с римскими войсками. На случай, если всем корпусам придется объединиться, чтобы приять участие в крупном сражении, командовать всей мусульманской армией было поручено Абу 'Убайде.

В первую неделю апреля 634 г. (в начале месяца сафар, 13 г. хиджры) мусульманские войска выступили в поход. Первым покинул Медину Йазид, причем его колонна тронулась в путь из лагеря, разбитого за пре­делами Медины. Абу Бакр прошел некоторое расстояние рядом с ним. На прощание он сказал Иазйду следующие слова, которые тот передал другим командирам корпусов:

«Не изнуряй ни себя, ни армию во время перехода. Не будь жесток по отношению к своим воинам и командирам, советуйся с ними обо всех делах.

Будь справедлив, не делай зла, не будь деспотом, ибо ни один народ, творящий несправедливость, не добьется процветания и не одержит по­беду над своими врагами. Встретив врага, не показывай ему спину; ибо того, кто показывает спину, если только это не связано с боевыми манев­рами или необходимостью перегруппироваться, постигнет гнев Аллаха. Его прибежищем станет ад, ужаснейшее из всех мест!

И когда одержишь победу над своими врагами, не убивай ни женщин, ни детей, ни престарелых и не режь животных кроме как для еды. И не нарушай заключенные тобой договоры.

Ты встретишь людей, которые отшельниками живут в монастырях, веря, что оставили все во имя Господа. Оставь их в покое и не разрушай их монастырей. И ты встретишь других людей, слепо верящих в Сата­ну и поклоняющихся Кресту, которые выбривают себе середину голов чтобы был виден их череп. Рази их мечом до тех пор, пока они не поко­рятся Исламу или не станут платить джизью. Вверяю тебя попечению Аллаха».

Произнося речь, Абу Бакр следовал примеру Пророка Мухаммада, (да благословит его Аллах и приветствует), ко­торый, отправляя войско в поход, наставлял полководца: «Сражайся во имя Аллаха: сражайся, но не переходи границ, не будь вероломным, не наноси увечий, не убивай женщин и детей и не убивай насельни­ков монастырей».2 Источники сообщают, что Абу Бакр прошел рядом с Йазидом почти 2 мили, а когда Йазид попросил, чтобы он возвращался назад, сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), говорил, что адское пламя не коснется ноги, покрывшейся пылью на пути Аллаха».

Йазид выступил из Медины, и слова Абу Бакра продолжали звучать в его ушах. Поход в Сирию начался.

Йазид быстро двигался по дороге на Табук. За ним шел корпус Шурахбила, а за корпусом Шурахбила - корпус Абу 'Убайды. Интервал между корпусами составлял один день пути. 'Амр ибн ал-'Ас двигал­ся со своим корпусом по западному маршруту на Эйлат. Через два-три дневных перехода после Табука Йазид впервые столкнулся с врагом-отрядом арабов-христиан, высланных римлянами вперед с разведыва­тельными целями. После стычки с мусульманским авангардом эти арабы поспешно убрались восвояси. После того как они скрылись, Йазйд на­правился к той части Долины 'Араба, где она смыкается с южной оконеч­ностью Мертвого моря.

Йазид прибыл в Долину 'Араба практически в то самое время, когда 'Амр ибн ал-'Ас добрался до Эйлата. Оба корпуса к этому времени уже вступали в боевое столкновение с римскими войсками примерно равной численности, посланными впереди основной римской армии для того, чтобы не допустить мусульман в Палестину. И Йазид, и 'Амр ибн ал-'Ас приняли бой с римскими отрядами, не обратились в бегство, но застави­ли врага отступить с тяжелыми потерями. Когда византийцы, разгромленные Иазйдом, обратились в бегство, Йазид выслал стремительно передвигав­шийся отряд, который перехватил отступавшую часть в районе Дасина, неподалеку от Газы, и основательно потрепал римлян, после чего вновь присоединился к Йазиду в Долине 'Араба. Тем временем 'Амр ибн ал-'Ас двигался по этой долине на север. Все эти события произошли мень­ше чем через две недели после того, как мусульмане вышли из Медины.

Пока корпус Йазида вел бои, отвлекавшие его от цели, поставленной перед ним халифом, Шурахбил и Абу 'Убайда продолжали двигаться в северном направлении по главной дороге: Ма'ан - Му'та - 'Амман. С некоторым запозданием за ними следовал Йазид. К концу месяца сафар (в начале мая) Шурахбил и Абу 'Убайда достигли области, лежавшей между Бусрой и Джабийей; Йазид стал лагерем где-то в юго-восточной Иордании; а 'Амр ждал в Долине 'Араба. Уже на той стадии мусульмане поняли, что византийский орел забеспокоился. На самом деле византийский орел уже расправил крылья!

Император Ираклий находился в Эмессе, планируя контрмеры против мусульман. Когда он впервые услышал о сокрушительных поражениях, нанесенных персидской армии Халидом, он был сильно удивлен, ибо придерживался не более высокого мнения об арабах, чем прежде - пер­сидский двор. Однако он был серьезно встревожен, и не без причины. За­тем пришло известие о поражении, которое потерпел Халид ибн Са'ид, и Ираклий успокоился. Впрочем, в качестве меры предосторожности он распорядился разместить в Аджнадайне несколько легионов, откуда они могли предпринимать действия против любого мусульманского войска, вторгающегося в Палестину или Иорданию.

Когда мусульманские части выступили из Медины, римская армия по­лучила разведданные об этом от арабов-христиан. Оповещенный о про­исходящем и знающий направление, в котором передвигались мусуль­мане, Ираклий понял, что имеет дело с серьезной попыткой вторгнуться в его пределы. Вскоре после этого он получил известие о поражении, которое потерпели от первых корпусов мусульманского войска римские заградительные отряды, высланные из Аджнадайна. Ираклий решил наказать этих непрошеных гостей и отбросить их назад, в ту пустыню, из которой они пришли. По его приказу крупные подразделения римской армии начали готовиться к передислокации в Аджнадайн из гарнизонов, находившихся в Палестине и Сирии.

К тому времени мусульманские полководцы установили контакты с местным населением и заложили основы агентурной сети. Они также узнали, что в Аджнадайне находится римская армия. Через несколько дней они получили сообщение о том, что в сторону Аджнадайна движут­ся дополнительные римские легионы, и все командиры корпусов отпра­вили сообщения Абу 'Убайде, информируя его об этих перемещениях. Три корпуса мусульманской армии находились примерно в одном и том же регионе, то есть в Восточной Иордании и Сирии, и Абу 'Убайда не­медленно принял командование над ними. 'Амр ибн ал-'Ас находился на большем расстоянии от других и чувствовал, что византийцы готовятся нанести удар по его корпусу. Поэтому он обратился за помощью к Абу 'Убайде.

Где-то в середине месяца раби' ал-аввал (в третью неделю мая) ха­лиф получил послание от Абу 'Убайды, в котором была предельно чет­ко обрисована картина, сложившаяся в Сирии и Палестине. По оценкам Мусульман, в настоящее время у римлян было 100 000 воинов в Аджна­дайне, откуда они могли либо ударить в лоб 'Амру ибн ал-'Асу, либо, со­вершив обход по флангам, выйти в тыл остальным трем мусульманским корпусам. Как мы увидим далее, подобная оценка численности римлян была недалека от истины.

Ситуация осложнилась. Византийцы были гораздо сильнее, чем предпо­лагали мусульмане в начале похода; и было ясно, что византийцы не со­бираются отсиживаться в своих укреплениях и дожидаться, пока на них нападут. Они собирались в одну огромную армию, чтобы наступать и дать большое сражение на открытой местности. Мусульманам предсто­яло либо принять участие в генеральном сражении с армией Римской империи по всем правилам военного искусства, либо спешно отступить на Аравийский полуостров, причем любая из этих перспектив их не ра­довала. Халиф сразу отверг второй вариант. Не было и речи о том, чтобы вернуться на Аравийский полуостров под действием угрозы со стороны римлян. Освобождение Сирии началось и должно было продолжаться. Однако больше всего Абу Бакра тревожил вопрос о том, кто должен ко­мандовать мусульманской армией. Ранее Абу Бакр распорядился, чтобы в случаях, когда корпуса будут объединяться для совместного участия в сражении, командование ими переходило к Абу 'Убайде. Абу 'Убайда был мудрым, рассудительным человеком, которого мусульмане глубоко ценили и почитали. Это, без сомнения, был человек великого личного мужества. Однако зная его мягкий и нежный нрав и понимая, что он не обладает опытом командования войсками при проведении крупных бое­вых действий, Абу Бакр серьезно сомневался в его способностях руково­дить всей мусульманской армией в серьезных столкновениях с могучей и отлично обученной армией Восточной Римской империи.

Абу Бакр принял то решение, которое в сложившихся условиях бы­ло наилучшим: он пошлет командовать мусульманской армией в Сирии Халида! Халид недавно разгромил персидскую армию в ряде кровопро­литных сражений. Халид знает, что делать. Приняв это решение, Абу Бакр испытал такое облегчение, словно с его плеч спало тяжелое бремя. «Именем Аллаха, - сказал он, - я разгромлю римлян и друзей Шайтана с помощью Халида ибн ал-Валйда!». И он направил в Хиру быстрого на­ездника, передавая Халиду приказ взять половину войска и идти с ним в Сирию, чтобы возглавить войска мусульман и сражаться с римлянами.

В следующем параграфе речь пойдет о последовательности событий, из которых состояло освобождение Сирии Халидом. Обращаясь к этой теме, автор полностью отдает себе отчет в возможности совершения оши­бок в процессе описания этой кампании из-за путаницы и противоречии в повествованиях древних историков. По многим важным аспектам этой части военной истории данные расходятся. Это касается и дат великих сражений, и численности войск, принимавших участие в сражениях, и последовательности самих сражений, а иногда и того, кто командовал армией в конкретное время. Единственным, кто дал детальное описание этой кампании, был Вакиди, однако его повествование также содержит ошибки, поскольку основывается на устных рассказах участников си­рийской кампании, которые порой противоречат друг другу.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)