|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
Мне часто задавали вопросы по поводу воспитания детей и я говорил: "Вы видите, настроили много школ за последние годы для детей и подростков. Но что там улучшили? Только внешнюю сторону. Построили самые большие, самые красивые школы, с лабораториями, с кинозалом, с телевизорами, с площадками для спорта, с бассейнами... Но дети, однако, не улучшаются". В прошлом не придавали столько значения внешней стороне. В любом доме, даже на любой конюшне можно было устроить школу; ветер гулял по окнам, которые заклеивали просто бумагой; не существовало поставки дров, и дети, которые приходили издалека, приносили каждый с собой полено, чтобы поддержать огонь. Иногда они не имели даже книг, перед ними был только учитель... Но из этих школ выходили удивительные существа, с сильным характером, благородные: модели для подражания. Тогда как сегодня, когда улучшены все (136)
материальные условия, из школ выходят негодяи, существа хитрые, корыстные, нечестные. Ах, они очень образованы, да: читать наизусть, ошеломить вас они способны, но в их характере вы не отметите ничего столь основательного или благородного. И если бы я вам рассказал, как я ходил в Школу! Мой отец умер, когда я был еще очень молод. Мы были бедны, настолько бедны, что Моя мать не могла даже мне купить книги. Часто даже я уходил утром в колледж не позавтракав. И во время уроков я был сонным и даже почти засыпал. Во время перемены я одалживал книги у моих товарищей, я старался побыстрее узнать хоть немного из заданного на дом урока, и когда учитель меня спрашивал, я пытался вспомнить что-то из того, что прочитал за эти несколько минут перемены. Теперь я вижу, что все эти трудности, с которыми я должен был бороться, пробудили во мне некоторые способности, использованные мною позже. Когда живут комфортабельно, то оказываются как бы под хлороформом. Это не люди, занимающие Хорошее положение в жизни, давшие что-то значительное для человечества. Посмотрите, о Чем говорят, чем занимаются все те, кто не Может пожаловаться на недостаток чего бы то ни было! Пустяками. Идиотством... Кто-то скажет: "Но все эти хорошо оборудованные школы очень полезны, наши дети станут (137)
инженерами, техниками". Да, согласен, они станут такими, как вы хотите. Но счастье человечества абсолютно не зависит от технического прогресса, от комфорта, от скорости. Я не против прогресса. Но надо знать, в каком направлении он идет. В настоящее время люди интересуются только материальным прогрессом, как если бы не существовало множества других сфер, в которых они тоже должны прогрессировать. Я абсолютно согласен с необходимостью прогресса, но каков этот прогресс. Несмотря на все технические улучшения, которые реализованы, жизнь не улучшилась: люди не стали более счастливыми, более спокойными, более светящимися..., ни улучшили даже здоровье! В своем похвальном, конечно, желании улучшить внешнюю сторону жизни, люди забыли о внутренней стороне, о характере. Учителя, профессора и даже родители думали, что достаточно дать детям самые лучшие книги, самые совершенные материалы, но, к сожалению, это не дало хороших результатов. Многое, конечно, дают себе в этом отчет. Они хорошо видят, что несмотря на все улучшения внешней стороны жизни и на все выговоры и наказания, дети не улучшаются. Скорее наоборот. Почему? Потому что перед ними нет живого примера. Чтобы получить хорошие результаты, надо чтобы педагоги, воспитатели были живыми (137)
примерами. И поскольку первыми воспитателями являются родители, если родители губят свое призвание, если они дают советы, а делают наоборот, дети начинают замечать, что что-то здесь не так. И в этот момент не только родители теряют свой авторитет, но и дети начинают следовать их примеру -- они верят, что существует две истины: первая для других, а вторая для себя и что можно делать все, что вы хотите при условии сохранить лицо. Следовательно, все действуют таким образом, чтобы стать способными обманывать, мошенничать, ибо такой пример они имели перед глазами. В настоящее время большинство педагогов -- интеллектуалы, не имеющие истинного профессионального призвания: они прочитали книги, давшие им некие поверхностные знания, но в глубине в них нет педагогической жилки. Истинный педагог должен родиться педагогом. И только его присутствия, его взгляда, его эманации уже достаточно для воспитания детей. В истории известны и мужчины, и женщины, родившиеся с такой любовью, с таким нравственным качеством, которое влияет на детей. Так как дети чувствительны, они, как животные, издалека чувствуют хозяин вы или нет. Посмотрите на лошадь. Если всадник трус, лошадь это чувствует и отправляет его на землю... В другом (138)
случае она подчиняется. И дети также обладают этой естественной интуицией. Все больше и чаще можно видеть, однако, профессоров и учителей, предлагающих свои педагогические методы, но через некоторое время они поймут, что для того, чтобы воспитывать молодежь, надо быть самим безгрешными, иначе невозможно хорошее влияние на детей. И почему происходит таким образом? Дети, я вам уже это сказал, обладают нюхом животных, их суждения обычно непогрешимы, непреложны. Я не опасаюсь суждения взрослых. Но я боюсь суждения детей, так как это ужасно. Мнение детей очень важно для меня, потому что они видят, чувствуют, они чуют истину. Когда я был учеником колледжа в Варнах, а это было во время войны 14-18 годов, большинство наших учителей должны были отправиться на фронт, и у нас появлялись, следовательно, заменяющие их, приходившие на некоторое время, чтобы нас чему-то учить. В течение одного года мы имели одного за другим двух учителей математики. При появлении первого в классе возникал каждый раз оглушительный шум: ученики начинали смеяться, шутить...Он мог делать все, что хотел, чтобы установить тишину: кричать, жестикулировать, угрожать... бесполезно. Он даже приводил в класс директора, но как только директор покидал класс, грохот (139)
и хохот возобновлялись с новой силой. Он был очень мил однако, и мне даже было жалко его, я не понимал, почему мои товарищи были столь жестоки. Однажды я был настолько возмущен их поведением, что в его отсутствие я начал им говорить, что то, что они делали, не было шиком. Они были согласны, чтобы набраться немножко мудрости, поумнеть, и во время одного или двух дней все как будто улучшилось. Затем вновь начались суматоха и неразбериха. В действительности, надо сказать, что учитель сам манерой своего поведения провоцировал реакции учеников: из него как бы что-то исходило, вызывая шум и смех. Однажды он ушел из школы и был заменен маленьким добрым человечком, который входил в класс потихоньку, даже не глядя на нас. Но при каждом его появлении ученики тотчас же занимали свои места в молчании и больше не двигались; он клал свой журнал на стол и начинал урок очень спокойным тихим голосом. Никогда он не злился, никогда нам не угрожал и никогда нас не наказывал. Он прекрасно знал то, чему нас учил, он никогда не колебался, и мы все вынуждены были работать. И это меня очень удивило, а было мне в это время 15 или 16 лет. Этот маленький неказистый добрый человек внешне был совершенно незаметен, но остался навсегда в моей памяти. И не только потому (140)
что у него были знания -- это чувствовалось, но впечатляло также его присутствие: то, что как бы исходило от него и нам импонировало. В школах, университетах можно встретить подобных профессоров, которые немедленно, как бы даже ничего не делая, завоевывают симпатии учеников и студентов. Известны также случаи йогов, живущих в лесах Индии -- среди тигров, кобр, но те никогда не осмеливаются приблизиться к ним, чтобы принести им зло. Вследствие своей чистоты и добродетельности эти йоги обладают вибрациями, которые эти животные чувствуют и подчиняются им, тогда как на других они тотчас набрасываются, чтобы укусить или разорвать их. Образование становится все более и более необходимым и престижным, так как все знают, что благодаря образованию они смогут занять лучшее положение в обществе, занять более славные и более уважаемые места. Но в то же время пренебрегают воспитанием, потому что оно казалось бы не дает этих преимуществ. Тот, кто отдает предпочтение нравственным качествам, почти всегда вытесняется сметливыми, находчивыми и бессовестными. Впрочем, всегда труднее работать, чтобы улучшить свой характер, чем получить университетский диплом. Во всяком случае, здесь всегда кроется и ошибка родителей. Конечно, родители хотят (141)
иметь детей послушных, искренних, уважительных, честных, но еще больше им доставляет удовольствие, если их ребенок -- первый в классе, если он может отличиться, читая наизусть несколько поэм или участвуя в представлении спектакля. Для родителей главное -- это интеллектуальные качества их детей, а не нравственные; я это видел, я это констатировал. И позже, когда дети уже получают образование, когда они даже становятся эрудитами и находятся под влиянием некоторой философии, они обращаются против своих родителей, чтобы их критиковать и упрекать. И тогда бедные родители поражены: они стольким жертвовали, чтобы дать образование своим детям, и вот чему служит это образование: чтобы получше их уложить на лопатки! Вот почему я говорю всем, кто имеет детей: "Если вы хотите, чтобы образование, данное вашим детям, не обратилось однажды против вас, примите истины науки Посвящения, увеличивайте в вас самих свет, и вы сможете образовать дух ваших детей гораздо лучше, чем их профессора". Не надо, чтобы родители воображали, что они сделали главное для детей, обеспечив им образование. Нет, эта иллюзия может спровоцировать только войну между двумя поколениями, потому что в школах дети приобретут знание, (142)
от которого родители весьма далеки, и когда дети вернутся с дипломами и, если можно так сказать, чувством своего превосходства, тогда чего только не услышат родители! Они будут печальны и недовольны тем, как их дети неблагодарны, грубы. Но чья это ошибка? Самих родителей! Почему они ничего не сделали и сами не приобрели свет и такие добродетели, чтобы их дети, несмотря на все их знания, чувствовали, что их родители выше их? Да, это должно быть целью всех родителей: стать столь благородными, столь возвышенными, светлыми и сильными, чтобы их абсолютно невозможно было превзойти. Если. родители действительно хотят сохранить своих детей около себя, если они хотят, чтобы дети восхищались ими, любили и никогда их не покидали, надо подавать детям исключительный пример. Иначе, я вас предупреждаю: дети будут для вас потеряны. Рассчитывая только на простые решения, они становятся слабыми, уязвимыми, и однажды, когда перед ними предстанут проблемы, они рухнут. И какая от этого польза? Не надо дожидаться, когда это случится, надо размышлять и делать что-то для преодоления трудностей в тот момент, когда они перед вами предстанут. В настоящее время можно присутствовать при разного рода анормальных манифестациях (144)
по случаю преувеличения значения образования. Конечно, образование необходимо, но в Настоящее время просто убивают детей и студентов преувеличенным количеством бесполезных знаний. Впрочем, как только они закончили учебу и сдали экзамены, они стараются все побыстрее стереть из памяти. Зачем же копить столько знаний, зачем терять столько лет, если затем торопиться все это забыть и в то же время Ничего не знать из самого главного в жизни? А о самом главном я вам скажу, представляя теперь Манеру, в которой рассматривают проблему воспитания Посвященные. Посвященные знают, что человек сравним с Царством, жители которого -- его собственные Клеточки, с царством, в котором он -- король. К сожалению, в большинстве случаев мы имеем дело с королем, лишенным трона, так как он был свержен своим населением, потому что он не умел мудро управлять. Он не понял, что надо было бы воспитать свои клеточки, чтобы все они могли корректно выполнять свою задачу. Вместо того, чтобы соблюдать свою роль монарха, он был занят тем, что бегал в поисках разнообразных удовольствий, и ему совершенно не оставалось времени, чтобы снизойти до Нужд своего народа. В то время, как он отдавался своей бесполезной и даже преступной деятельности, его окружение, ничего этого не замечая, (144)
было в состоянии восхищения им, но его собственные клеточки выжидали только удобного случая, ибо он не мог спрятаться от них, и однажды они свергли своего недостойного правителя. Наши клеточки живые, разумные, и они наблюдают за нами, всегда связаны с нами: мы не можем убежать от их наблюдения. Малейшие наши ошибки, малейшие хитрости регистрируются в них и через некоторое время они следуют нашему примеру. Они говорят себе: "Пойдем, выпьем и поедим, займемся разрушениями: наш хозяин такой же, как мы, а мы такие же, как он!" Вот что не знают люди: наши клеточки следуют нашему примеру. Прежде чем заниматься воспитанием других, каждый должен быть педагогом у своих собственных клеточек, зная, что народ, которому король дает плохой пример, имитирует его, а затем и свергнет его, тогда как, если король дает пример доброты, благородства, честности, имитирующие его клеточки делают все, чтобы его поддержать, становятся столь послушными, столь излучающими, что это излучение проявляется даже вовне. Это излучение, эти эманации действует на людей, на животных и даже на растения. То, что человек создал внутренне своей работой, своими медитациями, своей чистотой, (145)
отражается прежде всего внутренне: на его собственных клеточках, и только потом эти создания выходят из него, чтобы влиять на других. Если вы не знаете этого закона, вы никогда не достигнете никаких истинных реализации, так как прежде всего внутренне что-то должно быть создано и организовано, чтобы конкретизироваться затем на физическом плане. Не думайте, что только другим вы даете хороший или плохой пример. Нет, вы его даете прежде всего вашим клеточкам, и когда они видят, что вы живете анархично, они тоже проявляют себя в анархическом беспорядке, и невозможно заставить их подчиняться. В тот момент, когда вы хотите ими управлять, они вас не слушают, и вы перестаете владеть вашей чувственностью, злобой, вашим обжорством..., тогда как, если вы преуспели в том, чтобы достигнуть доверия ваших клеточек, вы можете проявлять большую власть над ними: если вам приходится быть в плохом состоянии духа, то через несколько минут концентрации они вам уже подчиняются, и вы возвращаете себе покой и свет. Следовательно, если вплоть до сегодняшнего дня вы дали досадный пример вашим клеточкам, то отныне надо показывать им свое лучшее поведение, лучшую манеру приспосабливаться к жизни, и клеточки примут эти изменения во внимание и опять они будут вас имитировать. (146)
Сначала, конечно, ваше новое поведение не покажется вам самим столь естественным, но мало-помалу оно станет таким, и вы будете беспрестанно поддерживаемы и подталкиваемы в одном и том же направлении. Когда человек, поработавший прежде таким образом над своими собственными детьми внутри себя, должен затем воспитывать других детей или даже взрослых мужчин и женщин вовне, в нем нет пустоты: наоборот, он наполнен, могуч, он вибрирует, и все чувствуют, что он настоящий педагог, что в нем есть целостность, единство, что он не делает только вид. Потому что внутри него все обитатели поддерживают его и придают ему силы. Вот почему его присутствие всегда волшебно; что бы он ни говорил, он получает результаты, потому что все его существо привыкло работать в этом направлении. Он не разделен: внешне -- одно, внутренне -- все наоборот. Надо достигнуть такой целостности, такого единства: каким вы кажетесь внешне, таким вы должны быть и внутренне. В этот момент вы становитесь очень сильным как педагог, как воспитатель. Это истинная магическая сила, потому что все клеточки человека в этот момент выделяют нечто истинное. Иначе только говорящая часть человека выдает несколько лучей истины, а остальная часть кричит: " Нет, нет, нет -- это фальшь!" (147)
Именно в истине, в единении находится настоящая магия. Магия всегда подразумевает единение всех сил, всех энергий; в распадении, распылении нет никакой магии. Но когда я говорю о магии, надо меня понимать правильно: я не занимаюсь магией -- я не читаю книг по магии или колдовству. Уже очень давно я их листал, чтобы почерпнуть какую-то идею, у меня нет времени, чтобы тратить на эти чтения. Для меня вся вселенная, вся жизнь -- это магия: истинная волшебная раскрытая перед всеми книга именно в жизни, но никто не умеет ее читать. В действительности существует три типа воспитателей: тех, кто требуют от своих детей, учеников уважения некоторых правил, в то же время показывая, что сами они им не подчиняются; тех, кто действительно дают другим примеры собственных любви и тщеславия, чтобы сохранить свой престиж, но по секрету позволяют себе много нарушений, и, наконец, третий тип воспитателей -- это Посвященные, истинные педагоги, которые не раздваиваются: что говорят и что желают -- это абсолютно их суть, их тело, их квинтэссенция. Надо этого достичь. Вот почему я вам скажу, что для меня самый великий педагог - это Солнце. Да, это мой учитель. Оно мне говорит: "Верь мне, все эти так называемые педагоги ничего не знают из истинной (148)
педагогики. Они не знают, что, чтобы подогреть других -- надо быть теплым, чтобы осветить других -- надо быть светящимся, чтобы оживить других -- надо быть живым существом. Воспитатели хотят преподать молодым поколениям нравственные качества, которыми сами не обладают и не могут служить их примером. И как же ты хочешь, чтобы молодежь не возмущалась, не бунтовала. Это нормально, что они больше не слушаются". Да, вот что мне говорит Солнце. Настоящий педагог должен излучать качества, которым он хочет научить. Надо, чтобы из него исходило нечто стимулирующее, заражающее других, чему невозможно сопротивляться! Настоящий поэт, настоящий музыкант подталкивает других стать поэтами и музыкантами. Настоящий носитель любви делает других полными любви, отважный генерал, полный смелости, влияет на солдат: они бросаются в атаку и приносят победу. Вообразите труса, боязливого, который кричит: "Вперед!" трясущимся голосом. Никто за ним не последует. Воспитатели говорят: "Надо быть хорошими, добрыми, надо быть честными, надо быть..." Но таковы ли они сами? Тогда как же вы хотите, чтобы молодые поколения были ими увлечены? Современное воспитание остается поверхностным, периферийным. Итак, настоящая педагогика (149)
-- это центристская педагогика. Если внутренне вы благородны, честны и справедливы, то, даже ничего не говоря, вы сделаете других вокруг вас благородными, справедливыми и честными. Подавать пример -- в этом всем магическое могущество педагогики, и сколько бы я это ни повторял -- этого будет недостаточно. Все остальное -- только забавы, вздор. Знают, читают, пишут, объясняют, создают теории и неспособны подать пример. Нет, я больше не читаю книг по педагогике. Их слишком много и они противоречивы. Если вы зададите мне вопросы по манерам воспитания в различных странах, по различным новым системам с современными тенденциями, я вам скажу, что я ничего из этого не знаю. Вся моя воля, вся моя энергия сконцентрированы на единственной идее: как достичь того, чтобы стать примером, моделью. И это все. (150)
Если в конце учебного года учителя, профессора столь усталые, то не потому, что заниматься детьми -- это истощающая работа, а потому, что очень часто они занимаются своей профессией как наемники: для них прежде всего -- это средство заработка на жизнь. И занимают их совсем не дети, и они стараются всегда закончить свою работу возможно побыстрее, и никогда не осознают величие их миссии: работать над душой всех этих ребят, доверенных им Небом. У детей много недостатков -- это ясно. Но с тех пор как вы взяли на себя обязанность быть воспитателем, вы вынуждены думать о будущем этих детей, быть внимательным, любить их. Поскольку дети чувствительны к любви и нежности, то через некоторое время они меняются. Когда я был еще в Болгарии, около 50 лет тому назад, я был знаком с одной очень пожилой женщиной, которая к концу своей жизни решила научиться читать и писать. Она не (151)
умела этого в своей молодости, и вот в возрасте 70 лет она попросила допустить ее в школу. Это было в очень маленькой деревушке и учитель согласился. Но вы можете себе вообразить... реакцию детей при появлении этой старой женщины, сидевшей как и они, за партой. Они насмехались над ней, они делали ей неприятности. А она не только не сердилась никогда на них, она их еще ласкала, обнимала, целовала, приносила им маленькие подарки. И вот через некоторое время дети больше не смеялись над ней, они ее уже обожали. Однажды, когда она простудилась и не смогла прийти в школу, дети отправились к ней, чтобы умолять ее побыстрее вылечиться и вернуться. Они не хотели учиться, если ее не было рядом с ними. Чтобы суметь произвести подобный эффект на детей, надо обладать большой любовью и большим терпением. В истории известны исключительные воспитатели, как Песталоцци, который не был столь уж образован, но благодаря силе любви он имел большие успехи в работе с трудными детьми; но это редкий случай. Я понимаю, какая грандиозная задача -- воспитывать детей, и я могу только сказать, как я это делаю: в Болгарии, где я был учителем а затем директором колледжа, я видел результаты, какие приносят любовь и терпение при работе с детьми. В результате того, что дети обо мне рассказывали, (152)
их родители приходили меня поблагодарить, приносили мне подарки, с которыми я даже не знал, что делать! И когда я уезжал во Францию, все пришли меня провожать на вокзал и они плакали!... Я никогда не смогу этого забыть. И я часто думаю об этих детях, многие из которых, наверное, уже стали дедушками и бабушками! Если педагоги сознательно думают о том, как внедрить духовные элементы в сердце и душу ребенка и как затем эти элементы будут действовать, то вся жизнь этих детей будет напоминать об этих педагогах, работавших ради них. При современном состоянии в школах дети даже не вспоминают своих учителей и своих профессоров, а если и вспоминают через несколько лет, то почти всегда чтобы посмеяться над ними и позлословить на их счет. Работа педагогов, следовательно, не имела никакого смысла, ибо не содержала ни света, ни сознания, ни любви. Когда любят детей, то не устают, потому что нервная система остается нетронутой. Но уберите любовь, уберите терпение, уберите веру в то, что вы преуспеете, что вы приобретете друзей, которые всю жизнь будут вас вспоминать -- и вы пропали. Особенно, когда дети еще очень маленькие, то, любя их, вы привлечете на свою сторону их ангелов-хранителей. Каждый (153)
ребенок имеет своего ангела-хранителя, занимающегося им, наблюдающего за ним, желающего его воспитать; но часто он встречает большие трудности, потому что этот ребенок подвержен другим влияниям. Ангел-хранитель наблюдает за ним, заботится о нем, но он не может сделать все. Вот почему он так счастлив, когда видит кого-то, кто помогает ребенку, и он его вознаграждает. Итак, вашей хорошей работой вы не только привлекаете детей и родителей на свою сторону, потому что дети все рассказывают своим родителям о своих учителях и профессорах, но вы привлекаете на свою сторону и ангела-хранителя детей. Разве не стоит делать подобные усилия, вместо того, чтобы думать о том, как бы поскорее избавиться от детей? В этом случае лучше не быть педагогом -- надо менять свою профессию. Итак, есть методы, которые надо знать, чтобы работать с детьми. Иначе, лучше не думать о детях -- думайте о себе. Чтобы не оказаться при работе с детьми изнуренным, потерпевшим крушение -- старайтесь быть более спокойным, более терпеливым, более внимательным, и вы сэкономите много энергии. Иначе вы будете всегда нервным, всегда напряженным, и кончите тем, что заболеете, Много учителей и профессоров проводят свое время, ругая детей, потому что им не удается (154)
их изменить. Но какими совершенствами обладают они сами, чтобы иметь возможности изменить детей. Большинство педагогов столь ординарны, столь посредственны, как могут они претендовать на успехи в воспитании детей. Это же не их призвание. Некоторые созданы, чтобы быть мясниками. А они желают стать воспитателями! Они никогда не задумывались, что задача педагогов заключается в том, чтобы работать над душой и духом детей и могуществом любви внедрить в них нечто божественное. В каких университетах учат будущих педагогов могуществу любви..., тому, что именно любовь преобразует, воспитывает, улучшает? Я всегда говорил, что наилучшая профессия, самая благородная профессия -- это профессия воспитателя-педагога. Очевидно, не все с этим согласны. Большинство совсем не принимает во внимание эту профессию. Быть физиком, адвокатом, врачом -- это стоит труда. Тогда как учителей и даже профессоров немножко презирают. Заниматься детьми -- что это такое? Почти ничего. А вот как раз эта профессия самая важная, самая значительная. Воспитывать детей -- это божественная работа! Вот почему я всегда говорил, что придет эпоха, когда психология и педагогика, которые пока еще не в фаворе, будут на первом месте. И этот момент приближается. (155)
Я слышу, что все более и более начинают обращаться к этой проблеме: человек, его психология, его воспитание. Потому что дают себе отчет в том, что невозможно обеспечить ни успеха, ни стабильного счастья для человечества, пока эта проблема не поставлена на первое место. Вскоре все будут говорить только об этом. Надо только почувствовать, что изменения необходимы и уметь реально принести все эти изменения. Посмотрите, что происходит в политике. Все говорят об изменениях: надо изменить это, надо изменить то. Легко говорить об изменениях, но когда вы не подготовлены к тому, чтобы их осуществлять, тогда все разговоры вокруг и около -- это только насмешка, это гротеск. Чтобы взять на себя ответственность стать педагогом, недостаточно проучиться три или четыре года в университете. Надо всю свою жизнь и даже многие жизни учиться педагогике. Так как секрет ее находится в науке Посвящения. Это внутри -- в сердце, в душе, в духе -- надо обладать педагогическим элементом. Этот вибрирующий, что-то излучающий элемент, влияют на других и эти другие, даже если вы не открываете рта, имеют желание вас имитировать. Они дают себе отчет в том, что в вас есть что-то светящееся, какая-то теплота, что-то живое, и этот свет, эта теплота, эта жизнь помогают (156)
им лучше понимать то, что вы хотите им объяснить. Впрочем, не выставляя напоказ знания, можно воздействовать на людей. Знания, безусловно, могучее средство: можно заставить людей очень многое понять с помощью хороших аргументов, но этого недостаточно: они могут хорошо понять, но не сдвинутся с места. Только любовь, призвание, вера являются стимулирующими и вдохновляющими силами. Это живые силы. Любовь и вера -- вот истинное могущество! Перед трудностями жизни тот, кто обладает только интеллектуальными знаниями и ничем другим, оказывается колеблющимся, слабым, боязливым, тогда как тот, кто обладает любовью и верой, даже если он чего-то значительного не знает, продолжает двигаться вперед, подниматься, преодолевать все препятствия. Сказано в Евангелиях: "Если бы вы обладали большой верой, как горчичное зерно, вы могли бы сказать горе: переместись, и она бы переместилась". Очевидно, это надо понимать символически. Иисус никогда не хотел, чтобы люди перемещали горы со своего места! Горы очень хорошо расположены там, где они есть, и не пытайтесь перемещать их в другие места, оставьте их в покое. Природа разместила их с большой мудростью, чтобы они передавали, направляли (157)
потоки радиации. Горы, о которых говорит Иисус -- это другое горы, размещенные в разуме, в сердце, в воле. Этими горами темноты, эгоизма, лени пренебрегают, и хотят атаковать красивые невинные горы, созданные Господом. Разве Иисус перемещал горы? Нет, он не занимался подобным, а перемещал горы, царства и континенты в голове, в сердце существ: он перевернул всю землю. Поймите меня хорошо сегодня: недостаточно собирать, аккумулировать в себе знания, надо работать над любовью, верой, смелостью, иначе вы останетесь слабыми. Вы будете как тот, кто проводит все свое время в библиотеках и столько погружен в книги, что забывает даже поесть: он читает, читает, читает..., становится жалким, бледным, безжизненным, и через некоторое время он будет вынужден все бросить, даже чтение. Если вы предпочитаете иметь книжные знания, то продолжайте, но вы высушитесь, вы не будете излучать ни любви, ни добра: встречается только холодный и сухой интеллект, который дискутирует, критикует, препарирует, но неспособен уйти от беспорядка в себе. Это часто случается со студентами в области философии. Когда они кончают свою учебу в университете, они оказываются полностью дезориентированными всеми этими причудливыми (158)
и противоречивыми идеями и системами, которые они изучили. И это нормально, ибо изучение философии вам дает все, кроме истинной философии. Вам представляют все человеческие выверты и измышления всех веков и всех стран. Но эти философские претензии часто создаются достаточно ординарными людьми, которые рассматривали все эти проблемы через свой ограниченный интеллект. Исключением являются лишь те, кто обладал истинными знаниями высшего мира. Я вам о них говорил в своих лекциях о египетских Посвящениях (Полное Собрание Сочинений, т.ХХХ, глава YIII, первая часть). Мыслители, которых заставляют изучать молодежь, выбивают ее из колеи, лишают способности отличать истину от лжи и убивают в ней веру. Что можно делать с молодежью, ни во что больше не верующей и живущей в беспорядке? Разве в этом цель философии? Какой интерес в том, чтобы знать, что думал о том или другом тот или иной заблуждающийся? Надо дать молодым единственную правдивую философию, содержащуюся в великой книге живой природы. Но профессора сами не знают ее, и они представляют студентам смесь ошибочных идей и правды. Немного правды и много фальши. Надо знать: если мы будем продолжать обучать студентов в такой (159)
манере, то мы приготовим волны анархии и самоубийств. Итак, поймите отныне, что настоящая философия -- это та, которую дает вам жизнь, любовь и вера. Старайтесь ее не покидать. Чтобы не бросаться бездумно в умственные выверты, которые ничего не принесут вам хорошего. Доказательство тому, что вы не становитесь ни более сильными, ни более светлыми, так как вы не едите жизнь и не пьете свет. Вы довольствуетесь маленькими поверхностными деталями, вместо того чтобы работать в глубину. Наконец, каждый свободен делать то, что он хочет, но я заранее знаю, какие будут результаты, в зависимости от того, будете ли вы питаться настоящей жизнью, или вы проведете ваше время, углубившись в книги. До настоящего времени вы не видели правильно разницу, существующую между проблемой питания и чтения. Я не читаю разных книг -- у меня нет на это времени, я читаю только книгу живой природы, и я также уверенно читаю на ваших лицах и в ваших сердцах. Но особенно я читаю на солнце: это книга, которую я читаю каждый день. Каждый день оно мне дает новые откровения и время от времени я вам их передаю. Вы также позже будете читать поменьше книг, потому что вы, надеюсь, научитесь читать и поймете книгу живой природы. (160)
Утром вы начинаете день с маленького завтрака, чтобы иметь силы и выполнять ваши задачи. Если вы собираетесь провести ваш день в библиотеке, а предварительно не поели, вы будете сонными и ничего не поймете из того, что вы прочитали. Чтобы работать, надо иметь силы. Чтобы иметь силы, надо есть. Все это знают. И почему тогда не понять, что тот же самый закон существует и в духовной сфере? Итак, научитесь искать духовную, живую, свежую пищу и поглощайте ее, как вы поглощаете лучи утреннего солнца. Вы нуждаетесь в чистой пище, приходящей из источника, который и есть сама жизнь: пище простой, могущественной, освещающей, утоляющей жажду и воскрешающей! Именно эту пищу вы получаете здесь. Впрочем, я часто это вам говорил: здесь не университет, здесь -- ресторан. Итак, радуйтесь, потому что, даже если вы ничему здесь не учитесь, вы по крайней мере приобретаете порыв, энтузиазм, жизнь, а это -- главное. Вы должны прежде всего быть живым, а затем отправляйтесь изучать все, что вы хотите! (161) Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.074 сек.) |