|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
НУМИНОЗНЫЕ ГИМНЫ
(Момент нуминозного III)
Различие только между «рациональным» прославлением божества и прославлением, передающим иррациональное чувство нуминозного, момент «tremendum mysterium», становится заметным при сравнении следующих поэтических произведений. Геллерт мощно и красочно воспевает «Славу Господню в природе»: Небеса поют вечную славу, Звон их множит имя Твое. Здесь все ясно, рационально, полно веры, вплоть до заключительных строф: Я — твой творец. Я — мудрость, благо. Я — Бог порядка и спасенья твоего. Я есмь! Возлюби меня всей душою И соучаствуй в милосердии моем. Гимн этот прекрасен, но «Слава Господня» затронута здесь лишь отчасти. Не хватает момента, который -54- сразу ощущается, стоит нам сравнить этот гимн с гимном о «величии Бога», написанным поколением раньше и принадлежащим Э. Ланге: Пред Тобою содрогается хор ангелов, Они опускают глаза и склоняют лики, Столь страшным предстаешь Ты пред ними — Об этом звучат их песни. Тварь содрогается Перед Твоим присутствием, Наполняющим весь мир. И этот внешний облик Неизменного духа Есть образ, коим Ты себя скрываешь. Хвалу тебе вечно поют Херувимы и Серафимы. Перед Тобой в благоговении коленопреклоняется Седая толпа старцев. Ибо Твои мощь и слава, Царствие и святыня, Охватывают меня ужасом. У Тебя величие, Которое все превосходит, И Ты свят, свят, свят1. Здесь сказано больше, чем у Геллерта. Но даже здесь чего-то все-таки недостает. А именно, того, что мы находим в пении серафимов в Jes.6. Вопреки своему «оцепенению», Ланге составляет десяток длинных строф, а у ангелов — два сжатых стиха. Он непрестанно обращается 1См.: Bartels A. Ein feste Burg ist unser Gott. Deutsch-christliches Dichterbuch. S. 274. -55- к Богу на «Ты», а ангелы говорят о Яхве в третьем лице2. Чрезвычайно богата нуминозными гимнами и молитвами литургия Йом Кипура — великого праздника примирения иудеев. В нем часто повторяется «трижды свят» из Jes.6 и содержится чудесная молитва Ubeken ten pachdeka: «Пусть же придет, JHWH, Бог наш, страх Твой на все творения твои и благоговейная боязнь (emateka!) пред тобою на все, Тобою сотворенное, да страшатся Тебя все творения Твои и сгибаются пред Тобой все существа, и да возжелают они Завета, дабы от чистого сердца вершить волю Твою, насколько мы ее познаем, JHWH, Бог наш, да будет Царствие Твое, власть в руке Твоей и сила Твоей справедливости и имя Твое на всем, что Ты создал». Или вот такие слова из Qadosch atta: Свят Ты и страшно (пога) имя Твое. Нет Бога кроме Тебя, как то написано: «И возвышен JHWH Саваоф в суде и священен в правосудии святой Бог. 2Действительно, нельзя все время «тыкать» Всевышнему. Св. Тереса обращается к Богу «Ew. Majestat» («Вашей Милостью»), а французы охотно используют для этого Vous. Очень близко подходит к tremendum mysterium нуминозного Гете, когда 31 декабря 1823 г. говорит Эккерману: «Люди обходятся с ним так, словно непостижимое и невообразимое высшее существо принадлежит к им подобным. Разве иначе они говорили бы: господь бог, боже милостивый, господи, боже мой... Будь им понятно его величие, они бы умолкли, из благоговения не осмелились бы называть его по имени» (Эккерман И. П. Разговоры с Гёте. М., 1981. С. 463-464). -56- Отзвук этого слышен в великолепных песнопениях «Йигдаль Элохим Хай» и «Адон» («olam»), равно как и во многих частях «Царской короны» Соломона бен Иегуды Гебироля, подобных, например, «Нифлаиму»: Чудесны дела Твои, Это познает и знает моя душа Твои, о Господи, власть и величие, Блеск, и слава, и награда Власть Твоя надо всем Царствие и честь. Твари небесные и морские показывают, что Ты пребудешь, Когда они тонут в пустоте. Твоя это сила, тайна которой Утомляет мысль, Ибо Ты могущественнее, Чем ее пределы. Сокровенны мощь, Тайна и первооснова. Твое — всемогущество и изобилие. Твое имя, хранимое мужами света, И сила, удерживающая мир над ничто. Сокрытое откроется в день судный. И трон Твой, высящийся над всякой высотой, И полное тайн обиталище в эфире, Твое бытие, свет коего пронизывает все живое, О коем мы говорим, что ткем лишь в его тени. Или как сказано в Atta nimsssa: Ты еси! Ни слух ушей, ни свет очей -57- Тебя не достигают. Никакие Как, Почему и Где Не пристают к тебе как знаки. Ты еси! Тайна Твоя сокровенна, Кто мог бы ее измерить! Так глубоко, так глубоко Кто мог бы ее найти!3
3Из: Sachs М. Festgebete der Israeliten. 3.Teil. 15 Aufl. Breslau, 1898. -58- Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |