|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Устройство крепостиКрепость (цитадель) Эребуни имела треугольную форму и занимала вершину холма Арин-Берд высотой около 65 метров. При строительстве крепости верхушка холма была искусственно выровнена. Общая площадь цитадели составляла около 8 гектаров. Фундамент крепости был сооружён из базальтовых глыб, сложенных на выровненную скалу, составляющую основу холма. Единственный подъезд к крепости располагался у её юго-восточной части, остальные склоны Арин-Берда слишком круты. Здесь и находились главные ворота крепости, в фундаменте которых в 1958 году была обнаружена надпись Аргишти I об основании Эребуни[3]. Внешняя крепостная стена состояла из сложенного из базальтовых камней (иногда в качестве камней фундамента использовался также туф) цоколя высотой 2 метра и стены, сложенной из кирпича-сырца, высотой около 7 метров. Крепостная стена была усилена через каждые 8 метров контрфорсами пятиметровой ширины. В некоторых местах общая высота стен достигала 12 метров. Для скрепления камней и сырцового кирпича использовался глиняный раствор. Вокруг крепостных стен с внешней стороны была сделана отмостка, дополнительно укрепляющая фундамент и позволяющая охранникам делать обходы крепости»
абличка была найдена в 1950-м году, примерный перевод гласит:
«Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, эту могущественную крепость построил; установил её имя Эребуни для могущества страны Биайни и для устрашения вражеской страны. Земля была пустынной, могучие дела я тут совершил. Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, царь могущественный, царь страны Биайни, правитель города Тушпы.» Взято отсюда.
Как известно из клинописных табличек Аргишти I и его летописи, сохранившейся в столице Урарту — Тушпе, Эребуни был основан в 782 году до н. э. В этот период Урарту переживало свой расцвет и являлось самым могущественным государством Передней Азии. Аргишти I был озабочен расширением границ своего государства и укреплением экономического благополучия.Араратская долина при искусственном орошении, которым в совершенстве владели урарты, имела крайне благоприятные условия для сельского хозяйства, и поэтому являла собой привлекательную территорию для урартской экспансии. Местное население (по летописям — страна Аза) оказывало урартам сопротивление, и в качестве опорного пункта для дальнейшей экспансии Аргишти I основал новый город-крепость Эребуни.
Храм бога Халди и храм «Суси» - жемчужины крепости Эребуни! Такой стиль – перисти?ль был очень распространен в Древнем Риме и Греции, Египте и Персии. По своей сути, это открытое пространство, как правило, двор, сад или площадь, окружённое с четырёх сторон крытой колоннадой. Основания колонн на переднем плане – остатки персидского большого зала – ападаны.
Храм бога Халди в Эребуни примечателен тем, что является самой крупной хотя бы частично сохранившейся урартской храмовой постройкой. Храм бога Халди был заложен Аргишти I, о чём свидетельствует обнаруженная в 1968 году частично сохранившаяся клинописная табличка. Храм состоял из четырёх частей: подсобной комнаты 7,2? 7,2 м, большого зала 7,2? 37,0 м, квадратной башни с лестницей и перистильного П-образного двора. Пол большого зала в отличие от других помещений был выложен из деревянных дощечек, напоминающих паркет. Перистильный двор храма – уникальное для урартской архитектуры сооружение, хотя типичное для архитектуры других древневосточных культур. Крышу двора поддерживали 12 колонн, под полом, вымощенным мелким булыжником, была обустроена система отвода сточных вод. Башня с лестницей отдаленно напоминала небольшой месопотамский зиккурат, весь храм был ориентирован по диагонали к сторонам света, что также согласуется с месопотамской традицией. Стены храма были расписаны настенными рисунками, преимущественно на голубом фоне. В ахеменидский период половина храма богу Халди использовалась для хозяйственных нужд, а другая половина стала частью крупной ападаны.
>Храм «Суси» представляет собой прямоугольное помещение с внутренними размерами 5,05 * 8,08 м, внешними 10,00 * 13,45 м, площадью 40 кв. метров, и был, очевидно, предназначен лишь для небольшого числа посетителей. Храм был расположен строго по диагоналям к сторонам света, что характерно для храмов Месопотамии. В глубине помещения размещался жертвенник. Освещался храм через верхнее отверстие, которое также использовалось для отвода дыма от жертвенного костра. Внутренние стены храма были украшены настенными росписями. В храме был один дверной проём, по обеим сторонам которого остались клинописные надписи царя Аргишти I о закладке сооружения. Фундамент храма выполнен из более крупных и тщательнее вытесанных блоков, чем другие фундаменты Эребуни, что архитектурно сближает его с урартскими крепостями на северном берегу озера Ван. В связи с этим учёные предполагают, что храм, возможно, сооружался при помощи неурартского населения Эребуни (либо, более вероятно, при помощи переселенцев из страны Хати, либо при участии местного населения страны «Аза»). В ахеменидский период храм был также перестроен в персидский храм».
В 1936 г. археологическая экспедиция Комитета охраны исторических памятников Армянской ССР впервые провела разведочные работы около холма Кармир-Блур (юго-западная окраина Еревана), где случайно был найден обломок камня с остатками клинописи, сохранившей имя урартского царя Русы, сына Аргишти (VII в. до н. э.). 25 лет назад, в 1939 г. здесь начались систематические раскопки, которые проводит экспедиция Академии наук Армянской ССР при участии Государственного Эрмитажа и Института истории материальной культуры (ныне Институт археологии) АН СССР. За 22 археологических сезона (в 1942-1944 гг. работы были прерваны) почти полностью исследована цитадель, находящаяся на холме Кармир-Блур, и раскопаны значительные участки древнего города, располагавшегося у подножья холма с юга и запада. Цитадель представляет собою громадное сооружение с обширным двором, площадью около 4 га (рис. 29). Стены ее сложены из крупных сырцовых кирпичей на каменном цоколе и толщина их достигает иногда до 3,5 м, а высота от 4 до 7 м. Первый этаж цитадели, полностью сохранившийся содержал около 140 помещений разного назначения и разных размеров, от небольших кладовых, где складывались глиняные кувшины, до обширных винных погребов. Кроме кладовых, в цитадели находились также мастерские по изготовлению кунжутного масла, пивоварня, мелкие ремесленные мастерские, в частности, ткацкая и для обработки кости. Обнаружены также кладовые для зерна, общей емкостью не менее 750 г. Кладовые для вина хранили около 4000 дл вина разных сортов. Тейшебаини, названный по имени бога войны Тейшебы, был крупным урартским административно-хозяйственным центром, сменившим в VII в. до н. э. прежние центры Эребуни и Аргиштихинили, находившиеся также в стране Аза.. Город был окружен полями, садами и виноградниками, о чем рассказывает надпись Русы, сына Аргишти, вырезанная на каменной стеле, некогда стоявшей напротив города, на правом берегу р. Раскопки цитадели дали громадный материал, характеризующий хозяйство Тейшебаини - земледелие и скотоводство. В ее кладовых обнаружены запасы зерна (пшеница, ячмень, просо, кунжут), остатки плодов (сливы, виноград различных сортов, яблоки, айва, вишня, гранат). Найдены также целые костяки животных (крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, ослов, кошки и др.), погибших в пожаре, возникшем при штурме крепости. В Тейшебаини хранился и архив документов, состоящий из глиняных табличек, покрытых клинописью и иногда скрепленных еще печатью, носящей имя урартского царя или чиновника из центра Урарту. В дни гибели крепости архив был растащен, и в разных местах цитадели было найдено шесть полных документов и пять обломков. Из них только одна табличка относилась к хозяйственному архиву, а остальные документы представляли собою распоряжения урартского царя, присланные из столицы. Раскопки Кармир-Блура дали громадное количество предметов, характеризующих культуру Урартского государства. Это глиняные и бронзовые сосуды, различные бронзовые и железные изделия, каменные, деревянные и костяные предметы, обрывки тканей, золотые и серебряные украшения. Из бронзовой скульптуры выделяются фигура бога Тейшебы, служившая навершием военного штандарта, и головка коня, украшавшая дышло колесницы. Без преувеличения можно сказать, что в развалинах Тейшебаини открыт богатейший музей урартских древностей, позволяющих обрисовать различные стороны культуры древнего государства и дать представление о памятниках его искусства. На одном из камней цокольной части храма, найденном отдельно в 1961 г. в южной части цитадели, встречается упоминание священного оружия в связи с «воротами бога Халди» (рис. 30). По-видимому, этот текст, полностью не дошедший, рассказывал именно о перенесении в Тейшебаини из Эребуни бронзовых предметов вооружения с посвятительными надписями богу Халди, найденных в цитадели. Раскопки Эребуни (Арин-берд), начавшиеся в 1950 г., открыли остатки дворцовых, храмовых и хозяйственных сооружений, обнаружили большое количество строительных надписей, [75] но дали совершенно незначительный археологический материал. В VII в. до н. э. Эребуни опустел и содержимое из его кладовых было перевезено в новый центр, в Тейшебаини. Раскопки Кармир-Блура обнаружили много предметов, характеризующих связи древних урартских центров Закавказья со странами древнего Востока. Найдены превосходные образцы ассирийских цилиндрических печатей, среди которых выделяется сердоликовая печать времени Саргонидов с изображением царя, охотящегося с колесницы на диких быков (рис. 31, а). Многие фаянсовые печати и пронизки, найденные на Кармир-Блуре, имеют полные аналогии в материалах из раскопок ассирийской столицы — города Ашура. Вероятно, часть бронзовых чаш-фиал из Тейшебаини также окажется ассирийского происхождения. О связях со странами Малой Азии и со Среднеземноморьем урартского центра Закавказья свидетельствует серебряный кувшин с пальметкой под ручкой и иероглифической надписью, повторяющей надпись на одной из бронзовых чаш, а также золотые серьги в форме калачика, украшенные зернью. Геометрическая роспись по белому фону, имеющаяся на одном из сосудов в форме аска, вероятно, должна быть сопоставлена с росписью именно малоазийской керамики. Обломок фаянсового фигурного сосуда с поливой, изображавшего сидящую женщину, ближайшие аналогии находит на о-ве Родос. Из Египта или же из северной Сирии могли быть доставлены фаянсовая статуэтка-амулет, изображающая богиню Сохмет, и скарабеоиды с египетскими иероглифическими знаками. Детальное изучение каменных бус расширит наше представление о широких связях урартских центров со странами древнего Востока. В кладовых цитадели Тейшебаини оказались также и скифские предметы, не только скифов Северного Кавказа, но и Приднепровья. К последним относятся железные удила с костяными пластинчатыми псалиями, украшенными в верхней части головкой животного - барана или лошади (на кармир-блурских псалиях верхняя часть не сохранилась), - а внизу копытом. Скифскими следует признать полушаровидные фаянсовые бусы, украшенные рубчиками, и роговые пряжки для перекрестия ремней в виде головок барана, хорошо известные по Келермесским курганам. Наряду с плоскими урартскими наконечниками стрел (бронзовыми и железными), имеющими длинный черенок для насадки на древко, в кладовых Кармир-Блура было найдено большое количество бронзовых двуперых и трехгранных наконечников скифского типа. Нет сомнения, что скифы были в тесных сношениях с урартским закавказским центром Тейшебаини, через него осуществлялись связи скифов со странами Древнего Востока. Возможно, некоторые предметы скифского типа изготовлялись и в самом Тейшебаини. Около главных, южных ворот цитадели находилось помещение привратника, погибшее так же, как и вся крепость, в пожаре. Раскопки показали, что привратник занимался резьбой из рога. Были найдены распиленные рога оленя, заготовки для изделий и головка грифона в скифском стиле. Эта головка имела следы потертости от долгого употребления и поэтому не может рассматриваться как изделие костереза Тейшебаини, а, вероятнее всего, была моделью. На урартских предметах из Тейшебаини, в частности, на бронзовых поясах, встреченных и в других местах Закавказья, имеется много орнаментальных элементов, как, например, изображения характерных по стилизации священных деревьев, связывающих искусство одной группы изделий Саккызского клада (Зивийе) с группой памятников скифского искусства, представленных золотыми обкладками ножен акинаков из Келермесского и Мельгуновских курганов. Теперь уже невозможно изучать вопросы связей скифов со странами древнего Востока без учета кармир-блурского материала.[78] Раскопки Тейшебаини отчетливо обрисовывают картину его гибели в начале VI в. до н. э. (около 590-585 гг. до н. э.), когда центральная власть урартов уже пала под ударами мидян. Цитадель Тейшебаини была разрушена и сожжена при ночном штурме, произведенном не через главные, хорошо укрепленные ворота, а через боковые, северо-западные. Перед штурмом цитадель была обстреляна, и сырцовые кладки стен ее у северо-западных ворот сохранили бронзовые трехгранные наконечники стрел скифского типа. Можно с уверенностью предположить, что среди врагов урартов были и их прежние союзники скифы. Город был покинут, и защитники Тейшебаини заперлись в цитадели, устроив во дворе и в помещениях крепости свои временные жилища, где было обнаружено большое количество продовольствия. Именно в это время, по-видимому, защитники цитадели растащили имущество из кладовых, поделили его между собою и спрятали свои сокровища в разных местах, иногда заваливая их ветками и зерном, а иногда зарывая в земляной пол. Эти кучи запрятанных вещей носят следы дележа. Обнаруживается одна золотая серьга, половина серебряной гривы с золотой фигуркой льва на конце, части бронзовых котлов, некомплектные предметы конской сбруи. В таких кучах бывали и отдельные клинописные таблички архива. Защитники крепости, несомненно, рассчитывали после снятия осады забрать все эти вещи. На стене помещения, около зарытых в земляной пол щита и меча, была обнаружена метка в виде креста, нанесенная красной краской. Но судьба решила иначе. Крепость была взята штурмом и погибла в пожаре, рухнувшие перекрытия на долгие годы погребли под собою то, что не успело догореть. В кладовых юго-восточной части цитадели было обнаружено несколько обгорелых костяков людей и золотой браслет. От пожара сохранились остатки ткани, шерстяная пряжа, циновка, трава и даже цветок граната с тычинками и пестиком. Уцелели чашелистники, но лепестки, разумеется, опали (рис. 31, б). После гибели Тейшебаини жизнь в нем не возобновилась и холм Кармир-Блур, как и территория прилегавшего к нему города, был надолго заброшен. Но прежде оставленные урартские центры, как, например, Эребуни, не прекратили своего существования, и в Эребуни раскопки открыли хорошо сохранившиеся образцы постройки VI—IV вв. до н. э., которые включили в свой ансамбль старые урартские строения с клинообразными надписями урартских царей VIII в. до н. э.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |